Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ботова М.В.
Судебная коллегия но гражданским делам Челябинского областного суда в составе председательствующего Турковой Г.Л., судей Смолина А.А., Жукова А.А. при секретаре С.Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 17 июля 2012 года в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе М.Е.А. на решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 мая 2012 года.
В суд апелляционной инстанции явились М.Н.А.
Администрация Копейского городского округа Челябинской области в суд апелляционной инстанции своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена. Заявлений и ходатайств не поступило. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения заявителя, судебная коллегия
установила:
М.Р.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Копейского городского округа об отказе ей в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и бездействие администрации городского округа по принятию решения о предоставлении того земельного участка. Заявитель просила признать недействительным отказ администрации Копейского городского округа в предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером 74:30:060102Г.КЗ площадью 1000 кв. м, расположенного в городе ***** по ул. *****, ***** для индивидуального жилищного строительства, выраженного в письме от 07 февраля 2012 года N 510-ОГ, признать незаконным бездействие администрации Копейского городского округа по непринятию решения о предоставлении ей указанного выше земельного участка, возложении обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка и заключении договора аренды. В обоснование своих требований заявитель указала на незаконность оспариваемого решения и бездействия администрации Копейского городского округа, нарушении ее прав на предоставление ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по ее заявлению от 27 апреля 2011 года. В судебном заседании М.Е.А. на требованиях, изложенных в заявлении, настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель администрации Копейского городского округа в судебном заседании с заявленными требования был не согласен, указав на законность принятого в отношении спорного земельного участка решения.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе М.Е.А. просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение. Считает, что при принятии решения суд в нарушение требований законодательства не оценил имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности. Автор апелляционной жалобы утверждает, что суд применил закон, не подлежащий применению, а именно подпункт 3 части 4, пункт 2 части 1, части 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы (представления), проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав.
В силу положений ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, при этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, М.Е.А. 27.04.2011 года обратилась с заявлением к Главе Копейского городского округа о предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу г. *****, ул. *****, *****, площадью 1000 кв. м, для строительства одноэтажного индивидуального жилого дома, сроком на 10 лет (л.д. 72).
По заявлению М.Е.А. Главой Копейского городского округа Челябинской области вынесено распоряжение от 06.05.2011 года N 1573-р "О мероприятиях о предоставлению земельного участка, расположенного по адресу г. *****, ул. *****, д. ***** для индивидуального жилищного строительства", в соответствии с которым на Комитет архитектуры и градостроительства Копейского городского округа возлагалась обязанность подготовить и передать в Управление имуществом администрации Копейского городского округа градостроительный план испрашиваемого земельного участка с установлением разрешенного вида использования, предельных параметров разрешенного строительства и ограничения (обременения) использования этого земельного участка. Этим же распоряжением на Управление имуществом администрации Копейского городского округа возложена обязанность опубликовать сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и обеспечить постановку этого земельного участка на кадастровый учет (л.д. 8).
Сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу г. *****, ул. *****, *****, площадью 1000 кв. м, для индивидуального жилищного строительства опубликовано в официальном средстве массовой информации газете ***** N 81 от 24 мая 2011 года.
Письмом администрации Копейского городского округа от 01.07.2011 года М.Е.А. была уведомлена о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона в порядке, предусмотренном ст. 30 Земельного кодекса РФ и ей предложено обратиться в Комитет архитектуры и градостроительства Копейского городского округа для получения соответствующего распоряжения (л.д. 11).
Распоряжением администрации Копейского городского округа от 23 сентября 2011 года N 3521-р утверждена схема места расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1040 кв. м для индивидуального жилищного строительства (л.д. 19).
М.Е.А. осуществила межевание спорного земельного участка и его постановку на кадастровый учет (л.д. 12, 25 - 36)
16.11.2011 года Федеральным бюджетным учреждением ***** по Челябинской области спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и выдан кадастровый паспорт земельного участка N 7400/102/11-34752 с кадастровым номером 74:30:0601021:83, где указана категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, площадью 1040/-11 кв. м.
Однако письмом от 07 февраля 2012 года N 510-ОГ администрация Копейского городского округа сообщила М.Е.А. о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка на аукционе, решение о проведении которого будет принято администрацией после проведения в отношении испрашиваемого земельного участка работ по его формированию, определению разрешенного вида использования и определению технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (л.д. 15).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции мотивировал свой вывод ссылками на положения ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ. Суд пришел к выводу о том, что на момент подачи М.Е.А. заявления о предоставлении земельного участка не были выполнены мероприятия по надлежащему оформлению земельного участка, в частности, не определены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, и полагал об отсутствии нарушения прав заявителя.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Передача земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, может принять, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 20 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного
строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион но продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Материалы дела не содержат сведений о том, что в течение месяца со дня публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. ***** по ул. *****, *****, на испрашиваемый земельный участок поступили заявления от других граждан.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции в судебном заседании 10 июля 2012 года, представитель администрации Копейского городского округа подтвердил, что решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на аукционе принято администрацией не в связи с поступлением заявлений о предоставлении того же земельного участка от других граждан.
Системный анализ приведенных выше положений Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, администрация вправе принять одно из двух решений о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
При этом, приняв решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, администрация вправе принять решение о предоставлении такого земельного участка на торгах только при наличии других заявлений граждан о предоставлении того же земельного участка. Право администрации принять решение о предоставлении земельного участка на торгах при отсутствии других заявлений граждан после публикации сообщения законом не предусмотрено.
Поскольку при рассмотрении данного дела не было установлено, что в течение месяца после публикации сообщения поступили другие заявления о предоставлении того земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то оснований для применения положений статьи 38 Земельного кодекса РФ, которой установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) в данном споре является неправильным.
Доводы администрации Копейского городского округа о законности оспариваемого решения и отсутствия незаконного бездействия не могут быть приняты, поскольку это противоречит установленным по делу обстоятельствам. Порядок предоставления земельных участков на территории Копейского городского округа Челябинской области, утвержденный Собранием депутатов Копейского городского округа N 331-МО от 24 августа 2011 года к спорным правоотношениям не может быть применен, поскольку введен в действие с 31.08.2011 года, т.е. после обращения заявителя с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия исходя из представленных доказательств, с учетом анализа приведенных выше правовых норм, приходит к выводу об удовлетворении заявления М.Е.А. в части признания незаконным решения администрации Копейского городского округа об отказе ей в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и бездействия администрации городского округа по принятию решения о предоставлении этого земельного участка, понуждении администрации Копейского городского округа по принятию решения о предоставлении земельного участка, поскольку на испрашиваемый земельный участок было подано только одно заявление М.Е.А., что в соответствии с законом влечет обязанность администрации Копейского городского округа, как собственника данного объекта недвижимости, по предоставлению земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Администрация Копейского городского округа после осуществления заявителем постановки 16 ноября 2011 года испрашиваемого ею земельного участка на кадастровый учет допустила незаконное бездействие.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение администрации городского округа нарушает права заявителя на получение в аренду земельного участка для индивидуального строительства без проведения торгов, а незаконное бездействие по не принятию соответствующего решения создает препятствие к осуществлению заявителем как гражданином его прав. В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Требования заявителя о понуждении администрации Копейского городского округа заключить с М.Е.А. договор аренды испрашиваемого ею земельного участка удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с Положением об управлении имуществом администрации Копейского городского округа заключение договоров по предоставлению в аренду земельных участков отнесено к компетенции Управления имуществом администрации Копейского городского округа (ст. 13, 15 п. 15 Положения). Управление имуществом администрации Копейского городского округа является юридическим лицом. Заявителем требования к Управлению имуществом администрации Копейского городского округа в суде первой инстанции заявлены не были, управление к участию в деле привлечено не было. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции в силу положений ч. 6 ст. 327 и ч. 4 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не применяются правила об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.
При таких обстоятельствах оснований для принятия решения о понуждении администрации Копейского городского округа заключить с М.Е.А. договор аренды испрашиваемого земельного участка не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 мая 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение.
Признать недействительным решение администрации Копейского городского округа от 07 февраля 2012 года об отказе в предоставлении М.Е.А. земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601021:83 площадью 1040 кв. м, расположенного в городе ***** по ул. *****, ***** для индивидуального жилищного строительства.
Признать незаконным бездействие администрации Копейского городского округа но принятию решения о предоставлении М.Е.А. указанного выше земельного участка без проведения торгов.
Обязать администрацию Копейского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении М.Е.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601021:83 площадью 1040 кв. м, расположенного в городе ***** по ул. *****, ***** для индивидуального жилищного строительства.
В остальной части в удовлетворении требований М.Е.А. ***** - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.07.2012 ПО ДЕЛУ N 11-4576/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2012 г. по делу N 11-4576/2012
Судья: Ботова М.В.
Судебная коллегия но гражданским делам Челябинского областного суда в составе председательствующего Турковой Г.Л., судей Смолина А.А., Жукова А.А. при секретаре С.Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 17 июля 2012 года в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе М.Е.А. на решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 мая 2012 года.
В суд апелляционной инстанции явились М.Н.А.
Администрация Копейского городского округа Челябинской области в суд апелляционной инстанции своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена. Заявлений и ходатайств не поступило. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения заявителя, судебная коллегия
установила:
М.Р.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Копейского городского округа об отказе ей в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и бездействие администрации городского округа по принятию решения о предоставлении того земельного участка. Заявитель просила признать недействительным отказ администрации Копейского городского округа в предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером 74:30:060102Г.КЗ площадью 1000 кв. м, расположенного в городе ***** по ул. *****, ***** для индивидуального жилищного строительства, выраженного в письме от 07 февраля 2012 года N 510-ОГ, признать незаконным бездействие администрации Копейского городского округа по непринятию решения о предоставлении ей указанного выше земельного участка, возложении обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка и заключении договора аренды. В обоснование своих требований заявитель указала на незаконность оспариваемого решения и бездействия администрации Копейского городского округа, нарушении ее прав на предоставление ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по ее заявлению от 27 апреля 2011 года. В судебном заседании М.Е.А. на требованиях, изложенных в заявлении, настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель администрации Копейского городского округа в судебном заседании с заявленными требования был не согласен, указав на законность принятого в отношении спорного земельного участка решения.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе М.Е.А. просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение. Считает, что при принятии решения суд в нарушение требований законодательства не оценил имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности. Автор апелляционной жалобы утверждает, что суд применил закон, не подлежащий применению, а именно подпункт 3 части 4, пункт 2 части 1, части 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы (представления), проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав.
В силу положений ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, при этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, М.Е.А. 27.04.2011 года обратилась с заявлением к Главе Копейского городского округа о предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу г. *****, ул. *****, *****, площадью 1000 кв. м, для строительства одноэтажного индивидуального жилого дома, сроком на 10 лет (л.д. 72).
По заявлению М.Е.А. Главой Копейского городского округа Челябинской области вынесено распоряжение от 06.05.2011 года N 1573-р "О мероприятиях о предоставлению земельного участка, расположенного по адресу г. *****, ул. *****, д. ***** для индивидуального жилищного строительства", в соответствии с которым на Комитет архитектуры и градостроительства Копейского городского округа возлагалась обязанность подготовить и передать в Управление имуществом администрации Копейского городского округа градостроительный план испрашиваемого земельного участка с установлением разрешенного вида использования, предельных параметров разрешенного строительства и ограничения (обременения) использования этого земельного участка. Этим же распоряжением на Управление имуществом администрации Копейского городского округа возложена обязанность опубликовать сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и обеспечить постановку этого земельного участка на кадастровый учет (л.д. 8).
Сообщение о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу г. *****, ул. *****, *****, площадью 1000 кв. м, для индивидуального жилищного строительства опубликовано в официальном средстве массовой информации газете ***** N 81 от 24 мая 2011 года.
Письмом администрации Копейского городского округа от 01.07.2011 года М.Е.А. была уведомлена о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона в порядке, предусмотренном ст. 30 Земельного кодекса РФ и ей предложено обратиться в Комитет архитектуры и градостроительства Копейского городского округа для получения соответствующего распоряжения (л.д. 11).
Распоряжением администрации Копейского городского округа от 23 сентября 2011 года N 3521-р утверждена схема места расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1040 кв. м для индивидуального жилищного строительства (л.д. 19).
М.Е.А. осуществила межевание спорного земельного участка и его постановку на кадастровый учет (л.д. 12, 25 - 36)
16.11.2011 года Федеральным бюджетным учреждением ***** по Челябинской области спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и выдан кадастровый паспорт земельного участка N 7400/102/11-34752 с кадастровым номером 74:30:0601021:83, где указана категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, площадью 1040/-11 кв. м.
Однако письмом от 07 февраля 2012 года N 510-ОГ администрация Копейского городского округа сообщила М.Е.А. о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка на аукционе, решение о проведении которого будет принято администрацией после проведения в отношении испрашиваемого земельного участка работ по его формированию, определению разрешенного вида использования и определению технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (л.д. 15).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции мотивировал свой вывод ссылками на положения ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ. Суд пришел к выводу о том, что на момент подачи М.Е.А. заявления о предоставлении земельного участка не были выполнены мероприятия по надлежащему оформлению земельного участка, в частности, не определены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, и полагал об отсутствии нарушения прав заявителя.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Передача земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, может принять, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 20 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного
строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион но продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Материалы дела не содержат сведений о том, что в течение месяца со дня публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. ***** по ул. *****, *****, на испрашиваемый земельный участок поступили заявления от других граждан.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции в судебном заседании 10 июля 2012 года, представитель администрации Копейского городского округа подтвердил, что решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на аукционе принято администрацией не в связи с поступлением заявлений о предоставлении того же земельного участка от других граждан.
Системный анализ приведенных выше положений Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, администрация вправе принять одно из двух решений о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.
При этом, приняв решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, администрация вправе принять решение о предоставлении такого земельного участка на торгах только при наличии других заявлений граждан о предоставлении того же земельного участка. Право администрации принять решение о предоставлении земельного участка на торгах при отсутствии других заявлений граждан после публикации сообщения законом не предусмотрено.
Поскольку при рассмотрении данного дела не было установлено, что в течение месяца после публикации сообщения поступили другие заявления о предоставлении того земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то оснований для применения положений статьи 38 Земельного кодекса РФ, которой установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) в данном споре является неправильным.
Доводы администрации Копейского городского округа о законности оспариваемого решения и отсутствия незаконного бездействия не могут быть приняты, поскольку это противоречит установленным по делу обстоятельствам. Порядок предоставления земельных участков на территории Копейского городского округа Челябинской области, утвержденный Собранием депутатов Копейского городского округа N 331-МО от 24 августа 2011 года к спорным правоотношениям не может быть применен, поскольку введен в действие с 31.08.2011 года, т.е. после обращения заявителя с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия исходя из представленных доказательств, с учетом анализа приведенных выше правовых норм, приходит к выводу об удовлетворении заявления М.Е.А. в части признания незаконным решения администрации Копейского городского округа об отказе ей в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и бездействия администрации городского округа по принятию решения о предоставлении этого земельного участка, понуждении администрации Копейского городского округа по принятию решения о предоставлении земельного участка, поскольку на испрашиваемый земельный участок было подано только одно заявление М.Е.А., что в соответствии с законом влечет обязанность администрации Копейского городского округа, как собственника данного объекта недвижимости, по предоставлению земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Администрация Копейского городского округа после осуществления заявителем постановки 16 ноября 2011 года испрашиваемого ею земельного участка на кадастровый учет допустила незаконное бездействие.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение администрации городского округа нарушает права заявителя на получение в аренду земельного участка для индивидуального строительства без проведения торгов, а незаконное бездействие по не принятию соответствующего решения создает препятствие к осуществлению заявителем как гражданином его прав. В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Требования заявителя о понуждении администрации Копейского городского округа заключить с М.Е.А. договор аренды испрашиваемого ею земельного участка удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с Положением об управлении имуществом администрации Копейского городского округа заключение договоров по предоставлению в аренду земельных участков отнесено к компетенции Управления имуществом администрации Копейского городского округа (ст. 13, 15 п. 15 Положения). Управление имуществом администрации Копейского городского округа является юридическим лицом. Заявителем требования к Управлению имуществом администрации Копейского городского округа в суде первой инстанции заявлены не были, управление к участию в деле привлечено не было. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции в силу положений ч. 6 ст. 327 и ч. 4 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не применяются правила об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.
При таких обстоятельствах оснований для принятия решения о понуждении администрации Копейского городского округа заключить с М.Е.А. договор аренды испрашиваемого земельного участка не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 мая 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение.
Признать недействительным решение администрации Копейского городского округа от 07 февраля 2012 года об отказе в предоставлении М.Е.А. земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601021:83 площадью 1040 кв. м, расположенного в городе ***** по ул. *****, ***** для индивидуального жилищного строительства.
Признать незаконным бездействие администрации Копейского городского округа но принятию решения о предоставлении М.Е.А. указанного выше земельного участка без проведения торгов.
Обязать администрацию Копейского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении М.Е.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601021:83 площадью 1040 кв. м, расположенного в городе ***** по ул. *****, ***** для индивидуального жилищного строительства.
В остальной части в удовлетворении требований М.Е.А. ***** - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)