Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-21446/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N А55-21446/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 23 января 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 января 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Андрианов Е.Л., доверенность от 15.01.2013 г.,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 г. по делу N А55-21446/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЕМИНГ" (ИНН 6319078813, ОГРН 1036300898083), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лемминг" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) от 03.04.2012 N 12-1/0567/10а о предоставлении в аренду земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе дома N 37. и о возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности представить заявителю в аренду земельный участок площадью 120 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе дома N 37.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 г. по делу N А55-21446/2012 заявленные требования удовлетворены полностью. Признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 03.04.2012 года N 12-1/0567/10-а в предоставлении в аренду ООО "Леминг" земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе дома N 37, под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией. На ответчика возложена обязанность по вступлении решения в законную силу предоставить ООО "Леминг" в аренду земельный участок, площадью 120 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе дома N 37 под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Первый ответчик - Министерство имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.03.2010 г. ООО "Леминг" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе дома N 37 под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Рассмотрев заявление, Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 05.07.2010 г. N 12-1/0567/10-а отказало заявителю в предоставлении вышеназванного земельного участка, поскольку цель использования земельного участка, указанная в заявлении не соответствует фактическому использованию земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2010 г. и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2011 г. по делу N А55-16590/2010, оставленными без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2011 г., действия министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе по заявлению ООО "Леминг" N 12-1/0567/10-а в предоставлении в аренду земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе дома N 37, признаны незаконными и на министерство возложена обязанность рассмотреть по существу заявление ООО "Леминг" о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.
Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев по существу заявление 03.04.2012 г., отказало заявителю в предоставлении земельного участка в аренду.
В настоящем деле, в обоснование отказа от 05.07.2010 г. Министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на нижеизложенные обстоятельства.
Согласно приложению N 1 к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях ул. Пензенской по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, в районе дома N 37, утвержденной распоряжением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 31.05.2010 N РД-478, испрашиваемый ООО "Леминг" земельный участок расположен на расстоянии менее 15 м от кирпичного нежилого здания, что противоречит требованиям пункта 24 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Кроме того, в соответствии с представленными сведениями департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (исх. N Д05-01-01/4979-2-1 от 22.09.2011), испрашиваемый земельный участок расположен в охранных зонах газопровода низкого давления Д = 150 мм, электрокабеля напряжением ниже 0,4 кВ.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
На запрос Министерства распоряжением N РД-478 от 31.05.2010 г. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и направил утвержденную схему в адрес Министерства. Испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Как указывалось выше, отказ заинтересованного лица содержит ссылку на п. 24 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 г., так как испрашиваемый заявителем земельный участок находится на расстоянии менее 15 м от кирпичного нежилого здания. При этом Министерство имущественных отношений Самарской области, не учитывает и не ссылается на нормы Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - закон).
Пунктом 1 ст. 69 указанного закона установлено, что "противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону".
Как следует из п. 12 ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в таблице 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
В указанной таблице диапазон расстояний варьируется от 6 до 15 метров, но при этом не указано какой степенью огнестойкости и каким классом конструктивной пожарной опасности обладает нежилое кирпичное здание.
Согласно п. 4 "Правил охраны газораспределительных сетей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, состав газораспределительных сетей входит "газопровод-ввод".
В соответствии с пунктом 47 Правил охраны газораспределительных сетей земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
В пункте 14 Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми, том числе, запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Земельный участок испрашивался ООО "Леминг" не для строительства, а под установку временного торгового павильона.
В силу пункта 21 Правил указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако, ни решения органа исполнительной власти Самарской области об утверждении границ охранной зоны газопровода, ни сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии обременении Министерством имущественных отношений не представлено.
Кроме того, согласно п. 48 Правил, установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей. (Постановление ФАС Поволжского округа от 23.11.2010 года по делу N А57-1873/2010).
Заявителем представлено экспертное заключение N 67-12 от 25.07.2012 г. "О соответствии требованиям пожарной безопасности объемно-планировочных и конструктивных решений нежилого здания - торговый павильон ООО "Леминг", согласно которого установлено соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений проектируемого нежилого здания (Торговый павильон) требованиям пожарной безопасности, действующим на территории Российской Федерации и исключена возможность превышения значений допустимого пожарного риска.
Данное экспертное заключение изготовлено ООО "НПО Пожэксперт-Самара", имеющего свидетельство об аккредитации N 660/В/0132 от 25.02.2011 г.
Исходя из изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0567/10-а от 03.04.2012 года заявителю в предоставлении в аренду земельного участка, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 г. по делу N А55-21446/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)