Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N А72-2788/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N А72-2788/2012


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Вильданова Р.А.,
при участии представителя:
ответчика - Афанасьевой В.П. (доверенность от 09.01.2013 N 06),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2012 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А72-2788/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт", г. Ульяновск (ОГРН 1027301405097) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконными действий по отказу, выраженном в письме от 21.02.2012 N 956, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет и подготовить проект договора аренды земельного участка,

установил:

открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт" (далее - ОАО "Ульяновский речной порт", Общество) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества в Ульяновской области), которым просило:
- - признать незаконными действия ТУ Росимущества в Ульяновской области по отказу Обществу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:52, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Старый Белый Яр, ул. Речная, разрешенное использование - для размещения пристани, из земель населенных пунктов, площадью 2125 кв. м в аренду сроком на 49 лет;
- - обязать ТУ Росимущества в Ульяновской области принять решение о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:52, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Старый Белый Яр, ул. Речная, разрешенное использование - для размещения пристани, из земель населенных пунктов, площадью 2125 кв. м в аренду сроком на 49 лет;
- - обязать ТУ Росимущества в Ульяновской области подготовить проект договора аренды между Обществом и ТУ Росимущества в Ульяновской области земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:52, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Старый Белый Яр, ул. Речная, разрешенное использование - для размещения пристани, из земель населенных пунктов, площадью 2125 кв. м и направить его Обществу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Ульяновской области просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 отменить как не соответствующее нормам материального и процессуального права, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, государственным актом N УЛО-21-23-4, на основании решения от 22.08.1994 N 039 главы Старобелоярской сельской администрации, акционерному обществу открытого типа "Ульяновский речной порт" был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 0,28 га для размещения пристани.
12 мая 2005 года Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок общей площадью 2800 кв. м, кадастровый номер 73:21:300605:29, расположенный по адресу: Ульяновская область Чердаклинский район, с. Старый Белый Яр.
16 ноября 2011 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельных участках кадастровый номер 73:21:300605:51 и кадастровый номер 73:21:300605:52, образованных из земельного участка кадастровый номер 73:21:300605:29.
Свидетельством от 06.11.2009 серия 73 АТ N 956241 о государственной регистрации права (л.д. 39) подтверждено право собственности Общества на объект недвижимости, расположенный по адресу: Ульяновская область Чердаклинский район, с. Старый Белый Яр - пассажирский вокзал Белый Яр.
Земельный участок, на котором расположен принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимости, сформирован в установленном порядке, поставлен на кадастровый учет.
06 февраля 2012 года Общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в ТУ Росимущества в Ульяновской области с заявлением (л.д. 20) о предоставлении земельного участка кадастровый номер 73:21:300605:52 в аренду сроком на 49 лет и направлении Обществу проекта договора, приложив полный пакет документов, предусмотренный законодательством.
Письмом от 21.02.2012 N 856 ТУ Росимущества в Ульяновской области сообщило заявителю о том, что на формирование испрашиваемого земельного участка поручение либо согласие не давались. Передача участка в аренду до регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки не представляется возможной.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с вышеуказанными обстоятельствами.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Исключительное право на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Полномочия ответчика определены в Положении о ТУ Росимущества в Ульяновской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 73:21:300605:29, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исходили из того, что ответчик в установленный законом срок соответствующее решение не принял, в адрес заявителя проект договора аренды не направил.
Общество выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не препятствует реализации Обществом исключительного права, основанного на нормах статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и что оспариваемые действия ответчика противоречат вышеприведенным нормам и нарушают права и законные интересы заявителя.
Выводы суда коллегия находит нормативно обоснованными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам настоящего дела, правомерным удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 по делу N А72-2788/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.А.ВИЛЬДАНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)