Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6769/2013) Администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2013 по делу N А75-3126/2013 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юграйс" (ОГРН 1098604001363, ИНН 8604046115)
к Администрации города Нефтеюганска
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Нефтеюганска - Ложкина А.Е. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 79 от 30.08.2013 сроком действия до 31.12.2013);
- от общества с ограниченной ответственностью "Юграйс" - Веселов А.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности от 03.04.2013 сроком действия 3 года),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юграйс" (далее по тексту - ООО "Юграйс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Нефтеюганска (далее по тексту также - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, выразившегося в отказе в оформлении акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, пересечение улицы Объездная и улицы Ленина, площадью 22317,15 кв. м, для строительства объекта "Торговый центр" и обязании Администрации оформить акт выбора указанного земельного участка.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ООО "Юграйс" требования в полном объеме, исходя из отсутствия у Администрации правовых оснований для отказа в оформлении акта выбора земельного участка, испрашиваемого заявителем.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.06.2011 N 1541 "О предоставлении земельных участков для целей строительства" установлены случаи предоставления земельных участков без проведения торгов. Предоставление земельного участка под строительство торгового центра путем выдачи акта выбора земельного участка данное постановление не предусматривает. В этой связи органом местного самоуправления было принято решение об утверждении проекта границ земельных участков с целью выставления на торги права на заключение договора аренды земельного участка под строительство торгового центра.
При этом, как обращает внимание податель апелляционной жалобы, испрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне административно-делового назначения (ОД3), а, кроме того, в охранной зоне системы нефте- и газоснабжения (технический водопровод). На основании пункта 7.4.3. раздела 7.4 РД 39-132-94 от 30.12.1993 на территории охранной зоны нефтепроводов не допускается производство всякого рода горных, строительных, монтажных, взрывных работ, планировка грунта. Помимо этого, границы испрашиваемого земельного участка попадают на территорию городских лесов, где в соответствии с пунктом 5.1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается размещение объектов капитального строительства за исключением гидротехнических сооружений.
Податель апелляционной жалобы также указывает, что суд первой инстанции при установлении наличия полномочий у органов местного самоуправления на принятие оспариваемого решения применил недействующий муниципальный правовой акт - Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска, утвержденное решением Думы города Нефтеюганска от 19.12.2007 N 328-IV, которое отменено решением Думы города Нефтеюганска от 26.12.2011 N 192-V "Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска".
В представленном до начала судебного заседания отзыве ООО "Юграйс" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Юграйс" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
20.12.2012 ООО "Юграйс" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Торговый центр" по адресу: г. Нефтеюганск, пересечение улицы Объездная и улицы Ленина, площадью 22317,15 кв. м.
Уведомлением Департамента градостроительства администрации г. Нефтеюганска от 23.01.2013 N 01/34-208/13 Общество проинформировано об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Торговый центр" в связи нахождением испрашиваемого земельного участка на территории городских лесов, в охранной зоне систем нефте- и газоснабжения (технический водопровод), санитарно-защитной зоне (охранной зоне) объектов инженерной инфраструктуры (куст скважин), санитарно-защитной зоне транспортной инфраструктуры (вертолетная площадка).
Полагая, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Юграйс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
06.06.2013 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое Администрацией в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Информирование населения и иных лиц производится с целью гарантии их прав на участие в решении вопросов, затрагивающих непосредственно их интересы при предоставлении земельных участков под строительство.
С учетом содержания процитированных правовых норм суд первой инстанции обоснованно констатировал, что осуществление процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, подготовка акта выбора земельного участка, его согласование (в случае необходимости) с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, а также принятие решения, утверждающего акт о выборе земельного участка, возложено на органы местного самоуправления.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 28 Устава города Нефтеюганска предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения администрация города наделена полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
При этом согласно пункту 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Как указывает податель апелляционной жалобы, постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.06.2011 N 1541 "О предоставлении земельных участков для целей строительства" установлены случаи предоставления земельных участков без проведения торгов. Предоставление земельного участка под строительство торгового центра путем выдачи акта выбора земельного участка данное постановление не предусматривает.
Изложенный довод Администрации не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку данное основание не было положено в основу оспариваемого отказа, в то время как арбитражный суд оценивает законность такого отказа, исходя из доводов и оснований, в нем содержащихся.
Так, как уже отмечалось выше и следует из письма Администрации от 23.01.2013 N 01/34-208/13, отказ ООО "Юграйс" в выборе испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта обусловлен нахождением участка:
- - на территории городских лесов;
- - в охранной зоне систем нефте- и газоснабжения (технический водопровод), санитарно-защитной зоне (охранной зоне) объектов инженерной инфраструктуры (куст скважин), санитарно-защитной зоне транспортной инфраструктуры (вертолетная площадка).
При этом принятие заявления ООО "Юграйс" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также рассмотрение данного заявления происходило на заседании градостроительной комиссии по установленной процедуре предоставления земельных участков именно в таком порядке (Положение о градостроительной комиссии администрации города Нефтеюганска, утвержденное постановлением главы города Нефтеюганска от 19.05.2008 N 881).
Кроме того, из материалов дела усматривается, что вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, предоставление заявителям земельных участков под строительство без проведения торгов путем выбора земельного участка и выдачи акта такого выбора имело место, несмотря на наличие указанного выше постановления, что подтверждает, в том числе, и принятие заявления ООО "Юграйс", рассмотрение его по соответствующей процедуре, а потому право заявителя по настоящему делу на предоставление испрашиваемого земельного участка в таком порядке не может быть ограничено.
Что касается оснований отказа в выборе земельного участка, содержащихся в указанном письме, то они также не свидетельствуют о законности осуществленного отказа.
Так, утверждение подателя апелляционной жалобы о нахождении на испрашиваемом земельном участке городских лесов не находит своего подтверждения в фактических материалах дела.
При этом Администрация ссылается на план границ земельного участка (т. 1, л.д. 58) и выкопировку из Правил землепользования и застройки города Нефтеюганска (т. 1, л.д. 59), которые, по ее мнению, подтверждают нахождение на спорном земельном участке лесов. Обществом, в свою очередь, представлена схема расположения земельных участков в кадастровом квартале 86:20:0000036, являющаяся приложением к постановлению Администрации от 05.04.2013 N 234-п, которая не подтверждает нахождение на испрашиваемом земельном участке лесов.
Аналогичным образом из имеющихся в материалах дела документов (письма Департамента имущественных и земельных отношений N 4548 от 03.06.2011 (т. 1, л.д. 107), N 6191 от 01.08.2011 (т. 1, л.д. 106), N 7481 от 14.09.2011 (т. 1, л.д. 108)), в том числе, письма самой Администрации N 01-01-08-2262 от 12.08.2011 следует, что решением Думы города Нефтеюганска от 01.10.2009 N 625-IV "Об утверждении документа территориального планирования "Генеральный план города Нефтеюганска" установлено зонирование территории города Нефтеюганска, где зона городских лесов отсутствует.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Юграйс" пояснил, что изменения в документы территориального планирования города не вносились; представитель Администрации затруднился дать пояснения по этому поводу.
При этом представитель Администрации в подтверждение рассматриваемого довода сослался на письмо Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N Исх-8296/11 от 22.11.2011 (т. 1, л.д. 92-93), которое, однако, никоим образом не подтверждает нахождение на спорном земельном участке городских лесов.
Напротив, из указанного письма следует, что информация о городских лесах города Нефтеюганска включена в государственный лесной реестр по состоянию на 01.01.2008. Между тем выписка из указанного реестра, подтверждающая нахождение на спорном земельном участке лесов, не представлена Администрацией ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Аналогичным образом в нарушение части 5 статьи 200, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено заинтересованным лицом и доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке санитарно-защитных и охранных зон.
В любом случае, даже, если принять во внимание указанный довод Администрации, то указанное не является безусловным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку, как обоснованно отмечает ООО "Юграйс" в отзыве на апелляционную жалобу, наличие на земельном участке таких зон в соответствии с действующим законодательством накладывает ограничения только для строительства объектов определенных видов, к которым торговый центр не относится.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в пользу указанного говорит и тот факт, что в соответствии с решением Думы города Нефтеюганска от 01.10.2009 N 625-IV "Об утверждении документа территориального планирования "Генеральный план города Нефтеюганска" и статьями 56, 58 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы города Нефтеюганска 01.10.2010 N 812-IV, границы испрашиваемого земельного участка расположены в зоне ОД3 (Общественно-деловая зона административно-делового назначения), которая согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предназначена для размещения объектов общественного, административного, делового, финансового и коммерческого назначения, торговли предпринимательской деятельности, стоянок автомобильного транспорта, подземных или многоэтажных гаражей и иных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование этих зон.
Видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной зоне могут быть: объекты кредитно-финансовых организаций: административные, офисные объекты, многофункциональные общественно-деловые центры; объекты торговли и общественного питания: гостиницы; объекты учреждений и организаций бытового и коммунального обслуживания; многоэтажные паркинги; объекты транспортной и инженерной инфраструктуры; культовые объекты.
Более того, Администрация в апелляционной жалобе также подтверждает, что испрашиваемое использование земельного участка не противоречит основным видам разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны, о чем также свидетельствует и вышеупомянутое постановление Администрации города Нефтеюганска от 05.04.2013 N 234-п с приложением схемы о формировании земельного участка, аналогичного испрашиваемому, для аналогичных целей - строительства торгового центра путем выставления на торги права на заключение договора аренды данного земельного участка.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что принятое решение по результатам рассмотрения заявления ООО "Юграйс" о выдаче акта выбора земельного участка не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает препятствий для осуществления такой деятельности, расценивается апелляционным судом как несостоятельный.
Как указывает заявитель, согласно Уставу ООО "Юграйс" действия Общества направлены на создание условий и обеспечения строительства объектов торгово-офисного назначения для предоставления услуг гражданам и юридическим лицам, в том числе, под размещение торговых и офисных площадей за плату.
Соответственно незаконные действия Администрации нарушают права и законные интересы ООО "Юграйс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуя осуществлению уставной деятельности.
Суд апелляционной инстанции принимает довод подателя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции в обжалуемом решении сослался на недействующий муниципальный правовой акт - Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска, утвержденное решением Думы города Нефтеюганска от 19.12.2007 N 328-IV, однако, поскольку указанная ошибочная ссылка суда первой инстанции не повлекла принятия неверного решения по делу, она не может служить основанием для его отмены.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ООО "Юграйс" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Администрацией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2013 по делу N А75-3126/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2013 ПО ДЕЛУ N А75-3126/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. по делу N А75-3126/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6769/2013) Администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2013 по делу N А75-3126/2013 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юграйс" (ОГРН 1098604001363, ИНН 8604046115)
к Администрации города Нефтеюганска
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Нефтеюганска - Ложкина А.Е. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 79 от 30.08.2013 сроком действия до 31.12.2013);
- от общества с ограниченной ответственностью "Юграйс" - Веселов А.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности от 03.04.2013 сроком действия 3 года),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юграйс" (далее по тексту - ООО "Юграйс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Нефтеюганска (далее по тексту также - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, выразившегося в отказе в оформлении акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, пересечение улицы Объездная и улицы Ленина, площадью 22317,15 кв. м, для строительства объекта "Торговый центр" и обязании Администрации оформить акт выбора указанного земельного участка.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ООО "Юграйс" требования в полном объеме, исходя из отсутствия у Администрации правовых оснований для отказа в оформлении акта выбора земельного участка, испрашиваемого заявителем.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.06.2011 N 1541 "О предоставлении земельных участков для целей строительства" установлены случаи предоставления земельных участков без проведения торгов. Предоставление земельного участка под строительство торгового центра путем выдачи акта выбора земельного участка данное постановление не предусматривает. В этой связи органом местного самоуправления было принято решение об утверждении проекта границ земельных участков с целью выставления на торги права на заключение договора аренды земельного участка под строительство торгового центра.
При этом, как обращает внимание податель апелляционной жалобы, испрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне административно-делового назначения (ОД3), а, кроме того, в охранной зоне системы нефте- и газоснабжения (технический водопровод). На основании пункта 7.4.3. раздела 7.4 РД 39-132-94 от 30.12.1993 на территории охранной зоны нефтепроводов не допускается производство всякого рода горных, строительных, монтажных, взрывных работ, планировка грунта. Помимо этого, границы испрашиваемого земельного участка попадают на территорию городских лесов, где в соответствии с пунктом 5.1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается размещение объектов капитального строительства за исключением гидротехнических сооружений.
Податель апелляционной жалобы также указывает, что суд первой инстанции при установлении наличия полномочий у органов местного самоуправления на принятие оспариваемого решения применил недействующий муниципальный правовой акт - Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска, утвержденное решением Думы города Нефтеюганска от 19.12.2007 N 328-IV, которое отменено решением Думы города Нефтеюганска от 26.12.2011 N 192-V "Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска".
В представленном до начала судебного заседания отзыве ООО "Юграйс" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Юграйс" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
20.12.2012 ООО "Юграйс" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Торговый центр" по адресу: г. Нефтеюганск, пересечение улицы Объездная и улицы Ленина, площадью 22317,15 кв. м.
Уведомлением Департамента градостроительства администрации г. Нефтеюганска от 23.01.2013 N 01/34-208/13 Общество проинформировано об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Торговый центр" в связи нахождением испрашиваемого земельного участка на территории городских лесов, в охранной зоне систем нефте- и газоснабжения (технический водопровод), санитарно-защитной зоне (охранной зоне) объектов инженерной инфраструктуры (куст скважин), санитарно-защитной зоне транспортной инфраструктуры (вертолетная площадка).
Полагая, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Юграйс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
06.06.2013 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое Администрацией в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Информирование населения и иных лиц производится с целью гарантии их прав на участие в решении вопросов, затрагивающих непосредственно их интересы при предоставлении земельных участков под строительство.
С учетом содержания процитированных правовых норм суд первой инстанции обоснованно констатировал, что осуществление процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, подготовка акта выбора земельного участка, его согласование (в случае необходимости) с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, а также принятие решения, утверждающего акт о выборе земельного участка, возложено на органы местного самоуправления.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 28 Устава города Нефтеюганска предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения администрация города наделена полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
При этом согласно пункту 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Как указывает податель апелляционной жалобы, постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.06.2011 N 1541 "О предоставлении земельных участков для целей строительства" установлены случаи предоставления земельных участков без проведения торгов. Предоставление земельного участка под строительство торгового центра путем выдачи акта выбора земельного участка данное постановление не предусматривает.
Изложенный довод Администрации не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку данное основание не было положено в основу оспариваемого отказа, в то время как арбитражный суд оценивает законность такого отказа, исходя из доводов и оснований, в нем содержащихся.
Так, как уже отмечалось выше и следует из письма Администрации от 23.01.2013 N 01/34-208/13, отказ ООО "Юграйс" в выборе испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта обусловлен нахождением участка:
- - на территории городских лесов;
- - в охранной зоне систем нефте- и газоснабжения (технический водопровод), санитарно-защитной зоне (охранной зоне) объектов инженерной инфраструктуры (куст скважин), санитарно-защитной зоне транспортной инфраструктуры (вертолетная площадка).
При этом принятие заявления ООО "Юграйс" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также рассмотрение данного заявления происходило на заседании градостроительной комиссии по установленной процедуре предоставления земельных участков именно в таком порядке (Положение о градостроительной комиссии администрации города Нефтеюганска, утвержденное постановлением главы города Нефтеюганска от 19.05.2008 N 881).
Кроме того, из материалов дела усматривается, что вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, предоставление заявителям земельных участков под строительство без проведения торгов путем выбора земельного участка и выдачи акта такого выбора имело место, несмотря на наличие указанного выше постановления, что подтверждает, в том числе, и принятие заявления ООО "Юграйс", рассмотрение его по соответствующей процедуре, а потому право заявителя по настоящему делу на предоставление испрашиваемого земельного участка в таком порядке не может быть ограничено.
Что касается оснований отказа в выборе земельного участка, содержащихся в указанном письме, то они также не свидетельствуют о законности осуществленного отказа.
Так, утверждение подателя апелляционной жалобы о нахождении на испрашиваемом земельном участке городских лесов не находит своего подтверждения в фактических материалах дела.
При этом Администрация ссылается на план границ земельного участка (т. 1, л.д. 58) и выкопировку из Правил землепользования и застройки города Нефтеюганска (т. 1, л.д. 59), которые, по ее мнению, подтверждают нахождение на спорном земельном участке лесов. Обществом, в свою очередь, представлена схема расположения земельных участков в кадастровом квартале 86:20:0000036, являющаяся приложением к постановлению Администрации от 05.04.2013 N 234-п, которая не подтверждает нахождение на испрашиваемом земельном участке лесов.
Аналогичным образом из имеющихся в материалах дела документов (письма Департамента имущественных и земельных отношений N 4548 от 03.06.2011 (т. 1, л.д. 107), N 6191 от 01.08.2011 (т. 1, л.д. 106), N 7481 от 14.09.2011 (т. 1, л.д. 108)), в том числе, письма самой Администрации N 01-01-08-2262 от 12.08.2011 следует, что решением Думы города Нефтеюганска от 01.10.2009 N 625-IV "Об утверждении документа территориального планирования "Генеральный план города Нефтеюганска" установлено зонирование территории города Нефтеюганска, где зона городских лесов отсутствует.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Юграйс" пояснил, что изменения в документы территориального планирования города не вносились; представитель Администрации затруднился дать пояснения по этому поводу.
При этом представитель Администрации в подтверждение рассматриваемого довода сослался на письмо Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N Исх-8296/11 от 22.11.2011 (т. 1, л.д. 92-93), которое, однако, никоим образом не подтверждает нахождение на спорном земельном участке городских лесов.
Напротив, из указанного письма следует, что информация о городских лесах города Нефтеюганска включена в государственный лесной реестр по состоянию на 01.01.2008. Между тем выписка из указанного реестра, подтверждающая нахождение на спорном земельном участке лесов, не представлена Администрацией ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Аналогичным образом в нарушение части 5 статьи 200, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено заинтересованным лицом и доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке санитарно-защитных и охранных зон.
В любом случае, даже, если принять во внимание указанный довод Администрации, то указанное не является безусловным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку, как обоснованно отмечает ООО "Юграйс" в отзыве на апелляционную жалобу, наличие на земельном участке таких зон в соответствии с действующим законодательством накладывает ограничения только для строительства объектов определенных видов, к которым торговый центр не относится.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в пользу указанного говорит и тот факт, что в соответствии с решением Думы города Нефтеюганска от 01.10.2009 N 625-IV "Об утверждении документа территориального планирования "Генеральный план города Нефтеюганска" и статьями 56, 58 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы города Нефтеюганска 01.10.2010 N 812-IV, границы испрашиваемого земельного участка расположены в зоне ОД3 (Общественно-деловая зона административно-делового назначения), которая согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предназначена для размещения объектов общественного, административного, делового, финансового и коммерческого назначения, торговли предпринимательской деятельности, стоянок автомобильного транспорта, подземных или многоэтажных гаражей и иных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование этих зон.
Видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной зоне могут быть: объекты кредитно-финансовых организаций: административные, офисные объекты, многофункциональные общественно-деловые центры; объекты торговли и общественного питания: гостиницы; объекты учреждений и организаций бытового и коммунального обслуживания; многоэтажные паркинги; объекты транспортной и инженерной инфраструктуры; культовые объекты.
Более того, Администрация в апелляционной жалобе также подтверждает, что испрашиваемое использование земельного участка не противоречит основным видам разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны, о чем также свидетельствует и вышеупомянутое постановление Администрации города Нефтеюганска от 05.04.2013 N 234-п с приложением схемы о формировании земельного участка, аналогичного испрашиваемому, для аналогичных целей - строительства торгового центра путем выставления на торги права на заключение договора аренды данного земельного участка.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что принятое решение по результатам рассмотрения заявления ООО "Юграйс" о выдаче акта выбора земельного участка не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает препятствий для осуществления такой деятельности, расценивается апелляционным судом как несостоятельный.
Как указывает заявитель, согласно Уставу ООО "Юграйс" действия Общества направлены на создание условий и обеспечения строительства объектов торгово-офисного назначения для предоставления услуг гражданам и юридическим лицам, в том числе, под размещение торговых и офисных площадей за плату.
Соответственно незаконные действия Администрации нарушают права и законные интересы ООО "Юграйс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуя осуществлению уставной деятельности.
Суд апелляционной инстанции принимает довод подателя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции в обжалуемом решении сослался на недействующий муниципальный правовой акт - Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска, утвержденное решением Думы города Нефтеюганска от 19.12.2007 N 328-IV, однако, поскольку указанная ошибочная ссылка суда первой инстанции не повлекла принятия неверного решения по делу, она не может служить основанием для его отмены.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ООО "Юграйс" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Администрацией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2013 по делу N А75-3126/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)