Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Индивидуального предпринимателя Оганесян Аркадия Володяевича - Дроздов М.М.; доверенность от 11.07.2012 года N 6Д-3071,
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года по делу N А55-22394/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Оганесян Аркадия Володяевича, (ОГРНИП 312631906500030), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 и решения Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0519/12 от 07.06.2012,
установил:
Предприниматель Оганесян Аркадий Володяевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 121/0519/12 от 07.06.2012 в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, ул. Шверника, около дома N 14, площадью 100,00 кв. м, под установку временного павильона розничной торговли и обслуживания населения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части признания незаконным отказа Министерства N 12-1/0519/12 от 07.06.2012 и возложении на Министерство обязанности по устранению допущенных нарушений, отказать ИП Оганесяну А.В. в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным отказа Министерства N 12-1/0519/12 от 07.06.2012 г. и возложении на Министерство обязанности по устранению допущенных нарушений.
В апелляционной жалобе указывает, что решение об отказе N 12-1/0519/12 от 07.06.2012 г. было принято Министерством в связи с получением заключения Департамента N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 г. о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого ИП Оганесяном А.В. земельного участка независимо от его содержания.
Учитывая, что испрашиваемый ИП Оганесяном А.В. земельный участок не сформирован в установленном законом порядке, министерством не может быть принято решение о его предоставлении в аренду.
Податель жалобы ссылается на то, что Министерство действовало в четком содействии с требованиями Порядка, какие-либо нарушения норм действующего законодательства в рамках возложенных полномочий у Министерства отсутствуют.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
Представитель Индивидуального предпринимателя Оганесян Аркадия Володяевича считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Департамента.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Индивидуального предпринимателя Оганесян Аркадия Володяевича, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Предприниматель Оганесян Аркадий Володяевич обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, ул. Шверника, около дома N 14, площадью 100,00 кв. м, под установку временного павильона розничной торговли и обслуживания населения.
На основании вышеназванного обращения заявителя Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключением N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Заключение, со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", мотивировано отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем Оганесяном А.В. требований о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/1009-0-1 от 20 апреля 2012 года о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0519/12 от 7 июня 2012 года в предоставлении предпринимателю Оганесян Аркадию Володяевичу в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Шверника, около дома N 14, площадью 100.00 кв. м под установку временного павильона розничной торговли и обслуживания населения и обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
- Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Судом первой инстанции правомерно признана необоснованной ссылка ответчиков на невозможность предоставления земельного участка со ссылкой на части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Однако в силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
По смыслу вышеназванных норм, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. При этом перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (п. 3).
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (п. 6).
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (п. 8).
Следовательно, ни статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка, изложенных в заключении департамента и отказе Министерства.
Данными заключением департамента и отказом министерства нарушены права (включая Конституционные) и законные интересы предпринимателя Оганесян А.В.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые решения ответчиков нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. препятствуют в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
В соответствии с частью второй и частью третьей статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, суд правильно применил нормы материального права и принял решение в соответствии с законом.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Министерство в жалобе ссылается на то, что решение об отказе N 12-1/0519/12 от 07.06.2012 г. было принято Министерством в связи с получением заключения Департамента N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 г. о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого ИП Оганесяном А.В. земельного участка независимо от его содержания, и что Министерство действовало в четком соответствии с требованиями Порядка.
Однако в соответствии с частью первой статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав.
Оставление в силе отказа Министерства приведет к нарушению требований статьи 258 ГПК РФ, так как в таком случае будет невозможно устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина.
Кроме того, это приведет к невозможности исполнения судебного решения и устранения допущенного нарушения прав предпринимателя Оганесян А.В.
По заявлению Министерства, в зависимости от содержания заключения департамента, министерство либо отказывает заявителю, либо продолжает работу по предоставлению заявителю земельного участка.
Министерство на основе заключения приняло отказ в предоставлении земельного участка. Заключение департамента признано судом незаконным. Следовательно незаконным является и отказ Министерства. Департамент обязан дать другое заключение. Министерство обязано, в соответствии с пунктом 2.6. Порядка, продолжить в соответствии с заключением Департамента работу по предоставлению земельного участка. Именно эта обязанность и возложена судом на министерство.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года по делу N А55-22394/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-22394/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2012 г. по делу N А55-22394/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Индивидуального предпринимателя Оганесян Аркадия Володяевича - Дроздов М.М.; доверенность от 11.07.2012 года N 6Д-3071,
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года по делу N А55-22394/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Оганесян Аркадия Володяевича, (ОГРНИП 312631906500030), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 и решения Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0519/12 от 07.06.2012,
установил:
Предприниматель Оганесян Аркадий Володяевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 121/0519/12 от 07.06.2012 в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, ул. Шверника, около дома N 14, площадью 100,00 кв. м, под установку временного павильона розничной торговли и обслуживания населения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части признания незаконным отказа Министерства N 12-1/0519/12 от 07.06.2012 и возложении на Министерство обязанности по устранению допущенных нарушений, отказать ИП Оганесяну А.В. в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным отказа Министерства N 12-1/0519/12 от 07.06.2012 г. и возложении на Министерство обязанности по устранению допущенных нарушений.
В апелляционной жалобе указывает, что решение об отказе N 12-1/0519/12 от 07.06.2012 г. было принято Министерством в связи с получением заключения Департамента N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 г. о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого ИП Оганесяном А.В. земельного участка независимо от его содержания.
Учитывая, что испрашиваемый ИП Оганесяном А.В. земельный участок не сформирован в установленном законом порядке, министерством не может быть принято решение о его предоставлении в аренду.
Податель жалобы ссылается на то, что Министерство действовало в четком содействии с требованиями Порядка, какие-либо нарушения норм действующего законодательства в рамках возложенных полномочий у Министерства отсутствуют.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
Представитель Индивидуального предпринимателя Оганесян Аркадия Володяевича считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Департамента.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Индивидуального предпринимателя Оганесян Аркадия Володяевича, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Предприниматель Оганесян Аркадий Володяевич обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, ул. Шверника, около дома N 14, площадью 100,00 кв. м, под установку временного павильона розничной торговли и обслуживания населения.
На основании вышеназванного обращения заявителя Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключением N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Заключение, со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", мотивировано отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем Оганесяном А.В. требований о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/1009-0-1 от 20 апреля 2012 года о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0519/12 от 7 июня 2012 года в предоставлении предпринимателю Оганесян Аркадию Володяевичу в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Шверника, около дома N 14, площадью 100.00 кв. м под установку временного павильона розничной торговли и обслуживания населения и обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
- Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Судом первой инстанции правомерно признана необоснованной ссылка ответчиков на невозможность предоставления земельного участка со ссылкой на части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Однако в силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
По смыслу вышеназванных норм, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. При этом перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение нестационарных торговых объектов в схему их размещения осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества по согласованию и в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2) и осуществляется в целях: достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; повышение доступности товаров для населения (п. 3).
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (п. 6).
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (п. 8).
Следовательно, ни статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка, изложенных в заключении департамента и отказе Министерства.
Данными заключением департамента и отказом министерства нарушены права (включая Конституционные) и законные интересы предпринимателя Оганесян А.В.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые решения ответчиков нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. препятствуют в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
В соответствии с частью второй и частью третьей статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, суд правильно применил нормы материального права и принял решение в соответствии с законом.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Министерство в жалобе ссылается на то, что решение об отказе N 12-1/0519/12 от 07.06.2012 г. было принято Министерством в связи с получением заключения Департамента N СП-6/1009-0-1 от 20.04.2012 г. о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого ИП Оганесяном А.В. земельного участка независимо от его содержания, и что Министерство действовало в четком соответствии с требованиями Порядка.
Однако в соответствии с частью первой статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав.
Оставление в силе отказа Министерства приведет к нарушению требований статьи 258 ГПК РФ, так как в таком случае будет невозможно устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина.
Кроме того, это приведет к невозможности исполнения судебного решения и устранения допущенного нарушения прав предпринимателя Оганесян А.В.
По заявлению Министерства, в зависимости от содержания заключения департамента, министерство либо отказывает заявителю, либо продолжает работу по предоставлению заявителю земельного участка.
Министерство на основе заключения приняло отказ в предоставлении земельного участка. Заключение департамента признано судом незаконным. Следовательно незаконным является и отказ Министерства. Департамент обязан дать другое заключение. Министерство обязано, в соответствии с пунктом 2.6. Порядка, продолжить в соответствии с заключением Департамента работу по предоставлению земельного участка. Именно эта обязанность и возложена судом на министерство.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 года по делу N А55-22394/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)