Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ОМ" (ИНН 2632044817, ОГРН 1022601616157) - Атяскина С.С. (доверенность от 14.03.2012), от заинтересованного лица - администрации города Лермонтова (ИНН 2629001066, ОГРН 1022603425272) - Давыденко И.Н. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие представителей заинтересованных лиц: Управления имущественных отношений администрации города Лермонтова, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Агрокомбинат Благодарный" (ИНН 2629800118, ОГРН 1112651009338), общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Производственная компания" (ИНН 2632098611, ОГРН 1102632001394), третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОМ" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А63-3653/2012 (судьи Луговая Ю.Б., Егорченко И.Н., Жуков Е.В.), установил следующее.
ООО "ОМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Лермонтова (далее - администрация), Управлению имущественных отношений администрации города Лермонтова (далее - управление имущественных отношений), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), ООО "Агрокомбинат Благодарный" (далее - агрокомбинат), ООО "Строительно-Производственная компания" (далее - компания) с требованиями о признании недействительными: постановления администрации от 15.12.2011 N 1019 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская", постановления администрации от 15.12.2011 N 1020 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская", постановления администрации от 20.12.2011 N 1041 "О предоставлении ООО "Агрокомбинат Благодарный" в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:29, местоположение которого: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская" и постановления администрации от 20.12.2011 N 1042 "О предоставлении ООО "Строительно-производственная компания" в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:30, местоположение которого: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская" (далее - постановления администрации от 15.12.2011 N 1019 и 1020; от 20.12.2011 N 1041 и 1042); признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30; обязании кадастровой палаты снять с кадастрового учета указанные земельные участки; признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 21.12.2012 N 2329-У земельного участка площадью 102 582 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:30 и договора аренды от 21.12.2012 N 2330-У земельного участка площадью 168 392 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:29.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решением от 29.06.2012 заявленные требования удовлетворены в части. Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 21.12.2011 N 2329-У, заключенный управлением имущественных отношений и компанией. На компанию возложена обязанность возвратить управлению имущественных отношений земельный участок площадью 102 582 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:30, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская. Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 21.12.2011 N 2330-У, заключенный управлением имущественных отношений и агрокомбинатом. На агрокомбинат возложена обязанность возвратить управлению имущественных отношений земельный участок площадью 168 392 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:29, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская. Признаны недействительными постановления администрации от 15.12.2011 N 1019 и 1020. Признана незаконной постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30. На кадастровую палату возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета указанные земельные участки. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что общество в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) является лицом, обладающим исключительным правом на предоставление земельного участка в аренду для строительства. На момент обращения в администрацию с заявлением и рассмотрения дела в суде срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (три года) не истек. Постановление администрации от 31.10.2008 N 1182 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в западной промышленной зоне г. Лермонтова Ставропольского края" (далее - постановление администрации от 31.10.2008 N 1182) и постановление администрации от 31.12.2009 N 1619 "Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса в I западной промышленной зоне г. Лермонтова Ставропольского края" (далее - постановление администрации от 31.12.2009 N 1619) не отменены. Общество обладает исключительным правом на приобретение земельного участка площадью 271 602 кв. м в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 и статьей 32 Земельного кодекса, в пределах срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Образование двух новых участков площадями 168 392 кв. м и 102 582 кв. м в границах участка площадью 281 602 кв. м, в отношении которого принято и действует решение о предварительном согласовании места размещения объекта, не соответствует статье 31 Земельного кодекса и нарушает права общества. Принимая во внимание незаконность постановлений об образовании земельных участков и необходимости восстановления нарушенного права заявителя, суд пришел к выводу об обоснованности требований общества о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30. В части отказа в удовлетворении заявленных требований (о признании недействительными постановлений администрации от 20.12.2011 N 1041 и 1042) суд указал на то, что удовлетворение требований в данной части не приведет к восстановлению нарушенного права общества. В части требований о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды от 21.12.2011 N 2329-У и N 2330-У суд пришел к выводу о несоответствии их требованиям статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса. Договоры признаны ничтожными сделками в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), в связи с чем к ним следует применить последствия, предусмотренные статьей 167 Гражданского кодекса.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.11.2012 решение суда от 29.06.2012 в части удовлетворения требований общества отменено, в отмененной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Судебный акт апелляционного суда мотивирован тем, что на момент образования земельных участков площадью 168 392 кв. м и площадью 102 582 кв. м участок площадью 281 602 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:19 снят с государственного кадастрового учета. Решение о снятии указанного участка с кадастрового учета не признано незаконным и не отменено. Земельные участки площадью 168 392 кв. м и площадью 102 582 кв. м сформированы из свободных земель, границы земельного участка площадью 281 602 кв. м на момент формирования участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 в установленном законом порядке не определены. Признавая недействительными постановления администрации от 15.12.2011 N 1019, 1020 суд первой инстанции в нарушение требований статьи 13 Гражданского кодекса и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не указал, какой именно норме противоречат оспариваемые ненормативные правовые акты. Вывод суда первой инстанции о принадлежности обществу исключительного права на приобретение земельного участка площадью 271 602 кв. м суд апелляционной инстанции признал ошибочным. Апелляционный суд указал также на отсутствие оснований для удовлетворения требования о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 и обязании кадастровой палаты снять с учета эти участки.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Податель жалобы указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 образованы в границах ранее поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:19 и предоставлены агрокомбинату и компании с нарушением требований земельного законодательства и права общества на приобретение участка в аренду. Постановлением администрации от 31.12.2009 N 1619 утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта; обществу указано обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении участка в аренду. При наличии действующего постановления администрации от 31.12.2009 N 1619 общество имело право на приобретение земельного участка в аренду без участия в торгах. В настоящее время обществом оспаривается отказ администрации в предоставлении земельного участка площадью 271 602 кв. м в аренду (дело N А63-4402/2011) и действия кадастровой палаты по снятию земельного участка 26:32:010110:19 с кадастрового учета (дело N А63-8995/2011). На момент обращения общества в администрацию установленный законом трехлетний срок для предоставления земельного участка 26:32:010110:19 в аренду обществу не истек. Все необходимые процедуры, предшествующие предоставлению участка 26:32:010110:19 обществу соблюдены в полном объеме.
Письменные отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации просил оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании от 27.02.2013 объявлялся перерыв до 06.03.2013 до 14 час. 10 мин, о чем информация опубликована в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2008 году общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство производственно-логистического комплекса.
В газете "Лермонтовские известия" от 31.10.2008 N 44 (130) опубликовано сообщение о предстоящей выдаче акта выбора земельного участка площадью 271 602 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса (т. 4, л.д. 26).
Постановлением администрации от 31.10.2008 N 1182 утвержден проект границ земельного участка, намечаемого к отводу обществу, расположенного в I западной промышленной зоне г. Лермонтова площадью 271 602 кв. м. Обществу указано на необходимость осуществить кадастровый учет участка и получить кадастровый паспорт (т. 4, л.д. 118).
Постановлением администрации от 31.12.2009 N 1619 утверждены проект границ земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса в I западной промышленной зоне г. Лермонтова Ставропольского края из категории земель - земли населенных пунктов площадью 271 602 кв. м (т. 4, л.д. 116).
Земельный участок площадью 271 602 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 21.04.2010, присвоен кадастровый номер 26:32:010110:19 (т. 4, л.д. 83, 84).
30 марта 2011 года в целях приобретения права аренды на указанный участок общество обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка.
Администрацией в адрес общества направлен отказ в предоставлении земельного участка для строительства комплекса от 14.04.2011, мотивированный тем, что земельный участок может быть предоставлен в аренду исключительно на торгах (т. 4, л.д. 85).
Отказ администрации обжалован в судебном порядке в Арбитражный суд Ставропольского края (дело N А63-4402/2011). Решением от 07.09.2011 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 производство по делу N А63-4402/2011 приостановлено.
15 декабря 2011 года в администрацию обратились агрокомбинат и компания с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков, местоположение которых: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская. Схемы разработаны по заказу агрокомбината и компании в кадастровом квартале 26:32:010110.
Постановлением администрации от 15.12.2011 N 1019 образован земельный участок площадью 168 392 кв. м, утверждена схема расположения земельного участка. Постановлением администрации от 15.12.2011 N 1020 образован земельный участок площадью 102 582 кв. м, утверждена схема расположения земельного участка (т. 2, л.д. 1-16; 106-124).
Постановлением администрации от 19.12.2011 N 1031 "Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства на территории г. Лермонтова теплично-хозяйственного комплекса по ул. Комсомольской г. Лермонтова Ставропольского края" (далее - постановление администрации от 19.12.2011 N 1031) утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства теплично-хозяйственного комплекса, из категории земель - земли населенных пунктов площадью 170 тыс. кв. м, по ул. Комсомольской г. Лермонтова, намеченного к отводу агрокомбинату (т. 2, л.д. 23-42).
Постановлением администрации от 19.12.2011 N 1030 "Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства на территории г. Лермонтова теплично-хозяйственного комплекса по ул. Комсомольской г. Лермонтова Ставропольского края" (далее - постановление администрации от 19.12.2011 N 1030) утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства теплично-хозяйственного комплекса, из категории земель - земли населенных пунктов площадью 100 тыс. кв. м, по ул. Комсомольской г. Лермонтова, намеченного к отводу компании (т. 2, л.д. 129-147).
В соответствии с постановлениями администрации от 15.12.2011 N 1019, 1020, а также межевыми планами, подготовленными 19.12.2011 по заказу агрокомбината и компании, кадастровой палатой осуществлен государственный кадастровый учет двух земельных участков, о чем приняты соответствующие решения от 21.12.2011. Участку площадью 168 392 кв. м присвоен кадастровый номер 26:32:010110:29, участку площадью 102 582 кв. м - 26:32:010110:30 (т. 2, л.д. 79-104; т. 3, л.д. 18-44).
В целях приобретения прав на указанные участки агрокомбинат и компания обратились 20.12.2011 с заявлениями (N 3421/02-21, 3420/02-20) о предоставлении в аренду сроком на пять лет названных земельных участков.
Постановлением администрации от 20.12.2011 N 1041 агрокомбинату в аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:32:010110:29 площадью 168 392 кв. м для сельскохозяйственного использования из земель населенного пункта для строительства теплично-хозяйственного комплекса (т. 2, л.д. 43).
Управление имущественных отношений (арендодатель) и агрокомбинат (арендатор) заключили договор от 21.12.2011 N 2330-У аренды земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:29. По акту приема-передачи от 21.12.2011 участок передан арендатору. Договор прошел процедуру государственной регистрации 23.12.2011 (т. 2, л.д. 63-70).
Постановлением администрации от 20.12.2011 N 1042 компании в аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:32:010110:30 площадью 102 582 кв. м для сельскохозяйственного использования из земель населенного пункта для строительства теплично-хозяйственного комплекса (т. 2, л.д. 148).
Управление имущественных отношений (арендодатель) и компания (арендатор) заключили договор от 21.12.2011 N 2329-У аренды земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:30. По акту приема-передачи от 21.12.2011 участок передан арендатору. Договор прошел процедуру государственной регистрации 23.12.2011 (т. 3, л.д. 1-8).
16 декабря 2011 года общество обратилось в кадастровую палату с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка 26:32:010110:ЗУ1 площадью 271 602 кв. м, образованного в соответствии с постановлениями администрации от 31.10.2008 N 1182 и от 31.12.2009 N 1619 (учетное дело объекта недвижимости N 11-2028218).
Решением кадастровой палаты от 27.12.2011 осуществление кадастрового учета приостановлено в связи с наличием пересечений участка с условным обозначением 26:32:010110:ЗУ1 со смежными участками с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30.
Полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 образованы в границах ранее поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:19 и предоставлены агрокомбинату и компании с нарушением требований земельного законодательства и прав общества на приобретение участка в аренду, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление и информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками заинтересованных лиц и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается уполномоченным органом после осуществления кадастрового учета.
По смыслу приведенных норм решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, осуществляет все предусмотренные законом процедуры (проведение кадастровых работ, государственный кадастровый учет участка, принятие решения о предоставлении его в аренду для строительства) в указанный (трехлетний) срок.
Отменяя в части судебный акт первой инстанции, апелляционный суд указал на то, что с заявлением о заключении договора аренды земельного участка общество обратилось лишь 30.03.2011.
Апелляционный суд также сослался на решение от 07.09.2011 по делу N А63-4402/2011, которым обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа администрации в заключении договора аренды и обязании направить обществу проект договора аренды земельного участка площадью 271 602 кв. м.
Апелляционная инстанция также установила, что земельный участок площадью 281 602 кв. м на момент рассмотрения спора уже не мог использоваться для строительства производственно-логистического комплекса, что подтверждается экспертным заключением от 17.12.2009 N 09-12/09-03 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 101 Федерального медико-биологического агентства" и докладной запиской начальника управления архитектуры, градостроительства и землепользования администрации г. Лермонтова от 01.04.2011 N 02-02-07/76. Земельный участок с кадастровым номером 26:32:010110:19 снят с государственного кадастрового учета. Земельные участки с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 образованы из свободных земель, поскольку на момент их формирования границы земельного участка площадью 281 602 кв. м в установленном законом порядке не определены. Общество не воспользовалось имевшимся у него правом обратиться в администрацию с заявкой и приобрести земельные участки с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 на торгах. Постановления администрации от 15.12.2011 N 1019 и 1020 не затрагивают прав общества. Поскольку постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 правомерна, основания для удовлетворения требования об обязании кадастровой палаты снять с государственного кадастрового учета спорные земельные участки отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом не учтено следующее.
В газете "Лермонтовские известия" от 31.10.2008 N 44 (130) опубликовано сообщение о предстоящей выдаче акта выбора земельного участка площадью 271 602 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса.
Постановлением администрации от 31.10.2008 N 1182 утвержден проект границ земельного участка, намечаемого к отводу обществу, расположенного в первой западной промышленной зоне г. Лермонтова площадью 271 602 кв. м.
Постановлением администрации от 31.12.2009 N 1619 утверждены проект границ земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса из категории земель - земли населенных пунктов площадью 271 602 кв. м. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21.04.2010 с присвоением кадастрового номера 26:32:010110:19.
С учетом изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что на момент обращения общества в администрацию (30.03.2011) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 26:32:010110:19 установленный законом трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса) не истек. Постановления администрации от 31.10.2008 N 1182 и от 31.12.2009 N 1619 не признаны недействительными и не отменены.
Следовательно, на момент подачи заявления общество имело право требовать предоставить ему в аренду земельный участок для строительства ввиду надлежащего соблюдения процедуры, предусмотренной статьями 30 - 32 Земельного кодекса, и наличия действующих постановлений администрации об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Кассационная инстанция считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что предоставление земельных участков 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 в аренду компании и агрокомбинату противоречит положениям статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса.
Ссылка апелляционного суда на решение от 07.09.2011 по делу N А63-4402/2011 неправомерна, поскольку указанный судебный акт не вступил в законную силу (определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 производство по делу N А63-4402/2011 приостановлено).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Кодекса основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку на основании постановлений администрации от 15.12.2011 N 1019 и 1020 образованы новые участки и данные ненормативные правовые акты явились основанием для постановки участков на государственный кадастровый учет, требования общества в части признания недействительными постановлений от 15.12.2011 N 1019 и 1020 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Учитывая, что кадастровый учет земельных участков 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 произведен на основании недействительных документов, требования о возложении на кадастровую палату обязанности по снятию их с учета удовлетворены обоснованно.
Относительно оспаривания постановлений администрации от 20.12.2011 N 1041 и 1042 суд первой инстанции верно указал на то, что признание их недействительными само по себе не приведет к правовому результату вследствие их реализации.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом (статья 166 Гражданского кодекса).
Пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса определяет, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Гражданский кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица (пункт 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.
Как верно указал суд первой инстанции, материально-правовой интерес общества заключается в приобретении прав на земельный участок площадью 271 602 кв. м. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, доказательства обратного отсутствуют.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых участвующими в деле лицами, пришел к обоснованным выводам, соответствующим фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанным на правильном применении норм материального права. У апелляционного суда, в этой связи, отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
Необходимость установления новых обстоятельств по делу отсутствует, поэтому суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Расходы по уплате кассационной жалобы в размере 2 тыс. рублей, с учетом ее удовлетворения в полном объеме, надлежит возложить на заинтересованных лиц в равных долях (по 400 рублей на каждого).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А63-3653/2012 отменить. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.06.2012 по тому же делу оставить в силе. Взыскать с Управления имущественных отношений администрации г. Лермонтова, ООО "СПК", ООО "Агрокомбинат Благодарный", администрации г. Лермонтова, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю в пользу ООО "ОМ" 2 тыс. рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы - по 400 рублей с каждого.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
Н.С.МАЗУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2013 ПО ДЕЛУ N А63-3653/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. по делу N А63-3653/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ОМ" (ИНН 2632044817, ОГРН 1022601616157) - Атяскина С.С. (доверенность от 14.03.2012), от заинтересованного лица - администрации города Лермонтова (ИНН 2629001066, ОГРН 1022603425272) - Давыденко И.Н. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие представителей заинтересованных лиц: Управления имущественных отношений администрации города Лермонтова, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Агрокомбинат Благодарный" (ИНН 2629800118, ОГРН 1112651009338), общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Производственная компания" (ИНН 2632098611, ОГРН 1102632001394), третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОМ" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А63-3653/2012 (судьи Луговая Ю.Б., Егорченко И.Н., Жуков Е.В.), установил следующее.
ООО "ОМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Лермонтова (далее - администрация), Управлению имущественных отношений администрации города Лермонтова (далее - управление имущественных отношений), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата), ООО "Агрокомбинат Благодарный" (далее - агрокомбинат), ООО "Строительно-Производственная компания" (далее - компания) с требованиями о признании недействительными: постановления администрации от 15.12.2011 N 1019 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская", постановления администрации от 15.12.2011 N 1020 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская", постановления администрации от 20.12.2011 N 1041 "О предоставлении ООО "Агрокомбинат Благодарный" в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:29, местоположение которого: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская" и постановления администрации от 20.12.2011 N 1042 "О предоставлении ООО "Строительно-производственная компания" в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:30, местоположение которого: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская" (далее - постановления администрации от 15.12.2011 N 1019 и 1020; от 20.12.2011 N 1041 и 1042); признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30; обязании кадастровой палаты снять с кадастрового учета указанные земельные участки; признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 21.12.2012 N 2329-У земельного участка площадью 102 582 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:30 и договора аренды от 21.12.2012 N 2330-У земельного участка площадью 168 392 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:29.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решением от 29.06.2012 заявленные требования удовлетворены в части. Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 21.12.2011 N 2329-У, заключенный управлением имущественных отношений и компанией. На компанию возложена обязанность возвратить управлению имущественных отношений земельный участок площадью 102 582 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:30, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская. Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 21.12.2011 N 2330-У, заключенный управлением имущественных отношений и агрокомбинатом. На агрокомбинат возложена обязанность возвратить управлению имущественных отношений земельный участок площадью 168 392 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:29, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская. Признаны недействительными постановления администрации от 15.12.2011 N 1019 и 1020. Признана незаконной постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30. На кадастровую палату возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета указанные земельные участки. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что общество в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) является лицом, обладающим исключительным правом на предоставление земельного участка в аренду для строительства. На момент обращения в администрацию с заявлением и рассмотрения дела в суде срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (три года) не истек. Постановление администрации от 31.10.2008 N 1182 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в западной промышленной зоне г. Лермонтова Ставропольского края" (далее - постановление администрации от 31.10.2008 N 1182) и постановление администрации от 31.12.2009 N 1619 "Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса в I западной промышленной зоне г. Лермонтова Ставропольского края" (далее - постановление администрации от 31.12.2009 N 1619) не отменены. Общество обладает исключительным правом на приобретение земельного участка площадью 271 602 кв. м в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 и статьей 32 Земельного кодекса, в пределах срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Образование двух новых участков площадями 168 392 кв. м и 102 582 кв. м в границах участка площадью 281 602 кв. м, в отношении которого принято и действует решение о предварительном согласовании места размещения объекта, не соответствует статье 31 Земельного кодекса и нарушает права общества. Принимая во внимание незаконность постановлений об образовании земельных участков и необходимости восстановления нарушенного права заявителя, суд пришел к выводу об обоснованности требований общества о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30. В части отказа в удовлетворении заявленных требований (о признании недействительными постановлений администрации от 20.12.2011 N 1041 и 1042) суд указал на то, что удовлетворение требований в данной части не приведет к восстановлению нарушенного права общества. В части требований о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды от 21.12.2011 N 2329-У и N 2330-У суд пришел к выводу о несоответствии их требованиям статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса. Договоры признаны ничтожными сделками в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), в связи с чем к ним следует применить последствия, предусмотренные статьей 167 Гражданского кодекса.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.11.2012 решение суда от 29.06.2012 в части удовлетворения требований общества отменено, в отмененной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Судебный акт апелляционного суда мотивирован тем, что на момент образования земельных участков площадью 168 392 кв. м и площадью 102 582 кв. м участок площадью 281 602 кв. м с кадастровым номером 26:32:010110:19 снят с государственного кадастрового учета. Решение о снятии указанного участка с кадастрового учета не признано незаконным и не отменено. Земельные участки площадью 168 392 кв. м и площадью 102 582 кв. м сформированы из свободных земель, границы земельного участка площадью 281 602 кв. м на момент формирования участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 в установленном законом порядке не определены. Признавая недействительными постановления администрации от 15.12.2011 N 1019, 1020 суд первой инстанции в нарушение требований статьи 13 Гражданского кодекса и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не указал, какой именно норме противоречат оспариваемые ненормативные правовые акты. Вывод суда первой инстанции о принадлежности обществу исключительного права на приобретение земельного участка площадью 271 602 кв. м суд апелляционной инстанции признал ошибочным. Апелляционный суд указал также на отсутствие оснований для удовлетворения требования о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 и обязании кадастровой палаты снять с учета эти участки.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Податель жалобы указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 образованы в границах ранее поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:19 и предоставлены агрокомбинату и компании с нарушением требований земельного законодательства и права общества на приобретение участка в аренду. Постановлением администрации от 31.12.2009 N 1619 утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта; обществу указано обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении участка в аренду. При наличии действующего постановления администрации от 31.12.2009 N 1619 общество имело право на приобретение земельного участка в аренду без участия в торгах. В настоящее время обществом оспаривается отказ администрации в предоставлении земельного участка площадью 271 602 кв. м в аренду (дело N А63-4402/2011) и действия кадастровой палаты по снятию земельного участка 26:32:010110:19 с кадастрового учета (дело N А63-8995/2011). На момент обращения общества в администрацию установленный законом трехлетний срок для предоставления земельного участка 26:32:010110:19 в аренду обществу не истек. Все необходимые процедуры, предшествующие предоставлению участка 26:32:010110:19 обществу соблюдены в полном объеме.
Письменные отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации просил оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании от 27.02.2013 объявлялся перерыв до 06.03.2013 до 14 час. 10 мин, о чем информация опубликована в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2008 году общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство производственно-логистического комплекса.
В газете "Лермонтовские известия" от 31.10.2008 N 44 (130) опубликовано сообщение о предстоящей выдаче акта выбора земельного участка площадью 271 602 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса (т. 4, л.д. 26).
Постановлением администрации от 31.10.2008 N 1182 утвержден проект границ земельного участка, намечаемого к отводу обществу, расположенного в I западной промышленной зоне г. Лермонтова площадью 271 602 кв. м. Обществу указано на необходимость осуществить кадастровый учет участка и получить кадастровый паспорт (т. 4, л.д. 118).
Постановлением администрации от 31.12.2009 N 1619 утверждены проект границ земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса в I западной промышленной зоне г. Лермонтова Ставропольского края из категории земель - земли населенных пунктов площадью 271 602 кв. м (т. 4, л.д. 116).
Земельный участок площадью 271 602 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 21.04.2010, присвоен кадастровый номер 26:32:010110:19 (т. 4, л.д. 83, 84).
30 марта 2011 года в целях приобретения права аренды на указанный участок общество обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельного участка.
Администрацией в адрес общества направлен отказ в предоставлении земельного участка для строительства комплекса от 14.04.2011, мотивированный тем, что земельный участок может быть предоставлен в аренду исключительно на торгах (т. 4, л.д. 85).
Отказ администрации обжалован в судебном порядке в Арбитражный суд Ставропольского края (дело N А63-4402/2011). Решением от 07.09.2011 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 производство по делу N А63-4402/2011 приостановлено.
15 декабря 2011 года в администрацию обратились агрокомбинат и компания с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков, местоположение которых: Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Комсомольская. Схемы разработаны по заказу агрокомбината и компании в кадастровом квартале 26:32:010110.
Постановлением администрации от 15.12.2011 N 1019 образован земельный участок площадью 168 392 кв. м, утверждена схема расположения земельного участка. Постановлением администрации от 15.12.2011 N 1020 образован земельный участок площадью 102 582 кв. м, утверждена схема расположения земельного участка (т. 2, л.д. 1-16; 106-124).
Постановлением администрации от 19.12.2011 N 1031 "Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства на территории г. Лермонтова теплично-хозяйственного комплекса по ул. Комсомольской г. Лермонтова Ставропольского края" (далее - постановление администрации от 19.12.2011 N 1031) утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства теплично-хозяйственного комплекса, из категории земель - земли населенных пунктов площадью 170 тыс. кв. м, по ул. Комсомольской г. Лермонтова, намеченного к отводу агрокомбинату (т. 2, л.д. 23-42).
Постановлением администрации от 19.12.2011 N 1030 "Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства на территории г. Лермонтова теплично-хозяйственного комплекса по ул. Комсомольской г. Лермонтова Ставропольского края" (далее - постановление администрации от 19.12.2011 N 1030) утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства теплично-хозяйственного комплекса, из категории земель - земли населенных пунктов площадью 100 тыс. кв. м, по ул. Комсомольской г. Лермонтова, намеченного к отводу компании (т. 2, л.д. 129-147).
В соответствии с постановлениями администрации от 15.12.2011 N 1019, 1020, а также межевыми планами, подготовленными 19.12.2011 по заказу агрокомбината и компании, кадастровой палатой осуществлен государственный кадастровый учет двух земельных участков, о чем приняты соответствующие решения от 21.12.2011. Участку площадью 168 392 кв. м присвоен кадастровый номер 26:32:010110:29, участку площадью 102 582 кв. м - 26:32:010110:30 (т. 2, л.д. 79-104; т. 3, л.д. 18-44).
В целях приобретения прав на указанные участки агрокомбинат и компания обратились 20.12.2011 с заявлениями (N 3421/02-21, 3420/02-20) о предоставлении в аренду сроком на пять лет названных земельных участков.
Постановлением администрации от 20.12.2011 N 1041 агрокомбинату в аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:32:010110:29 площадью 168 392 кв. м для сельскохозяйственного использования из земель населенного пункта для строительства теплично-хозяйственного комплекса (т. 2, л.д. 43).
Управление имущественных отношений (арендодатель) и агрокомбинат (арендатор) заключили договор от 21.12.2011 N 2330-У аренды земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:29. По акту приема-передачи от 21.12.2011 участок передан арендатору. Договор прошел процедуру государственной регистрации 23.12.2011 (т. 2, л.д. 63-70).
Постановлением администрации от 20.12.2011 N 1042 компании в аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:32:010110:30 площадью 102 582 кв. м для сельскохозяйственного использования из земель населенного пункта для строительства теплично-хозяйственного комплекса (т. 2, л.д. 148).
Управление имущественных отношений (арендодатель) и компания (арендатор) заключили договор от 21.12.2011 N 2329-У аренды земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:30. По акту приема-передачи от 21.12.2011 участок передан арендатору. Договор прошел процедуру государственной регистрации 23.12.2011 (т. 3, л.д. 1-8).
16 декабря 2011 года общество обратилось в кадастровую палату с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка 26:32:010110:ЗУ1 площадью 271 602 кв. м, образованного в соответствии с постановлениями администрации от 31.10.2008 N 1182 и от 31.12.2009 N 1619 (учетное дело объекта недвижимости N 11-2028218).
Решением кадастровой палаты от 27.12.2011 осуществление кадастрового учета приостановлено в связи с наличием пересечений участка с условным обозначением 26:32:010110:ЗУ1 со смежными участками с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30.
Полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 образованы в границах ранее поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:32:010110:19 и предоставлены агрокомбинату и компании с нарушением требований земельного законодательства и прав общества на приобретение участка в аренду, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление и информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками заинтересованных лиц и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается уполномоченным органом после осуществления кадастрового учета.
По смыслу приведенных норм решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, осуществляет все предусмотренные законом процедуры (проведение кадастровых работ, государственный кадастровый учет участка, принятие решения о предоставлении его в аренду для строительства) в указанный (трехлетний) срок.
Отменяя в части судебный акт первой инстанции, апелляционный суд указал на то, что с заявлением о заключении договора аренды земельного участка общество обратилось лишь 30.03.2011.
Апелляционный суд также сослался на решение от 07.09.2011 по делу N А63-4402/2011, которым обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа администрации в заключении договора аренды и обязании направить обществу проект договора аренды земельного участка площадью 271 602 кв. м.
Апелляционная инстанция также установила, что земельный участок площадью 281 602 кв. м на момент рассмотрения спора уже не мог использоваться для строительства производственно-логистического комплекса, что подтверждается экспертным заключением от 17.12.2009 N 09-12/09-03 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 101 Федерального медико-биологического агентства" и докладной запиской начальника управления архитектуры, градостроительства и землепользования администрации г. Лермонтова от 01.04.2011 N 02-02-07/76. Земельный участок с кадастровым номером 26:32:010110:19 снят с государственного кадастрового учета. Земельные участки с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 образованы из свободных земель, поскольку на момент их формирования границы земельного участка площадью 281 602 кв. м в установленном законом порядке не определены. Общество не воспользовалось имевшимся у него правом обратиться в администрацию с заявкой и приобрести земельные участки с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 на торгах. Постановления администрации от 15.12.2011 N 1019 и 1020 не затрагивают прав общества. Поскольку постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 правомерна, основания для удовлетворения требования об обязании кадастровой палаты снять с государственного кадастрового учета спорные земельные участки отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом не учтено следующее.
В газете "Лермонтовские известия" от 31.10.2008 N 44 (130) опубликовано сообщение о предстоящей выдаче акта выбора земельного участка площадью 271 602 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса.
Постановлением администрации от 31.10.2008 N 1182 утвержден проект границ земельного участка, намечаемого к отводу обществу, расположенного в первой западной промышленной зоне г. Лермонтова площадью 271 602 кв. м.
Постановлением администрации от 31.12.2009 N 1619 утверждены проект границ земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта для строительства производственно-логистического комплекса из категории земель - земли населенных пунктов площадью 271 602 кв. м. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21.04.2010 с присвоением кадастрового номера 26:32:010110:19.
С учетом изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что на момент обращения общества в администрацию (30.03.2011) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 26:32:010110:19 установленный законом трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса) не истек. Постановления администрации от 31.10.2008 N 1182 и от 31.12.2009 N 1619 не признаны недействительными и не отменены.
Следовательно, на момент подачи заявления общество имело право требовать предоставить ему в аренду земельный участок для строительства ввиду надлежащего соблюдения процедуры, предусмотренной статьями 30 - 32 Земельного кодекса, и наличия действующих постановлений администрации об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Кассационная инстанция считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что предоставление земельных участков 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 в аренду компании и агрокомбинату противоречит положениям статей 30, 31 и 32 Земельного кодекса.
Ссылка апелляционного суда на решение от 07.09.2011 по делу N А63-4402/2011 неправомерна, поскольку указанный судебный акт не вступил в законную силу (определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 производство по делу N А63-4402/2011 приостановлено).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Кодекса основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку на основании постановлений администрации от 15.12.2011 N 1019 и 1020 образованы новые участки и данные ненормативные правовые акты явились основанием для постановки участков на государственный кадастровый учет, требования общества в части признания недействительными постановлений от 15.12.2011 N 1019 и 1020 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Учитывая, что кадастровый учет земельных участков 26:32:010110:29 и 26:32:010110:30 произведен на основании недействительных документов, требования о возложении на кадастровую палату обязанности по снятию их с учета удовлетворены обоснованно.
Относительно оспаривания постановлений администрации от 20.12.2011 N 1041 и 1042 суд первой инстанции верно указал на то, что признание их недействительными само по себе не приведет к правовому результату вследствие их реализации.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом (статья 166 Гражданского кодекса).
Пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса определяет, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Гражданский кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица (пункт 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.
Как верно указал суд первой инстанции, материально-правовой интерес общества заключается в приобретении прав на земельный участок площадью 271 602 кв. м. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, доказательства обратного отсутствуют.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых участвующими в деле лицами, пришел к обоснованным выводам, соответствующим фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанным на правильном применении норм материального права. У апелляционного суда, в этой связи, отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
Необходимость установления новых обстоятельств по делу отсутствует, поэтому суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Расходы по уплате кассационной жалобы в размере 2 тыс. рублей, с учетом ее удовлетворения в полном объеме, надлежит возложить на заинтересованных лиц в равных долях (по 400 рублей на каждого).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А63-3653/2012 отменить. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.06.2012 по тому же делу оставить в силе. Взыскать с Управления имущественных отношений администрации г. Лермонтова, ООО "СПК", ООО "Агрокомбинат Благодарный", администрации г. Лермонтова, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю в пользу ООО "ОМ" 2 тыс. рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы - по 400 рублей с каждого.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
Н.С.МАЗУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)