Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Семенушенкова Л.Н., доверенность от 23.03.2010 N 01-36/36,
от заинтересованного лица: Климачев А.С., доверенность от 20.11.2012 N 1ИСХ1830,
от третьих лиц:
от Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен,
от Министерства транспорта Московской области - Свиридова О.Л., доверенность от 10.01.2013 N 09-13/МТдов,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2012 по делу N А41-24936/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению открытого акционерного общества "Электростальский завод тяжелого машиностроения" (ОГРН 1025007116100; ИНН 5053000564) к администрации Ногинского муниципального района Московской области, при участии в качестве третьих лиц Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства транспорта Московской области, об оспаривании отказа и обязании осуществить определенные действия,
установил:
открытое акционерное общество "Электростальский завод тяжелого машиностроения" (далее - общество, заявитель, ОАО "ЭЗТМ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать незаконным отказ администрации в предоставлении в аренду ОАО "ЭЗТМ" земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 площадью 87 200 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский район, выраженного в письме от 27.04.2012 исх. N 940/28,
- обязать администрацию устранить допущенные нарушения, заключив с ОАО "ЭЗТМ" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 площадью 87 200 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский район, путем направления в адрес ОАО "ЭЗТМ" проекта договора с предложением о его заключении.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство транспорта Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Ногинского муниципального района Московской области от 15.04.1993 N 1336 (т. 1, л.д. 15) за ОАО "ЭЗТМ" закреплен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 8, 72 га по фактическому пользованию, занимаемый пионерским лагерем "Ясная поляна", расположенный по адресу: Ногинский район, кв. 38, 42.
АО "Электростальский завод тяжелого машиностроения" выдано свидетельство 11.05.1993 на право (постоянного) бессрочного пользования земельным участком площадью 8.72 га N 10573 (т. 1, л.д. 16).
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта от 02.04.2012 N МО-12/ЗВ-205877 (т. 1, л.д. 17 - 18) следует, что земельный участок площадью 87 200 +/- 2 583 кв. м, местоположение ориентира: Московская область, Ногинский район, принадлежащий на праве бессрочного (постоянного) пользования ОАО "ЭЗТМ" 14.03.2005 был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:16:0402030:2.
Заявителем в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права от 11.10.2004 серии 50 АЖ N 384410, 384412, 384413, 384414, 384415, 384416, 384417, от 28.07.2009 серии 50НГ N 938908, от 23.08.2010 серии 50 АА N 408480 (т. 1, л.д. 19 - 27), из которых следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0402030:2 расположены принадлежащие ОАО "ЭЗТМ" объекты недвижимости: здание: приемно-медицинский корпус, 3-этажный, общей площадью 629,60 кв. м, инв. N 52 - 46, лит. Б; здание: хозяйственный корпус, котельная, 1-этажное, общей площадью 372,90 кв. м, инв. N 52-46-г, лит. Г-Г1; задание: спальный корпус N 3, 2-этажный, общей площадью 744,20 кв. м, инв. N 52-46, лит. В; здание: спальный корпус N 4, 2-этажный, общей площадью 744,20 кв. м, инв. N 52-46, лит. Е; здание: спальный корпус N 5, 2-этажный, общей площадью 742,30 кв. м, инв. N 52-46-г, лит. Р; здание: спальный корпус N 6, 2-этажный, общей площадью 745 кв. м, инв. N 52-46, лит. П; здание: спальный корпус N 7, 2-этажный, общей площадью 744,20 кв. м, инв. N 52-46-г., лит. З; здание: столовая, 2-этажный, общей площадью 1765,3 кв. м, инв. N 52-46-г, лит. С; здание: спальный корпус N 8, назначение: нежилое, 2-этажный, общей площадью 748,2 кв. м, инв. N 158:052-46Г, лит. Ж.
ОАО "ЭЗТМ" 04.04.2011 обратилось в администрацию Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 (письмо N 01-49/115, т. 1, л.д. 36).
В ответ на данное письмо администрацией сообщено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах земель, зарезервированных с целью строительства платной автодороги "МКАД-Ногинск-Орехово-Зуево" в Московской области Постановлением Правительства Московская область от 29.12.2005 N 996/52 (т. 1, л.д. 29 - 35). Следовательно, данный земельный участок может быть предоставлен ОАО "ЭЗМТ" только на праве аренды.
Учитывая данный ответ, обществом в адрес администрации направлено письмо от 07.06.2011 N 01-21/257 (т. 1, л.д. 37) с просьбой предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:16:0402030:2, общей площадью 87 200 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, в долгосрочную аренду (на срок 49 лет).
Письмом от 15.07.2011 N 1454/28 (т. 1, л.д. 47) администрацией сообщено заявителю, что для решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду ОАО "ЭЗТМ" необходимо получить согласие Министерства транспорта Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "ЭЗТМ" с соответствующими письмами в Министерство транспорта Московской области (письмо от 26.07.2011 N 01-21/307, т. 1, л.д. 38) и Министерство имущественных отношений Московской области (письмо от 26.07.2011 N 01-21/308, т. 1, л.д. 39).
В письме от 19.08.2011 N ИС-11219 (т. 1, л.д. 50) Министерством имущественных отношений Московской области было сообщено обществу, что министерство против предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 в аренду не возражает.
В поступившем в адрес ОАО "ЭЗТМ" письме Министерства транспорта Московской области от 17.11.2011 N МТ-3861-2 (т. 1, л.д. 53) указано, что решение по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду может быть принято только после разработки, согласования и утверждения проекта строительства федеральной автомагистрали Москва - Нижний Новгород - Казань.
Данная информация была продублирована администрацией Ногинского муниципального района Московской области письмом от 02.12.2011 N 1454/28 (т. 1, л.д. 48).
12 декабря 2011 года ОАО "ЭЗТМ" повторно обратилось в администрацию Ногинского муниципального района Московской области с просьбой предоставить земельный участок в аренду (письмо N 01-21/447, т. 1, л.д. 43 - 44).
Однако администрацией в предоставлении в аренду земельного участка было отказано (письмо от 13.01.2012 N 1454/28-2, т. 1, л.д. 49).
Письмом от 06.04.2012 N 01-21/94 (т. 1, л.д. 12) заявитель обратился в администрацию Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 в аренду на срок с 01.06.2012. по 28.01.2013 либо иной срок, продолжительность которого не превышает срока резервирования, но не менее чем на срок 8 месяцев. Также к данному заявлению ОАО "ЭЗТМ" был приложен полный пакет документов, установленный Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Письмом от 27.04.2012 N 940/28 (т. 1, л.д. 11) в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю отказано.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обществом предоставлены в администрацию все необходимые документы, установленные Перечнем. При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация, ссылаясь на положения пункта 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", указывает, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте в связи с резервированием его для строительства платной автодороги "МКАД-Ногинск-Орехово-Зуево" в Московской области Постановлением Правительства Московская область от 29.12.2005 N 996/52. При этом согласование с Министерством транспорта Московской области на предоставление спорного земельного участка в аренду ОАО "ЭЗТМ" заявителем не получено. Администрация также указывает, что обязанности по подготовке и заключению договоров земельных участков возложены на Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского района Московской области (далее - комитет), однако суд первой инстанции отказал в привлечении комитета к участию в деле. Кроме того, по мнению администрации, на нее незаконно возложена обязанность по взысканию государственной пошлины, уплаченной ОАО "ЭЗТМ".
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Министерства транспорта Московской области в судебном заседании поддержал позицию администрации, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ).
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ЭЗТМ" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 50:16:0402030:2, на котором расположены находящиеся у него в собственности объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судом первой инстанции правильно установлено, что ОАО "ЭЗТМ" представлены в администрацию все необходимые документы, указанные в Перечне. Однако решение о предоставлении земельного участка на праве аренды заявителю принято не было, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок, по мнению администрации, ограничен в обороте по причине его резервирования для строительства платной автодороги "МКАД-Ногинск-Орехово-Зуево" в Московской области Постановлением Правительства Московская область от 29.12.2005 N 996/52; при этом согласование с Министерством транспорта Московской области на предоставление спорного земельного участка в аренду ОАО "ЭЗТМ" заявителем не получено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем в рассматриваемом случае общество просило предоставить спорный земельный участок, находящийся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду, а не в собственность, в связи с чем положения пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не могут быть применены.
Тот факт, что согласование с Министерством транспорта Московской области на предоставление спорного земельного участка в аренду ОАО "ЭЗТМ" заявителем не получено, не может служить основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду, поскольку в силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем, при этом ни закон, ни указанный Перечень наличие такого согласования не требуют.
На момент обращения ОАО "ЭЗТМ" в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду проект строительства платной автодороги "МКАД-Ногинск-Орехово-Зуево" не был разработан, согласован и утвержден. Между тем письмом от 06.04.2012 N 01-21/94 (т. 1, л.д. 12) заявитель обращался в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на срок с 01.06.2012. по 28.01.2013 либо иной срок, продолжительность которого не превышает срока резервирования, но не менее чем на срок 8 месяцев.
Такого основания, как отсутствие проекта строительства объекта на зарезервированной территории, действующее законодательство в качестве основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка не содержит.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что обществом представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные законом, пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа, оформленного письмом от 27.04.2012 N 940/28, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 площадью 87 200 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский район.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В целях устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений, суд первой инстанции правомерно обязал администрацию в соответствии с частью 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ заключить с ОАО "ЭЗТМ" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2, путем направления в адрес общества проекта договора с предложением о его заключении.
Довод администрации о том, что обязанности по подготовке и заключению договоров земельных участков возложены на Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского района Московской области, однако суд первой инстанции отказал в привлечении комитета к участию в деле, не может служить основанием для отмены правильного судебного акта, поскольку согласно Положению о Комитете по управлению имуществом администрации Ногинского района, комитет является органом администрации и подотчетен администрации в части распоряжения муниципальным имуществом.
Апелляционным судом также не может быть принят во внимание довод администрации о том, что на нее незаконно возложена обязанность по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, поскольку в силу положений 101, 105, 110 АПК РФ, статьи 333.37 НК РФ администрация Ногинского района Московской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений и жалоб в арбитражные суды, однако не освобождена от возмещения судебных расходов, понесенных другим лицом, в том случае, если проиграет спор. Поскольку уплаченная ОАО "ЭЗТМ" государственная пошлина в размере 2000 рублей, составляет судебные расходы, понесенные обществом в связи с рассмотрением настоящего дела, суд первой инстанции правомерно взыскал указанные судебные расходы с администрации как с проигравшей стороны в порядке статьи 110 АПК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2012 по делу N А41-24936/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2013 ПО ДЕЛУ N А41-24936/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2013 г. по делу N А41-24936/12
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Семенушенкова Л.Н., доверенность от 23.03.2010 N 01-36/36,
от заинтересованного лица: Климачев А.С., доверенность от 20.11.2012 N 1ИСХ1830,
от третьих лиц:
от Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен,
от Министерства транспорта Московской области - Свиридова О.Л., доверенность от 10.01.2013 N 09-13/МТдов,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2012 по делу N А41-24936/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению открытого акционерного общества "Электростальский завод тяжелого машиностроения" (ОГРН 1025007116100; ИНН 5053000564) к администрации Ногинского муниципального района Московской области, при участии в качестве третьих лиц Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства транспорта Московской области, об оспаривании отказа и обязании осуществить определенные действия,
установил:
открытое акционерное общество "Электростальский завод тяжелого машиностроения" (далее - общество, заявитель, ОАО "ЭЗТМ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать незаконным отказ администрации в предоставлении в аренду ОАО "ЭЗТМ" земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 площадью 87 200 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский район, выраженного в письме от 27.04.2012 исх. N 940/28,
- обязать администрацию устранить допущенные нарушения, заключив с ОАО "ЭЗТМ" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 площадью 87 200 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский район, путем направления в адрес ОАО "ЭЗТМ" проекта договора с предложением о его заключении.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство транспорта Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Ногинского муниципального района Московской области от 15.04.1993 N 1336 (т. 1, л.д. 15) за ОАО "ЭЗТМ" закреплен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 8, 72 га по фактическому пользованию, занимаемый пионерским лагерем "Ясная поляна", расположенный по адресу: Ногинский район, кв. 38, 42.
АО "Электростальский завод тяжелого машиностроения" выдано свидетельство 11.05.1993 на право (постоянного) бессрочного пользования земельным участком площадью 8.72 га N 10573 (т. 1, л.д. 16).
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта от 02.04.2012 N МО-12/ЗВ-205877 (т. 1, л.д. 17 - 18) следует, что земельный участок площадью 87 200 +/- 2 583 кв. м, местоположение ориентира: Московская область, Ногинский район, принадлежащий на праве бессрочного (постоянного) пользования ОАО "ЭЗТМ" 14.03.2005 был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:16:0402030:2.
Заявителем в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права от 11.10.2004 серии 50 АЖ N 384410, 384412, 384413, 384414, 384415, 384416, 384417, от 28.07.2009 серии 50НГ N 938908, от 23.08.2010 серии 50 АА N 408480 (т. 1, л.д. 19 - 27), из которых следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0402030:2 расположены принадлежащие ОАО "ЭЗТМ" объекты недвижимости: здание: приемно-медицинский корпус, 3-этажный, общей площадью 629,60 кв. м, инв. N 52 - 46, лит. Б; здание: хозяйственный корпус, котельная, 1-этажное, общей площадью 372,90 кв. м, инв. N 52-46-г, лит. Г-Г1; задание: спальный корпус N 3, 2-этажный, общей площадью 744,20 кв. м, инв. N 52-46, лит. В; здание: спальный корпус N 4, 2-этажный, общей площадью 744,20 кв. м, инв. N 52-46, лит. Е; здание: спальный корпус N 5, 2-этажный, общей площадью 742,30 кв. м, инв. N 52-46-г, лит. Р; здание: спальный корпус N 6, 2-этажный, общей площадью 745 кв. м, инв. N 52-46, лит. П; здание: спальный корпус N 7, 2-этажный, общей площадью 744,20 кв. м, инв. N 52-46-г., лит. З; здание: столовая, 2-этажный, общей площадью 1765,3 кв. м, инв. N 52-46-г, лит. С; здание: спальный корпус N 8, назначение: нежилое, 2-этажный, общей площадью 748,2 кв. м, инв. N 158:052-46Г, лит. Ж.
ОАО "ЭЗТМ" 04.04.2011 обратилось в администрацию Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 (письмо N 01-49/115, т. 1, л.д. 36).
В ответ на данное письмо администрацией сообщено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах земель, зарезервированных с целью строительства платной автодороги "МКАД-Ногинск-Орехово-Зуево" в Московской области Постановлением Правительства Московская область от 29.12.2005 N 996/52 (т. 1, л.д. 29 - 35). Следовательно, данный земельный участок может быть предоставлен ОАО "ЭЗМТ" только на праве аренды.
Учитывая данный ответ, обществом в адрес администрации направлено письмо от 07.06.2011 N 01-21/257 (т. 1, л.д. 37) с просьбой предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:16:0402030:2, общей площадью 87 200 кв. м, местоположение: Московская область, Ногинский район, в долгосрочную аренду (на срок 49 лет).
Письмом от 15.07.2011 N 1454/28 (т. 1, л.д. 47) администрацией сообщено заявителю, что для решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду ОАО "ЭЗТМ" необходимо получить согласие Министерства транспорта Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "ЭЗТМ" с соответствующими письмами в Министерство транспорта Московской области (письмо от 26.07.2011 N 01-21/307, т. 1, л.д. 38) и Министерство имущественных отношений Московской области (письмо от 26.07.2011 N 01-21/308, т. 1, л.д. 39).
В письме от 19.08.2011 N ИС-11219 (т. 1, л.д. 50) Министерством имущественных отношений Московской области было сообщено обществу, что министерство против предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 в аренду не возражает.
В поступившем в адрес ОАО "ЭЗТМ" письме Министерства транспорта Московской области от 17.11.2011 N МТ-3861-2 (т. 1, л.д. 53) указано, что решение по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду может быть принято только после разработки, согласования и утверждения проекта строительства федеральной автомагистрали Москва - Нижний Новгород - Казань.
Данная информация была продублирована администрацией Ногинского муниципального района Московской области письмом от 02.12.2011 N 1454/28 (т. 1, л.д. 48).
12 декабря 2011 года ОАО "ЭЗТМ" повторно обратилось в администрацию Ногинского муниципального района Московской области с просьбой предоставить земельный участок в аренду (письмо N 01-21/447, т. 1, л.д. 43 - 44).
Однако администрацией в предоставлении в аренду земельного участка было отказано (письмо от 13.01.2012 N 1454/28-2, т. 1, л.д. 49).
Письмом от 06.04.2012 N 01-21/94 (т. 1, л.д. 12) заявитель обратился в администрацию Ногинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 в аренду на срок с 01.06.2012. по 28.01.2013 либо иной срок, продолжительность которого не превышает срока резервирования, но не менее чем на срок 8 месяцев. Также к данному заявлению ОАО "ЭЗТМ" был приложен полный пакет документов, установленный Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Письмом от 27.04.2012 N 940/28 (т. 1, л.д. 11) в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю отказано.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обществом предоставлены в администрацию все необходимые документы, установленные Перечнем. При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация, ссылаясь на положения пункта 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", указывает, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте в связи с резервированием его для строительства платной автодороги "МКАД-Ногинск-Орехово-Зуево" в Московской области Постановлением Правительства Московская область от 29.12.2005 N 996/52. При этом согласование с Министерством транспорта Московской области на предоставление спорного земельного участка в аренду ОАО "ЭЗТМ" заявителем не получено. Администрация также указывает, что обязанности по подготовке и заключению договоров земельных участков возложены на Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского района Московской области (далее - комитет), однако суд первой инстанции отказал в привлечении комитета к участию в деле. Кроме того, по мнению администрации, на нее незаконно возложена обязанность по взысканию государственной пошлины, уплаченной ОАО "ЭЗТМ".
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Министерства транспорта Московской области в судебном заседании поддержал позицию администрации, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ).
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ЭЗТМ" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 50:16:0402030:2, на котором расположены находящиеся у него в собственности объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судом первой инстанции правильно установлено, что ОАО "ЭЗТМ" представлены в администрацию все необходимые документы, указанные в Перечне. Однако решение о предоставлении земельного участка на праве аренды заявителю принято не было, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок, по мнению администрации, ограничен в обороте по причине его резервирования для строительства платной автодороги "МКАД-Ногинск-Орехово-Зуево" в Московской области Постановлением Правительства Московская область от 29.12.2005 N 996/52; при этом согласование с Министерством транспорта Московской области на предоставление спорного земельного участка в аренду ОАО "ЭЗТМ" заявителем не получено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем в рассматриваемом случае общество просило предоставить спорный земельный участок, находящийся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду, а не в собственность, в связи с чем положения пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не могут быть применены.
Тот факт, что согласование с Министерством транспорта Московской области на предоставление спорного земельного участка в аренду ОАО "ЭЗТМ" заявителем не получено, не может служить основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду, поскольку в силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем, при этом ни закон, ни указанный Перечень наличие такого согласования не требуют.
На момент обращения ОАО "ЭЗТМ" в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду проект строительства платной автодороги "МКАД-Ногинск-Орехово-Зуево" не был разработан, согласован и утвержден. Между тем письмом от 06.04.2012 N 01-21/94 (т. 1, л.д. 12) заявитель обращался в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на срок с 01.06.2012. по 28.01.2013 либо иной срок, продолжительность которого не превышает срока резервирования, но не менее чем на срок 8 месяцев.
Такого основания, как отсутствие проекта строительства объекта на зарезервированной территории, действующее законодательство в качестве основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка не содержит.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что обществом представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные законом, пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа, оформленного письмом от 27.04.2012 N 940/28, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2 площадью 87 200 кв. м, расположенного по адресу Московская область, Ногинский район.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В целях устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений, суд первой инстанции правомерно обязал администрацию в соответствии с частью 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ заключить с ОАО "ЭЗТМ" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402030:2, путем направления в адрес общества проекта договора с предложением о его заключении.
Довод администрации о том, что обязанности по подготовке и заключению договоров земельных участков возложены на Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского района Московской области, однако суд первой инстанции отказал в привлечении комитета к участию в деле, не может служить основанием для отмены правильного судебного акта, поскольку согласно Положению о Комитете по управлению имуществом администрации Ногинского района, комитет является органом администрации и подотчетен администрации в части распоряжения муниципальным имуществом.
Апелляционным судом также не может быть принят во внимание довод администрации о том, что на нее незаконно возложена обязанность по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, поскольку в силу положений 101, 105, 110 АПК РФ, статьи 333.37 НК РФ администрация Ногинского района Московской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений и жалоб в арбитражные суды, однако не освобождена от возмещения судебных расходов, понесенных другим лицом, в том случае, если проиграет спор. Поскольку уплаченная ОАО "ЭЗТМ" государственная пошлина в размере 2000 рублей, составляет судебные расходы, понесенные обществом в связи с рассмотрением настоящего дела, суд первой инстанции правомерно взыскал указанные судебные расходы с администрации как с проигравшей стороны в порядке статьи 110 АПК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2012 по делу N А41-24936/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)