Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.09.2013 ПО ДЕЛУ N А15-1897/2012

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. по делу N А15-1897/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Люкс" (ИНН 0546013667, ОГРН 1020502234323) - Расулова Р.А. (доверенность от 16.09.2013), в отсутствие истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ИНН 0562076424, ОГРН 1090562002662), ответчика - муниципального района "Каякентский район" в лице администрации муниципального района "Каякентский район" (ИНН 0515004398, ОГРН 1020500989640), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Галакси" (ИНН 0511003788, ОГРН 1030500939765), Алиева М.Ш., Абдулабулатова А.М., Амировой С.Д., Аташева К.А., Абдуллаевой С.Х., Алибековой З.З., Алибекова М.Н., Агаева А.А., Алиевой А.И., Адаева К.А., Арсланалиева Р.А., Агаева А.М., Алибекова А.Н., Азизова А.П., Алавова Б.Э., Алиболатова Г.М., Арсланова Х.Ю., Алхасовой Д.А., Алиевой Э.А., Айгумова У.М., Арсланалиева М.Х., Алишева Х.А., Ахмеддибирова М.Г., Арсланбекова А.Т., Алиева О.К., Алиева Х.Н., Алиева М.Р., Апишева К.А., Абдулкадырова С.К., Ахмедова З.А., Абдусаламова М.М., Бийболаева М.М., Багомедова Г.Б., Абдурагимова М.Ш., Багамаева М.Г., Багомаева Р.К., Багамаева Р.К., Багамаевой Н.К., Бежамова Б.И., Багомедова Р.Ш., Бутаева Н.Ш., Баширова Д.И., Байрамбекова М.З., Багамаева З.М., Гаджимагомедова М.С., Гаджиевой З.М., Гаджиева С.А., Гасановой М.А., Гасанова Т.А., Габибовой Г.Х., Гаджиева Р.Г., Гамидова Б.Н., Гаджиева Р.Т., Гусейнова Г.Т., Гаджимурадова К.Б., Гогурчунова М.И., Джалиловой Г.З., Джабраилова К.М., Джабраилова Ш.М., Джамалутдинова Г.К., Зурканаева А.М., Закаригаева З.А., Исмаилова М.А., Исабекова Г.А., Исрапилова М.И., Исрапиловой Н.Ш., Исмаиловой А., Ибрагимова А.М., Исмаилова М.Р., Исакова Х.М., Каримова И.Е., Кадиевой С.М., Казилова М.К., Казбековой У.Ю., Курбаналиева Р.И., Кадиевой Г.М., Капиева А.К., Казилова М.К., Курбанова А.А., Курбанова Р.М., Курбанова Т.Р., Камалова З.М., Курбановой П.О., Мамашова М.Б., Магомедова М.Д., Магомедова Д.А., Магомедова М.М., Магомедова А.Д., Магомедовой Г.А., Магомедова Д.И., Магомедова Р.Ш., Магомедова А.А., Магомедовой З.А., Мусаева М.А., Мусаева Т.А., Муртазалиева А.А., Муртазалиева Ш.М., Мустапаевой Р.А., Меджидовой А.М., Мирзаева М.С., Мирзаева М.М., Мирзаева К.С., Мустафаева А.Б., Махмирзаевой М.М., Мутаева А.М., Мустафаева З.М., Насрулаевой Х.А., Нуралиевой С.Р., Нукербекова Х.Н., Нукербековой С.А., Османовой М.Р., Пашаевой Р.А., Саидова М.М., Султановой С.А., Сайпуллаева П.И., Самедова С.И., Сурхаева М.М., Сулейманова О.М., Рабаданова Б.М., Рамазанова М.Д., Рамазанова А.М., Рамазанова Р.А., Рамазанова Р.Ш., Темирбекова М.А., Тааева Р.К., Токаева Р.М., Темирбековой З.А., Умарова М.А., Умарова У.Ш., Халимбекова Ш.К., Халимбекова А.М., Ханмагомедова Д.Х., Хизриевой Н.Г., Хасболатова Х.М., Хасаева М.К., Шихшабекова М.И., Шапиева Ш.Ч., Юсупова А.М., извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.12.2012 (судья Исаев М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А15-1897/2012, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального района "Каякентский район" (далее - администрация) о признании права собственности на земельный участок площадью 93,0 га (кадастровый номер 05:08:000065:0065), расположенный в Каякентском районе Республики Дагестан, на побережье Каспийского моря, севернее ст. Инчхе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальный район "Каякентский район", а также физические и юридические лица - арендаторы частей земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:0065 (т. 2, л.д. 1-4).
Определением от 04.12.2012 суд по ходатайству истца произвел замену ненадлежащего ответчика (администрация муниципального района "Каякентский район") надлежащим (муниципальный район "Каякентский район"; т. 3, л.д. 158, 159, 161).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.12.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013, в удовлетворении иска отказано. Суды со ссылкой на обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А15-2307/2010, указали, что земельный участок площадью 93,0 га (кадастровый номер 05:08:000065:0065), на который зарегистрировано право собственности муниципального образования "Каякентский район", не находится в границах участков федерального уровня собственности с кадастровыми номерами 05:08:000065:36, 05:08:000065:34, 05:08:000065:35 (категории земель - земли особо охраняемых природных территорий и объектов). Истец не владеет спорным участком, поэтому иск о признании права собственности не может быть удовлетворен (пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22). Управление вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало наличие оснований, перечисленных в части 8 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ), для отнесения спорного участка к федеральной собственности.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и апелляционное постановление. По мнению истца, суды не приняли во внимание, что в силу закона (постановление Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" (далее - постановление Совмина РСФСР от 10.02.1977 N 105), пункт 2 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"), а также сложившейся судебной практики спорный участок является федеральной собственностью. Согласно части 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ не подлежат передаче в муниципальную собственность земельные участки, расположенные одновременно в границах курортов федерального значения и в границах иных особо охраняемых природных территорий федерального значения. Поскольку земельный участок находится в пределах пограничной зоны, определенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации", он не может передаваться в муниципальную собственность. Суды не учли, что право федеральной собственности на спорный объект возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) на основании постановления Совмина РСФСР от 10.02.1977 N 105. Кроме того, в федеральной собственности находятся смежные земельные участки.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В связи с нахождением судьи Мазуровой Н.С. в трудовом отпуске кассационная жалоба с использованием средств автоматизированного распределения передана в производство судьи Мещерина А.И. Рассмотрение жалобы управления начато вновь сформированным составом суда с самого начала (статья 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель ООО "Люкс" просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя третьего лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, сведения о земельном участке из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 930 тыс. кв. м (кадастровый номер 05:08:000065:0065) с местоположением: Каякентский район, побережье Каспийского моря, севернее ст. Инчхе, предназначенном для строительства базы отдыха, внесены в государственный кадастр недвижимости 30.11.2009 (т. 1, л.д. 24, 25).
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.01.2010 на основании постановлений муниципального района "Каякентский район" и выписки из реестра муниципального имущества внесена запись о праве собственности муниципального района "Каякентский район" на земельный участок площадью 93,0 га (кадастровый номер 05:08:000065:0065) с местоположением: Республика Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, севернее ст. Инчхе (т. 1, л.д. 62, 63).
Полагая, что в силу норм постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан", постановления Совмина РСФСР от 10.02.1977 N 105 спорный участок относится исключительно к федеральной собственности, управление обратилось с иском в арбитражный суд.
Суды установили, что муниципальное образование "Каякентский район" распорядилось земельным участком с кадастровым номером 5:08:000065:0065, передав его в долгосрочную аренду третьим лицам (юридическим лицам и гражданам). Соответствующие записи внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л.д. 64-70, 95-136).
В рамках настоящего дела управление требует признать право федеральной собственности на земельный участок из земель особо охраняемых природных территорий.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем.
Суды установили, что спорный участок не находится во владении истца. Доказательств, опровергающих данный вывод, управление не представило.
Иск, направленный исключительно на признание права собственности, предъявленный лицом, не владеющим имуществом, не может быть удовлетворен, поскольку это не восстановит нарушенное право.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на избрание управлением ненадлежащего способа защиты права и отказали в удовлетворении иска о признании права собственности.
Доводы жалобы о том, что суды неверно применили нормы Закона N 244-ФЗ, отклоняются в силу следующего.
Управление полагает, что участок с кадастровым номером 05:08:000065:0065 на основании постановления Совмина РСФСР от 10.02.1977 N 105, постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан", пункта 2 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 является особо охраняемой территорией федерального значения. Кроме того, спорный земельный участок относится к приграничной территории (Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации").
Постановлением Совмина РСФСР от 10.02.1977 N 105 к курортам общереспубликанского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан" определены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
Поскольку Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря", границы округа санитарной охраны данного курорта определяются на основании постановления от 27.05.1993 N 498.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Закон N 244-ФЗ (вступил в силу с 20.12.2008) установил порядок передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, а также определил критерии отнесения указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Отнесение земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:0065 к категории земель особо охраняемых природных территорий подтверждено материалами дела. Доказательства регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 20.12.2008 права собственности Российской Федерации на спорный участок управление не представило.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 рассматриваемой статьи.
В силу части 8 статьи 1 названного Закона, к федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 данной нормы и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; предусматриваются федеральными законами.
Истец не представил доказательств наличия оснований, перечисленных в части 8 статьи 1 названного Закона, необходимых для отнесения (после вступлении в силу Закона N 244-ФЗ) земельного участка к федеральной собственности.
В материалах дела также отсутствуют сведения, позволяющие отнести спорный участок к иным особо охраняемым природным территориям федерального значения, что не позволяет применить положения части 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Ссылка управления на отнесение земельного участка к федеральной собственности в связи с его нахождением в пограничной зоне ошибочна. Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" не регулирует вопросы, связанные с разграничением права собственности на землю. Введение режима пограничной зоны ограничивает в хозяйственную и иную деятельность соответствующих территорий, в том числе связанную с использованием земли (не изменяя уровня собственности). Такие ограничения обусловлены установлением особого контроля (пограничная зона) и преследуют цель обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами особого (пограничного) режима на территориях, прилегающих к государственной границе Российской Федерации.
Довод управления о том, что право собственности Российской Федерации на спорный участок является ранее возникшим, в связи с чем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22, иск о признании права собственности на него подлежит удовлетворению, отклоняется как основанный на неправильном толковании норм Закона N 244-ФЗ и данных разъяснений.
Иски об истребовании земельного участка из владения третьих лиц по правилам статей 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках настоящего дела не рассматриваются.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых решении и постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций не допустили.
Основания для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в кассационный суд.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.12.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А15-1897/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)