Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2013 ПО ДЕЛУ N А66-6330/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. по делу N А66-6330/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛТНТ-Групп" Ярош М.В. по доверенности от 01.06.2011, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львова В.А. по доверенности от 09.01.2013 N 54-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2012 года по делу N А66-6330/2012 (судья Бажан О.М.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛТНТ-Групп" (ОГРН 1086952012058; далее - ООО "ЛТНТ-Групп", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - министерство) о признании незаконным решения об отказе в принятии решения о формировании и приватизации земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200011:192, площадью 5331 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, пл. Гагарина, д. 1, а также возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав общества.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2012 года по делу N А66-6330/2012 заявленные требования удовлетворены.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие законных оснований для принятия решения об образовании спорного земельного участка. Считает, что обществом не представлены доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы.
ООО "ЛТНТ-Групп" в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "ЛТНТ-Групп" является собственником нежилого здания - машиностроительного зала N 1, кадастровый номер 69:40:0200011:0096:1/019487/37:10000/А(56), общей площадью 1922,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, пл. Гагарина, д. 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.07.2011 серии 69-АВ N 316341). Указанный объект недвижимости на основании акта приема-передачи от 21.05.2008 внесен учредителями-собственниками Лузиным А.В., Немовым Д.Б., Трофимовым Т.В., Трофимовым А.В. в качестве вклада в уставный капитал общества.
Названное нежилое здание расположено на находящемся в государственной собственности земельном участке, площадью 32 636 кв. м, кадастровый номер 69:40:0200011:0129, наряду с иными объектами недвижимости, принадлежащими другим собственникам. Земельный участок закреплен за обществом на праве аренды (договор аренды земельного участка от 17.12.2009 N 372-зу/09 с множественностью лиц на стороне арендатора).
ООО "ЛТНТ-Групп" обратилось 26.03.2012 в министерство с заявлением (вх. N 6416) об образовании земельного участка при разделе земельного участка, находящегося в государственной собственности, с целью формирования земельного участка, занятого принадлежащим ему зданием и необходимым для его использования и заявлением (вх. N 6417) о выкупе сформированного земельного участка с приложением необходимых документов.
Письмом от 23.07.2012 N 10584-09 министерство отказало обществу в образовании земельного участка и предоставлении его в собственность.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы как собственника нежилого здания, ООО "ЛТНТ-Групп" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, отказ министерства в предоставлении в собственность спорного земельного участка мотивирован тем, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь объекта недвижимого имущества, принадлежащего обществу.
Согласно пункту 7 статьи 36 данного Кодекса местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из содержания указанной нормы следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
В рассматриваемом случае размер испрашиваемого земельного участка подтвержден представленным ООО "ЛТНТ-Групп" соответствующим расчетом земельного участка, необходимого для использования нежилого здания машинного цеха, выполненного обществом с учетом требований СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий", СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и СНиП 21-02-99* "Стоянки автомобилей".
Указанный расчет министерством не оспорен. Возражения относительно площади испрашиваемого земельного участка документально не обоснованны. Конкретные причины, по которым министерство считает площадь земельного участка завышенной, не указаны.
Материалами дела не подтверждено, что министерство предоставило обществу какие-либо разъяснения о документах, необходимых для обоснования площади спорного земельного участка, равно как и возражения относительно того, что представленных обществом документов и пояснений недостаточно для обоснования площади испрашиваемого земельного участка.
Также министерством не предъявлено в материалы дела доказательств того, что площадь испрашиваемого земельного участка является значительной.
При этом подателем жалобы не указано, какая площадь земельного участка является достаточной для эксплуатации обществом нежилого здания машинного цеха.
По настоящему делу ООО "ЛТНТ-Групп" как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в министерство полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов и, следовательно, у министерства не имелось правовых оснований для отказа обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка в порядке статьи 36 данного Кодекса.
Апелляционная инстанция отклоняет доводы подателя жалобы о том, что в министерство не поступало заявлений об образовании земельных участков от собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, из которого образован спорный земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 данного Кодекса установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 11.2 образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Как следует из материалов дела, постановлением от 16.11.2011 N 2070 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Московском районе, кадастровый квартал 69:40:02 00 011" администрация города Твери утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, образовавшегося путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200011:0129, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, площадью 5331 кв. м, под производственное здание, расположенное по адресу: г. Тверь, пл. Гагарина, д. 1 в Московском районе.
На основании данного постановления в государственный кадастр недвижимости внесен номер земельного участка площадью 5331 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200011:192 и выдан кадастровый паспорт земельного участка. Постановка на кадастровый учет земельного участка не оспорена.
Согласие на раздел земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200011:129 получено от всех собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на указанном земельном участке (соглашение о разделе земельного участка от 29.06.2011).
С учетом вышеизложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2012 года по делу N А66-6330/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)