Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4286/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. по делу N 33-4286/13


Судья Понамарева Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.
судей Ковалюк Л.Ю., Бредихиной С.Г.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца П. на решение Солтонского районного суда Алтайского края от 28 марта 2013 года по делу
по иску П. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании права на льготы.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., Судебная коллегия

установила:

П. обратилась в суд к МЧС России, ГУ Главалтайсоцзащита с иском о признании за ней права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; возложении на ответчика МЧС России обязанности выдать истцу удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в связи с получением суммарной эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв в период проживания в <адрес> с (дата) по (дата)
В обоснование заявленных требований П. указала, что в период с (дата) по (дата) она проживала в населенном пункте <адрес> Алтайского края. Данный населенный пункт входит в перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.02.1994 N 162-р. Согласно указанному перечню население данного населенного пункта, в котором проживала истец, получило вследствие ядерного испытания (дата) суммарную эффективную дозу облучения более 5 сЗв. В связи с этим истец обратилась в Главалтайсоцзащиту с заявлением о внесении сведений о ней в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Представление о выдаче удостоверения на имя П. было направлено письмом Главалтайсоцзащиты в МЧС России (дата). Однако до настоящего времени удовлетворение не выдано.
Решением Солтонского районного суда Алтайского края от 28 марта 2013 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение, указывая, что в 2009 году она была внесена в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне, однако до настоящего времени удостоверение не выдано.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что в период с (дата) по (дата). П. (до регистрации брака - М.) Л.А. проживала на территории <адрес> Алтайского края.
Порядок обеспечения мерами социальной поддержки граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конституционно-правовым смыслом, отраженным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 960-О-П, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что необходимым и основным условием предоставления гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной дозы облучения более 5 сЗв, что требует соответствующего документального подтверждения.
Статьей 5 Федерального закона N 2-ФЗ предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 162-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.
Согласно справке, выданной администрацией Рубцовского сельсовета от 29.11.2012, <адрес> и <адрес> являются одним и тем же населенным пунктом.
<адрес> в котором проживала истец в спорный период, включен в вышеуказанный Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, но обязательным условием является проживание на дату ядерного испытания (дата)
В соответствии с п. 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 634, определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При разрешении спора суд обоснованно принял во внимание, что вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки разрешается в зависимости от фактических обстоятельств, в том числе, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Основным условием предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных законом, является в данном случае получение истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), что требует соответствующего документального подтверждения.
В настоящее время в целях определения дозы облучения с 18.06.2012 создано Краевое государственное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем", которое наделено полномочиями по определению доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно экспертному заключению КГБУ "НИИ Региональных медико-экологических проблем" от (дата) *** установлено, что П. в период проживания с (дата) по (дата) на территории <адрес> Алтайского края могла получить суммарную дозу облучения не более 5 сЗв - <данные изъяты> сЗв. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений на территории указанного Рубцовского свеклосовхоза в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Оснований не доверять выводам экспертов у суда не имелось, поскольку экспертиза проведена комиссией в составе трех экспертов, имеющих высокую квалификацию и соответствующее образование в области медицины, членам экспертной комиссии были разъяснены процессуальные права, они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; экспертное заключение мотивировано, приведен расчет доз облучения, заключение изложено полно и обстоятельно, противоречий не содержит. Каких-либо доказательств опровергающих заключение экспертизы истцом не представлено.
Таким образом, допустимых доказательств, подтверждающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), истцом суду не представлено, что явилось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным, Судебная коллегия приходит к выводу, что судом в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Солтонского районного суда Алтайского края от 28 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)