Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саламатиной С.А.,
при участии:
от администрации муниципального образования Тахтамукайского района - представитель Шадже Р.Н. по доверенности от 15.05.2013 N 01-6-2727.
от Ахиджак Нурбия Хазретовича - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом.
от третьего лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы КФХ Ахиджак Нурбия Хазретовича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 по делу N А01-238/2013, принятое судьей Шебзуховым З.М.,
по заявлению главы КФХ Ахиджак Нурбия Хазретовича
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования Тахтамукайского района
при участии третьего лица администрации муниципального образования Афипсипского сельского поселения
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ахиджак Н.Х. (далее - глава КФХ Ахиджак Н.Х., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация) от 22.02.2013 N 01-6-1001 в предоставлении в аренду земельного участка, общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а. Хаштук, об обязании администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" устранить нарушение прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства в виде предоставления для расширения деятельности хозяйству в аренду земельного участка, общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а.Хаштук, об обязании заключить с главой КФХ Ахиджак Н.Х. договор аренды земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а.Хаштук сроком на 49 лет, направив в адрес главы КФХ Ахиджак Н.Х. проект договора аренды (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Заявленные требования мотивированы тем, что 25.01.2013 глава КФХ Ахиджак Н.Х. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а.Хаштук сроком на 49 лет. К заявлению им были представлены все необходимые документы для принятия администрацией решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка, он изъявил желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство как гражданин единолично, указал в заявлении конкретный вид сельскохозяйственной деятельности, которым намерен заниматься, а именно: разведение крупного рогатого скота, выращивание кормовых культур и заготовка растительных кормов. Полагает, что отказ администрации в предоставлении земельного участка противоречит положениям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Афипсипского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что заявитель не обосновал размер испрашиваемого земельного участка.
Глава КФХ Ахиджак Нурбий Хазретович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что подтвердил намерение обрабатывать испрашиваемый земельный участок наличием здания телятника и здания конторы на соседнем земельном участке. Испрашиваемый земельный участок для государственных нужд не зарезервирован.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель администрации обосновал доводы отзыва на апелляционную жалобу. Представители заявителя и администрации муниципального образования Афипсипского сельского поселения, уведомленные о дате и времени судебного заседания, явку не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.06.2012 глава КФХ Ахиджак Нурбий Хазретович в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ обратился к администрации с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка, общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а.Хаштук (т. 1 л.д. 12).
Данные земельные участки испрашивались Ахиджак Н.Х. в связи с расширением производственно-хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. К указанному заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Администрация письмом от 22.02.2013 N 01-6-1001 сообщила Ахиджак Н.Х. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Мотивами к отказу послужили следующие причины: 12.12.2012 Арбитражным судом Республики Адыгея приняты обеспечительные меры по делу N А01-1347/2012 в виде запрета администрации совершать действия по распоряжению, отчуждению или обременению спорного земельного участка.
Считая данное решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, нарушающим права и законные интересы, глава КФХ Ахиджак Н.Х. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьями 34, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 вышеназванной статьи Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием к отказу в предоставлении земельного участка явилось наличие обеспечительных мер, препятствующих принятию решения по распоряжению, отчуждению или обременению спорного земельного участка.
Такое основание отказа связано с наличием спора в арбитражном суде, на момент принятия решения по настоящему делу решение суда первой инстанции по делу N А01-1734/2012 вступило в законную силу.
Вместе с тем, суд первой инстанции проверил представленный предпринимателем пакет документов на соответствие положениям статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Суд первой инстанции согласился с доводом администрации о том, что предприниматель не обосновал площадь испрашиваемых земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Апелляционный суд указанный довод поддерживает.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Таким образом, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами планируемой деятельности.
Довод предпринимателя о том, что он обосновал реальность заявления наличием телятника и здания конторы на соседнем участке основан на неверном толковании норм материального права. Обоснование размера земельного участка производится для оценки соразмерности истребуемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам КФХ.
В материалах дела не имеется доказательств наличия у КФХ достаточных денежных средств, техники для обработки площади 112,8 га, не представлено планирование деятельности, при подаче заявления предприниматель не указал конкретные планируемые виды экономической деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом ведения хозяйства в индивидуальном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 по делу N А01-238/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2013 N 15АП-11759/2013 ПО ДЕЛУ N А01-238/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2013 г. N 15АП-11759/2013
Дело N А01-238/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саламатиной С.А.,
при участии:
от администрации муниципального образования Тахтамукайского района - представитель Шадже Р.Н. по доверенности от 15.05.2013 N 01-6-2727.
от Ахиджак Нурбия Хазретовича - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом.
от третьего лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы КФХ Ахиджак Нурбия Хазретовича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 по делу N А01-238/2013, принятое судьей Шебзуховым З.М.,
по заявлению главы КФХ Ахиджак Нурбия Хазретовича
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования Тахтамукайского района
при участии третьего лица администрации муниципального образования Афипсипского сельского поселения
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ахиджак Н.Х. (далее - глава КФХ Ахиджак Н.Х., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация) от 22.02.2013 N 01-6-1001 в предоставлении в аренду земельного участка, общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а. Хаштук, об обязании администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" устранить нарушение прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства в виде предоставления для расширения деятельности хозяйству в аренду земельного участка, общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а.Хаштук, об обязании заключить с главой КФХ Ахиджак Н.Х. договор аренды земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а.Хаштук сроком на 49 лет, направив в адрес главы КФХ Ахиджак Н.Х. проект договора аренды (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Заявленные требования мотивированы тем, что 25.01.2013 глава КФХ Ахиджак Н.Х. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а.Хаштук сроком на 49 лет. К заявлению им были представлены все необходимые документы для принятия администрацией решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка, он изъявил желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство как гражданин единолично, указал в заявлении конкретный вид сельскохозяйственной деятельности, которым намерен заниматься, а именно: разведение крупного рогатого скота, выращивание кормовых культур и заготовка растительных кормов. Полагает, что отказ администрации в предоставлении земельного участка противоречит положениям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Афипсипского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что заявитель не обосновал размер испрашиваемого земельного участка.
Глава КФХ Ахиджак Нурбий Хазретович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что подтвердил намерение обрабатывать испрашиваемый земельный участок наличием здания телятника и здания конторы на соседнем земельном участке. Испрашиваемый земельный участок для государственных нужд не зарезервирован.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель администрации обосновал доводы отзыва на апелляционную жалобу. Представители заявителя и администрации муниципального образования Афипсипского сельского поселения, уведомленные о дате и времени судебного заседания, явку не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.06.2012 глава КФХ Ахиджак Нурбий Хазретович в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ обратился к администрации с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка, общей площадью 1128000 кв. м, с кадастровым номером 01:05:2800002:697, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, 230 метров на запад от а.Хаштук (т. 1 л.д. 12).
Данные земельные участки испрашивались Ахиджак Н.Х. в связи с расширением производственно-хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. К указанному заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Администрация письмом от 22.02.2013 N 01-6-1001 сообщила Ахиджак Н.Х. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Мотивами к отказу послужили следующие причины: 12.12.2012 Арбитражным судом Республики Адыгея приняты обеспечительные меры по делу N А01-1347/2012 в виде запрета администрации совершать действия по распоряжению, отчуждению или обременению спорного земельного участка.
Считая данное решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, нарушающим права и законные интересы, глава КФХ Ахиджак Н.Х. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьями 34, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 вышеназванной статьи Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием к отказу в предоставлении земельного участка явилось наличие обеспечительных мер, препятствующих принятию решения по распоряжению, отчуждению или обременению спорного земельного участка.
Такое основание отказа связано с наличием спора в арбитражном суде, на момент принятия решения по настоящему делу решение суда первой инстанции по делу N А01-1734/2012 вступило в законную силу.
Вместе с тем, суд первой инстанции проверил представленный предпринимателем пакет документов на соответствие положениям статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Суд первой инстанции согласился с доводом администрации о том, что предприниматель не обосновал площадь испрашиваемых земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Апелляционный суд указанный довод поддерживает.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Таким образом, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами планируемой деятельности.
Довод предпринимателя о том, что он обосновал реальность заявления наличием телятника и здания конторы на соседнем участке основан на неверном толковании норм материального права. Обоснование размера земельного участка производится для оценки соразмерности истребуемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам КФХ.
В материалах дела не имеется доказательств наличия у КФХ достаточных денежных средств, техники для обработки площади 112,8 га, не представлено планирование деятельности, при подаче заявления предприниматель не указал конкретные планируемые виды экономической деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом ведения хозяйства в индивидуальном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.06.2013 по делу N А01-238/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)