Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 23 января 2013 года, которым удовлетворено заявление ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие": признано недействующим в части постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие" Хуснутдинова Р.М. и Брагар Д.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов (приложение N 1), удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования (приложение N 2), средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования (приложение N 3).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 N 116 года внесены изменения в приложения N 1, 2, 3 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275.
ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие" обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 в части внесения изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275, касающихся замены в пункте 51386 раздела 9 "город Ижевск" цифры 24463374,53 на цифру 72231012,70 (подпункт 9 пункта 1), в приложение N 2 - изменений, касающихся замены в пункте 2329 раздела 9 "город Ижевск" цифры 753,67 на цифру 2225,30 (подпункт 9 пункта 2), указав, что в результате названных изменений увеличились удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков муниципального образования "город Ижевск" по 9 группе разрешенного использования для кадастрового квартала 18:26:050972, в котором расположен принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 18:26:050972:13, что привело к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и, соответственно, налоговых платежей.
Полагая, что постановление в оспариваемой части является незаконным, общество обосновало заявленные требования тем, что оно принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки, при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 23 января 2013 года заявление ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие" удовлетворено: постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 признано недействующим с момента принятия в части подпункта 9 пункта 1 об изменении цифры 24463374,53 на цифру 72231012,7 в пункте 51386 раздела 9 "город Ижевск" приложения N 1; подпункта 9 пункта 2 об изменении цифры 753,67 на цифру 2225,30 в пункте 2329 раздела 9 "город Ижевск" приложения N 2.
В апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ).
Как усматривается из оспариваемого постановления, оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем, орган кадастрового учета решения не принял, заинтересованным лицам его не направил.
Разрешая заявление, суд установил, что основанием для внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 явилась пояснительная записка, в которой отсутствуют обоснование выявленной ошибки, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что пояснительную записку, как документ, не отвечающий требованиям части 5 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки.
Поскольку иных, кроме пояснительной записки, доказательств того, что при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, допущена ошибка, не представлено, новые расчеты кадастровой стоимости земельного участка не производились, следует согласиться с выводом суда о произвольном изменении постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 результатов государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Выводы суда, явившиеся основанием для удовлетворения заявления, доводами апелляционной жалобы Правительства Удмуртской Республики не опровергаются, поэтому по доводам жалобы решение суда отмене не подлежит.
Как уже указывалось, суд, признавая оспариваемое постановление недействующим в части, исходил из нарушения процедуры исправления кадастровой ошибки, установленной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а относительно письма Федеральной регистрационной службы Министерства экономического развития РФ от 3 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ указал, что оно не вносит нового нормативного правового регулирования порядка исправления кадастровой ошибки и направлено на разъяснение статьи 28 названного Федерального закона. При таких данных не может явиться основанием к отмене решения суда довод апелляционной жалобы о неправомерности применения указанного письма при разрешении дела.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации
решение Верховного суда Удмуртской Республики от 23 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.04.2013 N 43-АПГ13-2
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. N 43-АПГ13-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 23 января 2013 года, которым удовлетворено заявление ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие": признано недействующим в части постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие" Хуснутдинова Р.М. и Брагар Д.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов (приложение N 1), удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования (приложение N 2), средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования (приложение N 3).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 N 116 года внесены изменения в приложения N 1, 2, 3 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275.
ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие" обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 в части внесения изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275, касающихся замены в пункте 51386 раздела 9 "город Ижевск" цифры 24463374,53 на цифру 72231012,70 (подпункт 9 пункта 1), в приложение N 2 - изменений, касающихся замены в пункте 2329 раздела 9 "город Ижевск" цифры 753,67 на цифру 2225,30 (подпункт 9 пункта 2), указав, что в результате названных изменений увеличились удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков муниципального образования "город Ижевск" по 9 группе разрешенного использования для кадастрового квартала 18:26:050972, в котором расположен принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 18:26:050972:13, что привело к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и, соответственно, налоговых платежей.
Полагая, что постановление в оспариваемой части является незаконным, общество обосновало заявленные требования тем, что оно принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки, при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 23 января 2013 года заявление ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие" удовлетворено: постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 признано недействующим с момента принятия в части подпункта 9 пункта 1 об изменении цифры 24463374,53 на цифру 72231012,7 в пункте 51386 раздела 9 "город Ижевск" приложения N 1; подпункта 9 пункта 2 об изменении цифры 753,67 на цифру 2225,30 в пункте 2329 раздела 9 "город Ижевск" приложения N 2.
В апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления ООО "Ижевское грузовое автотранспортное предприятие".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ).
Как усматривается из оспариваемого постановления, оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем, орган кадастрового учета решения не принял, заинтересованным лицам его не направил.
Разрешая заявление, суд установил, что основанием для внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 явилась пояснительная записка, в которой отсутствуют обоснование выявленной ошибки, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что пояснительную записку, как документ, не отвечающий требованиям части 5 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки.
Поскольку иных, кроме пояснительной записки, доказательств того, что при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, допущена ошибка, не представлено, новые расчеты кадастровой стоимости земельного участка не производились, следует согласиться с выводом суда о произвольном изменении постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 результатов государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Выводы суда, явившиеся основанием для удовлетворения заявления, доводами апелляционной жалобы Правительства Удмуртской Республики не опровергаются, поэтому по доводам жалобы решение суда отмене не подлежит.
Как уже указывалось, суд, признавая оспариваемое постановление недействующим в части, исходил из нарушения процедуры исправления кадастровой ошибки, установленной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а относительно письма Федеральной регистрационной службы Министерства экономического развития РФ от 3 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ указал, что оно не вносит нового нормативного правового регулирования порядка исправления кадастровой ошибки и направлено на разъяснение статьи 28 названного Федерального закона. При таких данных не может явиться основанием к отмене решения суда довод апелляционной жалобы о неправомерности применения указанного письма при разрешении дела.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Удмуртской Республики от 23 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)