Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии представителей: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области - Шаткус Ирины Николаевны (доверенность от 14.10.2013); дачного некоммерческого товарищества "Мирное" - Ротовой Арины Владимировны (доверенность от 11.01.2013); граждан Медведевой Надежды Анатольевны (паспорт), Теслюка Бориса Григорьевича (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2013 года по делу N А19-1877/2013 (суд первой инстанции: Колосов В.И.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (г. Иркутск; далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - администрация) о признании недействительным постановления мэра Иркутского муниципального районного образования от 10.09.2010 N 5890 "О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу "Мирное".
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее - агентство), Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области (далее - поселение), дачного некоммерческого товарищества "Мирное" (далее - товарищество), граждан Медведевой Надежды Анатольевны, Теслюка Бориса Григорьевича (далее - Медведева Н.А., Теслюк Б.Г.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2013 года апелляционная жалоба Управления Росимущества возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуя решение арбитражного суда по мотиву нарушения судом норм материального права и заявляя о его отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования, Управление Росимущества оспаривает вывод суда о законности постановления администрации от 10.09.2010 N 5890, указывая на то, что предоставленный товариществу названным постановлением земельный участок входит в состав земель лесного фонда, что исключает наличие у администрации возможности распоряжаться данным земельным участком, принадлежащим Российской Федерации на праве собственности.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и товарищество просят отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель товарищества подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Медведева Н.А. и Теслюк Б.Г. с кассационной жалобой не согласились, просили отказать в ее удовлетворении, решение арбитражного суда - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, распоряжениями КУМИ Иркутского района от 05.07.2010 N 816/з и N 817/з утверждены схемы расположения земельных участков: площадью 20 003 кв. м - земли населенных пунктов (впоследствии присвоен кадастровый номер 38:06:150201:387), площадью 19 997 кв. м - земли сельскохозяйственного назначения (впоследствии присвоен кадастровый номер 38:06:152301:767) (далее - спорные земельные участки).
Постановлением мэра Иркутского районного муниципального образования от 06.07.2010 N 4240 утвержден акт выбора и обследования вышеназванных земельных участков и предварительно согласовано место для организации и строительства товарищества.
Постановлением от 10.09.2010 N 5890 товариществу под дачное строительство предоставлен земельный участок общей площадью 40 000 кв. м, состоящий из спорных земельных участков.
Отказывая в признании данного постановления незаконным и не нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, арбитражный суд исходил из недоказанности Управлением Росимущества расположения спорных земельных участков на землях лесного фонда и, как следствие, нахождения их в собственности Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Выполняя требования части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого постановления администрации закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим постановлением прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие совокупности таких условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правильно применяя приведенные нормы процессуального права, арбитражный суд обоснованно руководствовался положениями земельного и лесного законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли населенных пунктов (подпункт 2); земли лесного фонда (подпункт 5).
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения лесными участками из состава земель лесного фонда принадлежат Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что оспаривая постановление администрации N 5890, Управление Росимущества обосновало свою позицию тем, что спорные земельные участки являются участками лесного фонда, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 07.05.2013 серии 38 АЕ 043330 они принадлежат Российской Федерации в составе лесного участка земель лесного фонда общей площадью 264 952,6376 га в Иркутском лесничестве под условным номером 38-38-01/103/2010-993. Следовательно, администрация не имела права распоряжаться спорными земельными участками.
Между тем арбитражным судом установлено, что согласно кадастровым паспортам от 22.07.2010 N 3800/601/10-118280 и от 20.07.2010 N 3800/601/10-116480 земельные участки площадью 19 997 кв. м с кадастровым номером 38:06:152301:767 и площадью 20 003 кв. м с кадастровым номером 38:06:150201:387 относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под дачное строительство и к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - под дачное строительство.
Судом также установлено, что землеустройство лесного фонда, обозначенного в свидетельстве о праве собственности от 07.05.2013 серии 38 АЕ 043330, с целью установления местоположения и конкретных координат границ участка лесного фонда не проводилось.
Суд, оценив представленные доказательства (выписку из лесного реестра от 03.06.2013 с приложением, выкопировку из планшета Иркутского лесничества, свидетельство о государственной регистрации права от 07.05.2013 серии 38 АЕ 043330, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.05.2013 N 38/002/2013-5719, заключение от 11.02.2013 N 302-353 о положении земельного участка), пришел к выводу о том, что они не определяют координаты границы самого земельного участка лесного фонда и его местоположение.
Установив, что согласно имеющимся в деле кадастровым документам, спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, а местоположение границ лесного участка земель лесного фонда, обозначенного в свидетельстве о праве, посредством определения координат характерных точек таких границ, не определено, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что установить факт нахождения земельного участка, предоставленного товариществу постановлением N 5890, на землях лесного фонда, указанного в свидетельстве о праве, не представляется возможным.
Помимо этого судом установлено, что в настоящее время спорные земельные участки разделены на 26 новых земельных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Медведевой Н.А. и Теслюком Б.Г.
В этой связи вывод арбитражного суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования Управления Росимущества основан на имеющихся в деле доказательствах и соответствует части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных арбитражным судом, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2013 года по делу N А19-1877/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ
Судьи
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2013 ПО ДЕЛУ N А19-1877/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. N А19-1877/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии представителей: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области - Шаткус Ирины Николаевны (доверенность от 14.10.2013); дачного некоммерческого товарищества "Мирное" - Ротовой Арины Владимировны (доверенность от 11.01.2013); граждан Медведевой Надежды Анатольевны (паспорт), Теслюка Бориса Григорьевича (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2013 года по делу N А19-1877/2013 (суд первой инстанции: Колосов В.И.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (г. Иркутск; далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - администрация) о признании недействительным постановления мэра Иркутского муниципального районного образования от 10.09.2010 N 5890 "О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу "Мирное".
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее - агентство), Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области (далее - поселение), дачного некоммерческого товарищества "Мирное" (далее - товарищество), граждан Медведевой Надежды Анатольевны, Теслюка Бориса Григорьевича (далее - Медведева Н.А., Теслюк Б.Г.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2013 года апелляционная жалоба Управления Росимущества возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуя решение арбитражного суда по мотиву нарушения судом норм материального права и заявляя о его отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования, Управление Росимущества оспаривает вывод суда о законности постановления администрации от 10.09.2010 N 5890, указывая на то, что предоставленный товариществу названным постановлением земельный участок входит в состав земель лесного фонда, что исключает наличие у администрации возможности распоряжаться данным земельным участком, принадлежащим Российской Федерации на праве собственности.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и товарищество просят отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель товарищества подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Медведева Н.А. и Теслюк Б.Г. с кассационной жалобой не согласились, просили отказать в ее удовлетворении, решение арбитражного суда - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, распоряжениями КУМИ Иркутского района от 05.07.2010 N 816/з и N 817/з утверждены схемы расположения земельных участков: площадью 20 003 кв. м - земли населенных пунктов (впоследствии присвоен кадастровый номер 38:06:150201:387), площадью 19 997 кв. м - земли сельскохозяйственного назначения (впоследствии присвоен кадастровый номер 38:06:152301:767) (далее - спорные земельные участки).
Постановлением мэра Иркутского районного муниципального образования от 06.07.2010 N 4240 утвержден акт выбора и обследования вышеназванных земельных участков и предварительно согласовано место для организации и строительства товарищества.
Постановлением от 10.09.2010 N 5890 товариществу под дачное строительство предоставлен земельный участок общей площадью 40 000 кв. м, состоящий из спорных земельных участков.
Отказывая в признании данного постановления незаконным и не нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, арбитражный суд исходил из недоказанности Управлением Росимущества расположения спорных земельных участков на землях лесного фонда и, как следствие, нахождения их в собственности Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Выполняя требования части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого постановления администрации закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим постановлением прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие совокупности таких условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правильно применяя приведенные нормы процессуального права, арбитражный суд обоснованно руководствовался положениями земельного и лесного законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли населенных пунктов (подпункт 2); земли лесного фонда (подпункт 5).
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения лесными участками из состава земель лесного фонда принадлежат Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что оспаривая постановление администрации N 5890, Управление Росимущества обосновало свою позицию тем, что спорные земельные участки являются участками лесного фонда, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 07.05.2013 серии 38 АЕ 043330 они принадлежат Российской Федерации в составе лесного участка земель лесного фонда общей площадью 264 952,6376 га в Иркутском лесничестве под условным номером 38-38-01/103/2010-993. Следовательно, администрация не имела права распоряжаться спорными земельными участками.
Между тем арбитражным судом установлено, что согласно кадастровым паспортам от 22.07.2010 N 3800/601/10-118280 и от 20.07.2010 N 3800/601/10-116480 земельные участки площадью 19 997 кв. м с кадастровым номером 38:06:152301:767 и площадью 20 003 кв. м с кадастровым номером 38:06:150201:387 относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под дачное строительство и к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - под дачное строительство.
Судом также установлено, что землеустройство лесного фонда, обозначенного в свидетельстве о праве собственности от 07.05.2013 серии 38 АЕ 043330, с целью установления местоположения и конкретных координат границ участка лесного фонда не проводилось.
Суд, оценив представленные доказательства (выписку из лесного реестра от 03.06.2013 с приложением, выкопировку из планшета Иркутского лесничества, свидетельство о государственной регистрации права от 07.05.2013 серии 38 АЕ 043330, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.05.2013 N 38/002/2013-5719, заключение от 11.02.2013 N 302-353 о положении земельного участка), пришел к выводу о том, что они не определяют координаты границы самого земельного участка лесного фонда и его местоположение.
Установив, что согласно имеющимся в деле кадастровым документам, спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, а местоположение границ лесного участка земель лесного фонда, обозначенного в свидетельстве о праве, посредством определения координат характерных точек таких границ, не определено, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что установить факт нахождения земельного участка, предоставленного товариществу постановлением N 5890, на землях лесного фонда, указанного в свидетельстве о праве, не представляется возможным.
Помимо этого судом установлено, что в настоящее время спорные земельные участки разделены на 26 новых земельных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Медведевой Н.А. и Теслюком Б.Г.
В этой связи вывод арбитражного суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования Управления Росимущества основан на имеющихся в деле доказательствах и соответствует части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных арбитражным судом, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2013 года по делу N А19-1877/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ
Судьи
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)