Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Майский" (ИНН 0703000597, ОГРН 1020700558086) - Буранова З.М. (доверенность от 14.02.2013) и Перкиной М.С. (доверенность от 28.06.2013), от заинтересованного лица - местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0703002682, ОГРН 1020700558031) - Попета А.А. (доверенность от 02.04.2013) и Цепа А.Н. (доверенность от 03.07.2012), в отсутствие третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 (судья Шокумов Ю.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 (судьи Фриев А.Л., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А20-2261/2012, установил следующее.
СХПК "Майский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) о признании незаконным отказа в реализации права на приобретение в собственность находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании земельных участков сельскохозяйственного назначения: площадью 15 049 979 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2486, местоположение которого установлено относительно ориентира Майский район расположенного в границах участка; площадью 444 467 кв. м с кадастровым номером 07:03:0700000:22, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район; площадью 32 202 кв. м с кадастровым номером 07:03:2100000:10, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, район СХПК "Майский"; площадью 1 200 401 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2487, местоположение которого установлено относительно ориентира Майский район, расположенного в границах участка; площадью 789 841 кв. м с кадастровым номером 07:03:2500000:148, местоположение которого установлено относительно ориентира Майский район, г. Майский, юго-восточная часть, и о понуждении администрации к заключению соответствующих договоров купли-продажи (с учетом изменения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмета первоначально заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что, поскольку спорные земельные участки принадлежат кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, отказ администрации в предоставлении их в собственность не соответствует пункту 2 статьи 3 и пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), а также нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой на решение от 23.11.2012. Кроме этого, в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Катханов Хазретали Мухадович и местная администрация городского поселения Майский Кабардино-Балкарской Республики (далее - местная администрация) обратились с апелляционной жалобой на решение от 23.11.2012 в части, касающейся земельного участка площадью 32 202 кв. м с кадастровым номером 07:03:2100000:10.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 принят отказ кооператива от иска в части признания незаконным отказа в реализации права на приобретение в собственность находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 32 202 кв. м с кадастровым номером 07:03:2100000:10, расположенного в Майском муниципальном районе и о понуждении администрации к заключению соответствующего договора купли-продажи. Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 в названной части отменено, производство по делу - прекращено. Также прекращено производство по апелляционным жалобам Катханова Х.М. и местной администрации. В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и дополнительно указал, что кооператив вправе требовать заключения договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков, поскольку пунктом 2 статьи 3 Вводного закона установлена обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение от 23.11.2012 и постановление от 14.03.2013, принять по делу новый судебный акт. Судебные акты обжалуются в части удовлетворенных исковых требований, касающихся земельных участков с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148, 07:03:0000000:2486 и 07:03:0000000:2487. В части прекращения производства по делу в отношении земельного участка с кадастровым номером 07:03:2100000:10 и прекращения производства по апелляционным жалобам Катханова Х.М. и местной администрации постановление от 14.03.2013 администрацией не обжалуется, в связи с чем законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции в названной части не проверяется.
Доводы кассационной жалобы сводятся к следующему:
- - разделение земельного участка общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 привело к изменению его правового положения. Заявитель не осуществил государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на вновь образованные земельные участки;
- - оспариваемыми судебными актами затронуты права Тлехугова Руслана Мухарбиевича, местной администрации и ОАО "Россельхозбанк" (далее - банк) в отношении земельного участка площадью 1 200 401 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2487. Названный участок предоставлен Тлехугову Р.М. в аренду; право аренды заложено арендатором банку. В соответствии с письмом от 26.01.2006 N 39 кооператив отказался от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:2487. В настоящее время указанный земельный участок не находится на кадастровом учете и разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 7:03:0000000:2752 и 07:03:0000000:2751, что подтверждается кадастровыми паспортами от 15.10.2012 N 07/501/12-35851 и 07/501/12-35850. Земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:2487 не находится в пользовании заявителя, что подтвердил кооператив в рамках производства по делу N А20-793/2013;
- - кооператив неоднократно отказывался от права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемые земельные участки, что подтверждается соответствующими письмами в адрес администрации;
- - суды надлежащим образом не рассмотрели довод о наличии моратория на приватизацию испрашиваемых земельных участков;
- - представленный в материалы дела кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 07:03:0700000:22 не согласован с администрацией;
- - суд первой инстанции необоснованно принял уточнения первоначально заявленных требований.
Кооператив направил отзыв на кассационную жалобу, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения. К отзыву кооператив приложил дополнительные доказательства, которые судом кассационной инстанции не принимаются во внимание при рассмотрении кассационной жалобы ввиду того, что данные документы не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
В судебном заседании администрация поддержала доводы жалобы, кооператив - отзыва на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей кооператива и администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление от 14.03.2013 надлежит отменить в части, а дело в отмененной части - направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в соответствии с государственными актами на право бессрочного пользования земельными участками от 25.12.1987 N А-1 N 207767, А-1 N 207768 и А-1 N 207769 плодоводческому совхозу "Майский" Майского района КБАССР (правопредшественник кооператива) предоставлено в бессрочное и бесплатное пользование для сельскохозяйственного использования три земельных участка (1 206, 63 га, 463,94 га и 1 416,21 га).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что плодосовхоз "Майский" преобразован в коллективное долевое предприятие "Майский", которое затем преобразовано в кооператив.
В соответствии со свидетельством о праве бессрочного пользования от 11.02.1993 N 252 в пользовании совхоза "Майский" находилось 2557,8 га земель, их которых 2208,9 га сельхозугодий (из них 1348,6 га пашни).
Свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2005 серии 07 АД N 010208 подтверждает, что за кооперативом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009.
В связи с инвентаризацией и уточнением границ земельных участков, земельный участок общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 расформирован и разделен на отдельные земельные участки. В результате размежевания образовались земельные участки, в том числе и с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148, 07:03:0000000:2486 и 07:03:0000000:2487, что подтверждается кадастровыми паспортами указанных земельных участков, справкой ООО ХЗГ "Кадастр", экспликацией земель кооператива и администрацией не оспаривается.
16 апреля 2012 года в администрацию поступило заявление кооператива о предоставлении в собственность за плату земельных участков, находившихся у его правопредшественника на праве постоянного (бессрочного) пользования, подтвержденном государственными актами от 25.12.1987 N А-1 N 207767, А-1 N 207768 и А-1 N 207769.
Письмом от 12.05.2012 N 544 администрация отказала кооперативу в реализации права на приобретение земельных участков в собственность, указав в качестве препятствий наличие ограничения в обороте земель сельскохозяйственного назначения и запрет на их приватизацию (пункт 1 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и пункт 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике)).
Полагая, что названный отказ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы пользователя земельными участками, кооператив обратился в арбитражный суд.
Первоначально кооператив заявил требование о признании незаконным отказа в реализации права на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009. В суде первой инстанции кооператив уточнил требования, поскольку земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 разделен на несколько самостоятельных земельных участков. Кроме того, кооператив исключил притязания на земельные участки, находящиеся в аренде у третьих лиц.
В кассационной жалобе администрация указала на нарушение ее прав ввиду уточнения кооперативом заявленных требований. Формально заявление кооператива, направленное в адрес администрации (т. 2, л.д. 14), о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 не соответствует уточненным требованиям, которые рассмотрел суд первой инстанции. Очевидна, что администрация не могла принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:0009, поскольку такой участок как объект гражданских прав не существует. Вместе с тем, отказ кооперативу в заявленных требованиях (в том числе без принятия уточнений) с указанием на возможность обращения в администрацию с заявлением о предоставлении вновь образованных земельных участков не соответствовал бы целям своевременной судебной защиты.
Также является очевидным, что позиция администрации сводится к отсутствию у кооператива права на получение в собственность вновь образованных земельных участков.
При таких обстоятельствах, в целях процессуальной экономии и исходя из правовой позиции администрации, суд первой инстанции правомерно принял уточнение требований кооператива и рассмотрел их по существу, несмотря на то, что в заявлении, направленном в адрес администрации, кооператив просил предоставить земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:0009.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 1 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Вводного закона лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Администрация оспаривает наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:0009. Доводы жалобы сводятся к отсутствию у кооператива государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вновь образованные земельные участки.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется (пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих вывод судов о том, что испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148, 07:03:0000000:2486, 07:03:0000000:2487 входят в границы ранее учтенного земельного участка общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 09.09.2005 право бессрочного пользования в отношении земельных участков общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 зарегистрировано за кооперативом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.05.2012 N 00/19/2012-271.
Из норм земельного законодательства не следует, что при формировании землепользователем из первоначально предоставленного ему земельного участка участков меньшей площади или при уточнении границ ранее предоставленного земельного участка право постоянного (бессрочного) пользования прекращается. Данный вывод подтверждается положениями статьи 11.8 Земельного кодекса, из которых следует, что у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки. Принятия решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется. В этом случае отсутствие государственной регистрации не может свидетельствовать об отсутствии у кооператива права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемые земельные участки.
Администрация в кассационной жалобе заявила, что кооператив неоднократно отказывался от права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемые земельные участки, что подтверждается соответствующими письмами в адрес администрации.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса (пункт 1 статьи 45 Земельного кодекса).
Суды обоснованно отклонили ссылку администрации на письма кооператива (т. 2, л.д. 84, 103, 119-120, 127; т. 3, л.д. 34-35, 53). В деле отсутствуют документы, обосновывающие относимость указанных писем к земельным участкам с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148 и 07:03:0000000:2486. Суды не установили наличие доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на названные земельные участки в порядке, предусмотренном статьей 45 и частью 3 статьи 53 Земельного кодекса.
Из представленных администрацией документов не следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148 и 07:03:0000000:2486 переданы третьим лицам по договорам аренды.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148 и 07:03:0000000:2486, разделенные в границах участка с кадастровым номером 07:03:0000000:0009, обременены правом постоянного (бессрочного) пользования кооператива.
Подлежит отклонению довод жалобы о наличии запрета на приватизацию земельных участков, находящихся у кооператива на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В силу требований пункта 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Федеральным законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике (в редакции, действовавшей на день обращения кооператива с заявлением от 16.04.2012) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу настоящего Закона.
Как установил суд первой инстанции, администрация не представила доказательств разграничения прав на испрашиваемые земельные участки и отнесения их к федеральной, муниципальной или республиканской собственности.
В соответствии со статьей 3 Вводного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике (в редакции, действовавшей на день обращения кооператива с заявлением от 16.04.2012) названный Закон регулирует отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или муниципальной собственности.
Поскольку государственная собственность на испрашиваемые земельные участки не разграничена Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике (в редакции, действовавшей на день обращения кооператива с заявлением от 16.04.2012) не применяется к спорным правоотношениям.
Кроме того, в пункте 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Вводным законом.
Пункт 2 статьи 3 Вводного закона устанавливает не право, а обязанность лица переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды; установлен срок исполнения такой обязанности.
Таким образом, мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения) в силу пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на случаи приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. Права на такие участки приобретаются в соответствии с Вводным законом, который не допускает каких-либо ограничений устанавливаемых региональным законодательством.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций (осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции), которые используют принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки по целевому назначению.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, кооператив имеет статус сельскохозяйственной организации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, уставом кооператива и сторонами не оспаривается. На земельных участках с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148, 07:03:0000000:2486 кооператив осуществляет хозяйственную деятельность, пользуется и владеет спорными земельными участками в соответствии с их целевым назначением.
Суды установили, что к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность кооператив приложил все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, действовавшим на дату обращения с заявлением.
Довод администрации о том, что кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 07:03:0700000:22 не согласован с администрацией и не содержит данные о назначении земельного участка и его кадастровой стоимости был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
В кассационной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе (т. 4, л.д. 140-143) администрация заявила возражение о том, что оспариваемыми судебными актами затронуты права Тлехугова Руслана Мухарбиевича, местной администрации и банка в отношении земельного участка площадью 1 200 401 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2487. Названный участок предоставлен Тлехугову Р.М. в аренду; право аренды заложено арендатором банку. В соответствии с письмом от 26.01.2006 N 39 кооператив отказался от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:2487.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства в их совокупности и взаимосвязи, осуществляя проверку каждого доказательства, в том числе с позиции его достоверности и соответствия содержащихся в нем сведений действительности. При этом в судебном акте указываются не только результаты оценки принятых судом доказательств, но и мотивы, по которым было отказано в принятии иных доказательств.
В нарушение требований названной статьи, пункта 2 части 4 статьи 170 и пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление от 14.03.2013 не содержат мотивов, по которым отклонены указанные выше возражения администрации.
В соответствии с договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения находящегося в государственной собственности от 28.04.2006 б/н администрация (арендодатель) передала Тлехугову Р.М. (арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером 07:03:00:00056:001 (т. 2, л.д. 89-94). Согласно кадастровому паспорту от 18.06.2011 N 0703/201/11-930 земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:2487 предыдущий номер земельного участка - 07:03:00:00056:001 (т. 6, л.д. 74).
Кассационная жалоба содержит довод о том, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:2487 не находится на кадастровом учете и разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 7:03:0000000:2752 и 07:03:0000000:2751, что подтверждается кадастровыми паспортами от 15.10.2012 N 07/501/12-35851 и 07/501/12-35850 (т. 6, л.д. 72-73).
Разрешая спор по существу, суды основывались на кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:2487, который выдан 18.06.2011 (т. 1, л.д. 127). С учетом заявленных возражений администрации суду апелляционной инстанции следовало получить актуальные выписки из государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 07:03:0000000:2487 и 07:03:00:00056:001 (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2012 N 17110/11).
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не рассмотрел доводы дополнения к апелляционной жалобе в отношении земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:2487, постановление от 14.03.2013 в указанной части следует отменить, дело в отменной части - направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, устранить указанные нарушения, при необходимости истребовать должным образом дополнительные доказательства, обсудить вопрос о нарушении прав и законных интересов Тлехугова Р.М. и ОАО "Россельхозбанк", установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А20-2261/2012 отменить в части оставления без изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 по делу N А20-2261/2012 о признании незаконным бездействия местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, выразившегося в непринятии решения о предоставлении сельскохозяйственному производственному кооперативу "Майский" на праве собственности и ненаправлении ему проекта договора купли продажи земельного участка площадью 1 200 401 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2487 и о понуждении администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики к заключению соответствующих договоров купли-продажи.
В отменной части дело направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А20-2261/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N А20-2261/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N А20-2261/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Майский" (ИНН 0703000597, ОГРН 1020700558086) - Буранова З.М. (доверенность от 14.02.2013) и Перкиной М.С. (доверенность от 28.06.2013), от заинтересованного лица - местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0703002682, ОГРН 1020700558031) - Попета А.А. (доверенность от 02.04.2013) и Цепа А.Н. (доверенность от 03.07.2012), в отсутствие третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 (судья Шокумов Ю.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 (судьи Фриев А.Л., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А20-2261/2012, установил следующее.
СХПК "Майский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) о признании незаконным отказа в реализации права на приобретение в собственность находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании земельных участков сельскохозяйственного назначения: площадью 15 049 979 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2486, местоположение которого установлено относительно ориентира Майский район расположенного в границах участка; площадью 444 467 кв. м с кадастровым номером 07:03:0700000:22, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район; площадью 32 202 кв. м с кадастровым номером 07:03:2100000:10, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, район СХПК "Майский"; площадью 1 200 401 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2487, местоположение которого установлено относительно ориентира Майский район, расположенного в границах участка; площадью 789 841 кв. м с кадастровым номером 07:03:2500000:148, местоположение которого установлено относительно ориентира Майский район, г. Майский, юго-восточная часть, и о понуждении администрации к заключению соответствующих договоров купли-продажи (с учетом изменения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмета первоначально заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что, поскольку спорные земельные участки принадлежат кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, отказ администрации в предоставлении их в собственность не соответствует пункту 2 статьи 3 и пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), а также нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой на решение от 23.11.2012. Кроме этого, в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Катханов Хазретали Мухадович и местная администрация городского поселения Майский Кабардино-Балкарской Республики (далее - местная администрация) обратились с апелляционной жалобой на решение от 23.11.2012 в части, касающейся земельного участка площадью 32 202 кв. м с кадастровым номером 07:03:2100000:10.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 принят отказ кооператива от иска в части признания незаконным отказа в реализации права на приобретение в собственность находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 32 202 кв. м с кадастровым номером 07:03:2100000:10, расположенного в Майском муниципальном районе и о понуждении администрации к заключению соответствующего договора купли-продажи. Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 в названной части отменено, производство по делу - прекращено. Также прекращено производство по апелляционным жалобам Катханова Х.М. и местной администрации. В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и дополнительно указал, что кооператив вправе требовать заключения договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков, поскольку пунктом 2 статьи 3 Вводного закона установлена обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение от 23.11.2012 и постановление от 14.03.2013, принять по делу новый судебный акт. Судебные акты обжалуются в части удовлетворенных исковых требований, касающихся земельных участков с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148, 07:03:0000000:2486 и 07:03:0000000:2487. В части прекращения производства по делу в отношении земельного участка с кадастровым номером 07:03:2100000:10 и прекращения производства по апелляционным жалобам Катханова Х.М. и местной администрации постановление от 14.03.2013 администрацией не обжалуется, в связи с чем законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции в названной части не проверяется.
Доводы кассационной жалобы сводятся к следующему:
- - разделение земельного участка общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 привело к изменению его правового положения. Заявитель не осуществил государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на вновь образованные земельные участки;
- - оспариваемыми судебными актами затронуты права Тлехугова Руслана Мухарбиевича, местной администрации и ОАО "Россельхозбанк" (далее - банк) в отношении земельного участка площадью 1 200 401 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2487. Названный участок предоставлен Тлехугову Р.М. в аренду; право аренды заложено арендатором банку. В соответствии с письмом от 26.01.2006 N 39 кооператив отказался от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:2487. В настоящее время указанный земельный участок не находится на кадастровом учете и разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 7:03:0000000:2752 и 07:03:0000000:2751, что подтверждается кадастровыми паспортами от 15.10.2012 N 07/501/12-35851 и 07/501/12-35850. Земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:2487 не находится в пользовании заявителя, что подтвердил кооператив в рамках производства по делу N А20-793/2013;
- - кооператив неоднократно отказывался от права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемые земельные участки, что подтверждается соответствующими письмами в адрес администрации;
- - суды надлежащим образом не рассмотрели довод о наличии моратория на приватизацию испрашиваемых земельных участков;
- - представленный в материалы дела кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 07:03:0700000:22 не согласован с администрацией;
- - суд первой инстанции необоснованно принял уточнения первоначально заявленных требований.
Кооператив направил отзыв на кассационную жалобу, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения. К отзыву кооператив приложил дополнительные доказательства, которые судом кассационной инстанции не принимаются во внимание при рассмотрении кассационной жалобы ввиду того, что данные документы не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
В судебном заседании администрация поддержала доводы жалобы, кооператив - отзыва на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей кооператива и администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление от 14.03.2013 надлежит отменить в части, а дело в отмененной части - направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в соответствии с государственными актами на право бессрочного пользования земельными участками от 25.12.1987 N А-1 N 207767, А-1 N 207768 и А-1 N 207769 плодоводческому совхозу "Майский" Майского района КБАССР (правопредшественник кооператива) предоставлено в бессрочное и бесплатное пользование для сельскохозяйственного использования три земельных участка (1 206, 63 га, 463,94 га и 1 416,21 га).
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что плодосовхоз "Майский" преобразован в коллективное долевое предприятие "Майский", которое затем преобразовано в кооператив.
В соответствии со свидетельством о праве бессрочного пользования от 11.02.1993 N 252 в пользовании совхоза "Майский" находилось 2557,8 га земель, их которых 2208,9 га сельхозугодий (из них 1348,6 га пашни).
Свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2005 серии 07 АД N 010208 подтверждает, что за кооперативом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009.
В связи с инвентаризацией и уточнением границ земельных участков, земельный участок общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 расформирован и разделен на отдельные земельные участки. В результате размежевания образовались земельные участки, в том числе и с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148, 07:03:0000000:2486 и 07:03:0000000:2487, что подтверждается кадастровыми паспортами указанных земельных участков, справкой ООО ХЗГ "Кадастр", экспликацией земель кооператива и администрацией не оспаривается.
16 апреля 2012 года в администрацию поступило заявление кооператива о предоставлении в собственность за плату земельных участков, находившихся у его правопредшественника на праве постоянного (бессрочного) пользования, подтвержденном государственными актами от 25.12.1987 N А-1 N 207767, А-1 N 207768 и А-1 N 207769.
Письмом от 12.05.2012 N 544 администрация отказала кооперативу в реализации права на приобретение земельных участков в собственность, указав в качестве препятствий наличие ограничения в обороте земель сельскохозяйственного назначения и запрет на их приватизацию (пункт 1 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и пункт 1 статьи 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике)).
Полагая, что названный отказ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы пользователя земельными участками, кооператив обратился в арбитражный суд.
Первоначально кооператив заявил требование о признании незаконным отказа в реализации права на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009. В суде первой инстанции кооператив уточнил требования, поскольку земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 разделен на несколько самостоятельных земельных участков. Кроме того, кооператив исключил притязания на земельные участки, находящиеся в аренде у третьих лиц.
В кассационной жалобе администрация указала на нарушение ее прав ввиду уточнения кооперативом заявленных требований. Формально заявление кооператива, направленное в адрес администрации (т. 2, л.д. 14), о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 не соответствует уточненным требованиям, которые рассмотрел суд первой инстанции. Очевидна, что администрация не могла принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:0009, поскольку такой участок как объект гражданских прав не существует. Вместе с тем, отказ кооперативу в заявленных требованиях (в том числе без принятия уточнений) с указанием на возможность обращения в администрацию с заявлением о предоставлении вновь образованных земельных участков не соответствовал бы целям своевременной судебной защиты.
Также является очевидным, что позиция администрации сводится к отсутствию у кооператива права на получение в собственность вновь образованных земельных участков.
При таких обстоятельствах, в целях процессуальной экономии и исходя из правовой позиции администрации, суд первой инстанции правомерно принял уточнение требований кооператива и рассмотрел их по существу, несмотря на то, что в заявлении, направленном в адрес администрации, кооператив просил предоставить земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:0009.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 1 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Вводного закона лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Администрация оспаривает наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:0009. Доводы жалобы сводятся к отсутствию у кооператива государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вновь образованные земельные участки.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется (пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих вывод судов о том, что испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148, 07:03:0000000:2486, 07:03:0000000:2487 входят в границы ранее учтенного земельного участка общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 09.09.2005 право бессрочного пользования в отношении земельных участков общей площадью 23 634 500 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:0009 зарегистрировано за кооперативом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.05.2012 N 00/19/2012-271.
Из норм земельного законодательства не следует, что при формировании землепользователем из первоначально предоставленного ему земельного участка участков меньшей площади или при уточнении границ ранее предоставленного земельного участка право постоянного (бессрочного) пользования прекращается. Данный вывод подтверждается положениями статьи 11.8 Земельного кодекса, из которых следует, что у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки. Принятия решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется. В этом случае отсутствие государственной регистрации не может свидетельствовать об отсутствии у кооператива права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемые земельные участки.
Администрация в кассационной жалобе заявила, что кооператив неоднократно отказывался от права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемые земельные участки, что подтверждается соответствующими письмами в адрес администрации.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса (пункт 1 статьи 45 Земельного кодекса).
Суды обоснованно отклонили ссылку администрации на письма кооператива (т. 2, л.д. 84, 103, 119-120, 127; т. 3, л.д. 34-35, 53). В деле отсутствуют документы, обосновывающие относимость указанных писем к земельным участкам с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148 и 07:03:0000000:2486. Суды не установили наличие доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на названные земельные участки в порядке, предусмотренном статьей 45 и частью 3 статьи 53 Земельного кодекса.
Из представленных администрацией документов не следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148 и 07:03:0000000:2486 переданы третьим лицам по договорам аренды.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148 и 07:03:0000000:2486, разделенные в границах участка с кадастровым номером 07:03:0000000:0009, обременены правом постоянного (бессрочного) пользования кооператива.
Подлежит отклонению довод жалобы о наличии запрета на приватизацию земельных участков, находящихся у кооператива на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В силу требований пункта 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Федеральным законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике (в редакции, действовавшей на день обращения кооператива с заявлением от 16.04.2012) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики и муниципальной собственности, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу настоящего Закона.
Как установил суд первой инстанции, администрация не представила доказательств разграничения прав на испрашиваемые земельные участки и отнесения их к федеральной, муниципальной или республиканской собственности.
В соответствии со статьей 3 Вводного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике (в редакции, действовавшей на день обращения кооператива с заявлением от 16.04.2012) названный Закон регулирует отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или муниципальной собственности.
Поскольку государственная собственность на испрашиваемые земельные участки не разграничена Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике (в редакции, действовавшей на день обращения кооператива с заявлением от 16.04.2012) не применяется к спорным правоотношениям.
Кроме того, в пункте 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Вводным законом.
Пункт 2 статьи 3 Вводного закона устанавливает не право, а обязанность лица переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды; установлен срок исполнения такой обязанности.
Таким образом, мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения) в силу пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на случаи приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. Права на такие участки приобретаются в соответствии с Вводным законом, который не допускает каких-либо ограничений устанавливаемых региональным законодательством.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций (осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции), которые используют принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки по целевому назначению.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, кооператив имеет статус сельскохозяйственной организации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, уставом кооператива и сторонами не оспаривается. На земельных участках с кадастровыми номерами 07:03:0700000:22, 07:03:2500000:148, 07:03:0000000:2486 кооператив осуществляет хозяйственную деятельность, пользуется и владеет спорными земельными участками в соответствии с их целевым назначением.
Суды установили, что к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность кооператив приложил все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, действовавшим на дату обращения с заявлением.
Довод администрации о том, что кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 07:03:0700000:22 не согласован с администрацией и не содержит данные о назначении земельного участка и его кадастровой стоимости был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
В кассационной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе (т. 4, л.д. 140-143) администрация заявила возражение о том, что оспариваемыми судебными актами затронуты права Тлехугова Руслана Мухарбиевича, местной администрации и банка в отношении земельного участка площадью 1 200 401 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2487. Названный участок предоставлен Тлехугову Р.М. в аренду; право аренды заложено арендатором банку. В соответствии с письмом от 26.01.2006 N 39 кооператив отказался от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:2487.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства в их совокупности и взаимосвязи, осуществляя проверку каждого доказательства, в том числе с позиции его достоверности и соответствия содержащихся в нем сведений действительности. При этом в судебном акте указываются не только результаты оценки принятых судом доказательств, но и мотивы, по которым было отказано в принятии иных доказательств.
В нарушение требований названной статьи, пункта 2 части 4 статьи 170 и пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление от 14.03.2013 не содержат мотивов, по которым отклонены указанные выше возражения администрации.
В соответствии с договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения находящегося в государственной собственности от 28.04.2006 б/н администрация (арендодатель) передала Тлехугову Р.М. (арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером 07:03:00:00056:001 (т. 2, л.д. 89-94). Согласно кадастровому паспорту от 18.06.2011 N 0703/201/11-930 земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:2487 предыдущий номер земельного участка - 07:03:00:00056:001 (т. 6, л.д. 74).
Кассационная жалоба содержит довод о том, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 07:03:0000000:2487 не находится на кадастровом учете и разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 7:03:0000000:2752 и 07:03:0000000:2751, что подтверждается кадастровыми паспортами от 15.10.2012 N 07/501/12-35851 и 07/501/12-35850 (т. 6, л.д. 72-73).
Разрешая спор по существу, суды основывались на кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:2487, который выдан 18.06.2011 (т. 1, л.д. 127). С учетом заявленных возражений администрации суду апелляционной инстанции следовало получить актуальные выписки из государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 07:03:0000000:2487 и 07:03:00:00056:001 (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2012 N 17110/11).
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не рассмотрел доводы дополнения к апелляционной жалобе в отношении земельного участка с кадастровым номером 07:03:0000000:2487, постановление от 14.03.2013 в указанной части следует отменить, дело в отменной части - направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, устранить указанные нарушения, при необходимости истребовать должным образом дополнительные доказательства, обсудить вопрос о нарушении прав и законных интересов Тлехугова Р.М. и ОАО "Россельхозбанк", установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А20-2261/2012 отменить в части оставления без изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 по делу N А20-2261/2012 о признании незаконным бездействия местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, выразившегося в непринятии решения о предоставлении сельскохозяйственному производственному кооперативу "Майский" на праве собственности и ненаправлении ему проекта договора купли продажи земельного участка площадью 1 200 401 кв. м с кадастровым номером 07:03:0000000:2487 и о понуждении администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики к заключению соответствующих договоров купли-продажи.
В отменной части дело направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2013 по делу N А20-2261/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)