Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Никольской Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии представителя истца, общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургторгпром" - Киваловой М.С. (доверенность от 20.05.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 августа 2013 года
по делу N А60-18830/2013,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургторгпром" (ОГРН 1026605777945, ИНН 6664089617)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбургторгпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее Управление Росреестра) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0515051:14 площадью 10 544 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский, по улице 50-й Пикет, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 10 290 944 руб. и по состоянию на 15.11.2012 в размере 7 085 568 руб.
Определением суда от 03.06.2013, 19.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство), администрация города Екатеринбурга, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, треть лицо, министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе ссылаясь на ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", указывает, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости должно проводиться на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 32 от 15.01.2013 и определенная по состоянию на 15.11.2012, является не действующей, так как применяется для целей налогообложения с 01.01.2014, для целей не связанных с налогообложением, в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", являются архивными в связи с внесением в кадастр новой стоимости, утвержденной приказом министерства N 32. Полагает, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной по состоянию на 01.01.2010, при наличии новой кадастровой стоимости земельного участка, не может повлечь изменения сведений, внесенных в кадастр недвижимости, и восстановление каких-либо нарушенных прав истца.
Министерство просило рассмотреть апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно, направило письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве указывает, что внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать землепользователя права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является пользователем на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0515051:14 площадью 10544 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский, по улице 50-й Пикет.
Право аренды истца на земельный участок подтверждается договором аренды земельного участка N 5-2339 от 07.02.2013.
Постановлением Правительства Свердловской области N 695-ПП от 07.06.2011 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков из состава земель поселений, расположенных на территории Свердловской области. В соответствии с данным постановлением по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0515051:14 площадью 10544 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский, по улице 50-й Пикет составляет 39 865 598 руб. 72 коп.
Приказом министерства от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных не территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 15.11.2012. Согласно данному приказу кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0515051:14 площадью 10 544 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский, по улице 50-й Пикет, составляет 43 499 482 руб. 88 коп.
Согласно отчету оценочной компании, подготовленному по заказу общества, рыночная стоимость спорного земельного участка составляет по состоянию на 01.01.2010 - 10 290 944 руб. и по состоянию на 15.11.2012 - 7 085 568 руб.,
Истец, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения арендной платы, является нарушение его прав как арендатора этого земельного участка и плательщика арендной платы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости, является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции при удовлетворении данного иска правомерно установил рыночную стоимость земельного участка, определенную обществом с ограниченной ответственностью Оценочная компания "Априори" по состоянию на 01.01.2010, то есть дату соответствующую проведенной оценки кадастровой стоимости земельного участка, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Согласно п. 1-1 названного Постановления таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области" признается утратившей силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с п. 7 Положения "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участка, право государственной собственности, на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 является действующей в соответствии с приведенными выше обстоятельствами, и ее несоответствие рыночной стоимости нарушает права общества как плательщика арендной платы.
Представленный истцом отчет оценщика N 13-135 от 09.04.2013 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Экспертиза отчета оценщика проведена некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков". В результате проведения экспертизы получено экспертное заключение N 307/187-13 от 15.04.2013 о соответствии отчета оценщика требованиям законодательства.
Довод жалобы о невозможности внесения изменений в кадастр в связи с установлением новой кадастровой стоимости приказом министерства N 32, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Установление новой кадастровой стоимости не может служить препятствием для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной до момента, когда новая кадастровая стоимость начинает применяться для целей определения платы за землю. Внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать землепользователя права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.
Приказ министерства от 15.01.2013 N 32 вступил в силу, утвержденная им кадастровая стоимость внесена в кадастр, следовательно, в соответствии со ст. 65, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастр недвижимости должен содержать сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков - по состоянию на 15.11.2012. У кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, апелляционный суд также находит правомерным установление судом первой инстанции кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012.
Доказательств недостоверности отчета N 13-35 от 09.04.2013 ответчиком и третьими лицами не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Таким образом, требования общества правомерно удовлетворены на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Нарушений норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению решения, апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 августа 2013 года по делу N А60-18830/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Е.О.НИКОЛЬСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2013 N 17АП-11841/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-18830/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. N 17АП-11841/2013-ГК
Дело N А60-18830/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Никольской Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии представителя истца, общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургторгпром" - Киваловой М.С. (доверенность от 20.05.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 августа 2013 года
по делу N А60-18830/2013,
принятое судьей Хомяковой С.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургторгпром" (ОГРН 1026605777945, ИНН 6664089617)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
третьи лица: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбургторгпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее Управление Росреестра) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0515051:14 площадью 10 544 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский, по улице 50-й Пикет, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 10 290 944 руб. и по состоянию на 15.11.2012 в размере 7 085 568 руб.
Определением суда от 03.06.2013, 19.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство), администрация города Екатеринбурга, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, треть лицо, министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе ссылаясь на ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", указывает, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости должно проводиться на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 32 от 15.01.2013 и определенная по состоянию на 15.11.2012, является не действующей, так как применяется для целей налогообложения с 01.01.2014, для целей не связанных с налогообложением, в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", являются архивными в связи с внесением в кадастр новой стоимости, утвержденной приказом министерства N 32. Полагает, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной по состоянию на 01.01.2010, при наличии новой кадастровой стоимости земельного участка, не может повлечь изменения сведений, внесенных в кадастр недвижимости, и восстановление каких-либо нарушенных прав истца.
Министерство просило рассмотреть апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно, направило письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве указывает, что внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать землепользователя права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является пользователем на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0515051:14 площадью 10544 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский, по улице 50-й Пикет.
Право аренды истца на земельный участок подтверждается договором аренды земельного участка N 5-2339 от 07.02.2013.
Постановлением Правительства Свердловской области N 695-ПП от 07.06.2011 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков из состава земель поселений, расположенных на территории Свердловской области. В соответствии с данным постановлением по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0515051:14 площадью 10544 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский, по улице 50-й Пикет составляет 39 865 598 руб. 72 коп.
Приказом министерства от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных не территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 15.11.2012. Согласно данному приказу кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0515051:14 площадью 10 544 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, п. Шабровский, по улице 50-й Пикет, составляет 43 499 482 руб. 88 коп.
Согласно отчету оценочной компании, подготовленному по заказу общества, рыночная стоимость спорного земельного участка составляет по состоянию на 01.01.2010 - 10 290 944 руб. и по состоянию на 15.11.2012 - 7 085 568 руб.,
Истец, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения арендной платы, является нарушение его прав как арендатора этого земельного участка и плательщика арендной платы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости, является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции при удовлетворении данного иска правомерно установил рыночную стоимость земельного участка, определенную обществом с ограниченной ответственностью Оценочная компания "Априори" по состоянию на 01.01.2010, то есть дату соответствующую проведенной оценки кадастровой стоимости земельного участка, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Согласно п. 1-1 названного Постановления таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области" признается утратившей силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с п. 7 Положения "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участка, право государственной собственности, на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 является действующей в соответствии с приведенными выше обстоятельствами, и ее несоответствие рыночной стоимости нарушает права общества как плательщика арендной платы.
Представленный истцом отчет оценщика N 13-135 от 09.04.2013 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Экспертиза отчета оценщика проведена некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков". В результате проведения экспертизы получено экспертное заключение N 307/187-13 от 15.04.2013 о соответствии отчета оценщика требованиям законодательства.
Довод жалобы о невозможности внесения изменений в кадастр в связи с установлением новой кадастровой стоимости приказом министерства N 32, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Установление новой кадастровой стоимости не может служить препятствием для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной до момента, когда новая кадастровая стоимость начинает применяться для целей определения платы за землю. Внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать землепользователя права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.
Приказ министерства от 15.01.2013 N 32 вступил в силу, утвержденная им кадастровая стоимость внесена в кадастр, следовательно, в соответствии со ст. 65, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастр недвижимости должен содержать сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков - по состоянию на 15.11.2012. У кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, апелляционный суд также находит правомерным установление судом первой инстанции кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012.
Доказательств недостоверности отчета N 13-35 от 09.04.2013 ответчиком и третьими лицами не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Таким образом, требования общества правомерно удовлетворены на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Нарушений норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению решения, апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 августа 2013 года по делу N А60-18830/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Е.О.НИКОЛЬСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)