Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Балаба Т.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Сафроновой М.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца С.О. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2012 года
по делу по иску С.О. к МКУ "<данные изъяты>", Администрации города Бийска, Осенней Е.А. о возложении обязанности по заключению договора, передаче договора, взыскании компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
установила:
С.О. обратился в суд, ссылаясь на то, что в связи с получением ДД.ММ.ГГ уведомления МКУ "<данные изъяты>" о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в перечень граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства он предоставил необходимые документы и выбрал земельный участок по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ его уведомили о необходимости самостоятельно и за собственный счет изготовить кадастровые документы на выбранный земельный участок. В августе 2012 года им был получен межевой план и кадастровый паспорт земельного участка по <адрес> в <адрес>, после чего данные документы были направлены в МО N 2 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, а ДД.ММ.ГГ требуемый пакет документов, необходимый для оформления земельного участка в собственность передан в МБУ "Управление "Единое окно" Администрации г. Бийска".
ДД.ММ.ГГ при личном обращении в МКУ "<данные изъяты>" в отдел по выдачи документов для оформления в собственность, документы выданы не были, в связи с чем истцом было оставлено требование, ответ на которое не поступи, до настоящего времени земельный участок в собственность не передан.
Ссылаясь на незаконность действий и бездействие ответчиков и их руководителей С.О., с учетом уточнения исковых требований, просил возложить на МКУ "<данные изъяты>" обязанность по заключению с ним договора о передаче безвозмездно земельного участка по <адрес> в <адрес> и по передаче ему данного договора; возложить на Администрацию г. Бийска обязанность по предоставлению семье С.О. земельного участка по <адрес> в <адрес> и по выдаче постановления о представлении земельного участка в собственность; взыскать солидарно с руководителя МКУ "Управление <данные изъяты>" Осенней Е.А., МКУ "<данные изъяты>", Администрации г. Бийска компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. и судебные расходы.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2012 года исковые требования С.О. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе С.О. просит решение отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, что при обращении в суд первой инстанции, дополнительно указав на то, что заявление о предоставлении спорного земельного участка было подано им ДД.ММ.ГГ, уведомление о необходимости оформления кадастрового паспорта на данный земельный участок от ДД.ММ.ГГ в установленном порядке и срок ему не вручалось, было получено им только в сентябре 2011 года. При этом на момент подачи заявления обязанность по оформлению кадастрового паспорта земельного участка у заявителя отсутствовала, что следует из п. 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, утвержденного администрацией г. Бийска *** от ДД.ММ.ГГ. Работы по оформлению земельного участка являются длительным процессом, были начаты ДД.ММ.ГГ. В период оформления документов ему отказывали в согласовании схемы земельного участка по той причине, что он был согласован гражданке Х., что привело к увеличению сроков оформления документов. После устранения указанных нарушений на основании его заявления схема расположения земельного участка по адресу <адрес> была утверждена постановлением администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ, после чего ДД.ММ.ГГ был получен кадастровый паспорт и повторно написано заявление о предоставлении земельного участка в собственность. Поскольку основное заявление о предоставлении участка было написано ДД.ММ.ГГ, оснований для отказа в реализации указанного права у ответчиков не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Бийска просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав истца С.О. поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации города Бийска С.Е., представителя МКУ Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска Ч., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "д" ч. 2 ст. 2.1 Закона Алтайского края от 16.12.2002 года N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (в редакции Закона от 07.05.2010 N 27-ЗС) право на бесплатное получение земельных участков предоставлено молодым семьям, возраст из супругов в которых не превышал 35 лет, многодетным семьям с 3-мя и более несовершеннолетними детьми, одиноким матерям (отцам), имеющим несовершеннолетних детей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом земельный участок предоставляется в аренду на 5 лет на период строительства индивидуального жилого дома (ч. 3 ст. 2.1 Закона)
В силу ч. 5 указанной нормы Закона право собственности на данный земельный участок могло быть приобретено гражданами только после завершения строительства, ввода в эксплуатацию жилого дома и регистрации права собственности на него в установленном действующим законодательством порядке.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей устанавливается Администрацией Алтайского края. (ч. 8 ст. 2.1 Закона)
Такой порядок был утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 02.03.2010 года N 68 и предусматривал выполнение за счет гражданина кадастровых работ в отношении земельного участка и осуществление по заявлению гражданина кадастрового учета данного земельного участка. (п. 3.5. Порядка)
Согласно п. 3.6 Порядка орган, осуществляющий предоставление земельных участков в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства с приложением кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставление этого земельного участка в аренду и оформляет договор аренды земельного участка для подписания его гражданином либо решение об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Законом Алтайского края от 05.09.2011 года N 117-ЗС в Закон Алтайского края от 16.12.2002 года N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" были внесены изменения в статью 2.1, из п. "д" ч. 2 статьи исключена такая категория, как многодетные семьи с 3-мя и более несовершеннолетними детьми; Закон дополнен статьей 2.3, согласно которой гражданам, имеющим 3-х и более детей предоставлено право на однократное получение в собственность без торгов земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
В силу указанной нормы земельные участки предоставляются гражданам в границах муниципального района или городского округа, на территории которых они постоянно проживают, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет и наличия свободных земель, с учетом положений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Проведение кадастровых работ в отношении предоставляемого земельного участка и его государственный кадастровый учет осуществляются за счет гражданина, которому предоставляется в собственность земельный участок.
В соответствии со ст. 2.3 Закона N 88-ЗС постановлением администрации Алтайского края от 11 ноября 2011 года N 649 утвержден "Порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", согласно которому в десятидневный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность с приложением кадастрового паспорта земельного участка, орган, осуществляющий предоставление земельных участков принимает соответствующее решение, готовит договор безвозмездной передачи и выдает их гражданину.
Имеющие трех и более детей граждане, в отношении которых ранее принято решение о предоставлении в соответствии со статьей 2.1 закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельных участков в аренду, вправе приобрести эти участки в собственность бесплатно.
Таким образом, в силу утвержденного администрацией Алтайского края порядка, решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства как по договору аренды, так и в собственность принимается по заявлению заинтересованного лица после осуществления им государственного кадастрового учета и предоставления кадастрового паспорта, что согласуется с положениями п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, С.О. является отцом С.Т., ДД.ММ.ГГ года рождения, С.В., ДД.ММ.ГГ года рождения и С.М., ДД.ММ.ГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГ истец включен в списки молодых семей в Алтайском крае для участия в программе "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на период 2004 - 2010 годы.
ДД.ММ.ГГ С.О. обратился в МКУ "<данные изъяты>" с заявлением о постановке на учет в качестве желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства и заключения договора аренды земельного участка на период строительства индивидуального жилого дома (5 лет) (л.д. 26).
Решением заседания комиссии МКУ "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГ *** С.О. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства (статус - многодетная семья) под N ***.
ДД.ММ.ГГ С.О. был выбран земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГ истец С.О. обратился в МБУ "<данные изъяты> с заявлением о предоставлении данного участка в собственность бесплатно для строительства жилого дома, предоставив все необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт земельного участка.
На момент рассмотрения дела какое-либо решение администрацией города Бийска по заявлению С.О. принято не было.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению спорного земельного участка С.О. в собственность и заключению договора о безвозмездной передаче земельного участка в связи с тем, что на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность семья истца утратила статус многодетной в силу достижения дочерью истца С.О. ДД.ММ.ГГ совершеннолетия.
При этом суд не учел, что заявляя исковые требования о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению земельного участка в собственность, С.О. ссылался на незаконность действий и бездействие ответчиков в том числе при оформлении документов, связанных с постановкой земельного участка на кадастровый учет, в частности на то обстоятельство, что выбранный им земельный участок был согласован другому лицу, что, по мнению истца, не позволило ему своевременно, до достижения ребенком совершеннолетия, представить соответствующие документы.
Суд указанные доводы истца не проверил, обстоятельства, на которые ссылался С.О., не устанавливал, оценку правомерности действий (бездействия) ответчиков не дал.
Между тем, в силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Поскольку фактически истцом в рамках искового производства оспаривались действия ответчиков, суд в соответствии с указаниями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" должен был при рассмотрении дела выяснить, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
По делу установлено, что многодетная семья С.О. была признана администрацией города Бийска соответствующей требованиям, необходимым для получения в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с указанным выше Законом Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", 19.07.2010 года, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства под N ***.
Из письма МУ Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ следует, что ответчики были поставлены в известность о выборе С.О. земельного участка под строительство жилого дома по <адрес>.
Учитывая положения Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС о проведении за счет гражданина кадастровых работ в отношении предоставляемого земельного участка и пп. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" о предоставлении межевого плана для постановки земельного участка на кадастровый учет, 28 марта 2012 года истец обратился в ООО "Межа" для проведения межевания выбранного им земельного участка, оплатив стоимость работ по межеванию в сумме <данные изъяты> руб.
Общий порядок предоставления земельных участков при отсутствии кадастровой карты (плана) земельного участка предусмотрен абз. 1 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которому если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
По смыслу данной нормы права утверждение схемы расположения земельного участка является безусловной обязанностью органа местного самоуправления и необходимой предпосылкой для подачи документов на предоставление земельного участка в собственность, что следует также из пунктов 1.6 и 1.7 Порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 11 ноября 2011 года N 649.
В соответствии с указанными пунктами Порядка схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подготавливается на основании перечня земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющих трех и более детей, утверждается уполномоченным органом местного самоуправления. После чего органом осуществляющим предоставление земельных участков принимается решение о выдаче в порядке очередности гражданину, имеющему трех и более детей и состоящему на учете в качестве желающего приобрести земельный участок, утвержденной схемы для проведения кадастровых работ.
Поскольку специальные сроки для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка при предоставлении земельных участков указанной категории граждан постановлением администрации Алтайского края от 11 ноября 2011 года N 649 предусмотрены не были, данные действия должны быть совершены органом местного самоуправления в сроки, установленные п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ - в месячный срок со дня поступления заявления.
Вместе с тем, как следует из материалов дела с заявлением об утверждении схемы земельного участка ООО "Межа" обратилось ДД.ММ.ГГ, схема утверждена Постановлением администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ *** и выдана заявителю только ДД.ММ.ГГ, что подтверждается ответом ООО "Межа" на запрос суда, а также сопроводительными документами (л.д. 84, 91, 92) и свидетельствует о нарушении ответчиком установленного законом срока более чем на 1 месяц.
Кроме того, изготовление межевого плана, необходимого для постановки земельного участка на кадастровый учет, затянулось в связи с отказом Управления муниципальным имуществом Администрации города Бийска в согласовании С.О. схемы расположения спорного земельного участка по причине согласования ее иному лицу, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, позже С.О., что противоречит п. 1.7 Порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков". При этом схема расположения земельного участка находилась на согласовании в Управлении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, согласована только при повторном обращении С.О. ДД.ММ.ГГ (л.д. 62, 84, 89).
Согласно материалам дела, межевой план земельного участка был изготовлен ООО "Межа" в кратчайшие сроки после получения утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Кадастровый учет земельного участка осуществлен ДД.ММ.ГГ (л.д. 45), в установленные ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сроки, кадастровый паспорт выдан С.О. ДД.ММ.ГГ. В этот же день истец обратился в МБУ "Управление "Единое окно" Администрации г. Бийска" с заявлением о предоставлении участка в собственность с приложением необходимого пакета документов.
Изложенное свидетельствует о том, что именно допущенные ответчиками существенные нарушения при согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка препятствовали С.О. в проведение кадастрового учета земельного участка и получению необходимых для приложения к заявлению документов в более ранние сроки.
Ссылка представителей ответчиков о том, что С.О. длительное время оформлением земельного участка не занимался, судебной коллегией не принимается, так как постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** какие-либо сроки формирования выбранных гражданами земельных участков и постановки их на кадастровый учет не предусмотрены, а время, которое истцом было отведено для формирования земельного участка, - более полугода до достижения старшим ребенком совершеннолетия, позволяло ему при соблюдении ответчиками установленного законом порядка получить в собственность земельный участок до утраты статуса многодетной семьи.
В этой связи, достижение одним из детей С.О. совершеннолетия после принятия соответствующего решения администрацией города Бийска о выдаче истцу в порядке очередности утвержденной схемы расположения земельного участка и осуществления им за свой счет кадастрового учета объекта недвижимости не может является препятствием для реализации права на бесплатное получение в собственность земельного участка.
В соответствии с п. 1.9 Порядка орган, осуществляющий предоставление земельных участков в десятидневный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность (с приложением кадастрового паспорта земельного участка) принимает соответствующее решение, готовит договор безвозмездной передачи и выдает их гражданину.
Письмом от ДД.ММ.ГГ на имя С.О. МКУ <данные изъяты> подтвердило, что истец значится в списке льготников для приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, номер очереди - 2. В письме доведена информация о принятом ДД.ММ.ГГ постановлении Администрации города Бийска "Об утверждении перечня земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков". По изложенной в письме информации земельный участок по <адрес> закреплен за С.О.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что МКУ <данные изъяты> подготовлен и направлен в администрацию города Бийска проект постановления о предоставлении С.О. в собственность земельного участка по указанному адресу.
Вместе с тем в установленный п. 1.9 Порядка срок и на момент разрешения спора судом первой инстанции соответствующего решения администрацией города Бийска о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность С.О., как и решения о снятии его с учета принято не было, что подтверждает доводы апеллянта о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию города Бийска обязанности по предоставлению С.О. в собственность земельного участка.
Решение в указанной части на основании пп. 1 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Доводы представителя администрации города Бийска о снятии С.О. с учета граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в связи с утратой статуса многодетная семья со ссылкой на представленное суду апелляционной инстанции решение от ДД.ММ.ГГ (протокол заседания комиссии) правового значения не имеют, поскольку указанное решение принято после рассмотрения дела судом первой инстанции и без учета установленных по делу обстоятельств.
Исковые требования о возложении обязанности на МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" по заключению договора о передаче земельного участка и вытекающие из этого требования о передаче постановления и договора, судебная коллегия находит заявленными излишне, так как в силу п. 1.9 Порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" заключение договора о безвозмездной передаче земельного участка в собственность и передача правоустанавливающих документов производится на основании решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка, по своей сути предусматривает порядок предоставления земельного участка.
Отсутствуют основания и для отмены решения в части отказа в удовлетворении иска о компенсации морального вреда, поскольку в силу ч. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного действиями, нарушающими имущественные права гражданина, применительно к спорным правоотношениям.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с администрации города Бийска в пользу С.О. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Апелляционную жалобу С.О. удовлетворить частично.
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию города Бийска обязанности по предоставлению земельного участка в собственность отменить.
Принять в указанной части новое решение.
Обязать администрацию города Бийска предоставить С.О. в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м.
Взыскать с администрации города Бийска в пользу С.О. <данные изъяты> рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1820-13
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N 33-1820-13
Судья Балаба Т.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Сафроновой М.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца С.О. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2012 года
по делу по иску С.О. к МКУ "<данные изъяты>", Администрации города Бийска, Осенней Е.А. о возложении обязанности по заключению договора, передаче договора, взыскании компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
установила:
С.О. обратился в суд, ссылаясь на то, что в связи с получением ДД.ММ.ГГ уведомления МКУ "<данные изъяты>" о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в перечень граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства он предоставил необходимые документы и выбрал земельный участок по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ его уведомили о необходимости самостоятельно и за собственный счет изготовить кадастровые документы на выбранный земельный участок. В августе 2012 года им был получен межевой план и кадастровый паспорт земельного участка по <адрес> в <адрес>, после чего данные документы были направлены в МО N 2 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, а ДД.ММ.ГГ требуемый пакет документов, необходимый для оформления земельного участка в собственность передан в МБУ "Управление "Единое окно" Администрации г. Бийска".
ДД.ММ.ГГ при личном обращении в МКУ "<данные изъяты>" в отдел по выдачи документов для оформления в собственность, документы выданы не были, в связи с чем истцом было оставлено требование, ответ на которое не поступи, до настоящего времени земельный участок в собственность не передан.
Ссылаясь на незаконность действий и бездействие ответчиков и их руководителей С.О., с учетом уточнения исковых требований, просил возложить на МКУ "<данные изъяты>" обязанность по заключению с ним договора о передаче безвозмездно земельного участка по <адрес> в <адрес> и по передаче ему данного договора; возложить на Администрацию г. Бийска обязанность по предоставлению семье С.О. земельного участка по <адрес> в <адрес> и по выдаче постановления о представлении земельного участка в собственность; взыскать солидарно с руководителя МКУ "Управление <данные изъяты>" Осенней Е.А., МКУ "<данные изъяты>", Администрации г. Бийска компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. и судебные расходы.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2012 года исковые требования С.О. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе С.О. просит решение отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, что при обращении в суд первой инстанции, дополнительно указав на то, что заявление о предоставлении спорного земельного участка было подано им ДД.ММ.ГГ, уведомление о необходимости оформления кадастрового паспорта на данный земельный участок от ДД.ММ.ГГ в установленном порядке и срок ему не вручалось, было получено им только в сентябре 2011 года. При этом на момент подачи заявления обязанность по оформлению кадастрового паспорта земельного участка у заявителя отсутствовала, что следует из п. 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, утвержденного администрацией г. Бийска *** от ДД.ММ.ГГ. Работы по оформлению земельного участка являются длительным процессом, были начаты ДД.ММ.ГГ. В период оформления документов ему отказывали в согласовании схемы земельного участка по той причине, что он был согласован гражданке Х., что привело к увеличению сроков оформления документов. После устранения указанных нарушений на основании его заявления схема расположения земельного участка по адресу <адрес> была утверждена постановлением администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ, после чего ДД.ММ.ГГ был получен кадастровый паспорт и повторно написано заявление о предоставлении земельного участка в собственность. Поскольку основное заявление о предоставлении участка было написано ДД.ММ.ГГ, оснований для отказа в реализации указанного права у ответчиков не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Бийска просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав истца С.О. поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации города Бийска С.Е., представителя МКУ Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска Ч., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "д" ч. 2 ст. 2.1 Закона Алтайского края от 16.12.2002 года N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (в редакции Закона от 07.05.2010 N 27-ЗС) право на бесплатное получение земельных участков предоставлено молодым семьям, возраст из супругов в которых не превышал 35 лет, многодетным семьям с 3-мя и более несовершеннолетними детьми, одиноким матерям (отцам), имеющим несовершеннолетних детей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом земельный участок предоставляется в аренду на 5 лет на период строительства индивидуального жилого дома (ч. 3 ст. 2.1 Закона)
В силу ч. 5 указанной нормы Закона право собственности на данный земельный участок могло быть приобретено гражданами только после завершения строительства, ввода в эксплуатацию жилого дома и регистрации права собственности на него в установленном действующим законодательством порядке.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей устанавливается Администрацией Алтайского края. (ч. 8 ст. 2.1 Закона)
Такой порядок был утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 02.03.2010 года N 68 и предусматривал выполнение за счет гражданина кадастровых работ в отношении земельного участка и осуществление по заявлению гражданина кадастрового учета данного земельного участка. (п. 3.5. Порядка)
Согласно п. 3.6 Порядка орган, осуществляющий предоставление земельных участков в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства с приложением кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставление этого земельного участка в аренду и оформляет договор аренды земельного участка для подписания его гражданином либо решение об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Законом Алтайского края от 05.09.2011 года N 117-ЗС в Закон Алтайского края от 16.12.2002 года N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" были внесены изменения в статью 2.1, из п. "д" ч. 2 статьи исключена такая категория, как многодетные семьи с 3-мя и более несовершеннолетними детьми; Закон дополнен статьей 2.3, согласно которой гражданам, имеющим 3-х и более детей предоставлено право на однократное получение в собственность без торгов земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
В силу указанной нормы земельные участки предоставляются гражданам в границах муниципального района или городского округа, на территории которых они постоянно проживают, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет и наличия свободных земель, с учетом положений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Проведение кадастровых работ в отношении предоставляемого земельного участка и его государственный кадастровый учет осуществляются за счет гражданина, которому предоставляется в собственность земельный участок.
В соответствии со ст. 2.3 Закона N 88-ЗС постановлением администрации Алтайского края от 11 ноября 2011 года N 649 утвержден "Порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", согласно которому в десятидневный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность с приложением кадастрового паспорта земельного участка, орган, осуществляющий предоставление земельных участков принимает соответствующее решение, готовит договор безвозмездной передачи и выдает их гражданину.
Имеющие трех и более детей граждане, в отношении которых ранее принято решение о предоставлении в соответствии со статьей 2.1 закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельных участков в аренду, вправе приобрести эти участки в собственность бесплатно.
Таким образом, в силу утвержденного администрацией Алтайского края порядка, решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства как по договору аренды, так и в собственность принимается по заявлению заинтересованного лица после осуществления им государственного кадастрового учета и предоставления кадастрового паспорта, что согласуется с положениями п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, С.О. является отцом С.Т., ДД.ММ.ГГ года рождения, С.В., ДД.ММ.ГГ года рождения и С.М., ДД.ММ.ГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГ истец включен в списки молодых семей в Алтайском крае для участия в программе "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на период 2004 - 2010 годы.
ДД.ММ.ГГ С.О. обратился в МКУ "<данные изъяты>" с заявлением о постановке на учет в качестве желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства и заключения договора аренды земельного участка на период строительства индивидуального жилого дома (5 лет) (л.д. 26).
Решением заседания комиссии МКУ "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГ *** С.О. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и желающего приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства (статус - многодетная семья) под N ***.
ДД.ММ.ГГ С.О. был выбран земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГ истец С.О. обратился в МБУ "<данные изъяты> с заявлением о предоставлении данного участка в собственность бесплатно для строительства жилого дома, предоставив все необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт земельного участка.
На момент рассмотрения дела какое-либо решение администрацией города Бийска по заявлению С.О. принято не было.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению спорного земельного участка С.О. в собственность и заключению договора о безвозмездной передаче земельного участка в связи с тем, что на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность семья истца утратила статус многодетной в силу достижения дочерью истца С.О. ДД.ММ.ГГ совершеннолетия.
При этом суд не учел, что заявляя исковые требования о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению земельного участка в собственность, С.О. ссылался на незаконность действий и бездействие ответчиков в том числе при оформлении документов, связанных с постановкой земельного участка на кадастровый учет, в частности на то обстоятельство, что выбранный им земельный участок был согласован другому лицу, что, по мнению истца, не позволило ему своевременно, до достижения ребенком совершеннолетия, представить соответствующие документы.
Суд указанные доводы истца не проверил, обстоятельства, на которые ссылался С.О., не устанавливал, оценку правомерности действий (бездействия) ответчиков не дал.
Между тем, в силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Поскольку фактически истцом в рамках искового производства оспаривались действия ответчиков, суд в соответствии с указаниями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" должен был при рассмотрении дела выяснить, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
По делу установлено, что многодетная семья С.О. была признана администрацией города Бийска соответствующей требованиям, необходимым для получения в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с указанным выше Законом Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", 19.07.2010 года, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства под N ***.
Из письма МУ Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ следует, что ответчики были поставлены в известность о выборе С.О. земельного участка под строительство жилого дома по <адрес>.
Учитывая положения Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС о проведении за счет гражданина кадастровых работ в отношении предоставляемого земельного участка и пп. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" о предоставлении межевого плана для постановки земельного участка на кадастровый учет, 28 марта 2012 года истец обратился в ООО "Межа" для проведения межевания выбранного им земельного участка, оплатив стоимость работ по межеванию в сумме <данные изъяты> руб.
Общий порядок предоставления земельных участков при отсутствии кадастровой карты (плана) земельного участка предусмотрен абз. 1 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которому если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
По смыслу данной нормы права утверждение схемы расположения земельного участка является безусловной обязанностью органа местного самоуправления и необходимой предпосылкой для подачи документов на предоставление земельного участка в собственность, что следует также из пунктов 1.6 и 1.7 Порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 11 ноября 2011 года N 649.
В соответствии с указанными пунктами Порядка схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подготавливается на основании перечня земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющих трех и более детей, утверждается уполномоченным органом местного самоуправления. После чего органом осуществляющим предоставление земельных участков принимается решение о выдаче в порядке очередности гражданину, имеющему трех и более детей и состоящему на учете в качестве желающего приобрести земельный участок, утвержденной схемы для проведения кадастровых работ.
Поскольку специальные сроки для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка при предоставлении земельных участков указанной категории граждан постановлением администрации Алтайского края от 11 ноября 2011 года N 649 предусмотрены не были, данные действия должны быть совершены органом местного самоуправления в сроки, установленные п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ - в месячный срок со дня поступления заявления.
Вместе с тем, как следует из материалов дела с заявлением об утверждении схемы земельного участка ООО "Межа" обратилось ДД.ММ.ГГ, схема утверждена Постановлением администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГ *** и выдана заявителю только ДД.ММ.ГГ, что подтверждается ответом ООО "Межа" на запрос суда, а также сопроводительными документами (л.д. 84, 91, 92) и свидетельствует о нарушении ответчиком установленного законом срока более чем на 1 месяц.
Кроме того, изготовление межевого плана, необходимого для постановки земельного участка на кадастровый учет, затянулось в связи с отказом Управления муниципальным имуществом Администрации города Бийска в согласовании С.О. схемы расположения спорного земельного участка по причине согласования ее иному лицу, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, желающих приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, позже С.О., что противоречит п. 1.7 Порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков". При этом схема расположения земельного участка находилась на согласовании в Управлении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, согласована только при повторном обращении С.О. ДД.ММ.ГГ (л.д. 62, 84, 89).
Согласно материалам дела, межевой план земельного участка был изготовлен ООО "Межа" в кратчайшие сроки после получения утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Кадастровый учет земельного участка осуществлен ДД.ММ.ГГ (л.д. 45), в установленные ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сроки, кадастровый паспорт выдан С.О. ДД.ММ.ГГ. В этот же день истец обратился в МБУ "Управление "Единое окно" Администрации г. Бийска" с заявлением о предоставлении участка в собственность с приложением необходимого пакета документов.
Изложенное свидетельствует о том, что именно допущенные ответчиками существенные нарушения при согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка препятствовали С.О. в проведение кадастрового учета земельного участка и получению необходимых для приложения к заявлению документов в более ранние сроки.
Ссылка представителей ответчиков о том, что С.О. длительное время оформлением земельного участка не занимался, судебной коллегией не принимается, так как постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** какие-либо сроки формирования выбранных гражданами земельных участков и постановки их на кадастровый учет не предусмотрены, а время, которое истцом было отведено для формирования земельного участка, - более полугода до достижения старшим ребенком совершеннолетия, позволяло ему при соблюдении ответчиками установленного законом порядка получить в собственность земельный участок до утраты статуса многодетной семьи.
В этой связи, достижение одним из детей С.О. совершеннолетия после принятия соответствующего решения администрацией города Бийска о выдаче истцу в порядке очередности утвержденной схемы расположения земельного участка и осуществления им за свой счет кадастрового учета объекта недвижимости не может является препятствием для реализации права на бесплатное получение в собственность земельного участка.
В соответствии с п. 1.9 Порядка орган, осуществляющий предоставление земельных участков в десятидневный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность (с приложением кадастрового паспорта земельного участка) принимает соответствующее решение, готовит договор безвозмездной передачи и выдает их гражданину.
Письмом от ДД.ММ.ГГ на имя С.О. МКУ <данные изъяты> подтвердило, что истец значится в списке льготников для приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, номер очереди - 2. В письме доведена информация о принятом ДД.ММ.ГГ постановлении Администрации города Бийска "Об утверждении перечня земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков". По изложенной в письме информации земельный участок по <адрес> закреплен за С.О.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что МКУ <данные изъяты> подготовлен и направлен в администрацию города Бийска проект постановления о предоставлении С.О. в собственность земельного участка по указанному адресу.
Вместе с тем в установленный п. 1.9 Порядка срок и на момент разрешения спора судом первой инстанции соответствующего решения администрацией города Бийска о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность С.О., как и решения о снятии его с учета принято не было, что подтверждает доводы апеллянта о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию города Бийска обязанности по предоставлению С.О. в собственность земельного участка.
Решение в указанной части на основании пп. 1 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Доводы представителя администрации города Бийска о снятии С.О. с учета граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в связи с утратой статуса многодетная семья со ссылкой на представленное суду апелляционной инстанции решение от ДД.ММ.ГГ (протокол заседания комиссии) правового значения не имеют, поскольку указанное решение принято после рассмотрения дела судом первой инстанции и без учета установленных по делу обстоятельств.
Исковые требования о возложении обязанности на МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" по заключению договора о передаче земельного участка и вытекающие из этого требования о передаче постановления и договора, судебная коллегия находит заявленными излишне, так как в силу п. 1.9 Порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" заключение договора о безвозмездной передаче земельного участка в собственность и передача правоустанавливающих документов производится на основании решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка, по своей сути предусматривает порядок предоставления земельного участка.
Отсутствуют основания и для отмены решения в части отказа в удовлетворении иска о компенсации морального вреда, поскольку в силу ч. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного действиями, нарушающими имущественные права гражданина, применительно к спорным правоотношениям.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с администрации города Бийска в пользу С.О. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу С.О. удовлетворить частично.
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию города Бийска обязанности по предоставлению земельного участка в собственность отменить.
Принять в указанной части новое решение.
Обязать администрацию города Бийска предоставить С.О. в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м.
Взыскать с администрации города Бийска в пользу С.О. <данные изъяты> рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)