Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Поротикова А.И.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
- от СПК имени Фрунзе: Коротких О.А., представителя по доверенности б/н от 14.01.2013;
- от Администрации Горшеченского района Курской области: Степаняц С.Л., представителя по доверенности N 25 от 10.01.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Горшеченского района Курской области (ОГРН 1054600009408, ИНН 4604004372) на решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2013 по делу N А35-272/2013 (судья Силакова О.Н.) по исковому заявлению СПК имени Фрунзе (ОГРН 1024600581565, ИНН 4604002618) к Администрации Горшеченского района Курской области (ОГРН 1054600009408, ИНН 4604004372) о признании незаконным решения об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, оформленного письмом N 3605 от 13.12.2012, и об обязании Администрации Горшеченского района Курской области подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес СПК имени Фрунзе для заключения,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Фрунзе (далее по тексту - СПК имени Фрунзе, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Горшеченского района Курской области (далее по тексту - Администрация Горшеченского района, ответчик, заявитель жалобы) о признании незаконным решения об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, оформленного письмом N 3605 от 13.12.2012, и об обязании Администрации Горшеченского района Курской области подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес СПК имени Фрунзе для заключения.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.05.2013 по делу N А35-272/2013 требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Администрация Горшеченского района обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3.07.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 3.10.2013 представитель Администрации Горшеченского района Курской области поддержал доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель СПК имени Фрунзе возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах и пояснениях на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.11.2012 СПК имени Фрунзе обратился в Администрацию Горшеченского района Курской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату в порядке переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 610 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет; к заявлению были приложены копии кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 46:04:100000:7 от 08.10.2012, свидетельства N 021, выданного Администрацией Горшеченского района Курской области, постановления Главы администрации Горшеченского района Курской области от 05.08.1999 N 161, свидетельства о государственной регистрации СПК имени Фрунзе от 06.08.1999, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 46:04:100000:7, приказа о назначении на должность представителя, подписавшего заявление, доверенности указанного представителя и его паспорта.
В связи с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости, 03.12.2012 СПК имени Фрунзе направило в адрес Администрации Горшеченского района Курской области письмо, в котором просило считать площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7 равной 591,444 га, приложило копию кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 46:04:100000:7 от 29.11.2012.
Администрация Горшеченского района Курской области письмом N 3605 от 13.12.2012 отказала СПК имени Фрунзе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, по следующим основаниям:
- - к заявлению не приложено каких-либо документов, подтверждающих нахождение указанного земельного участка у СПК имени Фрунзе на праве бессрочного пользования, сведения о зарегистрированных правах СПК имени Фрунзе на этот земельный участок отсутствуют и в государственном кадастре недвижимости;
- - из представленной СПК имени Фрунзе кадастровой выписки о земельном участке следует, что он не относится к объектам права, предоставление которых в собственность допускается законодательством;
- - отсутствует подтверждение полномочий лица, подписавшего заявление от СПК имени Фрунзе, на данный вид юридически значимых действий.
Полагая указанное решение Администрации Горшеченского района Курской области не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы СПК имени Фрунзе, последнее обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как судом первой инстанции правильно определено спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснены имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (абзац 1 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, расположенный по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, не разграничена, в связи с чем, распоряжение указанным земельным участком осуществляется Администрацией Горшеченского района Курской области.
Постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23 был утвержден проект перераспределения земель акционерного общества закрытого типа имени Фрунзе, в соответствии с которым выдано свидетельство N 021 на право собственности на землю.
Довод заявителя жалобы об отсутствии доказательств предоставления истцу земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР "О земельной реформе" от 23.11.1990 N 374-1, колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Согласно Указу Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 2.7.12.1901 N 323, колхозам и совхозам было предписано провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах: коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР (пункты 3. 6 Указа).
На основании вышеназванного Указа было издано Постановление от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", в силу которого Министерство сельского хозяйства РФ, Госкомитет РФ по управлению государственным имуществом и их органы на местах, администрации краев, областей и автономных образований были обязаны сформировать до 01.02.1992 областные и совместные районные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании колхозов и совхозов, и провести реорганизацию этих хозяйств.
При этом пунктом 4 указанного Постановления установлено, что земли колхозов подлежат разграничению на государственную собственность, а также передаче гражданам (членам колхоза) в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, определяющее пути, особенности и порядок их реорганизации и приватизации.
В соответствии с пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, трудовые коллективы реорганизуемых колхозов. совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом РСФСР.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РСФСР земельные участки могли быть предоставлены юридическим лицам лишь в бессрочное (постоянное) пользование.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (с изменениями), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 1221-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 3 Закона РФ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.199 N 23 "Об утверждении проекта перераспределения земель и выдачи свидетельства на право владения. пользования землей" утвержден проект перераспределения земель АОЗТ имени Фрунзе (правопредшественник СПК имени Фрунзе) согласно Приложению N 1 к указанному постановлению (п. 1) и принято решение о выдаче АОЗТ имени Фрунзе свидетельства на право владения землей (п. 2).
СПК имени Фрунзе в архиве Администрации получена заверенная копия указанного постановления (л.д. 136) с Приложением (л.д. 137).
В соответствии с п. 1 Приложения к постановлению Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23 - Экспликация перераспределения земель реорганизуемого АО им. Фрунзе Горшеченского района (л.д. 137), АОЗТ имени Фрунзе в собственность передано 4 323 га, из них: земли сельхозугодий 3 703 га, включая пашню 3201 га, сенокосы 14 га. пастбища 488 га (3201 га + 14 га + 488 га = 3703 га). Следовательно, в составе 4 323 га, переданных АОЗТ имени Фрунзе, помимо земель сельхозугодий, имеются также иные земли (прочие угодья), площадь которых определяется разницей между общей площадью земли переданной ЛОЗ Г имени Фрунзе и составляющей 4 323 га и площадью сельхозугодий равной 3 703 га, а именно 620 га (4 323 га 3 703 га 620 га).
Таким образом, согласно постановлению Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23 АОЗТ имени Фрунзе в собственность передано 4 323 га, из них: земли сельхозугодий 3 703 га и земли, не являющиеся сельхозугодиями (прочие уголья) 620 га (3 703 га+ 620 га = 4 323 га).
На основании указанного постановления 29.04.1993, АОЗТ имени Фрунзе выдано Свидетельство N 021 на право собственности па землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (л.л. 138. 139) из которого также следует о предоставлении АОЗТ имени Фрунзе 4 323 га, в том числе сельхозугодий в размере 3 703 га и прочих угодий в размере 620 га.
Согласно данными ГКН переданные АОЗТ имени Фрунзе прочие угодья в размере 620 га сформированы в самостоятельный земельный участок площадью 620 га (в настоящее время 591,444 га) с кадастровым номером 46:044 00000:7, который с 29.04.1993 состоит на кадастровом учете в качестве самостоятельного объекта гражданских правоотношений и отграничен от земельного участка площадью 3 703 га, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 29.11.2012 г. N 46/12-1-149987 (л.л. 70).
Таким образом, земля, переданная АОЗТ имени Фрунзе в соответствии Постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23 и Свидетельством N 021, площадью 4 323 га, была разграничена на земельный участок площадью 3 703 га (сельхозугодия) и земельный участок площадью 620 га (прочие угодья).
Поскольку спорный Земельный участок не был закреплен в коллективно-долевую собственность за членами АОЗТ имени Фрунзе, то в силу указанных выше норм права (действующих в указанный период) постановление Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23, являющееся правоустанавливающим документом и Свидетельство N 021 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей свидетельствуют о наличии у СПК имени Фрунзе права постоянного (бессрочного) пользования на Земельный участок, формулировка "право собственности" в данном случае является лишь технической ошибкой.
Наличие права постоянного (бессрочного) пользования на Земельный участок у СПК имени Фрунзе также подтверждается постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 30.03.1994 г. N 65 "Об утверждении материалов плана границ на право собственности на землю, владение и пользование землей сельскохозяйственным предприятиям Горшеченского района" (приложение N 4) (л.л. 140. 141), Экспликацией земель находящихся в бессрочном (постоянном) пользовании СПК имени Фрунзе от 04.07.2007 N 185 (л.л. 1 10).
Постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 30.03.1994 N 65 утверждены материалы плана границ на право пользования на землю, владение и пользование землей по реорганизуемым сельскохозяйственным предприятиям района, на основании чего акционерному обществу имени Фрунзе предоставлено в пользование 620 га.
Доказательств оспаривания или отмены вышеназванных постановлений судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Согласно пункту 1.1 устава СПК имени Фрунзе, СПК имени Фрунзе является правопреемником АОЗТ им. Фрунзе по всем правам и обязательствам в отношении всех его кредиторов и дебиторов, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, что подтверждается постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 05.08.1999 N 161, письмом Межрайонной ИФНС России N 6 по
Курской области от 07.02.2012 исх. N 04-57/80-000700.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти земельные участки.
Таким образом, в силу указанных норм права истец вправе переоформить имеющееся право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности этого земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
При обращении в Администрацию Горшеченского района Курской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату в порядке переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка СПК имени Фрунзе были представлены все документы в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, в том числе документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 46:04:100000:7 (копия свидетельства N 021, выданного Администрацией Горшеченского района Курской области).
При этом, суд первой инстанции обращал внимание на тот факт, что предоставление указанного земельного участка осуществлялось постановлениями Главы администрации Горшеченского района Курской области, в связи с чем, указанные акты хранятся в Администрации Горшеченского района Курской области (представленные в дело копии документов заверены Архивным отделом Администрации Горшеченского района Курской области).
При таких обстоятельствах, довод Администрации Горшеченского района о том, что к заявлению СПК имени Фрунзе не были приложены документы, подтверждающие нахождение указанного земельного участка на праве бессрочного пользования, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод заявителя жалобы о том, что из представленной СПК имени Фрунзе кадастровой выписки о земельном участке следует, что он не относится к объектам права, предоставление которых в собственность допускается законодательством. При этом суд руководствуется следующим.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств изъятия земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7 из оборота, зарезервирования для государственных или муниципальных нужд либо установления запрета на его приватизацию федеральным законом суду не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7 не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно положениям Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости содержится в части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" требований.
Указанные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 7638/11 по делу N А43-20629/2010.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых выписок в отношении спорного земельного участка (т. 1 л.д. 70, 143) следует, что в государственном кадастре недвижимости содержатся уникальные характеристики, отвечающие требованиям части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", которые позволяют идентифицировать земельный участок с кадастровым номером 46:04:100000:7.
Довод заявителя жалобы о том, что истцом не были подтверждены полномочия лица, подписавшего заявление от СПК имени Фрунзе, на данный вид юридически значимых действий подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Необходимость представления копии документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) (пункт 3 указанного перечня).
Материалами дела подтверждается, что к заявлению были приложены копии приказа о назначении на должность представителя, подписавшего заявление, доверенности указанного представителя, в которой содержится указание на возможность "представлять интересы доверителя в отношениях со всеми органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями, физическими лицами; подписывать от имени доверителя, в том числе скреплять печатью доверителя, а также подавать, получать и принимать любого рода документы, в том числе: письма, протоколы, заявления, обращения, ходатайства, жалобы, акты, решения, предписания...".
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
При предоставлении в собственность за плату в порядке переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка право собственности на земельный участок приобретается на основании договора купли-продажи.
Следовательно, обращение с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка не является приобретением земельного участка, в связи с чем, для такого обращения решение общего собрания членов кооператива не требуется.
Иных оснований для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, решение Администрации Горшеченского района Курской области, оформленное письмом N 3605 от 13.12.2012, не содержало.
Указание на факт нахождения на спорном земельном участке 47 объектов недвижимости, принадлежащих различным физическим и юридическим лицам, согласно справке Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (исх. N 125 от 19.04.2013) не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку на запрос Арбитражного суда Курской области (исх. N 10-16/1844 от 29.04.2013) о наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах и правообладателях недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, а также на земельных участках, выделенных из указанного земельного участка, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области сообщено об отсутствии указанных сведений.
Таким образом, доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих другим лицам, отсутствуют.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11 по делу N А48-2067/2010, от 02.10.2012 N 5361/12 по делу N А46-3074/2011, регистрация права собственности на земельный участок не является основанием для погашения исключительных прав, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает правомерным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования истца о признании незаконным решения Администрации Горшеченского района Курской области об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, оформленного письмом N 3605 от 13.12.2012.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу статьи 333.27 Налогового кодекса РФ, заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2013 по делу N А35-272/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Горшеченского района Курской области (ОГРН 1054600009408, ИНН 4604004372) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
А.И.ПОРОТИКОВ
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А35-272/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу N А35-272/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Поротикова А.И.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
- от СПК имени Фрунзе: Коротких О.А., представителя по доверенности б/н от 14.01.2013;
- от Администрации Горшеченского района Курской области: Степаняц С.Л., представителя по доверенности N 25 от 10.01.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Горшеченского района Курской области (ОГРН 1054600009408, ИНН 4604004372) на решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2013 по делу N А35-272/2013 (судья Силакова О.Н.) по исковому заявлению СПК имени Фрунзе (ОГРН 1024600581565, ИНН 4604002618) к Администрации Горшеченского района Курской области (ОГРН 1054600009408, ИНН 4604004372) о признании незаконным решения об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, оформленного письмом N 3605 от 13.12.2012, и об обязании Администрации Горшеченского района Курской области подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес СПК имени Фрунзе для заключения,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Фрунзе (далее по тексту - СПК имени Фрунзе, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Горшеченского района Курской области (далее по тексту - Администрация Горшеченского района, ответчик, заявитель жалобы) о признании незаконным решения об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, оформленного письмом N 3605 от 13.12.2012, и об обязании Администрации Горшеченского района Курской области подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес СПК имени Фрунзе для заключения.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.05.2013 по делу N А35-272/2013 требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Администрация Горшеченского района обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3.07.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 3.10.2013 представитель Администрации Горшеченского района Курской области поддержал доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель СПК имени Фрунзе возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах и пояснениях на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.11.2012 СПК имени Фрунзе обратился в Администрацию Горшеченского района Курской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату в порядке переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 610 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет; к заявлению были приложены копии кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 46:04:100000:7 от 08.10.2012, свидетельства N 021, выданного Администрацией Горшеченского района Курской области, постановления Главы администрации Горшеченского района Курской области от 05.08.1999 N 161, свидетельства о государственной регистрации СПК имени Фрунзе от 06.08.1999, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 46:04:100000:7, приказа о назначении на должность представителя, подписавшего заявление, доверенности указанного представителя и его паспорта.
В связи с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости, 03.12.2012 СПК имени Фрунзе направило в адрес Администрации Горшеченского района Курской области письмо, в котором просило считать площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7 равной 591,444 га, приложило копию кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 46:04:100000:7 от 29.11.2012.
Администрация Горшеченского района Курской области письмом N 3605 от 13.12.2012 отказала СПК имени Фрунзе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, по следующим основаниям:
- - к заявлению не приложено каких-либо документов, подтверждающих нахождение указанного земельного участка у СПК имени Фрунзе на праве бессрочного пользования, сведения о зарегистрированных правах СПК имени Фрунзе на этот земельный участок отсутствуют и в государственном кадастре недвижимости;
- - из представленной СПК имени Фрунзе кадастровой выписки о земельном участке следует, что он не относится к объектам права, предоставление которых в собственность допускается законодательством;
- - отсутствует подтверждение полномочий лица, подписавшего заявление от СПК имени Фрунзе, на данный вид юридически значимых действий.
Полагая указанное решение Администрации Горшеченского района Курской области не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы СПК имени Фрунзе, последнее обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как судом первой инстанции правильно определено спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснены имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (абзац 1 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, расположенный по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, не разграничена, в связи с чем, распоряжение указанным земельным участком осуществляется Администрацией Горшеченского района Курской области.
Постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23 был утвержден проект перераспределения земель акционерного общества закрытого типа имени Фрунзе, в соответствии с которым выдано свидетельство N 021 на право собственности на землю.
Довод заявителя жалобы об отсутствии доказательств предоставления истцу земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР "О земельной реформе" от 23.11.1990 N 374-1, колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Согласно Указу Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 2.7.12.1901 N 323, колхозам и совхозам было предписано провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах: коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР (пункты 3. 6 Указа).
На основании вышеназванного Указа было издано Постановление от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", в силу которого Министерство сельского хозяйства РФ, Госкомитет РФ по управлению государственным имуществом и их органы на местах, администрации краев, областей и автономных образований были обязаны сформировать до 01.02.1992 областные и совместные районные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании колхозов и совхозов, и провести реорганизацию этих хозяйств.
При этом пунктом 4 указанного Постановления установлено, что земли колхозов подлежат разграничению на государственную собственность, а также передаче гражданам (членам колхоза) в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, определяющее пути, особенности и порядок их реорганизации и приватизации.
В соответствии с пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, трудовые коллективы реорганизуемых колхозов. совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом РСФСР.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РСФСР земельные участки могли быть предоставлены юридическим лицам лишь в бессрочное (постоянное) пользование.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (с изменениями), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 1221-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 3 Закона РФ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.199 N 23 "Об утверждении проекта перераспределения земель и выдачи свидетельства на право владения. пользования землей" утвержден проект перераспределения земель АОЗТ имени Фрунзе (правопредшественник СПК имени Фрунзе) согласно Приложению N 1 к указанному постановлению (п. 1) и принято решение о выдаче АОЗТ имени Фрунзе свидетельства на право владения землей (п. 2).
СПК имени Фрунзе в архиве Администрации получена заверенная копия указанного постановления (л.д. 136) с Приложением (л.д. 137).
В соответствии с п. 1 Приложения к постановлению Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23 - Экспликация перераспределения земель реорганизуемого АО им. Фрунзе Горшеченского района (л.д. 137), АОЗТ имени Фрунзе в собственность передано 4 323 га, из них: земли сельхозугодий 3 703 га, включая пашню 3201 га, сенокосы 14 га. пастбища 488 га (3201 га + 14 га + 488 га = 3703 га). Следовательно, в составе 4 323 га, переданных АОЗТ имени Фрунзе, помимо земель сельхозугодий, имеются также иные земли (прочие угодья), площадь которых определяется разницей между общей площадью земли переданной ЛОЗ Г имени Фрунзе и составляющей 4 323 га и площадью сельхозугодий равной 3 703 га, а именно 620 га (4 323 га 3 703 га 620 га).
Таким образом, согласно постановлению Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23 АОЗТ имени Фрунзе в собственность передано 4 323 га, из них: земли сельхозугодий 3 703 га и земли, не являющиеся сельхозугодиями (прочие уголья) 620 га (3 703 га+ 620 га = 4 323 га).
На основании указанного постановления 29.04.1993, АОЗТ имени Фрунзе выдано Свидетельство N 021 на право собственности па землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (л.л. 138. 139) из которого также следует о предоставлении АОЗТ имени Фрунзе 4 323 га, в том числе сельхозугодий в размере 3 703 га и прочих угодий в размере 620 га.
Согласно данными ГКН переданные АОЗТ имени Фрунзе прочие угодья в размере 620 га сформированы в самостоятельный земельный участок площадью 620 га (в настоящее время 591,444 га) с кадастровым номером 46:044 00000:7, который с 29.04.1993 состоит на кадастровом учете в качестве самостоятельного объекта гражданских правоотношений и отграничен от земельного участка площадью 3 703 га, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 29.11.2012 г. N 46/12-1-149987 (л.л. 70).
Таким образом, земля, переданная АОЗТ имени Фрунзе в соответствии Постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23 и Свидетельством N 021, площадью 4 323 га, была разграничена на земельный участок площадью 3 703 га (сельхозугодия) и земельный участок площадью 620 га (прочие угодья).
Поскольку спорный Земельный участок не был закреплен в коллективно-долевую собственность за членами АОЗТ имени Фрунзе, то в силу указанных выше норм права (действующих в указанный период) постановление Главы администрации Горшеченского района Курской области от 27.01.1993 N 23, являющееся правоустанавливающим документом и Свидетельство N 021 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей свидетельствуют о наличии у СПК имени Фрунзе права постоянного (бессрочного) пользования на Земельный участок, формулировка "право собственности" в данном случае является лишь технической ошибкой.
Наличие права постоянного (бессрочного) пользования на Земельный участок у СПК имени Фрунзе также подтверждается постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 30.03.1994 г. N 65 "Об утверждении материалов плана границ на право собственности на землю, владение и пользование землей сельскохозяйственным предприятиям Горшеченского района" (приложение N 4) (л.л. 140. 141), Экспликацией земель находящихся в бессрочном (постоянном) пользовании СПК имени Фрунзе от 04.07.2007 N 185 (л.л. 1 10).
Постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 30.03.1994 N 65 утверждены материалы плана границ на право пользования на землю, владение и пользование землей по реорганизуемым сельскохозяйственным предприятиям района, на основании чего акционерному обществу имени Фрунзе предоставлено в пользование 620 га.
Доказательств оспаривания или отмены вышеназванных постановлений судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Согласно пункту 1.1 устава СПК имени Фрунзе, СПК имени Фрунзе является правопреемником АОЗТ им. Фрунзе по всем правам и обязательствам в отношении всех его кредиторов и дебиторов, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, что подтверждается постановлением Главы администрации Горшеченского района Курской области от 05.08.1999 N 161, письмом Межрайонной ИФНС России N 6 по
Курской области от 07.02.2012 исх. N 04-57/80-000700.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти земельные участки.
Таким образом, в силу указанных норм права истец вправе переоформить имеющееся право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности этого земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
При обращении в Администрацию Горшеченского района Курской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату в порядке переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка СПК имени Фрунзе были представлены все документы в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, в том числе документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 46:04:100000:7 (копия свидетельства N 021, выданного Администрацией Горшеченского района Курской области).
При этом, суд первой инстанции обращал внимание на тот факт, что предоставление указанного земельного участка осуществлялось постановлениями Главы администрации Горшеченского района Курской области, в связи с чем, указанные акты хранятся в Администрации Горшеченского района Курской области (представленные в дело копии документов заверены Архивным отделом Администрации Горшеченского района Курской области).
При таких обстоятельствах, довод Администрации Горшеченского района о том, что к заявлению СПК имени Фрунзе не были приложены документы, подтверждающие нахождение указанного земельного участка на праве бессрочного пользования, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод заявителя жалобы о том, что из представленной СПК имени Фрунзе кадастровой выписки о земельном участке следует, что он не относится к объектам права, предоставление которых в собственность допускается законодательством. При этом суд руководствуется следующим.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств изъятия земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7 из оборота, зарезервирования для государственных или муниципальных нужд либо установления запрета на его приватизацию федеральным законом суду не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7 не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно положениям Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости содержится в части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" требований.
Указанные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 7638/11 по делу N А43-20629/2010.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых выписок в отношении спорного земельного участка (т. 1 л.д. 70, 143) следует, что в государственном кадастре недвижимости содержатся уникальные характеристики, отвечающие требованиям части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", которые позволяют идентифицировать земельный участок с кадастровым номером 46:04:100000:7.
Довод заявителя жалобы о том, что истцом не были подтверждены полномочия лица, подписавшего заявление от СПК имени Фрунзе, на данный вид юридически значимых действий подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Необходимость представления копии документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) (пункт 3 указанного перечня).
Материалами дела подтверждается, что к заявлению были приложены копии приказа о назначении на должность представителя, подписавшего заявление, доверенности указанного представителя, в которой содержится указание на возможность "представлять интересы доверителя в отношениях со всеми органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями, физическими лицами; подписывать от имени доверителя, в том числе скреплять печатью доверителя, а также подавать, получать и принимать любого рода документы, в том числе: письма, протоколы, заявления, обращения, ходатайства, жалобы, акты, решения, предписания...".
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
При предоставлении в собственность за плату в порядке переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка право собственности на земельный участок приобретается на основании договора купли-продажи.
Следовательно, обращение с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка не является приобретением земельного участка, в связи с чем, для такого обращения решение общего собрания членов кооператива не требуется.
Иных оснований для отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, решение Администрации Горшеченского района Курской области, оформленное письмом N 3605 от 13.12.2012, не содержало.
Указание на факт нахождения на спорном земельном участке 47 объектов недвижимости, принадлежащих различным физическим и юридическим лицам, согласно справке Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (исх. N 125 от 19.04.2013) не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку на запрос Арбитражного суда Курской области (исх. N 10-16/1844 от 29.04.2013) о наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах и правообладателях недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, а также на земельных участках, выделенных из указанного земельного участка, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области сообщено об отсутствии указанных сведений.
Таким образом, доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих другим лицам, отсутствуют.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11 по делу N А48-2067/2010, от 02.10.2012 N 5361/12 по делу N А46-3074/2011, регистрация права собственности на земельный участок не является основанием для погашения исключительных прав, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает правомерным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования истца о признании незаконным решения Администрации Горшеченского района Курской области об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования путем предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:04:100000:7, площадью 591,444 га, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу Курская обл., Горшеченский р-н, Солдатский сельсовет, оформленного письмом N 3605 от 13.12.2012.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу статьи 333.27 Налогового кодекса РФ, заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2013 по делу N А35-272/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Горшеченского района Курской области (ОГРН 1054600009408, ИНН 4604004372) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
А.И.ПОРОТИКОВ
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)