Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Душейко С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Леганова А.В., Шелудько В.В.,
по докладу Леганова А.В.,
при секретаре Д.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар на основании доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >4 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования (далее - МО) г. Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар в предоставлении земельного участка; обязании департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар предоставить < Ф.И.О. >4 в аренду сроком на 10 (десять) лет земельный участок из земель городской застройки для индивидуального жилищного строительства с проведением работ по формированию земельного участка и подписанием договора аренды земельного участка на основании ч. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Заявленные требования мотивированы тем, что < Ф.И.О. >4, являясь инвалидом 2 группы, обратился к главе МО г. Краснодар с заявлением о предоставлении свободного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного на территории МО г. Краснодар. Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР ему сообщено, что в настоящее время условия и порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не определены на законодательном уровне, в связи с чем, до внесения изменений в действующее законодательство предоставление земельного участка без проведения процедуры торгов не представляется возможным. < Ф.И.О. >4 считает данный отказ незаконным, противоречащим Конституции РФ и положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Указанные обстоятельства явились причиной обращения в суд.
Решением Первомайского районного суда от 17 мая 2013 года заявление < Ф.И.О. >4 удовлетворено. Суд признал незаконным отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар в предоставлении < Ф.И.О. >4 земельного участка в аренду в первоочередном порядке. На департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, администрацию МО г. Краснодар возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем предоставления < Ф.И.О. >4 в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования г. Краснодар, в соответствии с требованиями действующего законодательства
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. Краснодар на основании доверенности < Ф.И.О. >5 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя < Ф.И.О. >4 на основании доверенности < Ф.И.О. >6, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что согласно справке НОМЕР < Ф.И.О. >4 является инвалидом 2 группы.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР < Ф.И.О. >4 сообщено, что в настоящее время условия и порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не определены на законодательном уровне, в связи с чем, до внесения изменений в действующее законодательство предоставление земельного участка без проведения процедуры торгов не представляется возможным.
Как установлено ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Определением Конституционного суда РФ от 13 октября 2009 года N 1127-О-О разъяснено, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ст. 6 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, производится без проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании приведенных положений действующего законодательства, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к верному выводу о том, что администрацией МО г. Краснодар и департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар не представлено доказательств законности принятого ими решения, в связи с чем, правомерно удовлетворил требования < Ф.И.О. >4
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-16628/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N 33-16628/2013
Судья: Душейко С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Леганова А.В., Шелудько В.В.,
по докладу Леганова А.В.,
при секретаре Д.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар на основании доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >4 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования (далее - МО) г. Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар в предоставлении земельного участка; обязании департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар предоставить < Ф.И.О. >4 в аренду сроком на 10 (десять) лет земельный участок из земель городской застройки для индивидуального жилищного строительства с проведением работ по формированию земельного участка и подписанием договора аренды земельного участка на основании ч. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Заявленные требования мотивированы тем, что < Ф.И.О. >4, являясь инвалидом 2 группы, обратился к главе МО г. Краснодар с заявлением о предоставлении свободного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного на территории МО г. Краснодар. Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР ему сообщено, что в настоящее время условия и порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не определены на законодательном уровне, в связи с чем, до внесения изменений в действующее законодательство предоставление земельного участка без проведения процедуры торгов не представляется возможным. < Ф.И.О. >4 считает данный отказ незаконным, противоречащим Конституции РФ и положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Указанные обстоятельства явились причиной обращения в суд.
Решением Первомайского районного суда от 17 мая 2013 года заявление < Ф.И.О. >4 удовлетворено. Суд признал незаконным отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар в предоставлении < Ф.И.О. >4 земельного участка в аренду в первоочередном порядке. На департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, администрацию МО г. Краснодар возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем предоставления < Ф.И.О. >4 в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования г. Краснодар, в соответствии с требованиями действующего законодательства
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. Краснодар на основании доверенности < Ф.И.О. >5 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя < Ф.И.О. >4 на основании доверенности < Ф.И.О. >6, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что согласно справке НОМЕР < Ф.И.О. >4 является инвалидом 2 группы.
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от ДАТА НОМЕР < Ф.И.О. >4 сообщено, что в настоящее время условия и порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не определены на законодательном уровне, в связи с чем, до внесения изменений в действующее законодательство предоставление земельного участка без проведения процедуры торгов не представляется возможным.
Как установлено ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Определением Конституционного суда РФ от 13 октября 2009 года N 1127-О-О разъяснено, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ст. 6 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, производится без проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании приведенных положений действующего законодательства, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к верному выводу о том, что администрацией МО г. Краснодар и департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар не представлено доказательств законности принятого ими решения, в связи с чем, правомерно удовлетворил требования < Ф.И.О. >4
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)