Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2013 ПО ДЕЛУ N А61-2317/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу N А61-2317/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Марченко О.В., Егорченко И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.03.2013 по делу N А61-2317/2012 (судья Джиоев З.П.)
по иску администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500002556, ИНН 1510007380)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Демурову Борису Гургоковичу (ОГРНИП 307151013700020, ИНН 151001200256)
о взыскании 527 534 руб.,
при участии в судебном заседании представителя администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания - Хестановой А.К. (доверенность от 23.09.2013 N 3316), в отсутствие главы крестьянского (фермерского) хозяйства Демурова Бориса Гургоковича, извещенного о времени и месте судебного заседания,

установил:

администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация, истец) обратилась в арбитражный суд к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Демурову Борису Гургоковичу (далее - глава хозяйства, ответчик) с иском о взыскании 513 736 рублей задолженности и 13 798 рублей пени.
Иск мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка от 10.03.2010 N 49-10. Задолженность по арендной плате определена в соответствии с действовавшими в спорный период (с 01.07.2011 по 01.07.2012) нормативными актами Республики Северная Осетия - Алания. Неустойка рассчитана на основании пункта 5.2 договора аренды.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.03.2013 в удовлетворении иска отказано. Суд установил, что в связи с принятием постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.09.2010 N 255 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Северная Осетия - Алания, а также неразграниченные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Республики Северная Осетия - Алания" (далее - постановление от 13.09.2010 N 255) администрация предложила главе хозяйства внести изменения (путем подписания дополнительного соглашения) в заключенный ими договор аренды от 10.03.2010 N 49-10 земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 15:01:0402003:170 и 15:01:0402005:26. Суд установил, что расчет задолженности выполнен истцом на основании постановлений Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 18.10.2002 N 249 (в редакции от 25.02.2005) и от 13.09.2010 N 255. Вместе с тем, в договоре аренды от 10.03.2010 N 49-10 (приложение N 1) сторонами согласована иная методика определения размера арендной платы (с учетом базовой ставки). Направленное главе хозяйства дополнительное соглашение к договору аренды расценено судом как уведомление арендатора об изменении размера арендной платы. Одностороннее изменение арендодателем (администрацией) условий договора аренды является нарушением норм (статья 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации). Довод администрации об осуществлении в спорных отношениях публичных полномочий суд отклонил, указав на то, что в правоотношениях по использованию участка муниципальное образование выступает как хозяйствующий субъект. Доказательства заключения сторонами дополнительного соглашения к договору, изменяющего расчет (методику) арендной платы, в дело не представлены. Поскольку по расчетам согласно приложению N 1 к договору аренды у ответчика отсутствует задолженность по арендной плате за спорный период, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 решение от 27.03.2013 отменено. Исковые требования удовлетворены. С главы хозяйства в пользу администрации взыскано 513 736 рублей задолженности и 13 798 рублей пени. В доход федерального бюджета с главы хозяйства взыскана государственная пошлина по иску в размере 13 550 рублей 68 копеек и по апелляционной жалобе в размере 2 тыс. рублей. Апелляционный суд установил, что на основании постановления главы администрации от 08.04.2009 N 170-3 (с учетом постановления от 10.03.2010 N 91-3) главе хозяйства предоставлены в аренду сроком на 10 лет земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 15:01:0402003:170 и 15:01:0402005:26 общей площадью 500,254 га. Сторонами заключен договор аренды земельных участков от 10.03.2010 N 49-10. От подписания дополнительного соглашения к договору (с расчетом арендной платы в соответствии с постановлением от 13.09.2010 N 255) ответчик уклонился. Апелляционный суд исходил из того, что арендная плата за находящиеся в публичной собственности земельные участки является регулируемой (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Арендодатель вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, без дополнительного изменения договора (пункты 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"; далее - постановление от 17.11.2011 N 73). При проверке расчетов истца суд исходил из того, что задолженность рассчитана администрацией в соответствии с действовавшими в спорный период (с 01.07.2011 по 01.07.2012) нормативными актами Республики Северная Осетия - Алания (постановления от 13.09.2010 N 255, от 27.04.2012 N 115 и от 29.12.2011 N 358). Об изменении порядка расчета и размера арендной платы глава хозяйства уведомлялся (письма от 20.07.2011, от 26.12.2011, от 01.01.2012, соглашение от 01.11.2010). Поскольку истец подтвердил наличие просрочки ответчика в исполнении обязательства, требования о взыскании 513 736 рублей долга и 13 798 рублей пени суд признал обоснованными (статьи 330, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации). Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отнесена на ответчика.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.10.2013 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции указал на ошибочность вывода суда первой инстанции о незаконности одностороннего изменения арендодателем (администрацией) условий договора аренды, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 15:01:0402003:170 и 15:01:0402005:26, предоставленные главе хозяйства в аренду, находятся в публичной собственности и на основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование такими участками относится к категории регулируемых цен, что предопределяет право администрации требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. Вывод апелляционного суда о соответствии заявленной истцом к взысканию суммы задолженности положениям нормативных актов субъекта Российской Федерации также признан необоснованным как сделанный без оценки постановлений Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.09.2010 N 255 и от 27.04.2012 N 115 (утвержденные указанными актами значения кадастровой стоимости) на предмет соответствия Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила).
При новом рассмотрении дела представитель администрации поддержал ранее изложенную по делу позицию.
Глава хозяйства, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом указаний суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 25.10.2013, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.03.2013 по делу N А61-2317/2012 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы администрации от 08.04.2009 N 170-3 из земель фонда перераспределения Моздокского района главе хозяйства (как единственному претенденту) предоставлены в аренду (на 11 месяцев) земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 15:01:0402003:170 и 15:01:0402005:26 общей площадью 500,254 га (т. 1, л.д. 29).
Постановлением главы администрации от 10.03.2010 N 91-3 срок аренды земельных участков продлен на 20 лет (т. 1, л.д. 30).
10.03.2010 администрация (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор аренды земельных участков N 49-10 (т. 1, л.д. 9-11). По условиям договора арендатору переданы в аренду на срок по 09.03.2030 земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 15:01:0402003:170 (площадью 1 045 594 кв. м) и 15:01:0402005:26 (площадью 3 956 950 кв. м). Согласно пунктам 3.1 и 3.2 размер годовой арендной платы определен в размере 175 089 рублей; арендная плата вносится арендатором ежемесячно (до 25 числа текущего месяца) равными частями. Расчет арендной платы определен в приложении N 1 к договору, которое является его неотъемлемой частью (пункт 3.3). Согласно пункту 3.4 размер арендной платы изменяется на основании постановлений Правительства Республики Северная Осетия - Алания. Новый расчет платы, врученный арендатору, принимается им в безусловном порядке и считается изменением договора в части определения размера арендной платы. Размер арендной платы пересматривается также в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка (пункт 3.5). В соответствии с пунктом 5.2 за нарушение срока внесения арендной платы арендатор уплачивает пеню в размере 1% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Согласно расчету (приложение N 1) арендная плата определена как произведение базовой ставки арендной платы и площади земельного участка (т. 1, л.д. 12).
Договор прошел процедуру государственной регистрации, что подтверждается штампом регистрирующего органа на экземпляре договора (т. 1, л.д. 14).
Земельные участки с кадастровыми номерами 15:01:0402003:170 и 15:01:0402005:26 переданы арендатору по акту от 10.03.2010 (т. 1, л.д. 13).
01.11.2010 в связи с принятием постановления от 13.09.2010 N 255 администрацией подготовлено дополнительное соглашение к договору аренды от 10.03.2010, в котором пункты 3.1 и 3.2 изложены в новой редакции. В соответствии с приложением N 1 к дополнительному соглашению годовой размер арендной платы определен в сумме 499 819 рублей как произведение совокупной площади земельных участков, удельного показателя кадастровой стоимости (3,41) и 2,93% от кадастровой стоимости участка (т. 1, л.д. 15, 16). Доказательства получения ответчиком (подписания им) проекта дополнительного соглашения и расчета арендной платы по договору в дело не представлены.
20.07.2012 администрация направила главе хозяйства уведомление об изменении размера арендной платы с 01.01.2012. Стоимость землепользования изменена на основании постановлений от 13.09.2010 N 255 и от 29.12.2011 N 358, плата в сумме 529 769 рублей определена как произведение совокупной площади земельных участков, удельного показателя кадастровой стоимости (10,59) и 1% от кадастровой стоимости участка. Уведомление главой хозяйства получено (т. 1, л.д. 61-63).
Ссылаясь на наличие задолженности по договору аренды от 10.03.2010 N 49-10, администрация произвела начисление пени и обратилась с иском о взыскании с главы хозяйства 513 736 рублей долга и 13 798 рублей неустойки.
В силу статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы).
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Постановлением от 13.09.2010 N 255 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Республики Северная Осетия - Алания, а также методика определения арендной платы, в соответствии с которой годовой размер арендной платы рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка и процента от кадастровой стоимости (определяется согласно приложению к Порядку).
Земельные участки с кадастровыми номерами 15:01:0402003:170 и 15:01:0402005:26, предоставленные главе хозяйства в аренду, находятся в публичной собственности.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование такими участками относится к категории регулируемых цен, что предопределяет право администрации требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пунктах 16, 19 постановления от 17.11.2011 N 73 (введены постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) содержатся следующие разъяснения. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В договоре аренды от 10.03.2010 N 49-10 (пункт 3.4) стороны также согласовали, что размер платы изменяется на основании постановлений Правительства Республики Северная Осетия - Алания. Новый расчет арендной платы, врученный арендатору, принимается им в безусловном порядке и считается изменением договора в части определения размера арендной платы.
Постановление от 13.09.2010 N 255 (об утверждении новой методики определения арендной платы) опубликовано для всеобщего сведения в газете "Северная Осетия" от 06.10.2010 N 184 (25721) и вступило в силу с 01.11.2010 (пункт 3 постановления). Таким образом, соответствующие изменения доведены до всех землепользователей (в том числе до главы хозяйства) в установленном порядке.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе дать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Как следует из материалов дела, администрация произвела расчет арендной платы, как произведение совокупной площади земельных участков, удельного показателя кадастровой стоимости (3,41) и 2,93% от кадастровой стоимости участка за 2011 год, и как произведение совокупной площади земельных участков, удельного показателя кадастровой стоимости (10,59) и 1% от кадастровой стоимости участка в расчете за 2012 год (т. 1, л.д. 8). Примененные администрацией в расчете величины соответствует значениям, приведенным в приложениях к постановлениям от 13.09.2010 N 255 и от 27.04.2012 N 115.
В то же время согласно подпункту "в" пункта 3 Правил арендная плата в отношении земельного участка, предоставляемого для сельскохозяйственного использования, устанавливается в размере 0,6% от кадастровой стоимости этого земельного участка.
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых паспортов спорных земельных участков, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:01:0402003:170 составляет 3595379,53 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:01:0402005:26-13606368,27 рублей (т. 1, л.д. 31-34).
Доказательств изменения кадастровой стоимости земельных участков в спорный период материалы дела не содержат и администрацией суду апелляционной инстанции не представлено.
В силу подпункта "в" пункта 3 Правил арендная плата в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:01:0402003:170 не может превышать 21 572,28 рублей в год (0,6% от кадастровой стоимости земельного участка 3595379, 53 рублей), в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:01:0402005:26-81 638,21 рубля в год (0,6% от кадастровой стоимости земельного участка 13606368, 27 рублей).
Таким образом, общий размер арендной платы по договору аренды от 10.03.2010 в года в спорный период не мог превышать 103 210,49 рублей в год (21 572,28 рублей + 81 638,21 рубль = 103 210,49 рублей).
Исходя из расчета арендной платы с применением величин, соответствующих значениям, приведенным в приложениях к постановлениям Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13.09.2010 N 255 и от 27.04.2012 N 115, размер арендой платы за спорные земельные участки за 2011 год - 499 819 рублей (5002544 кв. м х 3,41 (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2,93% (процент кадастровой стоимости пашни) = 499 819 рублей) и за 2012 год - 529 769 руб. (5002544 кв. м х 10,59 (удельный показатель кадастровой стоимости) х 1% (процент кадастровой стоимости пашни), определенный администрацией, существенно превышает установленный подпунктом "в" пункта 3 Правил размер арендной платы за использование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования (0,6% от кадастровой стоимости земельного участка).
В этой связи, суд апелляционной инстанции считает, что постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.09.2010 N 255 и от 27.04.2012 N 115 (утвержденные указанными актами значения кадастровой стоимости) не соответствуют Правилам и не могут быть приняты при определении размера арендной платы за земельные участки, арендуемые главой хозяйства в спорный период.
Исходя из расчета арендной платы, предусмотренного подпунктом "в" пункта 3 Правил (0,6% от кадастровой стоимости земельного участка), размер арендной платы в спорный период составляет 103 210,49 рублей.
В материалы дела главой хозяйства представлены платежные поручения N 8 от 07.03.2012 на сумму 130 000 рублей и N 11 от 15.03.2013 на сумму 45 000 рублей, всего на сумму 175 000 рублей, о перечислении денежных средств в счет арендных платежей за 2011 год и 2012 год (т. 2 л.д. 79-80).
С учетом заявленных администрацией требований о взыскании с главы хозяйства задолженности за второе полугодие 2011 года и первое полугодие 2012 года, размер которой в силу подпункта "в" пункта 3 Правил составляет 103 210,49 рублей, и представленных главой хозяйства платежных документов на сумму 175 000 рублей, оснований для взыскания с главы хозяйства задолженности по арендной плате в спорный период у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы администрации о том, что перечисленные главой хозяйства денежные средства в счет уплаты арендных платежей относятся к иному периоду и зачтены администрацией в счет задолженности, возникшей до 01.07.2011, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку в рамках рассматриваемого спора глава хозяйства в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленными в материалы дела платежными документами доказал перечисление арендной платы в большем размере, чем это предусмотрено. В свою очередь, администрация не представила доказательств, свидетельствующих о наличии у главы хозяйства задолженности по уплате арендных платежей в период, предшествующий спорному периоду, и не обосновала возможность зачисления произведенных главой хозяйства платежей в счет ранее возникшей задолженности.
С учетом размера произведенных главой хозяйства платежей в пользу администрации оснований для взыскания пени по пункту 5.2 договора аренды от 10.03.2010 в размере 13 798 рублей не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, поскольку ошибочные выводы суда по существу спора с учетом установленных апелляционным судом при новом рассмотрении дела обстоятельств не привели к принятию неправильного судебного акта.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 2000 рублей, понесенные главой хозяйства, подлежат отнесению на администрацию.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.03.2013 по делу N А61-2317/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Демурова Бориса Гургоковича 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.Г.СОМОВ

Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
И.Н.ЕГОРЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)