Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.12.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Коврова Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2012
по делу N А11-1920/2012,
принятое судьей Андриановой Н.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Пакиной Натальи Викторовны (ИНН 330503079942, ОГРН 309333204300078, Владимирская область, г. Ковров)
о признании незаконным постановления администрации города Коврова Владимирской области от 24.02.2012 N 420 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта",
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Пакиной Натальи Викторовны - Федотова А.А. по доверенности от 16.04.2012;
- от администрации города Коврова Владимирской области - Акинфиева И.О. по доверенности от 26.03.2012 N 04-41-2/537-12,
и
индивидуальный предприниматель Пакина Наталья Викторовна (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Коврова Владимирской области (далее - администрация) от 24.02.2012 N 420 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", а также об обязании администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке площадью 880 кв. м, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Ковров, примерно в 13 метрах по направлению на запад от дома 16/1 по проезду Восточный.
Решением от 05.09.2012 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Предпринимателя.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предпринимателя в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.11.2010 по делу N А11-5253/2010 удовлетворены требования Предпринимателя и признан незаконным пункт 3 постановления главы муниципального образования город Ковров Владимирской области от 09.04.2010 N 655 "Об отказе в предоставлении земельных участков", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя.
26.01.2011 Предприниматель обратился в администрацию с заявлением о принятии решения, разрешающего проведение выбора земельного участка площадью 880,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Ковров, в районе дома 6/1 по проезду Восточный, для размещения продовольственного магазина и предварительного согласования места размещения объекта.
Рассмотрев заявление Предпринимателя, комиссия по землепользованию и застройки решила: рекомендовать заявителю в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17.11.2009 N 371, обеспечить подготовку: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствии с постановлением главы муниципального образования г. Ковров от 21.01.2010 N 68 и постановлением администрации г. Коврова от 04.02.2011 N 171; заключения Роспотребнадзора; протокола общего собрания жильцов дома N 16/1 по проезду Восточный о выборе представителя дома с правом на согласование границ земельного участка многоквартирного жилого дома; технических условий подключения объекта к сетям ИТО.
Для подготовки акта о выборе земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Предпринимателем 25.11.2011 в администрацию был направлен пакет документов, в том числе копии: санитарно - эпидемиологического заключения Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Ковров, Ковровском и Камешковском районах от 07.07.2011 N 33.ВЛ.12.000.Т.000085.07.11 о соответствии рассматриваемого земельного участка площадью 880 кв. м под строительство магазина продовольственных товаров в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; фрагмента кадастровой выписки от 28.08.2010 о земельном участке с кадастровым номером 33:20:015505:17, подтверждающей факт постановки на кадастровый учет земельного участка для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Ковров, пр-д. Восточный, д. 16/1; согласованной заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка площадью 880 кв. м для размещения (строительства) магазина (продовольственного) в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области (примерно в 13 метрах по направлению на запад от дома 16/1 проезд Восточный) на кадастровом плане соответствующей территории; проектного предложения по переносу кабельной линии 0,4 кВ из зоны предполагаемого строительства магазина (продовольственного) на земельном участке в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области, разработанного обществом с ограниченной ответственностью "Вариант"; письма ОП открытого акционерного общества "ВОЭК" "Ковровская горэлектросеть" от 27.05.2011 N 333, подтверждающего принципиальную возможность электроснабжения предполагаемого к строительству объекта - магазина (продовольственного) в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области; разрешения на мощность (теплоснабжение) от 27.05.2011 N 47-2011/КФ, выданного обществом с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз"; Технических условий из общества с ограниченной ответственностью "КСК" от 14.06.2011 N 10/2011 о возможном присоединении предполагаемого к строительству объекта - продовольственного магазина в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области к тепловым сетям; письма из треста "Ковровгоргаз" от 14.09.2011 N 05-27/2162, подтверждающего возможность газификации предполагаемого к строительству объекта - магазина продовольственных товаров на земельном участке, расположенном в районе дома 16/1 по проезду Восточный в городе Коврове Владимирской области; письма муниципального унитарного предприятия "Водоканал", подтверждающего возможность подключения предполагаемого к строительству объекта - магазина продовольственного к сетям водоснабжения и водоотведения.
Постановлением администрации от 12.12.2011 N 2852 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, расположенного в г. Коврове, примерно в 13 метрах по направлению на запад от дома 16/1 по проезду Восточный с площадью равной 880 кв. м; установлено разрешенное использование вышеназванного земельного участка - для строительства магазина.
13.02.2012 на заседании комиссии по землепользованию и застройки было решено рекомендовать главе города отказать заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта (протокол от 13.02.2012 N 102).
С учетом указанного протокола администрация постановлением от 24.02.2012 N 420 отказала Предпринимателю в предварительном согласовании места размещения объекта (магазина) на спорном земельном участке.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно статье 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
Пунктом 5 статьи 30 Кодекса определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Процедура предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на территории города Коврова регламентируется статьей 19 главы 5 части 1 Правил землепользования и застройки г. Коврова, утвержденных решением Совета народных депутатов г. Коврова от 17.11.2009 N 371 (далее - Правила землепользования и застройки г. Коврова).
В силу пункта 2 статьи 19 главы 5 части 1 Правил гражданин или юридическое лицо (заявитель), заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в администрацию города с заявлением (образец заявления приведен в части IV настоящих Правил) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения; обоснование примерного размера земельного участка, выполненного в составе предпроектной документации (состав разделов ППД приведен в части IV настоящих Правил), испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 главы 5 части 1 Правил Управление строительства и архитектуры в течение 30 дней подготавливает и направляет в Комиссию градостроительное заключение, которое должно содержать: выводы о соответствии или несоответствии испрашиваемого земельного участка требованиям градостроительного регламента.
Комиссия рассматривает пакет документов и дает рекомендации администрации города для принятия решения.
В случае соответствия градостроительному регламенту испрашиваемого земельного участка Комиссия предлагает заявителю обеспечить подготовку: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии рассматриваемого земельного участка санитарным нормам и правилам в Территориальном отделе Роспотребнадзора в г. Коврове, Ковровском и Камешковском районах; получить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Комиссия при получении от заявителя схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и положительного заключения Роспотребнадзора, технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения оформляет акт о выборе земельного участка. К данному акту прилагаются утвержденные администрацией города схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 4 статьи 19 главы 5 части 1 Правил в течение двух недель Комиссия подписывает акт о выборе земельного участка и готовит проект постановления администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Статьей 3 главы 2 части 3 Правил землепользования и застройки г. Коврова предусмотрено, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативное воздействия на окружающую среду. Допускается размещение магазинов в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков.
При этом согласно подпункту 1 части 1 статьи 1 указанных Правил территориальные зоны установлены с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках рассмотрения дела N А11-5253/2010 установлено, что Правилами землепользования и застройки г. Коврова определен вид разрешенного использования спорного земельного участка в зоне многоэтажной жилой застройки (5 - 9 этажей и выше) Ж-1 - вспомогательный (магазины, кафе, закусочные, столовые); размещение объекта торговли (продовольственного магазина) на земельном участке относительно адресного ориентира: г. Ковров, в районе дома N 16/1 по проезду Восточный, входящего в соответствие со схемой правового зонирования территории Правил землепользования и застройки г. Коврова в границы территориальной зоны Ж-1 - зоны многоэтажной жилой застройки, не противоречит положениям части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав фактические обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом судом при рассмотрении настоящего дела установлено и из материалов дела следует, что Предпринимателем для предварительного согласования места размещения магазина были представлены все документы, предусмотренные статьей 19 Правил землепользования и застройки г. Коврова.
Среди представленных документов имелось санитарно-эпидемиологическое заключение Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Ковров, Ковровском и Камешковском районах от 07.07.2011 N 33.ВЛ.12.000.Т.000085.07.11 о соответствии испрашиваемого Предпринимателем земельного участка под строительство магазина государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Кроме того, согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения "Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области" от 01.07.2011 N 579/09 спорный земельный участок соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", СП 2.6.1.1292-03 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего облучения", СП 2.6.1.799-99 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99), МУ 2.6.1.98-08 "Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений".
При этом в основу указанного экспертного заключения положены лабораторные исследования и инструментальные замеры (протокол плотности потока с поверхности почвы от 30.05.2011 N 82/07-08, протокол лабораторного исследования проб (образцов) от 06.06.2011 N 15, протокол результатов измерения мощности дозы от 30.05.2011 N 82/07-07, протокол лабораторных исследований от 03.06.2011 N 836).
Заявителем в материалы дела также представлено заключение Управления строительства и архитектуры от 17.03.2008 N 11/3945-011, согласно которому размещение магазина на испрашиваемом Предпринимателем земельном участке не противоречит техническим регламентам (противопожарным, санитарным и другим).
Поскольку администрация не представила доказательств того, что строительство магазина приведет к нарушению противопожарных норм, а также к нарушению чьих-либо интересов, суд обоснованно отклонил ее довод о том, что испрашиваемый земельный участок не позволит разместить магазин без нарушения санитарно-защитных зон и противопожарных норм.
Довод администрации о том, что спорный земельный участок находится в пределах красных линий, также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку красные линии на территории города Коврова в установленном порядке не утверждены. Доказательства обратного администрация не представила.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрацией не представлены доказательства невозможности использования спорного земельного участка под размещение продовольственного магазина, его ограничения в обороте или иные доказательства невозможности использования земельного участка, установленные федеральным законом.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое постановление администрации противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции, дав надлежащую оценку доводам лиц, участвующих в деле, правомерно удовлетворил требования заявителя.
Арбитражный суд Владимирской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2012 по делу N А11-1920/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Коврова Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2012 ПО ДЕЛУ N А11-1920/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2012 г. по делу N А11-1920/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.12.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Коврова Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2012
по делу N А11-1920/2012,
принятое судьей Андриановой Н.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Пакиной Натальи Викторовны (ИНН 330503079942, ОГРН 309333204300078, Владимирская область, г. Ковров)
о признании незаконным постановления администрации города Коврова Владимирской области от 24.02.2012 N 420 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта",
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Пакиной Натальи Викторовны - Федотова А.А. по доверенности от 16.04.2012;
- от администрации города Коврова Владимирской области - Акинфиева И.О. по доверенности от 26.03.2012 N 04-41-2/537-12,
и
установил:
индивидуальный предприниматель Пакина Наталья Викторовна (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Коврова Владимирской области (далее - администрация) от 24.02.2012 N 420 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", а также об обязании администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения магазина на земельном участке площадью 880 кв. м, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Ковров, примерно в 13 метрах по направлению на запад от дома 16/1 по проезду Восточный.
Решением от 05.09.2012 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Предпринимателя.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предпринимателя в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 12.11.2010 по делу N А11-5253/2010 удовлетворены требования Предпринимателя и признан незаконным пункт 3 постановления главы муниципального образования город Ковров Владимирской области от 09.04.2010 N 655 "Об отказе в предоставлении земельных участков", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации, на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя.
26.01.2011 Предприниматель обратился в администрацию с заявлением о принятии решения, разрешающего проведение выбора земельного участка площадью 880,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Ковров, в районе дома 6/1 по проезду Восточный, для размещения продовольственного магазина и предварительного согласования места размещения объекта.
Рассмотрев заявление Предпринимателя, комиссия по землепользованию и застройки решила: рекомендовать заявителю в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17.11.2009 N 371, обеспечить подготовку: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствии с постановлением главы муниципального образования г. Ковров от 21.01.2010 N 68 и постановлением администрации г. Коврова от 04.02.2011 N 171; заключения Роспотребнадзора; протокола общего собрания жильцов дома N 16/1 по проезду Восточный о выборе представителя дома с правом на согласование границ земельного участка многоквартирного жилого дома; технических условий подключения объекта к сетям ИТО.
Для подготовки акта о выборе земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Предпринимателем 25.11.2011 в администрацию был направлен пакет документов, в том числе копии: санитарно - эпидемиологического заключения Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Ковров, Ковровском и Камешковском районах от 07.07.2011 N 33.ВЛ.12.000.Т.000085.07.11 о соответствии рассматриваемого земельного участка площадью 880 кв. м под строительство магазина продовольственных товаров в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; фрагмента кадастровой выписки от 28.08.2010 о земельном участке с кадастровым номером 33:20:015505:17, подтверждающей факт постановки на кадастровый учет земельного участка для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Ковров, пр-д. Восточный, д. 16/1; согласованной заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка площадью 880 кв. м для размещения (строительства) магазина (продовольственного) в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области (примерно в 13 метрах по направлению на запад от дома 16/1 проезд Восточный) на кадастровом плане соответствующей территории; проектного предложения по переносу кабельной линии 0,4 кВ из зоны предполагаемого строительства магазина (продовольственного) на земельном участке в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области, разработанного обществом с ограниченной ответственностью "Вариант"; письма ОП открытого акционерного общества "ВОЭК" "Ковровская горэлектросеть" от 27.05.2011 N 333, подтверждающего принципиальную возможность электроснабжения предполагаемого к строительству объекта - магазина (продовольственного) в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области; разрешения на мощность (теплоснабжение) от 27.05.2011 N 47-2011/КФ, выданного обществом с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз"; Технических условий из общества с ограниченной ответственностью "КСК" от 14.06.2011 N 10/2011 о возможном присоединении предполагаемого к строительству объекта - продовольственного магазина в районе дома N 16/1 по проезду Восточный в городе Ковров Владимирской области к тепловым сетям; письма из треста "Ковровгоргаз" от 14.09.2011 N 05-27/2162, подтверждающего возможность газификации предполагаемого к строительству объекта - магазина продовольственных товаров на земельном участке, расположенном в районе дома 16/1 по проезду Восточный в городе Коврове Владимирской области; письма муниципального унитарного предприятия "Водоканал", подтверждающего возможность подключения предполагаемого к строительству объекта - магазина продовольственного к сетям водоснабжения и водоотведения.
Постановлением администрации от 12.12.2011 N 2852 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, расположенного в г. Коврове, примерно в 13 метрах по направлению на запад от дома 16/1 по проезду Восточный с площадью равной 880 кв. м; установлено разрешенное использование вышеназванного земельного участка - для строительства магазина.
13.02.2012 на заседании комиссии по землепользованию и застройки было решено рекомендовать главе города отказать заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта (протокол от 13.02.2012 N 102).
С учетом указанного протокола администрация постановлением от 24.02.2012 N 420 отказала Предпринимателю в предварительном согласовании места размещения объекта (магазина) на спорном земельном участке.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно статье 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
Пунктом 5 статьи 30 Кодекса определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Процедура предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на территории города Коврова регламентируется статьей 19 главы 5 части 1 Правил землепользования и застройки г. Коврова, утвержденных решением Совета народных депутатов г. Коврова от 17.11.2009 N 371 (далее - Правила землепользования и застройки г. Коврова).
В силу пункта 2 статьи 19 главы 5 части 1 Правил гражданин или юридическое лицо (заявитель), заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в администрацию города с заявлением (образец заявления приведен в части IV настоящих Правил) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения; обоснование примерного размера земельного участка, выполненного в составе предпроектной документации (состав разделов ППД приведен в части IV настоящих Правил), испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 главы 5 части 1 Правил Управление строительства и архитектуры в течение 30 дней подготавливает и направляет в Комиссию градостроительное заключение, которое должно содержать: выводы о соответствии или несоответствии испрашиваемого земельного участка требованиям градостроительного регламента.
Комиссия рассматривает пакет документов и дает рекомендации администрации города для принятия решения.
В случае соответствия градостроительному регламенту испрашиваемого земельного участка Комиссия предлагает заявителю обеспечить подготовку: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии рассматриваемого земельного участка санитарным нормам и правилам в Территориальном отделе Роспотребнадзора в г. Коврове, Ковровском и Камешковском районах; получить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Комиссия при получении от заявителя схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и положительного заключения Роспотребнадзора, технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения оформляет акт о выборе земельного участка. К данному акту прилагаются утвержденные администрацией города схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 4 статьи 19 главы 5 части 1 Правил в течение двух недель Комиссия подписывает акт о выборе земельного участка и готовит проект постановления администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Статьей 3 главы 2 части 3 Правил землепользования и застройки г. Коврова предусмотрено, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативное воздействия на окружающую среду. Допускается размещение магазинов в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков.
При этом согласно подпункту 1 части 1 статьи 1 указанных Правил территориальные зоны установлены с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках рассмотрения дела N А11-5253/2010 установлено, что Правилами землепользования и застройки г. Коврова определен вид разрешенного использования спорного земельного участка в зоне многоэтажной жилой застройки (5 - 9 этажей и выше) Ж-1 - вспомогательный (магазины, кафе, закусочные, столовые); размещение объекта торговли (продовольственного магазина) на земельном участке относительно адресного ориентира: г. Ковров, в районе дома N 16/1 по проезду Восточный, входящего в соответствие со схемой правового зонирования территории Правил землепользования и застройки г. Коврова в границы территориальной зоны Ж-1 - зоны многоэтажной жилой застройки, не противоречит положениям части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав фактические обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом судом при рассмотрении настоящего дела установлено и из материалов дела следует, что Предпринимателем для предварительного согласования места размещения магазина были представлены все документы, предусмотренные статьей 19 Правил землепользования и застройки г. Коврова.
Среди представленных документов имелось санитарно-эпидемиологическое заключение Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Ковров, Ковровском и Камешковском районах от 07.07.2011 N 33.ВЛ.12.000.Т.000085.07.11 о соответствии испрашиваемого Предпринимателем земельного участка под строительство магазина государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Кроме того, согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения "Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области" от 01.07.2011 N 579/09 спорный земельный участок соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", СП 2.6.1.1292-03 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего облучения", СП 2.6.1.799-99 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99), МУ 2.6.1.98-08 "Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений".
При этом в основу указанного экспертного заключения положены лабораторные исследования и инструментальные замеры (протокол плотности потока с поверхности почвы от 30.05.2011 N 82/07-08, протокол лабораторного исследования проб (образцов) от 06.06.2011 N 15, протокол результатов измерения мощности дозы от 30.05.2011 N 82/07-07, протокол лабораторных исследований от 03.06.2011 N 836).
Заявителем в материалы дела также представлено заключение Управления строительства и архитектуры от 17.03.2008 N 11/3945-011, согласно которому размещение магазина на испрашиваемом Предпринимателем земельном участке не противоречит техническим регламентам (противопожарным, санитарным и другим).
Поскольку администрация не представила доказательств того, что строительство магазина приведет к нарушению противопожарных норм, а также к нарушению чьих-либо интересов, суд обоснованно отклонил ее довод о том, что испрашиваемый земельный участок не позволит разместить магазин без нарушения санитарно-защитных зон и противопожарных норм.
Довод администрации о том, что спорный земельный участок находится в пределах красных линий, также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку красные линии на территории города Коврова в установленном порядке не утверждены. Доказательства обратного администрация не представила.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрацией не представлены доказательства невозможности использования спорного земельного участка под размещение продовольственного магазина, его ограничения в обороте или иные доказательства невозможности использования земельного участка, установленные федеральным законом.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое постановление администрации противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции, дав надлежащую оценку доводам лиц, участвующих в деле, правомерно удовлетворил требования заявителя.
Арбитражный суд Владимирской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2012 по делу N А11-1920/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Коврова Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
В.Н.УРЛЕКОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
В.Н.УРЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)