Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2013 ПО ДЕЛУ N А46-6781/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. по делу N А46-6781/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11236/2012) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.11.2012 по делу N А46-6781/2012 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области (ОГРН 1085543000289, ИНН 5503202387) к Администрации Омского муниципального района Омской области, при участии в деле третьих лиц: бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Нежинский геронтологический центр" (ОГРН 1025501167450, ИНН 5505012110), общества с ограниченной ответственностью "АК "Омскагрегат" (ОГРН 1025500734533, ИНН 5503045007), территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации Омского муниципального района Омской области - Канушина Нина Александровна по доверенности N 11 от 12.10.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Федоров Евгений Анатольевич по доверенности N 01 от 09.01.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Нежинский геронтологический центр" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "АК "Омскагрегат" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Хлынцева Ольга Сергеевна по доверенности N 6-Д от 09.01.2013 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
- от федерального государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
-
установил:

Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее также - заявитель, Управление лесного хозяйства) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация) от 02.12.2011 N 3031-п "О предоставлении земельного участка, местоположение которого определено в 530 м по направлению на юго-запад от базы отдыха, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, д. п. Чернолучинский, ул. Курортная, 8, бюджетное стационарного учреждение социального обслуживания Омской области "Нежинский геронтологический центр" (далее - БСУСО "Нежинский геронтологический центр").
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.11.2012 по делу N А46-6781/2012 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
С решением суда первой инстанции Администрация не согласилась и обжаловала его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
В Управление лесного хозяйства обратилась Омская межрайонная природоохранная прокуратура с письмом от 14.12.2011 N 1р-11/2968, которым уведомила о факте прокладки газопровода по лесному участку в квартале 37 Красноярского участкового лесничества.
В ходе проверки, осуществленной заявителем по указанному обращению, актом осмотра от 15.12.2011 установлено, что на территории лесного участка в квартале 36 лесотаксационном выделе 49 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества обществом с ограниченной ответственностью "Промтехгаз" осуществлялись работы по прокладке газопровода по договору на выполнение подрядных работ от 02.12.2011 N 866, заключенному с БСУСО "Нежинский геронтологический центр". Работы осуществлялись на земельном участке площадью 2 756 кв. м с кадастровым номером 55:20:24 08 01:2111.
Основанием для прокладки газопровода в том числе послужило принятие Администрацией 02.12.2011 постановления N 3031-п "О предоставлении земельного участка, местоположение которого определено в 530 м по направлению на юго-запад от базы отдыха, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, д. п. Чернолучинский, улица Курортная, дом 8, БСУСО "Нежинский геронтологический центр", в соответствии с которым земельный участок площадью 2 756 кв. м с кадастровым номером 55:20:24 08 01:2111 предоставлен БСУСО "Нежинский геронтологический центр" из состава земель населенных пунктов для строительства распределительного газопровода.
Считая, что Администрация не имела полномочий на основании указанного постановления N 3031-п предоставлять земельный участок, который фактически относится к землям лесного фонда, а также, указывая, что спорный земельный участок был передан и находится в аренде у общества с ограниченной ответственностью "АК "Омскагрегат", Управление лесного хозяйства обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании названного постановления Администрации недействительным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что спорный участок, который был предоставлен для прокладки газопровода, отнесен к землям лесного фонда, а также не был переведен в состав земель населенных пунктов.
Поскольку осуществление полномочий в области лесных отношений в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации и Указом губернатора Омской области от 26.12.2007 N 143 отнесено к полномочиям Управления лесного хозяйства, суд первой инстанции указал, что вопрос о предоставлении земельного участка площадью 2 756 кв. м с кадастровым номером 55:20:24 08 01:2111 мог быть разрешен только заявителем.
Названные обстоятельства послужили основанием для заключения судом первой инстанции вывода о нарушении Администрацией процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной законодательством.
В апелляционной жалобе заинтересованное лиц просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ее податель указал, что им были соблюдены предусмотренные земельным кодексом нормы, регулирующие порядок и устанавливающие основания для предоставления земельного участка, в том числе на рассмотрение Администрации были предоставлены документы, свидетельствующие об отнесении спорного участка к землям населенных пунктов. Кроме того, заявитель не доказал оспариваемым постановлением нарушения его прав и законных интересов, так как по данным Государственного кадастра недвижимости земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, а по данным натурного осмотра невозможно установить, что земельный участок входит в состав территории лесного участка.
Управление лесного хозяйства предоставило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, отклонив доводы администрации по мотиву надлежащей оценки судом первой инстанции материалов дела, просило решение арбитражного суда оставить без изменения.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя Администрации, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления лесного хозяйства, возразившего против отмены решения суда первой инстанции, а также представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, который заявил о несогласии с позицией подателя апелляционной жалобы.
Иные участники процесса, привлеченные в качестве третьих лиц (БСУСО "Нежинский геронтологический центр", ООО "АК "Омскагрегат", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"), извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Подпункты 2 и 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации выделяют по целевому назначению, в том числе такие категории земель как земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
К землям лесного фонда в силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Пунктом 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится владение, пользование и распоряжение лесным фондом.
- Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
- В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 N 143 "О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области" с 1 января 2008 года уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений является Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Таким образом, в силу изложенных норм действующего законодательства, органом, уполномоченным по распоряжению, в том числе предоставлению в аренду земельных участков лесного фонда, является Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что предоставленный спорным постановлением Администрации земельный участок площадью 2 756 кв. м с кадастровым номером 55:20:24 08 01:2111 расположен и входит в состав в том числе лесного участка площадью 56,8109 га, местоположение которого установлено: лесотаксационный выдел N 49 квартала N 36 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области.
Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра от 15.12.2011, которым установлено, что на территории лесного участка в квартале 36 лесотаксационном выделе 49 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества ООО "Промтехгаз" осуществлялись работы по прокладке газопровода, а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии 55 АВ N 850409 от 11.01.2009 и серии 55 АА N 685809 от 25.09.2012, которыми подтверждается право федеральной собственности на участок, расположенный в лесотаксационном выделе 49 квартале 36 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества.
Кроме того, в материалах дела имеется заключение специалиста Федерального агентства лесного хозяйства ФГУП "Рослесигфорг" от 08.06.2012 N 303 (т. 2 л.д. 29), из которого следует, что:
- - земельный участок с кадастровым номером 55:20:240801:2111 (общей площадью 2756 кв. м сформирован ООО "Кадастр-Центр" в границах двух категорий целевого назначения земель - земель населенных пунктов на площади 895 кв. м и земель лесного фонда на площади 1861 кв. м, в том числе на площади 897 кв. м в границах лесного участка представленного в аренду ООО "АК "Омскагрегат" на основании договора аренды от 25.10.2010 г. N 452д;
- - часть земельного (лесного) участка, расположенная в границах вышеуказанного лесного участка, предоставленного в аренду, общей площадью 897 кв. м, расположена в лесотаксационных выделах N 39 и 41 лесного квартала N 36 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества. Другая часть земельного (лесного) участка, расположенная в границах земель лесного фонда, общей площадью 964 кв. м, находится в лесотаксационных выделах N 39, 43 и 49 лесного квартала N 36 и лесотаксационных выделах N 35 и 47 лесного квартала N 37 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества;
- - часть земельного (лесного) участка с кадастровым номером 55:20:240801:2111 площадью 1861 кв. м, расположенная в границах земель лесного фонда, относится по целевому назначению к защитным лесам, категория защитных лесов-леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, подкатегория - лесопарковые зоны.
Следовательно, в отношении земельного участка лесного фонда, находящегося в силу закона в федеральной собственности, органом уполномоченным распоряжаться от имени Российской Федерации данным участком является Главное управление лесного хозяйства. Орган местного самоуправления, в данном случае Администрация не имеет полномочий по распоряжению земельными участками, входящими в состав земель лесного фонда.
Доводы Администрации о том, что предоставленный оспариваемым постановлением земельный участок находится в составе земель населенных пунктов, судом апелляционной инстанции отклоняются как не подтвержденные материалами дела. Как верно отмечено судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства перевода лесного участка, расположенного в лесотаксационном выделе 49 квартале 36 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества в состав земель населенных пунктов.
Указание в государственном кадастре недвижимости категории земель земельного участка площадью 2 756 кв. м с кадастровым номером 55:20:24 08 01:2111 как земли населенных пунктов не является основанием для изменения его правового режима, поскольку указанными выше свидетельствами о праве собственности Российской Федерации на земельные участки опровергается факт отнесения спорного участка к землям населенных пунктов, что соответствует пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
При таких обстоятельствах, основания для вывода о том, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, отсутствуют.
Довод заинтересованного лица, что снятие спорного земельного участка с кадастрового учета свидетельствует об отсутствии предмета спора, был надлежащим образом оценен судом первой инстанции. Суд указал, что законность ненормативного правового акта проверяется на момент его издания, а последующая отмена оспариваемого ненормативного правового акта означает прекращение действия этого постановления на будущее. Признание судом решения недействительным влечет за собой признание его не действующим с момента принятия и свидетельствует о незаконности постановления с момента его вынесения.
По изложенным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем, как указано выше, орган местного самоуправления не имел полномочий по распоряжению данным земельным участком.
Вопреки доводам апелляционной жалобы права заявителя в данном случае нарушены тем, что заинтересованное лицо вторглось в компетенцию Управления лесного хозяйства.
Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, постановление от 02.12.2011 N 3031-п Администрации обоснованно признано судом первой инстанции недействительным, поскольку принято за рамками полномочий, и с нарушением изложенных выше норм действующего законодательства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.11.2012 по делу N А46-6781/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)