Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Ананьиной Е.А., Петровой В.В.
при участии в заседании:
- от истцов - никто не явился, извещены;
- от ответчика - никто не явился, извещен,
- от третьих лиц - 1. ОАО "Голицынский керамический завод" - Лютынская Г.Г., доверенность N 819 от 16.11.2012 года;
- от других лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 31 июля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области
на решение от 26 декабря 2012 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
- по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004066966; ИНН 5032004222) и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004060014; ИНН 5032000299);
- к ТУ Росимущества в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273)
о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703); Открытое акционерное общество "Голицынский керамический завод" (ОГРН 1025004058860; ИНН 5032000108),
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (Администрация), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области) обратились с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ФАУГИ в Московской области, ответчик), о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3.600 кв. м, с кадастровым номером 50:20:004 17 37:0050, вид разрешенного использования "для строительства водозаборного узла", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский с.о., дер. Скоротово. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Открытое акционерное общество "Голицынский керамический завод".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.12.2012 года, было признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3.600 кв. м, с кадастровым номером 50:20:004 17 37:0050, вид разрешенного использования "для строительства водозаборного узла", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский с.о., дер. Скоротово. (т. 1, л.д. 106 - 109).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 года апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Московской области была возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу (т. 2, л.д. 119 - 120).
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в Московской области просит отменить вышеназванное решение и принять новое решение об отказе в заявленном иске, так как считает его незаконным и необоснованным. В жалобе указывается о том, что при принятии названного решения судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст. ст. 12, 65, 196, 199, 208, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений.
Представитель третьего лица в заседании суда кассационной инстанции против удовлетворения жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании постановления Главы Администрации Введенского сельского округа Одинцовского района Московской области от 01.12.2003 г. N 278 ОАО "Голицынский керамический завод" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 3.600 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе д. Скоротово. 01.12.2003 г. между Администрацией Введенского сельского округа Одинцовского района Московской области и ОАО "Голицынский керамический завод" был заключен договор N 13 на аренду земельного участка площадью 0,36 га, с кадастровым номером 50:20:0041737:0050, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе д. Скоротово, для строительства водозаборного узла. 30.04.2004 г. была произведена государственная регистрация данного договора аренды, регистрационная запись 50-01/49-12/2004-306. В соответствии с условиями договора срок аренды был установлен на 5 (пять) лет: с 01.01.2004 года по 01.01.2009 года. По истечении срока аренды договор расторгнут не был, арендованный земельный участок по акту приема-передачи арендодателю передан не был. При таких обстоятельствах в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды от 01.12.2003 г. N 13 считается возобновленным на прежних условиях на неопределенный срок. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 13.01.2006 г. НА N 0673849 в настоящее время на земельном участке расположен водозаборный узел, принадлежащий на праве собственности ОАО "Голицынский керамический завод".
01.03.2012 г. между Муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" (в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области) и Администрацией сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 01.12.2003 г. N 13, в соответствии с которым Администрация сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области передала права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 01.12.2003 г. N 13 Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области. 24.04.2012 г. была произведена государственная регистрация данного соглашения, регистрационная запись 50 50 96/025/2012-348. Таким образом, с 24.04.2012 г. арендодателем по договору аренды земельного участка от 01.12.2003 г. N 13 является Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
Согласно выписки из ЕГРП от 23.09.2011 г. N 96/056/2011-179, правообладателем земельного участка площадью 3.600 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0041737:0050, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский со., дер. Скоротово, является Российская Федерация.
Полагая, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041737:0050 было зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, то последняя и обратились в суд с иском, который был удовлетворен в полном объеме.
Так, в соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, то соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), то оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец полагает, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, распоряжается им, сдает его в аренду и получает арендную плату, перечисляемую в доход местного районного бюджета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" N 101-ФЗ, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Статьей 3 данного Закона предусмотрены основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Такими основаниями являются включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Как установлено судом, спорный земельный участок площадью 3.600 кв. м, с кадастровым номером 50:20:004 17 37:0050, вид разрешенного использования "для строительства водозаборного узла", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский с.о., дер. Скоротово, ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не может быть отнесен к землям Российской Федерации. При этом доказательств возникновения права Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю или его приобретения не представлено. Кроме того, доказательств того, что спорный земельный участок является участком лесного фонда, землями особо охраняемых природных территорий федерального значения, землями обороны и безопасности не имеется. Доказательств наличия на участке строений до распоряжения им органом местного самоуправления не имеется, как и доказательств того, что имеются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, позволяющие установить право собственности Российской Федерации на указанный участок. Принимая во внимание изложенное выше, суд с учетом положений ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2012 года по делу N А41-32495/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.В.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-32495/12
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N А41-32495/12
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Ананьиной Е.А., Петровой В.В.
при участии в заседании:
- от истцов - никто не явился, извещены;
- от ответчика - никто не явился, извещен,
- от третьих лиц - 1. ОАО "Голицынский керамический завод" - Лютынская Г.Г., доверенность N 819 от 16.11.2012 года;
- от других лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 31 июля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области
на решение от 26 декабря 2012 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
- по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004066966; ИНН 5032004222) и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004060014; ИНН 5032000299);
- к ТУ Росимущества в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273)
о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703); Открытое акционерное общество "Голицынский керамический завод" (ОГРН 1025004058860; ИНН 5032000108),
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (Администрация), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области) обратились с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ФАУГИ в Московской области, ответчик), о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3.600 кв. м, с кадастровым номером 50:20:004 17 37:0050, вид разрешенного использования "для строительства водозаборного узла", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский с.о., дер. Скоротово. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Открытое акционерное общество "Голицынский керамический завод".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.12.2012 года, было признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3.600 кв. м, с кадастровым номером 50:20:004 17 37:0050, вид разрешенного использования "для строительства водозаборного узла", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский с.о., дер. Скоротово. (т. 1, л.д. 106 - 109).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 года апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Московской области была возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу (т. 2, л.д. 119 - 120).
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в Московской области просит отменить вышеназванное решение и принять новое решение об отказе в заявленном иске, так как считает его незаконным и необоснованным. В жалобе указывается о том, что при принятии названного решения судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст. ст. 12, 65, 196, 199, 208, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений.
Представитель третьего лица в заседании суда кассационной инстанции против удовлетворения жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании постановления Главы Администрации Введенского сельского округа Одинцовского района Московской области от 01.12.2003 г. N 278 ОАО "Голицынский керамический завод" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 3.600 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе д. Скоротово. 01.12.2003 г. между Администрацией Введенского сельского округа Одинцовского района Московской области и ОАО "Голицынский керамический завод" был заключен договор N 13 на аренду земельного участка площадью 0,36 га, с кадастровым номером 50:20:0041737:0050, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе д. Скоротово, для строительства водозаборного узла. 30.04.2004 г. была произведена государственная регистрация данного договора аренды, регистрационная запись 50-01/49-12/2004-306. В соответствии с условиями договора срок аренды был установлен на 5 (пять) лет: с 01.01.2004 года по 01.01.2009 года. По истечении срока аренды договор расторгнут не был, арендованный земельный участок по акту приема-передачи арендодателю передан не был. При таких обстоятельствах в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды от 01.12.2003 г. N 13 считается возобновленным на прежних условиях на неопределенный срок. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 13.01.2006 г. НА N 0673849 в настоящее время на земельном участке расположен водозаборный узел, принадлежащий на праве собственности ОАО "Голицынский керамический завод".
01.03.2012 г. между Муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" (в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области) и Администрацией сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 01.12.2003 г. N 13, в соответствии с которым Администрация сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области передала права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 01.12.2003 г. N 13 Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области. 24.04.2012 г. была произведена государственная регистрация данного соглашения, регистрационная запись 50 50 96/025/2012-348. Таким образом, с 24.04.2012 г. арендодателем по договору аренды земельного участка от 01.12.2003 г. N 13 является Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.
Согласно выписки из ЕГРП от 23.09.2011 г. N 96/056/2011-179, правообладателем земельного участка площадью 3.600 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0041737:0050, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский со., дер. Скоротово, является Российская Федерация.
Полагая, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041737:0050 было зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, то последняя и обратились в суд с иском, который был удовлетворен в полном объеме.
Так, в соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, то соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), то оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец полагает, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, распоряжается им, сдает его в аренду и получает арендную плату, перечисляемую в доход местного районного бюджета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" N 101-ФЗ, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Статьей 3 данного Закона предусмотрены основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Такими основаниями являются включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Как установлено судом, спорный земельный участок площадью 3.600 кв. м, с кадастровым номером 50:20:004 17 37:0050, вид разрешенного использования "для строительства водозаборного узла", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский с.о., дер. Скоротово, ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не может быть отнесен к землям Российской Федерации. При этом доказательств возникновения права Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю или его приобретения не представлено. Кроме того, доказательств того, что спорный земельный участок является участком лесного фонда, землями особо охраняемых природных территорий федерального значения, землями обороны и безопасности не имеется. Доказательств наличия на участке строений до распоряжения им органом местного самоуправления не имеется, как и доказательств того, что имеются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, позволяющие установить право собственности Российской Федерации на указанный участок. Принимая во внимание изложенное выше, суд с учетом положений ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2012 года по делу N А41-32495/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.В.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)