Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1435/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N 33-1435/2013


Судья: Ш.Г.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.,
судей областного суда Лавровой С.Е., Радкевича А.Л.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе администрации города Астрахани
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 14 марта 2013 года
по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Астрахани в интересах В. к администрации МО "город Астрахань" о предоставлении земельного участка,

установила:

Прокурор г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах В., указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению В. по вопросу непредоставления ей земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Проверка показала, что В. является ветераном ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ ею в управление земельными ресурсами администрации города Астрахани подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в черте г. Астрахани, для строительства индивидуального жилого дома. Управление в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сообщило о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <адрес>, а также невозможности предоставления запрашиваемых заявителем земельных участков. Вместе с этим, управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани сообщено, что по достижении заявителем очередности земельный участок ей будет предоставлен. Однако, данный вывод не соответствует закону, поскольку предоставление земельных участков согласно очередности предполагается только лишь многодетным семьям. Представление земельного участка В. не должно быть сопряжено с очередностью. Ввиду бездействия ответственных должностных лиц администрации г. Астрахани вопрос обеспечения земельным участком В., ветерана Великой Отечественной Войны, в целях получения гарантированных государством мер социальной поддержки до настоящего времени не решен. Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" в лице управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить В. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Карамышева А.С., истец В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика, администрации г. Астрахани З., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требования, представил отзыв.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 14 марта 2013 года исковые требования прокурора г. Астрахани в интересах В. удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования "город Астрахань" предоставить В. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани.
В апелляционной жалобе администрацией города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Администрация МО "город Астрахань", надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, В., прокурора Лаисцеву Н.В., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
Установлено, что В. является ветераном Великой Отечественной войны имеет льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах".
В силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Администрацией г. Астрахани в целях реализации указанного Закона Астраханской области принято Постановление администрации города Астрахани от 4 декабря 2012 года N 10486, утвердившее Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
В. проживает на территории города Астрахани, относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ представитель В. обратился в администрацию МО "Город Астрахань" с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> До настоящего времени земельный участок ей не представлен.
Земельный участок по адресу: <адрес> в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Астрахани, утвержденными Решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 28.08.2008 N 107, расположен в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки, на которую накладываются ограничения по условиям санитарно-защитной зоны от существующих коммунально-складских предприятий. Учитывая, что индивидуальное жилищное строительство по условиям действующих ограничений является запрещенным видом использования, предоставить запрашиваемый земельный участок В. не представилось возможным, на что заявителю управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани был дан соответствующий ответ.
В дальнейшем, управлением земельными ресурсами В. сообщено, что на основании ранее поданного заявления принято решение о включении ее в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Не оспаривая право В. на предоставление земельного участка, управление в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сообщило о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <адрес>.
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам; Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий; органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, проведение работ по формированию земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно представленным документам и доводам представителя ответчика администрацией города проводится работа по подготовке документации по проекту планировки территории, в том числе по проведению требуемых законом публичных слушаний.
ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение администрации г. Астрахани N о проведении публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории в районе <адрес>
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несостоятельности в части доводов искового заявления прокурора о необоснованности включения истицы в очередность и ее право внеочередного представления земельного участка, поскольку в рамках реализации Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-03 администрацией города Астрахани принят Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, который предусматривает постановку на учет гражданина, обратившегося с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность и последующее (в случае постановки гражданина на учет) внесение в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков. Указанный Порядок основан на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности.
Закон Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" не предусматривает внеочередное представление земельного участка категории граждан, к которым относится истица В. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Указанный выше Закон Астраханской области и Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков не предусматривает необоснованно длительный период рассмотрения заявления.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к обоснованном выводу о необходимости обязать администрацию г. Астрахани предоставить В. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома, исходя из принципов разумности сроков, которые включают в себя период со дня поступления заявления в администрацию города, эффективность действий администрации города по формированию свободных земельных участков, требования своевременного рассмотрения заявления и приходит к выводу, что за период с момента подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ до момента обращения в суд прошло более 2,5 лет; до настоящего времени вопрос предоставления земельного участка истице, относящейся к льготной категории граждан, не разрешен.
Доводы апелляционной жалобы в той части, что пункт 9.1 статьи 3.1 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" устанавливает первоочередное право на предоставление земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, не являющимися собственниками жилых помещений на территории Астраханской области, направлены на иное толкование норм права и иную оценку обстоятельств дела, что в данном случае не влечет за собой отмену решения суда.
Доводы апелляционной жалобы в той части, что в действиях местного самоуправления отсутствует бездействие по не предоставлению земельного участка В. не являлись предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, они не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и собранных по делу доказательств.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов жалоб, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)