Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2013 ПО ДЕЛУ N А46-1384/2010

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. по делу N А46-1384/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-1384/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (630007, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Советская, 5, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, дом 56, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании незаконными действий и обязании совершить действия.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области N 36/09-13631 от 11.08.2009 и N 36/09-19357 от 11.11.2009, как не соответствующих Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201; обязании Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030115:3002, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено в 185 м северо-западнее относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, ул. Комбинатская, дом 46, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газо-мазутном топливе" с 11.08.2009.
Заявленные требования мотивированы отсутствием у заинтересованного лица правовых оснований для отказа в учете изменений вида разрешенного использования земельного участка и нарушением этим отказом прав Общества в сфере экономической деятельности. При изменении вида разрешенного использования земельного участка на соответствующий Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201: "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе", указанный объект войдет в 10 группу видов разрешенного использования согласно Постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36": "Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов", вследствие чего изменится кадастровая стоимость земельного участка и размер уплачиваемого земельного налога.
В порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с реорганизацией заинтересованного лица произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области (впоследствии переименованное в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.08.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2012 решение суда первой инстанции от 30.08.2011 и постановление апелляционного суда от 25.11.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
При новом рассмотрении дела истец в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, уточнил свои требования, просил признать незаконными:
- - совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3002, местоположение установлено в 185 м северо-западнее относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 9 790 211 рублей 32 копеек;
- - совершенные 27.12.2010 действия Управления Росреестра по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3002, местоположение установлено в 185 м северо-западнее относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 9 455 020 рублей 90 копеек.
Просил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии":
- - с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3002, местоположение установлено в 185 м северо-западнее относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 9 455 020 рублей 90 копеек;
- - с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3002, местоположение установлено в 185 м северо-западнее относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 9 790 211 рублей 32 копеек;
- - с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 15:3002, местоположение установлено в 185 м северо-западнее относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Комбинатская, дом 46, в размере 800 361 рубля 72 копеек.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2013 (судья Яркова С.В.) требования ОАО "ТГК N 11" удовлетворены полностью.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 решение от 28.02.2013 отменено. По делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "ТГК N 11" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда от 06.06.2013 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 28.02.2013.
По его мнению, судом апелляционной инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального права.
Заявитель отмечает, что целью, преследуемой ОАО "ТГК N 11" при обращении с заявлением об оспаривании действий ответчиков, являлось уменьшение кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о номере группы видов разрешенного использования, присвоенном органом кадастрового учета, что соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Общество считает, что определение группы видов разрешенного использования и, соответственно, размера кадастровой стоимости его земельного участка было осуществлено органами кадастрового учета неверно: земельные участки отнесены к не соответствующей назначению объектов капитального строительства группе видов разрешенного использования.
Ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, ОАО "ТГК N 11" указывает, что при определении спорному земельному участку номера вида разрешенного использования Управлению следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка не только с теми видами, которые установлены постановлением N 174-П для целей кадастровой оценки, а, в первую очередь, с теми видами, которые допускаются для земель данной категории законом, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости; при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка Управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав, какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости; фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Заявитель отмечает, что ответчиками при внесении сведений в ГКН и определении кадастровой стоимости земельных участков не было учтено, что спорный земельный участок предоставлен для использования под объекты теплоэлектростанций и обслуживающие их сооружения и объекты.
По мнению ОАО "ТГК N 11", при обращении в суд за защитой нарушенных прав им был избран неверный предмет требований; действительное нарушение прав Общества произошло не в момент отказа в изменении вида разрешенного использования, а в момент внесения сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенной исходя из неверно установленной группы видов разрешенного использования, при этом, неизменными остаются обстоятельства, на которых ОАО "ТГК N 11" основывает свои требования.
Заявитель считает, что изменение предмета заявленных в рамках настоящего дела требований без изменения основания иска возможно; указанное изменение правомерно принято судом первой инстанции.
ОАО "ТГК N 11" полагает, что орган, осуществляющий кадастровый учет, неправомерно отнес спорный земельный участок к несоответствующему назначению земельного участка виду разрешенного использования (9 вид).
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что ОАО "ТГК N 11" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.08.2005 инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1055406226237.
ОАО "ТГК-11" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:030115:3002, местоположение которого установлено относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, ул. Комбинатская, дом 46. Земельный участок имеет вид разрешенного использования "для производственных целей" (кадастровый план (выписка из государственного земельного кадастра) от 05.04.2005 N 36/05-3172). Сведения о фактическом использовании (характере деятельности) - графа 10 - не указаны.
При постановке указанного земельного участка на кадастровый учет Управление самостоятельно присвоило участку 9-й вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Действия по внесению сведений о кадастровой стоимости спорного объекта первоначально были совершены заинтересованным лицом 27.12.2007.
На земельном участке с кадастровым номером 55:36:030115:3002 расположены объекты недвижимости, образующие производственно-технологический комплекс ТЭЦ-4 - структурное подразделение ОАО "ТГК N 11".
Право собственности на сооружения были переданы Обществу на основании передаточного акта ОАО "Омская электрогенерирующая компания", реорганизованного в форме присоединения к ОАО "ТГК N 11".
Указанные объекты недвижимости представляют собой часть единой технологической цепочки ТЭЦ по производству электрической и тепловой энергии и предназначены для участия в основном виде деятельности ОАО "ТГК N 11", а именно - производстве и реализации электрической и тепловой энергии.
Согласно положений Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень), действовавшего в рассматриваемый период, земельные участки электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов входят в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (пункт 10).
ОАО "ТГК N 11" считает, что в государственный кадастр недвижимости должны быть внесены сведения о виде разрешенного землепользования, определенном в качестве основного для территориальной зоны П1, в которой находится земельный участок с кадастровым номером 55:36:030115:3002 - "ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе".
Преследуя цель уменьшения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению Общества, сведений о виде разрешенного использования спорного земельного участка, 16.07.2009 ОАО "ТГК N 11" обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030115:3002.
Решением Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области от 11.08.2009 N 36/09-13631 осуществление кадастрового учета изменений было приостановлено в связи с тем, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента, акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на 03.08.2009 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:030115:3002, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений Обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление осуществления кадастрового учета изменений не были устранены в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления Росреестра по Омской области вынесено решение N 36/09-19357 от 11.11.2009 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что действия Управления Росреестра по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, основанной на недостоверных, по мнению Общества, сведений о виде разрешенного использования спорного земельного участка, являются незаконными, решения Управления Роснедвижимости по Омской области N 36/09-13631 от 11.08.2009 и N 36/09-19357 от 11.11.2009 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества, ОАО "ТКГ N 11" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их доказанности и обоснованности, пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-4, отвечающие 10 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; Управление Росреестра по Омской области в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств, свидетельствующих о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорного земельного участка, на котором настаивает Общество, равно как и доказательств, подтверждающих невозможность отнесения спорного земельного участка к 10 виду разрешенного использования и правомерность отнесения такового к 9 виду.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения, поскольку рассмотрение спора об установлении кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка по существу не представляется возможным по причине выбора ОАО "ТКГ N 11" ненадлежащего способа защиты права.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы апелляционного суда в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
Рассматривая дело, апелляционный суд сослался на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, согласно которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета, так как затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота.
Вместе с тем, апелляционный суд исходил из того, что заявитель, изменяя предмет заявленных требований, вновь указал на обжалование действий административного органа, совершенных этим органом, начиная с 27.12.2007, по существу не учел указания кассационной инстанции, что привело к рассмотрению спора как административного, но без применения обязательного в таком случае порядка, предусмотренного главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и при ошибочной квалификации иска.
При этом, апелляционным судом правильно указано, что суд первой инстанции пришел к выводу о возможности внесения в кадастр, на момент совершения ответчиком оспариваемых действий, указанной заявителем новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования за прошедший период. Однако, установление в порядке искового производства новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования возможно лишь с момента вступления в силу решения суда.
Апелляционный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что исправить данную ситуацию не представляется возможным, поскольку в силу статьи части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Апелляционный суд правильно посчитал, что допущенное заявителем злоупотребление правом повлекло невозможность рассмотрения спора об установлении кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка по существу в суде апелляционной инстанции по причине выбора ненадлежащего способа защиты права.
Выводы апелляционного суда являются правомерными и соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, отсутствуют основания для признания выводов апелляционного суда не соответствующими нормам права, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по делу N А46-1384/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)