Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Куделина И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Шаровой Т.А.
судей - Александровой З.И., Никоненко Т.П.
при секретаре М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., объяснения М.Т., судебная коллегия
установила:
М.Т. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в черте г. Смоленска, ссылаясь на то, что она, как лицо, состоящее на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Областным законом N 23-з имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако Департаментом ей в этом необоснованно отказано.
В судебном заседании истица М.Т. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика З. иск не признал, ссылаясь на отсутствие у Департамента обязанности по подбору земельных участков для последующего их предоставления льготным категориям граждан, а также на необходимость предоставления гражданином схемы испрашиваемого земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 марта 2013 г. на Департамент возложена обязанность по предоставлению М.Т. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления (1000 кв. м - 1800 кв. м) в течение 30 дней с момента предоставления М.Т. кадастрового паспорта испрашиваемого участка, но не позднее, чем через шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу, с проведением за счет истицы работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение как незаконное, указывая, что Департамент не отказывал М.Т. в предоставлении земельного участка, а сослался на необходимость предоставления в соответствии с действующим законом утвержденного администрацией г. Смоленска чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности; на невозможность предоставить истице земельный участок ввиду отсутствия свободных земель в территориальных зонах Ж1 и Ж4 в черте г. Смоленска.
Департамент, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
Судебная коллегия, учитывая положения ч. 3 и ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что М.Т. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Областного закона N 23-з от 10 июня 2003 г. (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
(дата) в Департамент ею подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в черте города Смоленска, для ИЖС.
Письмом Департамента истице указано на необходимость представления чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его местоположении на местности.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
На момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка действовал Закон Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно", в силу п. 4 ст. 1 которого, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.
Согласно ст. 2.1 названного закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам п. п. 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 г. N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - Городе-герое Смоленске.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Основания, по которым допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечислены в п. 4 ст. 28 ЗК РФ.
Льготное право истицы как лица, состоящего на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства по вышеназванному закону N 23-з ответчиком не оспаривалось.
Департамент не представил суду доказательств наличия оснований, по которым истице не может быть предоставлен свободный земельный участок в черте г. Смоленска, в связи с чем суд, признав требования М.Т. подлежащими удовлетворению, обоснованно возложил на Департамент обязанность предоставить ей для индивидуального жилищного строительства земельный участок в черте г. Смоленска в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истице не отказано в предоставлении участка в собственность, а всего лишь разъяснена необходимость предоставления чертежа (схемы) земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный ответ фактически служит препятствием для разрешения соответствующего вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, а требование о предоставлении чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности является допустимым только в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок.
При этом судебная коллегия полагает, что Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринять необходимые действия для обеспечения прав гражданина, который не в состоянии самостоятельно реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка ввиду отсутствия у него необходимой информации.
Ссылка в жалобе на невозможность предоставить истице земельный участок ввиду отсутствия свободных земель в территориальных зонах Ж1 и Ж4 в черте г. Смоленска, не может служить основанием для отмены решения суда, так как убедительных доказательств отсутствия в черте г. Смоленска свободного для предоставления М.Т. земельного участка для ИЖС Департаментом не представлено.
Иных доводов, которые могут поставить под сомнение правильность обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2209/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-2209/2013
Судья Куделина И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Шаровой Т.А.
судей - Александровой З.И., Никоненко Т.П.
при секретаре М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., объяснения М.Т., судебная коллегия
установила:
М.Т. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в черте г. Смоленска, ссылаясь на то, что она, как лицо, состоящее на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Областным законом N 23-з имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако Департаментом ей в этом необоснованно отказано.
В судебном заседании истица М.Т. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика З. иск не признал, ссылаясь на отсутствие у Департамента обязанности по подбору земельных участков для последующего их предоставления льготным категориям граждан, а также на необходимость предоставления гражданином схемы испрашиваемого земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 марта 2013 г. на Департамент возложена обязанность по предоставлению М.Т. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления (1000 кв. м - 1800 кв. м) в течение 30 дней с момента предоставления М.Т. кадастрового паспорта испрашиваемого участка, но не позднее, чем через шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу, с проведением за счет истицы работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение как незаконное, указывая, что Департамент не отказывал М.Т. в предоставлении земельного участка, а сослался на необходимость предоставления в соответствии с действующим законом утвержденного администрацией г. Смоленска чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности; на невозможность предоставить истице земельный участок ввиду отсутствия свободных земель в территориальных зонах Ж1 и Ж4 в черте г. Смоленска.
Департамент, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
Судебная коллегия, учитывая положения ч. 3 и ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что М.Т. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Областного закона N 23-з от 10 июня 2003 г. (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
(дата) в Департамент ею подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в черте города Смоленска, для ИЖС.
Письмом Департамента истице указано на необходимость представления чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его местоположении на местности.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
На момент обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка действовал Закон Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно", в силу п. 4 ст. 1 которого, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.
Согласно ст. 2.1 названного закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам п. п. 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 г. N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - Городе-герое Смоленске.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Основания, по которым допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечислены в п. 4 ст. 28 ЗК РФ.
Льготное право истицы как лица, состоящего на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства по вышеназванному закону N 23-з ответчиком не оспаривалось.
Департамент не представил суду доказательств наличия оснований, по которым истице не может быть предоставлен свободный земельный участок в черте г. Смоленска, в связи с чем суд, признав требования М.Т. подлежащими удовлетворению, обоснованно возложил на Департамент обязанность предоставить ей для индивидуального жилищного строительства земельный участок в черте г. Смоленска в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истице не отказано в предоставлении участка в собственность, а всего лишь разъяснена необходимость предоставления чертежа (схемы) земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный ответ фактически служит препятствием для разрешения соответствующего вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, а требование о предоставлении чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности является допустимым только в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок.
При этом судебная коллегия полагает, что Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринять необходимые действия для обеспечения прав гражданина, который не в состоянии самостоятельно реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка ввиду отсутствия у него необходимой информации.
Ссылка в жалобе на невозможность предоставить истице земельный участок ввиду отсутствия свободных земель в территориальных зонах Ж1 и Ж4 в черте г. Смоленска, не может служить основанием для отмены решения суда, так как убедительных доказательств отсутствия в черте г. Смоленска свободного для предоставления М.Т. земельного участка для ИЖС Департаментом не представлено.
Иных доводов, которые могут поставить под сомнение правильность обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 26 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)