Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарями судебного заседания Завьяловой М.Л., Воробьевой Н.Н.,
при участии от садоводческого некоммерческого партнерства "Наш сад" Герасимова П.Ю. по доверенности от 09.10.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства "Наш сад" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2013 года по делу N А66-11309/2012 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
садоводческое некоммерческое партнерство "Наш сад" (ОГРН 1086949000940; далее - Некоммерческое партнерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Эммаусского сельского поселения (далее - Администрация) от 05.07.2010 N 46/1 "Об отмене Постановления Главы администрации Эммаусского сельского поселения от 28.08.2009 N 46 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в районе д. Горохово". К участию в деле привлечена прокуратура Калининского района Тверской области (далее - Прокуратура).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Некоммерческое партнерство в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что в силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой до принятия правил землепользования и застройки входит в компетенцию главы местной администрации и осуществляется с учетом публичных слушаний; нормы Градостроительного кодекса имеют приоритет и подлежат применению вместо статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ); законом не запрещено использование земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в гражданском обороте, а не в фонде перераспределения, под садоводство; земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям; оспариваемое постановление не мотивировано.
Администрация и Прокуратура о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, на основании протокола N 4 внеочередного собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Берег" от 25.11.2008 и акта приема-передачи имущества, передаваемого Некоммерческому партнерству в счет стоимости доли в уставном капитале ООО "Берег" от 25.11.2008 за заявителем зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:10:000026:0274 площадью 85 654 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного пользования - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, Эммаусское сельское поселение, в районе деревни Горохово, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.02.2009 серия 69 АБ N 350628 (повторное, взамен свидетельства: серии 69-АБ N 317810, дата выдачи 11.12.2008; серия 69 АБ N 343786, дата выдачи 19.01.2009).
Постановлением Главы администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области от 28.08.2009 N 46 вид разрешенного использования данного земельного участка "для сельскохозяйственного производства" изменен на вид "для ведения садоводства".
На основании протеста прокурора Калининского района от 24.06.2010 N 26/10 постановлением Администрации от 05.07.2010 N 46/1 отменено постановление от 28.08.2009 N 46.
Некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления от 05.07.2010 N 46/1.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу, что из системного толкования норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Закона N 66-ФЗ следует, что для ведения садоводства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Суд также сослался на сведения администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" о том, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, и поэтому изменение вида разрешенного использования недопустимо без изменения категории земель.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительств.
В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но, применительно к сельским поселениям, до 1 июня 2014 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний.
Правила землепользования и застройки территории Эммаусского сельского поселения еще не приняты.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка производится решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний. Однако такое решение не может быть произвольным, а должно соответствовать действующему законодательству.
Частью 2 статьи 81 ЗК РФ предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
Данной статьей установлены требования к схемам зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Данные схемы должны содержать сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что из системного толкования норм ЗК РФ и Закона N 66-ФЗ следует, что для ведения садоводства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Законодательством не предусмотрен упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся ранее в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций.
Следовательно, то обстоятельство, что ранее спорный земельный участок принадлежал на праве собственности ООО "Берег", не исключает необходимости при изменении в данном случае вида разрешенного использования соблюдения требований, установленных Законом N 66-ФЗ, для предоставления земельных участков дачным некоммерческим объединениям.
При указанных обстоятельствах отсутствовали правовые основания для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка постановлением от 28.08.2009 N 46.
Факт наличия или отсутствия на данном земельном участке сельскохозяйственных угодий не имеет значения, поскольку в любом случае Глава Администрации не вправе был принимать указанное постановление.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Следовательно, оспариваемое постановление издано в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом о немотивированности постановления от 05.07.2010 N 46/1, поскольку данное постановление содержит ссылку на протест прокуратуры Калининского района.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2013 года по делу N А66-11309/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства "Наш сад" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2013 ПО ДЕЛУ N А66-11309/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу N А66-11309/2012
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарями судебного заседания Завьяловой М.Л., Воробьевой Н.Н.,
при участии от садоводческого некоммерческого партнерства "Наш сад" Герасимова П.Ю. по доверенности от 09.10.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства "Наш сад" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2013 года по делу N А66-11309/2012 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
садоводческое некоммерческое партнерство "Наш сад" (ОГРН 1086949000940; далее - Некоммерческое партнерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Эммаусского сельского поселения (далее - Администрация) от 05.07.2010 N 46/1 "Об отмене Постановления Главы администрации Эммаусского сельского поселения от 28.08.2009 N 46 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в районе д. Горохово". К участию в деле привлечена прокуратура Калининского района Тверской области (далее - Прокуратура).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Некоммерческое партнерство в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что в силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой до принятия правил землепользования и застройки входит в компетенцию главы местной администрации и осуществляется с учетом публичных слушаний; нормы Градостроительного кодекса имеют приоритет и подлежат применению вместо статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ); законом не запрещено использование земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в гражданском обороте, а не в фонде перераспределения, под садоводство; земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям; оспариваемое постановление не мотивировано.
Администрация и Прокуратура о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, на основании протокола N 4 внеочередного собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Берег" от 25.11.2008 и акта приема-передачи имущества, передаваемого Некоммерческому партнерству в счет стоимости доли в уставном капитале ООО "Берег" от 25.11.2008 за заявителем зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:10:000026:0274 площадью 85 654 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного пользования - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, Эммаусское сельское поселение, в районе деревни Горохово, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.02.2009 серия 69 АБ N 350628 (повторное, взамен свидетельства: серии 69-АБ N 317810, дата выдачи 11.12.2008; серия 69 АБ N 343786, дата выдачи 19.01.2009).
Постановлением Главы администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области от 28.08.2009 N 46 вид разрешенного использования данного земельного участка "для сельскохозяйственного производства" изменен на вид "для ведения садоводства".
На основании протеста прокурора Калининского района от 24.06.2010 N 26/10 постановлением Администрации от 05.07.2010 N 46/1 отменено постановление от 28.08.2009 N 46.
Некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления от 05.07.2010 N 46/1.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу, что из системного толкования норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Закона N 66-ФЗ следует, что для ведения садоводства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Суд также сослался на сведения администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" о том, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, и поэтому изменение вида разрешенного использования недопустимо без изменения категории земель.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительств.
В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но, применительно к сельским поселениям, до 1 июня 2014 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний.
Правила землепользования и застройки территории Эммаусского сельского поселения еще не приняты.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка производится решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний. Однако такое решение не может быть произвольным, а должно соответствовать действующему законодательству.
Частью 2 статьи 81 ЗК РФ предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
Данной статьей установлены требования к схемам зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Данные схемы должны содержать сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что из системного толкования норм ЗК РФ и Закона N 66-ФЗ следует, что для ведения садоводства допускается использование тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Законодательством не предусмотрен упомянутый вид использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся ранее в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций.
Следовательно, то обстоятельство, что ранее спорный земельный участок принадлежал на праве собственности ООО "Берег", не исключает необходимости при изменении в данном случае вида разрешенного использования соблюдения требований, установленных Законом N 66-ФЗ, для предоставления земельных участков дачным некоммерческим объединениям.
При указанных обстоятельствах отсутствовали правовые основания для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка постановлением от 28.08.2009 N 46.
Факт наличия или отсутствия на данном земельном участке сельскохозяйственных угодий не имеет значения, поскольку в любом случае Глава Администрации не вправе был принимать указанное постановление.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Следовательно, оспариваемое постановление издано в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом о немотивированности постановления от 05.07.2010 N 46/1, поскольку данное постановление содержит ссылку на протест прокуратуры Калининского района.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2013 года по делу N А66-11309/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого партнерства "Наш сад" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)