Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2008 ПО ДЕЛУ N А12-3458/08-С18

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2008 г. по делу N А12-3458/08-С18


Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Еврохим - Шина" - Никитина Е.В. по доверенности от 06.12.2007 г.,
от администрации Волгограда - не явились, извещены надлежащим образом (почтовое уведомление N 94183,
от Комитета земельных ресурсов - не явились, извещены надлежащим образом (почтовое уведомление N 94184),
от Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда - не явились, извещены надлежащим образом (почтовое уведомление N 94185),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда на решение арбитражного суда Волгоградской области от "29" апреля 2008 года по делу N А12-3458/08-С18, принятое судьей Калашниковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Еврохим - Шина", г. Волгограда,
к администрации Волгограда,
третьи лица: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,

установил:

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29.04.2008 года решение администрации Волгограда, изложенное в письме от 17.07.2007 г. N 05-В/6185-1и, об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1404 кв. м, учетный N 8-0-61, кадастровый N 34:34:08 0031:0004 для строительства магазина по продаже автошин по адресу: г. Волгоград, ул. Лазоревая, 165 "а"признано недействительным, как несоответствующее положениям ст. ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. В порядке устранения нарушенного права суд обязал администрацию Волгограда предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Еврохим - Шина" (далее - ООО Еврохим - Шина", Общество) земельный участок площадью 1404 кв. м, учетный N 8-0-61, кадастровый N 34:34:08 0031:0004 для строительства магазина по продаже автошин по адресу: г. Волгоград, ул. Лазоревая, 165 "а".
Администрация Волгограда, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество считает принятое по делу решение законным и обоснованным и неподлежащим отмене, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч. ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Волгограда 13.05.2005 г. N 783 "О предварительном согласовании места размещения магазина по продаже автошин обществу с ограниченной ответственностью "Еврохим - Шина" Обществу предварительно согласовано место размещения магазина по продаже автошин на земельном участке площадью 1404 кв. м, (учетный N 8-0-61), расположенном по ул. Лазоревая в Красноармейском районе Волгограда, утвержден акт о выборе участка для размещения указанного объекта от 16.02.2005. N АВ-05-057.
В порядке ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Обществом проведены работы по формированию земельного участка площадью 1404 кв. м, и его постановка на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый N 34:34:08 00 31:0004.
После проведения комплекса работ, необходимых для предоставления испрашиваемого земельного участка, Общество 12.03.2007 г. обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства магазина по продаже автошин.
15.03.27 г. Комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, рассмотрев вопрос о предоставлении земельного участка под строительство магазина по продаже автошин, приняла положительное решение.
Письмом от 17.06.2007 г. N 05-В/6185-1и администрация Волгограда отказала Обществу в предоставлении земельного участка по причине его расположения в зоне инженерной и транспортной инфраструктур.
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что из представленных заявителем доказательств следует соблюдение установленных ст. 31 ЗК РФ требований, регулирующих порядок предоставления земельных участков для строительства.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда правильным, основанным на нормах материального права и подтвержденным имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 1 и 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно ст. 31 ЗК РФ юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
В соответствии с п. 6 ст. 31. ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что выбор земельного участка осуществляется посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, на основании чего органы, указанные ст. в 29 ЗК РФ, обязаны согласовать место размещение объекта, утвердив акт о выборе земельного участка, либо отказать в размещении объекта.
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
На основании ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Судом установлено, что Обществом были выполнены все необходимые и зависящие от него условия, предусмотренные действующим законодательством, для предоставления ему земельного участка под строительство магазина по продаже автошин.
Исходя из содержания ст. ст. 31, 32 ЗК РФ, а также с учетом представленных Обществом доказательств, у администрации Волгограда имелись правовые основания для предоставления Обществу испрашиваемого для строительства магазина земельного участка, учитывая, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта не оспорено и не отменено.
Между тем из содержания письма от 17.07.2007 г. N 05-В/6185-1и усматривается, что отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на ч. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации обоснован тем, что спорный земельный участок расположен в зоне инженерной и транспортной инфраструктур, в которой предлагаемый к реализации объект капитального строительства по своему функциональному назначению не может размещаться.
Согласно части 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Однако указанное ограничение может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в случае установления территориальных зон в порядке, установленном ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем судом установлено, что Правила землепользования и застройки, предусмотренные ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в г. Волгограде не разработаны и не утверждены, территориальное зонирование в Волгограде отсутствует, градостроительные регламенты не утверждены.
При таких обстоятельствах отнести спорный земельный участок к территориальной зоне инженерной и транспортной инфраструктур не представляется возможным.
В обоснование правовой позиции по делу заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что отказ администрации Волгограда был основан на документации по территориальному планированию территории, исходя из расположения спорного земельного участка в пределах функциональной зоны, опираясь на Генеральный план Волгограда, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 19.10.1984 г. N 442. Однако заявителем жалобы доказательства нахождения спорного земельного участка в зоне инженерной и транспортной инфраструктур согласно Генерального плана Волгограда 1984 г. не представлено как суду первой, так и апелляционной инстанции.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы в обоснование правовой позиции по делу ссылается на отсутствие согласований ГУ по делам ГО И ЧС Волгоградской области и ГЦ ГСЭН при выборе земельного участка и оформлении акта о выборе земельного участка N АВ-05-057 от 16.02.2005 г. Указанный довод не может служить основанием для переоценки правомерных выводов суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из текста акта о выборе земельного участка N АВ-05-057 от 16.02.2005 г. усматривается, что в адрес ГУ по делам ГО И ЧС Волгоградской области и ГЦ ГСЭН были направлены запросы N 241 от 01.02.2005 г. и N 242 от 01.02.2005 г. Однако заключения не представлены в установленный срок. В связи с чем акт о выборе земельного участка решением комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 10.02.2005 г. согласован без их соответствующих заключений в соответствии с п. 3.2 Постановления администрации Волгограда от 11.05.2004 г. N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде".
На момент принятия решения комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 10.02.2005 г. действовала редакция п. 3.2 Постановления администрации Волгограда от 11.05.2004 г. N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде", предусматривающая возможность согласования проекта границ земельного участка в случае непредставления соответствующей согласующей организацией своего заключения.
Принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "29" апреля 2008 года по делу N А12-3458/08-С18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 АПК РФ.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)