Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Золотова Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Семенова Анастасия Леонидовна (паспорт, по доверенности N 03-03/504оф от 20.09.2013 сроком действия на 1 год)
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина Анастасия Дмитриевна (удостоверение, по доверенности N 121 от 25.12.2012 сроком действия по 31.12.2013).
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Стрельцов Максим Эдуардович (удостоверение N 006 выдано 05.10.2012, по доверенности N 55/2012-10 от 03.10.2012 сроком действия 3 года).
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконными решений от 05.08.2009 N 36/09-13323 и от 05.11.2009 N 36/09-18909; обязании Управления Роснедвижимости по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, разрешенное использование: предоставлен для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город Омск, Ленинский административный округ, улица 1-й Красной звезды, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009.
Решением от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил в полном объеме требования ОАО "ТГК-11", признал незаконными решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13323, от 05.11.2009 N 36/09-18909 в связи с их несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201; обязал Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, разрешенное использование: предоставлен для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город Омск, Ленинский административный округ, улица 1-й Красной звезды, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010 решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 отменено, в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" о признании незаконными решений от 05.08.2009 N 36/09-13323 и от 05.11.2009 N 36/09-18909; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, разрешенное использование: предоставлен для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город Омск, Ленинский административный округ, улица 1-й Красной звезды, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009 - отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.10.2011 постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010 оставлено без изменения.
13.04.2012 ОАО "ТГК-11" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010.
В качестве нового обстоятельства, влекущего пересмотр вынесенного судом апелляционной инстанции судебного акта в порядке, предусмотренном главой 37 Арбитражного процессуального кодекса, Обществом указано на изменившуюся судебную практику по спорам, связанным с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде от 15.12.2011 N 12651/11).
Определением суда от 20.04.2012 по делу N А46-1400/2010 указанное заявление открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" принято и назначено к рассмотрению на 07 июня 2012 года на 15 час. 15 мин.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 постановление суда апелляционной инстанции от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010 отменено, назначено рассмотрение апелляционной жалобы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 по новым обстоятельствам на 14 июня 2012 на 12 час. 30 мин.
Определением от 21.06.2012 по ходатайству открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" производство по заявлению о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010, вынесенного по жалобе Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 приостановлено до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А27-12216/2010 и размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А27-12216/2010 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В связи с вынесением по результатам надзорного производства по делу N А27-12216/2010 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления N 13016/11, определением от 20.02.2013, производство по делу было возобновлено и назначено на 02.04.2013 на 13 час. 30 мин.
До начала судебного разбирательства в материалы дела поступило ходатайство открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" о переходе к рассмотрению спора по правилам первой инстанции, мотивированное возникшей необходимостью изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из имеющихся в материалов настоящего дела документов усматривается, что материальная цель, которую преследует ОАО "ТГК-11" при обращении в суд первой инстанции, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12651/11 от 15.11.2011 указано, что цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
Данные споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Учитывая, позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ N 12651/11 от 15.11.2011 и в пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела и в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ, усматривает основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции.
О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции Восьмым арбитражным судом вынесено определение от 09.04.2013.
До начала судебного разбирательства по делу ОАО "ТГК N 11" уточнило заявленные требования, сформулировав их следующим образом
1. Признать незаконными:
- - совершенные 27.12.2007 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенный по адресу: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 955 555 710,19 руб.;
- - совершенные 27.12.2010 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 руб.
2. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии":
с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 руб.
с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 955 555 710,19 руб.
с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 45 396 982, 80 руб.
Уточнения заявленных требований приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с уточнением заявленных требований к участию в рассмотрении дела привлечено второе заинтересованное лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Судебное заседание проведено с участием представителя ОАО "ТГК N 11", поддержавшей уточненные требования, и представителя Управления Росреестра по Омской области, который требования истца не признал, просил в удовлетворении требований ОАО "ТГК-11" отказать. По мнению представителя Управления, одновременное уточнение предмета и оснований заявленных требований противоречит нормам арбитражного процессуального кодекса. Помимо изложенного Обществом нарушен установленный законодательством срок для обращения с требованиями в уточненной редакции.
Представитель ФГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции поддержал позицию Управления, требования Общества просил оставить без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы сторон, находит исковые требования ОАО "ТГК-11" подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 15.07.2009 ОАО "ТГК-11" обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:0029.
Решением Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13323 было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений.
Мотивом для принятия названного решения послужило то, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 статьи 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости от 20.02.2008 N 35 для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка; сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; по состоянию на 31.07.2009 в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 03:29, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны, не поступало.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений ОАО "ТГК-11" было предложено обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, имеющих отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом, измененное разрешенное использование земельного участка.
Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление осуществления кадастрового учета изменений не были устранены в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области было вынесено решение от 05.11.2009 N 36/09-18909 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что решения Управления Роснедвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13323 и от 05.11.2009 N 36/09-18909 не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному приказом Минюста Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, ОАО "ТКГ-11" обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями, уточненными, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу части 5 статьи 4 названного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Частью 1 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее -постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также -снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных органов и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее -приказ N П/0152), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:0029, в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости имеет вид разрешенного использования - "для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2".
При постановке этого земельного участка на кадастровый учет Управление самостоятельно присвоило участку 9-й вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Как следует из материалов дела, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости спорного объекта первоначально были совершены ответчиком 27.12.2007.
Между тем, из материалов дела усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:160103:0029 расположены объекты недвижимости, образующие производственно-технологический комплекс ТЭЦ-2 - структурного подразделения ОАО "ТГК N 11".
Указанные объекты недвижимости представляют собой часть единой технологической цепочки ТЭЦ по производству электрической и тепловой энергии, то есть предназначены для участия в основном виде деятельности ОАО "ТГК N 11".
Согласно положениям Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее Типовой перечень), земельные участки электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов входят в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (пункт 10).
Таким образом, вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположены сооружения, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-2, отвечающие 10 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление N 174-П) названные виды разрешенного использования земельных участков также разграничены исходя из типового перечня, приведенного в таблице 1 приложения 2 к приказу N П/0152.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Спорный земельный участок общества находится в черте города Омска и относится к категории земель населенных пунктов.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного "для производственных целей", Управление Росреестра по Омской области согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Росреестра по Омской области не представило суду доказательств, свидетельствующих о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорного земельного участка, на котором настаивает общество, равно как и доказательств, подтверждающих невозможность отнесения спорного земельного участка к 10 виду разрешенного использования и правомерность отнесения такового к 9 виду.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что обществом осуществляется фактическое ведение на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости производственного назначения, суд находит требования ОАО "ТГК N 11" подлежащими удовлетворению.
Поскольку дело рассмотрено апелляционным судом по правилам суда первой инстанции, решение Арбитражного суда Омской области от 28.11.2011 по настоящему делу подлежит отмене.
Относительно доводов заинтересованных лиц о неправильно сформулированных обществом требованиях, и, как следствие, невозможности рассмотрения данных требований в рамках настоящего дела, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12651/11 от 15.11.2011 указано, что цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
Данные споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота.
Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений процессуального законодательства следует, что задача судопроизводства выполнена в том случае, когда посредством судебного решения осуществляется защита нарушенного права, а одни лишь процессуальные нарушения не во всех случаях должны приводить к отмене судебного акта.
В данном случае цель, которую преследовало общество при обращении в суд, удовлетворена посредством судебного решения, необходимые изменения в правоотношения сторон, связанные с определением надлежащего вида разрешенного использования и соответствующей ему кадастровой стоимости земельного участка должны быть внесены в кадастр, поэтому само по себе формулирование требований как соответствующих требованиям, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для отмены правильного по сути решения, если судом верно установлено наличие оснований для указанных изменений в правоотношениях.
Доводы Управления о необходимости применения срока, предусмотренного частью 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об отсутствии необходимости учитывать при определении вида разрешенного использования земельного участка функциональное назначение расположенных на нем объектов, фактическое ведение деятельности, для которой участок был предоставлен, противоречат постановлению Президиума N 12651/11, в котором изложена правовая позиция о рассмотрении настоящего спора по общим правилам искового производства и о том, что фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В виду удовлетворения требования общества уплаченная ОАО "ТГК N 11" государственная пошлина при рассмотрении настоящего дела в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу, то есть и с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и ФГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в равных долях.
Как следует из материалов рассматриваемого спора, при обращении в суд первой инстанции заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., им также уплачена государственная пошлина при подаче кассационной жалобы на постановление суда апелляционной инстанции в размере 2000 руб. платежным поручением N 7281 от 22.06.2010 г.
В связи с тем, что при подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в излишнем размере, возложение на государственные органы судебных издержек заявителя следует производить исходя из суммы 3000 руб. 00 коп., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. 00 коп., подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" удовлетворить.
Признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 955 555 710,19 руб.
Признать незаконными совершенные 27.12.2010 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 руб.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии":
с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 руб.
с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 955 555 710,19 руб.
с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 45 396 982, 80 руб.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб. 00 коп.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб. 00 коп.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп., излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы платежным поручением N 7281 от 22.06.2010 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2013 ПО ДЕЛУ N А46-1400/2010
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2013 г. по делу N А46-1400/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Золотова Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Семенова Анастасия Леонидовна (паспорт, по доверенности N 03-03/504оф от 20.09.2013 сроком действия на 1 год)
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина Анастасия Дмитриевна (удостоверение, по доверенности N 121 от 25.12.2012 сроком действия по 31.12.2013).
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Стрельцов Максим Эдуардович (удостоверение N 006 выдано 05.10.2012, по доверенности N 55/2012-10 от 03.10.2012 сроком действия 3 года).
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконными решений от 05.08.2009 N 36/09-13323 и от 05.11.2009 N 36/09-18909; обязании Управления Роснедвижимости по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, разрешенное использование: предоставлен для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город Омск, Ленинский административный округ, улица 1-й Красной звезды, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009.
Решением от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил в полном объеме требования ОАО "ТГК-11", признал незаконными решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13323, от 05.11.2009 N 36/09-18909 в связи с их несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201; обязал Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, разрешенное использование: предоставлен для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город Омск, Ленинский административный округ, улица 1-й Красной звезды, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010 решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 отменено, в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" о признании незаконными решений от 05.08.2009 N 36/09-13323 и от 05.11.2009 N 36/09-18909; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, разрешенное использование: предоставлен для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город Омск, Ленинский административный округ, улица 1-й Красной звезды, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009 - отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.10.2011 постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010 оставлено без изменения.
13.04.2012 ОАО "ТГК-11" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010.
В качестве нового обстоятельства, влекущего пересмотр вынесенного судом апелляционной инстанции судебного акта в порядке, предусмотренном главой 37 Арбитражного процессуального кодекса, Обществом указано на изменившуюся судебную практику по спорам, связанным с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде от 15.12.2011 N 12651/11).
Определением суда от 20.04.2012 по делу N А46-1400/2010 указанное заявление открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" принято и назначено к рассмотрению на 07 июня 2012 года на 15 час. 15 мин.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 постановление суда апелляционной инстанции от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010 отменено, назначено рассмотрение апелляционной жалобы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 по новым обстоятельствам на 14 июня 2012 на 12 час. 30 мин.
Определением от 21.06.2012 по ходатайству открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" производство по заявлению о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010, вынесенного по жалобе Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 приостановлено до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А27-12216/2010 и размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А27-12216/2010 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В связи с вынесением по результатам надзорного производства по делу N А27-12216/2010 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления N 13016/11, определением от 20.02.2013, производство по делу было возобновлено и назначено на 02.04.2013 на 13 час. 30 мин.
До начала судебного разбирательства в материалы дела поступило ходатайство открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" о переходе к рассмотрению спора по правилам первой инстанции, мотивированное возникшей необходимостью изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из имеющихся в материалов настоящего дела документов усматривается, что материальная цель, которую преследует ОАО "ТГК-11" при обращении в суд первой инстанции, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12651/11 от 15.11.2011 указано, что цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
Данные споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Учитывая, позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ N 12651/11 от 15.11.2011 и в пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела и в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ, усматривает основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции.
О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции Восьмым арбитражным судом вынесено определение от 09.04.2013.
До начала судебного разбирательства по делу ОАО "ТГК N 11" уточнило заявленные требования, сформулировав их следующим образом
1. Признать незаконными:
- - совершенные 27.12.2007 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенный по адресу: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 955 555 710,19 руб.;
- - совершенные 27.12.2010 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 руб.
2. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии":
с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 руб.
с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 955 555 710,19 руб.
с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 45 396 982, 80 руб.
Уточнения заявленных требований приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с уточнением заявленных требований к участию в рассмотрении дела привлечено второе заинтересованное лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Судебное заседание проведено с участием представителя ОАО "ТГК N 11", поддержавшей уточненные требования, и представителя Управления Росреестра по Омской области, который требования истца не признал, просил в удовлетворении требований ОАО "ТГК-11" отказать. По мнению представителя Управления, одновременное уточнение предмета и оснований заявленных требований противоречит нормам арбитражного процессуального кодекса. Помимо изложенного Обществом нарушен установленный законодательством срок для обращения с требованиями в уточненной редакции.
Представитель ФГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции поддержал позицию Управления, требования Общества просил оставить без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы сторон, находит исковые требования ОАО "ТГК-11" подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 15.07.2009 ОАО "ТГК-11" обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:0029.
Решением Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13323 было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений.
Мотивом для принятия названного решения послужило то, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 статьи 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости от 20.02.2008 N 35 для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка; сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; по состоянию на 31.07.2009 в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 03:29, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны, не поступало.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений ОАО "ТГК-11" было предложено обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, имеющих отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом, измененное разрешенное использование земельного участка.
Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление осуществления кадастрового учета изменений не были устранены в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области было вынесено решение от 05.11.2009 N 36/09-18909 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что решения Управления Роснедвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13323 и от 05.11.2009 N 36/09-18909 не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному приказом Минюста Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, ОАО "ТКГ-11" обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями, уточненными, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу части 5 статьи 4 названного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Частью 1 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее -постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также -снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных органов и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее -приказ N П/0152), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:0029, в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости имеет вид разрешенного использования - "для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2".
При постановке этого земельного участка на кадастровый учет Управление самостоятельно присвоило участку 9-й вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Как следует из материалов дела, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости спорного объекта первоначально были совершены ответчиком 27.12.2007.
Между тем, из материалов дела усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:160103:0029 расположены объекты недвижимости, образующие производственно-технологический комплекс ТЭЦ-2 - структурного подразделения ОАО "ТГК N 11".
Указанные объекты недвижимости представляют собой часть единой технологической цепочки ТЭЦ по производству электрической и тепловой энергии, то есть предназначены для участия в основном виде деятельности ОАО "ТГК N 11".
Согласно положениям Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее Типовой перечень), земельные участки электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов входят в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (пункт 10).
Таким образом, вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположены сооружения, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-2, отвечающие 10 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление N 174-П) названные виды разрешенного использования земельных участков также разграничены исходя из типового перечня, приведенного в таблице 1 приложения 2 к приказу N П/0152.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Спорный земельный участок общества находится в черте города Омска и относится к категории земель населенных пунктов.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного "для производственных целей", Управление Росреестра по Омской области согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Росреестра по Омской области не представило суду доказательств, свидетельствующих о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорного земельного участка, на котором настаивает общество, равно как и доказательств, подтверждающих невозможность отнесения спорного земельного участка к 10 виду разрешенного использования и правомерность отнесения такового к 9 виду.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что обществом осуществляется фактическое ведение на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости производственного назначения, суд находит требования ОАО "ТГК N 11" подлежащими удовлетворению.
Поскольку дело рассмотрено апелляционным судом по правилам суда первой инстанции, решение Арбитражного суда Омской области от 28.11.2011 по настоящему делу подлежит отмене.
Относительно доводов заинтересованных лиц о неправильно сформулированных обществом требованиях, и, как следствие, невозможности рассмотрения данных требований в рамках настоящего дела, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12651/11 от 15.11.2011 указано, что цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
Данные споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота.
Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений процессуального законодательства следует, что задача судопроизводства выполнена в том случае, когда посредством судебного решения осуществляется защита нарушенного права, а одни лишь процессуальные нарушения не во всех случаях должны приводить к отмене судебного акта.
В данном случае цель, которую преследовало общество при обращении в суд, удовлетворена посредством судебного решения, необходимые изменения в правоотношения сторон, связанные с определением надлежащего вида разрешенного использования и соответствующей ему кадастровой стоимости земельного участка должны быть внесены в кадастр, поэтому само по себе формулирование требований как соответствующих требованиям, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для отмены правильного по сути решения, если судом верно установлено наличие оснований для указанных изменений в правоотношениях.
Доводы Управления о необходимости применения срока, предусмотренного частью 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об отсутствии необходимости учитывать при определении вида разрешенного использования земельного участка функциональное назначение расположенных на нем объектов, фактическое ведение деятельности, для которой участок был предоставлен, противоречат постановлению Президиума N 12651/11, в котором изложена правовая позиция о рассмотрении настоящего спора по общим правилам искового производства и о том, что фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В виду удовлетворения требования общества уплаченная ОАО "ТГК N 11" государственная пошлина при рассмотрении настоящего дела в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу, то есть и с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и ФГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в равных долях.
Как следует из материалов рассматриваемого спора, при обращении в суд первой инстанции заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., им также уплачена государственная пошлина при подаче кассационной жалобы на постановление суда апелляционной инстанции в размере 2000 руб. платежным поручением N 7281 от 22.06.2010 г.
В связи с тем, что при подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в излишнем размере, возложение на государственные органы судебных издержек заявителя следует производить исходя из суммы 3000 руб. 00 коп., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. 00 коп., подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" удовлетворить.
Признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 955 555 710,19 руб.
Признать незаконными совершенные 27.12.2010 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 руб.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии":
с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 руб.
с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 955 555 710,19 руб.
с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1й Красной звезды, в размере 45 396 982, 80 руб.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб. 00 коп.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб. 00 коп.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп., излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы платежным поручением N 7281 от 22.06.2010 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)