Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 апреля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от сельскохозяйственного кооператива (колхоз) "Путь Ленина" Третьяковой О.Л. по доверенности от 09.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Вашкинского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 января 2013 года по делу N А13-10947/2012 (судья Киров С.А.),
установил:
сельскохозяйственный кооператив (колхоз) "Путь Ленина" (далее - колхоз "Путь Ленина", Колхоз) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Вашкинского района Вологодской области (далее - Комитет) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 13.08.2012 N 1223.
По ходатайству заявителя о замене ненадлежащего ответчика в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Комитет по управлению муниципальным имуществом Вашкинского района Вологодской области заменен на администрацию Вашкинского муниципального района (далее - Администрация).
В качестве последствий устранения допущенного нарушения права заявитель просил обязать Администрацию принять постановление о предоставлении Колхозу в собственность по цене равной 5% кадастровой стоимости земельных участков:
- - с кадастровым номером 35:04:0104001:179, площадью 12690 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 2855 руб. 25 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0104001:175, площадью 66 660 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 1499 руб. 85 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0000000:107, площадью 268 200 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 6034 руб. 50 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0000000:106, площадью 8 356 580 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 188 023 руб. 05 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0104001:174, площадью 61 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 1372 руб. 50 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0103003:273, площадью 40 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, по цене 900 руб. 00 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0102002:78, площадью 10 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 225 руб. 00 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0103003:272, площадью 123 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, по цене 2767 руб. 50 коп.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ Колхоз уточнил требования и просил признать незаконным решение администрации Вашкинского муниципального района об отказе в предоставлении арендуемых земель в собственность, выраженного в письме от 13.08.2012 N 1223. Уточнение требований принято судом.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывает, что согласно отчетам Колхоза о финансово-экономическом состоянии Колхоз не использует арендуемые земельные участки надлежащим образом, что является основанием для расторжения договора аренды и отказа в предоставлении земельных участков в собственность.
Администрация Вашкинского района Вологодской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представитель в суд не явился, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Колхоза, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 21.01.1993 N 5 Администрацией предоставлены в аренду колхозу "Путь Ленина" земельные участки сроком на 10 лет с правом последующего выкупа общей площадью 1440 га.
Колхоз обратился к Главе Вашкинского муниципального района Вологодской области с заявлением от 04.07.2012 о расторжении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:04:0000000:64 площадью 14 350 000 кв. м, переданного для сельскохозяйственного использования, и передачи за плату колхозу 8 земельных участков, образованных из вышеуказанного земельного участка.
Администрация направила Колхозу ответ от 19.08.2012 N 1223, в котором отказала в предоставлении в собственность за плату вышеуказанных земельных участков, сославшись на статью 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статью 6 Закона Вологодской области от 19.12.2003 N 976 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" (далее - Закон N 976-ОЗ), указав в качестве основания отказа - непредставление документов, подтверждающих надлежащее использование испрашиваемых земельных участков.
Колхоз, полагая, что решение Администрации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его право на получение земельных участков в собственность, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 4 статьи 10 указанного закона установлено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Согласно статье 6 Закона Вологодской области от 19.12.2003 N 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, переданные в аренду сельскохозяйственным организациям или гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, могут быть приобретены в собственность такими арендаторами по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков: до 1 января 2013 года - по цене, равной 5 процентам кадастровой стоимости этих участков, с 1 января 2013 года - по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости этих участков.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о предоставлении земельных участков на территории Вашкинского муниципального района, утвержденного решением Представительного собрания Вашкинского муниципального района от 27.07.2012 N 39 (далее - Положение), заинтересованные в предоставлении земельных участков лица обращаются лично, либо через своих законных представителей с соответствующим заявлением на имя Главы Вашкинского муниципального района.
В силу пункта 2.3.2 Положения глава Вашкинского муниципального района принимает постановления администрации Вашкинского муниципального района о предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность за плату или бесплатно, а также об отказе в предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 24.3 Положения Комитет по управлению муниципальным имуществом Вашкинского муниципального района осуществляет функции продавца земельных участков.
Колхоз является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:04:0000000:64 площадью 14 350 000 кв. м по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 21.01.1993 N 5 сроком на 10 лет с правом последующего выкупа. Колхоз владеет земельным участком по договору аренды более трех лет.
Пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
В настоящее время такой перечень не утвержден, поэтому, как правильно указал суд первой инстанции, требование о предоставлении документов, подтверждающих надлежащее использование арендованных земельных участков, не основано на законе.
Согласно пункту 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Администрацией не представлено доказательств ненадлежащего использования Колхозом земельных участков по договору аренды от 21.01.1993 N 5, вследствие чего, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Колхоз удовлетворяет всем требованиям законодательства для реализации права на выкуп арендованных земель сельскохозяйственного назначения.
Ссылка Администрации на то, что бухгалтерская отчетность не содержит сведений о производстве работ и использовании арендованной земли сельскохозяйственного назначения, не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие сведений в бухгалтерском балансе об использовании земель сельхозназначения не является доказательством ненадлежащего использования арендованных земель.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Колхоза.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 января 2013 года по делу N А13-10947/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вашкинского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2013 ПО ДЕЛУ N А13-10947/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. по делу N А13-10947/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 апреля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от сельскохозяйственного кооператива (колхоз) "Путь Ленина" Третьяковой О.Л. по доверенности от 09.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Вашкинского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 января 2013 года по делу N А13-10947/2012 (судья Киров С.А.),
установил:
сельскохозяйственный кооператив (колхоз) "Путь Ленина" (далее - колхоз "Путь Ленина", Колхоз) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Вашкинского района Вологодской области (далее - Комитет) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 13.08.2012 N 1223.
По ходатайству заявителя о замене ненадлежащего ответчика в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Комитет по управлению муниципальным имуществом Вашкинского района Вологодской области заменен на администрацию Вашкинского муниципального района (далее - Администрация).
В качестве последствий устранения допущенного нарушения права заявитель просил обязать Администрацию принять постановление о предоставлении Колхозу в собственность по цене равной 5% кадастровой стоимости земельных участков:
- - с кадастровым номером 35:04:0104001:179, площадью 12690 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 2855 руб. 25 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0104001:175, площадью 66 660 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 1499 руб. 85 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0000000:107, площадью 268 200 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 6034 руб. 50 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0000000:106, площадью 8 356 580 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 188 023 руб. 05 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0104001:174, площадью 61 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 1372 руб. 50 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0103003:273, площадью 40 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, по цене 900 руб. 00 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0102002:78, площадью 10 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, сельское поселение Киснемское по цене 225 руб. 00 коп.;
- - с кадастровым номером 35:04:0103003:272, площадью 123 000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Вологодская область, Вашкинский район, по цене 2767 руб. 50 коп.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ Колхоз уточнил требования и просил признать незаконным решение администрации Вашкинского муниципального района об отказе в предоставлении арендуемых земель в собственность, выраженного в письме от 13.08.2012 N 1223. Уточнение требований принято судом.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывает, что согласно отчетам Колхоза о финансово-экономическом состоянии Колхоз не использует арендуемые земельные участки надлежащим образом, что является основанием для расторжения договора аренды и отказа в предоставлении земельных участков в собственность.
Администрация Вашкинского района Вологодской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представитель в суд не явился, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Колхоза, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 21.01.1993 N 5 Администрацией предоставлены в аренду колхозу "Путь Ленина" земельные участки сроком на 10 лет с правом последующего выкупа общей площадью 1440 га.
Колхоз обратился к Главе Вашкинского муниципального района Вологодской области с заявлением от 04.07.2012 о расторжении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:04:0000000:64 площадью 14 350 000 кв. м, переданного для сельскохозяйственного использования, и передачи за плату колхозу 8 земельных участков, образованных из вышеуказанного земельного участка.
Администрация направила Колхозу ответ от 19.08.2012 N 1223, в котором отказала в предоставлении в собственность за плату вышеуказанных земельных участков, сославшись на статью 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статью 6 Закона Вологодской области от 19.12.2003 N 976 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области" (далее - Закон N 976-ОЗ), указав в качестве основания отказа - непредставление документов, подтверждающих надлежащее использование испрашиваемых земельных участков.
Колхоз, полагая, что решение Администрации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его право на получение земельных участков в собственность, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 4 статьи 10 указанного закона установлено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Согласно статье 6 Закона Вологодской области от 19.12.2003 N 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, переданные в аренду сельскохозяйственным организациям или гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, могут быть приобретены в собственность такими арендаторами по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков: до 1 января 2013 года - по цене, равной 5 процентам кадастровой стоимости этих участков, с 1 января 2013 года - по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости этих участков.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о предоставлении земельных участков на территории Вашкинского муниципального района, утвержденного решением Представительного собрания Вашкинского муниципального района от 27.07.2012 N 39 (далее - Положение), заинтересованные в предоставлении земельных участков лица обращаются лично, либо через своих законных представителей с соответствующим заявлением на имя Главы Вашкинского муниципального района.
В силу пункта 2.3.2 Положения глава Вашкинского муниципального района принимает постановления администрации Вашкинского муниципального района о предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность за плату или бесплатно, а также об отказе в предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 24.3 Положения Комитет по управлению муниципальным имуществом Вашкинского муниципального района осуществляет функции продавца земельных участков.
Колхоз является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:04:0000000:64 площадью 14 350 000 кв. м по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 21.01.1993 N 5 сроком на 10 лет с правом последующего выкупа. Колхоз владеет земельным участком по договору аренды более трех лет.
Пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
В настоящее время такой перечень не утвержден, поэтому, как правильно указал суд первой инстанции, требование о предоставлении документов, подтверждающих надлежащее использование арендованных земельных участков, не основано на законе.
Согласно пункту 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Администрацией не представлено доказательств ненадлежащего использования Колхозом земельных участков по договору аренды от 21.01.1993 N 5, вследствие чего, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Колхоз удовлетворяет всем требованиям законодательства для реализации права на выкуп арендованных земель сельскохозяйственного назначения.
Ссылка Администрации на то, что бухгалтерская отчетность не содержит сведений о производстве работ и использовании арендованной земли сельскохозяйственного назначения, не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие сведений в бухгалтерском балансе об использовании земель сельхозназначения не является доказательством ненадлежащего использования арендованных земель.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Колхоза.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 января 2013 года по делу N А13-10947/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вашкинского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)