Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.05.2013 N 3-19/13

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. N 3-19/13

(извлечение)


Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Артемовского городского округа о признании недействующим в части постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года N 81-па "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения",
установил:

Администрация Артемовского городского округа Приморского края обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Администрацией Приморского края принято постановление от 18 апреля 2005 года N 81-па "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения", которое опубликовано в печатных изданиях "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и администрации Приморского края" от 25 апреля 2005 года N 11 и "Утро России" от 26 апреля 2005 года N 62 (3307).
Абзацами 7 и 13 пункта 1 названного постановления внесены изменения в постановление Администрации Приморского края N 1001 от 13 сентября 1994 года "О выделении земель рекреационного назначения в г. г. Артеме и Партизанске" путем замены слов "земли рекреационного назначения" словами "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения".
По мнению заявителя, абзацы 7 и 13 пункта 1 оспариваемого постановления противоречат действующему законодательству и нарушают права и интересы администрации Артемовского городского округа по следующим основаниям.
Статьями 94, 95 и 98 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в составе земель особо охраняемых территорий могут выделяться такие самостоятельные виды, как особо охраняемые природные территории и земли рекреационного назначения. Каждый из видов имеет свой правовой режим, порядок использования и охраны, в связи с чем земли особо охраняемых природных территорий не могут относиться к землям рекреационного назначения.
Администрация Приморского края, внося оспариваемым постановлением изменения путем замены слов "земли рекреационного назначения" словами "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения", создала неопределенность в вопросе отнесения земель к конкретному виду особо охраняемых территорий, что не позволяет определить, изменился ли режим земель охраняемых территорий с режима земель рекреационного назначения на режим земель особо охраняемых природных территорий, или нет.
Как полагает заявитель, постановлением N 81-па в оспариваемой части нарушены права органа местного самоуправления, так как в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. администрация Артемовского городского округа с ходатайством об изменении режима землепользования земель рекреационного назначения либо о создании особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в администрацию Приморского края не обращалась. Тем самым, Администрацией Приморского края превышены полномочия и нарушена компетенция органа местного самоуправления.
Администрация Артемовского городского округа просила признать абзацы 7 и 13 пункта 1 постановления Администрации Приморского края N 81-па от 18 апреля 2005 года "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения" недействующими с момента принятия в части, касающейся города Артема.
В судебном заседании представители администрации Артемовского городского округа Л.Л.Б. и Ж.Н.С. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Приморского края Г.И.В. просила в удовлетворении заявления отказать. В отзыве указала, что постановлением Администрации Приморского края от 13 сентября 1994 года N 1001-р "О выделении земель рекреационного назначения в г. г. Артеме и Партизанске" утвержден перечень территорий в городе Артеме и его поселках, выделенных в земли рекреационного назначения, с описанием границ этих земель и их площади. Постановлением Думы Приморского края N 253 от 26 ноября 1998 года был изменен порядок объявления территорий рекреационными и установлено, что рекреационные территории относятся к особо охраняемым природным территориям. Законом Приморского края N 34-КЗ от 10 февраля 1999 года "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края" земли рекреационного назначения были отнесены к особо охраняемым природным территориям. После принятия Земельного кодекса РФ 2001 года введена новая категория земель "особо охраняемых территорий и объектов". По мнению представителя, особо охраняемые природные территории не могут считаться самостоятельной категорией земель, а входят в состав такой категории земель как земли особо охраняемых территорий и объектов. С момента принятия Земельного кодекса РФ 2001 года администрация города Артема не обжаловала постановление Администрации Приморского края N 1001-р от 13 сентября 1994 года в связи с превышением полномочий. Оспариваемым постановлением N 81-па статус земельных участков не был изменен, земли так и являются рекреационными и относятся к особо охраняемым территориям. Изменение наименования земель принято в целях приведения постановлений Администрации и Губернатора края в соответствие с терминами, использованными в Законе Приморского края от 10 февраля 1999 года N 34-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Приморского края" и постановления Думы Приморского края от 26 октября 1998 года N 253 "О внесении изменений в решение малого Совета Приморского краевого Совета народных депутатов от 5 июля 1993 N 300". Считает, что поскольку органами местного самоуправления не урегулирован вопрос об отнесении земель к землям особых охраняемых территорий, в частности рекреационного назначения, то продолжает действовать постановление субъекта РФ, которое регулирует этот вопрос до настоящего времени.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление надлежит удовлетворить, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному Кодексу.
По делу установлено, что постановлением Администрации Приморского края N 1001-р от 13 сентября 1994 года "О выделении земель рекреационного назначения в г. г. Артеме и Партизанске" утвержден перечень территорий в городе Артеме и его поселках, городе Партизанске (с. Хмельницкое), выделенных в земли рекреационного назначения.
Оспариваемым постановлением Администрации Приморского края N 81-па от 18 апреля 2005 года, опубликованным в официальном на то время издании "Утро России" N 62 (3307) 26 апреля 2005 года, в указанное и другие постановления администрации края о выделении земель рекреационного назначения внесены изменения: слова "земли рекреационного назначения" заменены словами "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения" в соответствующих падежах.
Тем самым землям рекреационного назначения придан иной статус, предполагающий более строгий режим их использования как земель особо охраняемых природных территорий. При этом произведено смешение различных видов земель особо охраняемых территорий, к которым в частности, относятся земли рекреационного назначения и земли особо охраняемых природных территорий, имеющие различный правовой статус, цели и режим использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
В составе земель особо охраняемых территорий выделяются самостоятельные виды территорий, в частности, особо охраняемые природные территории (подпункт 1 пункта 2 статьи 94) и земли рекреационного назначения (подпункт 3 пункта 2 статьи 94). Каждый из названных видов особо охраняемых территорий имеет свой собственный правовой режим, а также порядок использования и охраны.
К землям особо охраняемых природных территорий в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий урегулированы специальным Федеральным законом от 1 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
К землям рекреационного назначения статьей 98 Земельного кодекса РФ отнесены земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав таких земель входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункты 1 и 2 данной статьи).
Из анализа приведенных норм федерального закона следует, что земли особо охраняемых природных территорий являются самостоятельным видом земель особо охраняемых территорий, которые не относятся к землям рекреационного назначения, имеют свой собственный, отличный от земель рекреационного назначения, правовой статус и целевое назначение. Смешение правового статуса различных видов земель особо охраняемых территорий и, таким образом, изменение их правового режима федеральным законодательством не предусмотрено.
Внося абзацами 7 и 13 пункта 1 оспариваемого постановления изменения в постановление N 1001-р от 13 сентября 1994 года "О выделении земель рекреационного назначения в г. г. Артеме и Партизанске" путем замены в них слов "земли рекреационного назначения" словами "особо охраняемые природные территории рекреационного назначения", Администрация Приморского края создала неопределенность в вопросе отнесения таких земель к конкретному виду особо охраняемых территорий, что не позволяет однозначно судить о том, имело ли место изменение режима земель особо охраняемых территорий: с режима земель рекреационного назначения на режим земель особо охраняемых природных территорий, или нет. Подобное правовое регулирование противоречит общеправовому критерию ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, абзацы 7 и 13 пункта 1 постановления N 81-па подлежат признанию недействующими как вызывающие неоднозначное толкование и правовую неопределенность.
С возражениями Администрации Приморского края об отсутствии у администрации Артемовского городского округа правомочий оспаривать абзац 13 согласиться нельзя.
Именно 13 абзац постановления имеет основную смысловую нагрузку и вносит изменения в содержание ранее изданных постановлений Администрации Приморского края, регулирующих вопросы земель рекреационного назначения на территории некоторых городов и районов Приморского края, в том числе на территории Артемовского городского округа. Следовательно, администрации Артемовского городского округа принадлежит право оспаривания указанной правовой нормы как нарушающей права и законные интересы органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В суд не представлено доказательств того, что земли города Артема, определенные постановлением N 1001-р от 13 сентября 1994 года, являются собственностью Приморского края либо имеют региональное значение, что давало бы основание Администрации края самостоятельно решать вопрос об объявлении данных земель особо охраняемыми природными территориями.
В судебном заседании установлено, что администрация города Артема с ходатайством об изменении режима землепользования данных территорий в Администрацию Приморского края не обращалась. Следовательно, Администрацией края нарушена компетенция органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах оспариваемые абзацы подлежат признанию недействующими в силу противоречия федеральному законодательству как вызывающие неоднозначное толкование и правовую неопределенность, изданные с превышением компетенции и нарушающие права заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемое постановление применялось до вынесения решения, в связи с чем суд признает оспариваемые абзацы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу и в пределах заявленных требований - в части, касающейся города Артема.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197, 198, 252, 253 ГПК РФ, суд
решил:

Заявление администрации Артемовского городского округа Приморского края удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацы 7 и 13 пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года N 81-па "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Приморского края по вопросу земель рекреационного назначения" в части, касающейся города Артема.
Обязать Администрацию Приморского края опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в официальном издании "Приморская газета".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)