Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 26 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-6859/2013
на решение от 13.05.2013
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-25101/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общественного движения Приморского края "Физкультура и спорт" (ИНН 2540057750, ОГРН 1032500003370, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.02.2003)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
о признании незаконными решений,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель Д.А. Макаров (паспорт, доверенность от 30.01.2013);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- от УГА г. Владивостока: представитель В.А. Фрейдун (удостоверение N 4279, доверенность от 02.07.2013 N 27/1-1-1947);
- от Кадастровой палаты: представитель Э.М. Мадисон (паспорт, нотар. доверенность от 29.07.2013);
- установил:
Общественное движение Приморского края "Физкультура и спорт" (далее по тексту - "заявитель", "общественное движение") обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о признании незаконными отказов, оформленных письмами от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13704, от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13710, от 29.06.2012 N 29/02/02/-13/13658, в предоставлении в собственность земельных участков в городе Владивостоке в районе ул. Советская, 2 и обязании департамент принять решение о предоставлении в собственность заявителя следующих земельных участков: земельного участка площадью 8307 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:1; земельного участка площадью 2022 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:32; земельного участка площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:28, расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Советская, 2, для дальнейшей эксплуатации спортивных комплексов в месячный срок со дня принятия решения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, департамент ссылается на неверное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Настаивает на том, что часть испрашиваемых земельных участков находится в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, в которых предоставление земельных участков на праве собственности запрещается. Поскольку заявитель обратился в департамент за предоставлением земельных участков после утверждения Генерального плана г. Владивостока, при принятии вопроса о предоставлении земельного участка либо об отказе в его предоставлении наличие красных линий подлежит учету в обязательном порядке.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока (далее по тексту -"УГА г. Владивостока") поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доводам апелляционной жалобы возразили. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Департамент в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Постановлением администрации города Владивостока от 01.03.2001 N 313 заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 2022 кв. м, расположенный в г. Владивостоке в районе ул. Советская, для обслуживания реконструируемых теннисных кортов. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2001 25-АА N 029847.
В целях переоформления указанного права 08.06.2012 заявитель обратился в департамент с заявлением (вх. N 29-17480) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2022 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:32. расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Советская, 2, для дальнейшей эксплуатации спортивных комплексов.
Письмом от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13710 департамент отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на непредставление заявителем документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, нахождение части земельного участка в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, а также в связи с представлением кадастрового паспорта, не соответствующего постановлению Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
Постановлением администрации города Владивостока от 09.08.2001 N 1236 заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 8307 кв. м, расположенный в г. Владивостоке в районе ул. Советская, для проектирования и строительства теннисно-сервисного комплекса с автостоянкой. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2001 25-АА N 071148.
В целях переоформления указанного права 08.06.2012 заявитель обратился в департамент с заявлением (вх. N 29-17470) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 8307 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:1. расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Советская, 2, для дальнейшей эксплуатации спортивных комплексов.
Письмом от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13704 департамент отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на непредставление заявителем документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, нахождение части земельного участка в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, а также в связи с представлением кадастрового паспорта, не соответствующего постановлению Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
Постановлением администрации города Владивостока от 01.03.2001 N 313 заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 1561 кв. м, расположенный в г. Владивостоке в районе ул. Советская, для эксплуатации нежилого административно-хозяйственного здания блока обслуживания спортсменов и теннисными кортами. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2001 25-АА N 029845.
В целях переоформления указанного права 08.06.2012 заявитель обратился в департамент с заявлением (вх. N 29-17476) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:28. расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Советская, 2, для дальнейшей эксплуатации спортивных комплексов.
Письмом от 29.06.2012 N 29/02/02-13/13658 департамент отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на непредставление заявителем документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, нахождение части земельного участка в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, непредставлением документов, подтверждающих наличие прав на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, а также в связи с представлением кадастрового паспорта, не соответствующего постановлению Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
Не согласившись с отказами департамента, общественное движение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных отказов незаконными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - "Федеральный закон N 137-ФЗ") права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным статьей 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Как следует из приведенной правовой нормы, переоформление прав на земельный участок, предоставленный ранее в постоянное (бессрочное) пользование, является обязанностью всех юридических лиц независимо от того, имеются ли на предоставленных им земельных участках объекты недвижимого имущества или нет, при этом выбор права собственности или аренды принадлежит этим лицам. Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации указана в названной статье Закона лишь в качестве нормы права, регулирующей правила такого переоформления.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 Кодекса).
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 8307 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:1, земельный участок площадью 2022 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:32 и земельный участок площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:28, расположенные в г. Владивостоке в районе ул. Советская, 2, предоставлены заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Поскольку общественные движения не указаны в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, данные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на праве аренды или право собственности.
Материалами дела подтверждается, что в целях переоформления прав на вышеуказанные земельные участки общественное движение 08.06.2013 обратилось в департамент с соответствующими заявлениями, приложив к ним кадастровые паспорта земельных участков, копии постановлений о предоставлении земельных участков, копии свидетельств о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, а также копии регистрационных и уставных документов.
Проанализировав представленные заявителем документы, коллегия находит их соответствующими Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приложением к приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Утверждая обратное, департамент ссылается на непредставление заявителем выписок из ЕГРП о правах на здания, строения, сооружения, расположенные на приобретаемых земельных участках и о правах на приобретаемый земельные участки.
Между тем согласно пункту 2 приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 указанные документы не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Таким образом, непредставление общественным движением вышеуказанных документов не может повлечь правовые последствия в виде отказа в предоставлении земельного участка, тем более что заявитель представил копии свидетельств о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках.
Отказывая общественному движению в предоставлении земельных участков, департамент указал на нахождение их части в красных линиях перспективного развития автомобильных дорог.
Коллегией установлено, что испрашиваемые заявителем земельные участки частично расположены в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, в связи с чем в кадастровых паспортах они отражены как находящиеся в границах красный линий.
Вместе с тем надлежащих документов, подтверждающих соответствующий факт, материалы дела не содержат. В частности, сведения о том, что участок зарезервирован в установленном порядке для указанных целей ни департаментом, ни УГА г. Владивостока не представлено, как не представлены и документы, свидетельствующие о возможном проектируемом строительстве автомобильной дороги.
Коллегия также принимает во внимание, что непосредственно в границах красных линий земельных участков расположены объекты недвижимости заявителя, право собственности на которые зарегистрированы в установленном законом порядке. Указанный факт подтверждается представленным в материалы дела фрагментом карты функционального зонирования на территории г. Владивостока от 22.01.2013 и департаментом не оспаривался.
При таких обстоятельствах суд отклоняет довод департамента о невозможности выкупа спорного земельного участка как недоказанный в силу статьи 65 АПК РФ.
Доводы департамента о том, что кадастровые паспорта спорных земельных участков выданы 19.01.2011, в то время как постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в г. Владивостоке, коллегией отклоняются.
При этом коллегия учитывает, что обязательное предоставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приложением к приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, не предусмотрено.
Кроме того, при наличии сомнений в кадастровой стоимости земельных участков департамент имеет право запросить указанные сведения в органах кадастрового учета самостоятельно либо направить в адрес заявителя запрос о предоставлении указанных документов. Материалами дела подтверждается, что такой запрос в адрес заявителя не направлялся.
Отказывая заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:02007:28, департамент указал на отсутствие сведений о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, в кадастровом паспорте земельного участка.
Однако утвержденная приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 форма кадастрового паспорта земельного участка не содержит требований об указании сведений о нахождении на земельном участке объектов недвижимости. Пунктом 7 формы В1, на который ссылается департамент, предусмотрено указание местоположения земельного участка.
Иных оснований для отказа в переоформлении прав постоянного (бессрочного) пользования заявителя спорными земельными участками департаментом не указано.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что отказы департамента в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя, оформленные письмами от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13704, от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13710, от 29.06.2012 N 29/02/02/-13/13658, являются необоснованными.
Оспариваемые отказы нарушают права общественного движения на получение спорных земельных участков в целях их последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые отказы незаконным и удовлетворил требования заявителя.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что отказы департамента, оформленные письмами от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13704, от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13710, от 29.06.2012 N 29/02/02/-13/13658, являются незаконными, иные основания для отказа в предоставлении земельных участков заявителю департаментом не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал департамент принять решение о предоставлении спорных земельных участков и подготовить проекты договоров купли-продажи.
Указанный способ соответствует пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2013 по делу N А51-25101/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2013 N 05АП-6859/2013 ПО ДЕЛУ N А51-25101/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. N 05АП-6859/2013
Дело N А51-25101/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 26 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-6859/2013
на решение от 13.05.2013
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-25101/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общественного движения Приморского края "Физкультура и спорт" (ИНН 2540057750, ОГРН 1032500003370, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.02.2003)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
о признании незаконными решений,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель Д.А. Макаров (паспорт, доверенность от 30.01.2013);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- от УГА г. Владивостока: представитель В.А. Фрейдун (удостоверение N 4279, доверенность от 02.07.2013 N 27/1-1-1947);
- от Кадастровой палаты: представитель Э.М. Мадисон (паспорт, нотар. доверенность от 29.07.2013);
- установил:
Общественное движение Приморского края "Физкультура и спорт" (далее по тексту - "заявитель", "общественное движение") обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о признании незаконными отказов, оформленных письмами от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13704, от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13710, от 29.06.2012 N 29/02/02/-13/13658, в предоставлении в собственность земельных участков в городе Владивостоке в районе ул. Советская, 2 и обязании департамент принять решение о предоставлении в собственность заявителя следующих земельных участков: земельного участка площадью 8307 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:1; земельного участка площадью 2022 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:32; земельного участка площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:28, расположенных в г. Владивостоке в районе ул. Советская, 2, для дальнейшей эксплуатации спортивных комплексов в месячный срок со дня принятия решения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, департамент ссылается на неверное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Настаивает на том, что часть испрашиваемых земельных участков находится в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, в которых предоставление земельных участков на праве собственности запрещается. Поскольку заявитель обратился в департамент за предоставлением земельных участков после утверждения Генерального плана г. Владивостока, при принятии вопроса о предоставлении земельного участка либо об отказе в его предоставлении наличие красных линий подлежит учету в обязательном порядке.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока (далее по тексту -"УГА г. Владивостока") поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доводам апелляционной жалобы возразили. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Департамент в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
Постановлением администрации города Владивостока от 01.03.2001 N 313 заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 2022 кв. м, расположенный в г. Владивостоке в районе ул. Советская, для обслуживания реконструируемых теннисных кортов. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2001 25-АА N 029847.
В целях переоформления указанного права 08.06.2012 заявитель обратился в департамент с заявлением (вх. N 29-17480) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2022 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:32. расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Советская, 2, для дальнейшей эксплуатации спортивных комплексов.
Письмом от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13710 департамент отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на непредставление заявителем документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, нахождение части земельного участка в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, а также в связи с представлением кадастрового паспорта, не соответствующего постановлению Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
Постановлением администрации города Владивостока от 09.08.2001 N 1236 заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 8307 кв. м, расположенный в г. Владивостоке в районе ул. Советская, для проектирования и строительства теннисно-сервисного комплекса с автостоянкой. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2001 25-АА N 071148.
В целях переоформления указанного права 08.06.2012 заявитель обратился в департамент с заявлением (вх. N 29-17470) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 8307 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:1. расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Советская, 2, для дальнейшей эксплуатации спортивных комплексов.
Письмом от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13704 департамент отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на непредставление заявителем документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, нахождение части земельного участка в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, а также в связи с представлением кадастрового паспорта, не соответствующего постановлению Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
Постановлением администрации города Владивостока от 01.03.2001 N 313 заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 1561 кв. м, расположенный в г. Владивостоке в районе ул. Советская, для эксплуатации нежилого административно-хозяйственного здания блока обслуживания спортсменов и теннисными кортами. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2001 25-АА N 029845.
В целях переоформления указанного права 08.06.2012 заявитель обратился в департамент с заявлением (вх. N 29-17476) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:28. расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Советская, 2, для дальнейшей эксплуатации спортивных комплексов.
Письмом от 29.06.2012 N 29/02/02-13/13658 департамент отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на непредставление заявителем документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, нахождение части земельного участка в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, непредставлением документов, подтверждающих наличие прав на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, а также в связи с представлением кадастрового паспорта, не соответствующего постановлению Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
Не согласившись с отказами департамента, общественное движение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных отказов незаконными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - "Федеральный закон N 137-ФЗ") права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным статьей 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Как следует из приведенной правовой нормы, переоформление прав на земельный участок, предоставленный ранее в постоянное (бессрочное) пользование, является обязанностью всех юридических лиц независимо от того, имеются ли на предоставленных им земельных участках объекты недвижимого имущества или нет, при этом выбор права собственности или аренды принадлежит этим лицам. Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации указана в названной статье Закона лишь в качестве нормы права, регулирующей правила такого переоформления.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 Кодекса).
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 8307 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:1, земельный участок площадью 2022 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:32 и земельный участок площадью 1561 кв. м с кадастровым номером 25:28:020007:28, расположенные в г. Владивостоке в районе ул. Советская, 2, предоставлены заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Поскольку общественные движения не указаны в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, данные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на праве аренды или право собственности.
Материалами дела подтверждается, что в целях переоформления прав на вышеуказанные земельные участки общественное движение 08.06.2013 обратилось в департамент с соответствующими заявлениями, приложив к ним кадастровые паспорта земельных участков, копии постановлений о предоставлении земельных участков, копии свидетельств о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, а также копии регистрационных и уставных документов.
Проанализировав представленные заявителем документы, коллегия находит их соответствующими Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приложением к приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Утверждая обратное, департамент ссылается на непредставление заявителем выписок из ЕГРП о правах на здания, строения, сооружения, расположенные на приобретаемых земельных участках и о правах на приобретаемый земельные участки.
Между тем согласно пункту 2 приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 указанные документы не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Таким образом, непредставление общественным движением вышеуказанных документов не может повлечь правовые последствия в виде отказа в предоставлении земельного участка, тем более что заявитель представил копии свидетельств о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках.
Отказывая общественному движению в предоставлении земельных участков, департамент указал на нахождение их части в красных линиях перспективного развития автомобильных дорог.
Коллегией установлено, что испрашиваемые заявителем земельные участки частично расположены в красных линиях перспективного развития автомобильной дороги, в связи с чем в кадастровых паспортах они отражены как находящиеся в границах красный линий.
Вместе с тем надлежащих документов, подтверждающих соответствующий факт, материалы дела не содержат. В частности, сведения о том, что участок зарезервирован в установленном порядке для указанных целей ни департаментом, ни УГА г. Владивостока не представлено, как не представлены и документы, свидетельствующие о возможном проектируемом строительстве автомобильной дороги.
Коллегия также принимает во внимание, что непосредственно в границах красных линий земельных участков расположены объекты недвижимости заявителя, право собственности на которые зарегистрированы в установленном законом порядке. Указанный факт подтверждается представленным в материалы дела фрагментом карты функционального зонирования на территории г. Владивостока от 22.01.2013 и департаментом не оспаривался.
При таких обстоятельствах суд отклоняет довод департамента о невозможности выкупа спорного земельного участка как недоказанный в силу статьи 65 АПК РФ.
Доводы департамента о том, что кадастровые паспорта спорных земельных участков выданы 19.01.2011, в то время как постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в г. Владивостоке, коллегией отклоняются.
При этом коллегия учитывает, что обязательное предоставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приложением к приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, не предусмотрено.
Кроме того, при наличии сомнений в кадастровой стоимости земельных участков департамент имеет право запросить указанные сведения в органах кадастрового учета самостоятельно либо направить в адрес заявителя запрос о предоставлении указанных документов. Материалами дела подтверждается, что такой запрос в адрес заявителя не направлялся.
Отказывая заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:02007:28, департамент указал на отсутствие сведений о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, в кадастровом паспорте земельного участка.
Однако утвержденная приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 форма кадастрового паспорта земельного участка не содержит требований об указании сведений о нахождении на земельном участке объектов недвижимости. Пунктом 7 формы В1, на который ссылается департамент, предусмотрено указание местоположения земельного участка.
Иных оснований для отказа в переоформлении прав постоянного (бессрочного) пользования заявителя спорными земельными участками департаментом не указано.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что отказы департамента в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя, оформленные письмами от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13704, от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13710, от 29.06.2012 N 29/02/02/-13/13658, являются необоснованными.
Оспариваемые отказы нарушают права общественного движения на получение спорных земельных участков в целях их последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые отказы незаконным и удовлетворил требования заявителя.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что отказы департамента, оформленные письмами от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13704, от 02.07.2012 N 29/02/02-13/13710, от 29.06.2012 N 29/02/02/-13/13658, являются незаконными, иные основания для отказа в предоставлении земельных участков заявителю департаментом не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал департамент принять решение о предоставлении спорных земельных участков и подготовить проекты договоров купли-продажи.
Указанный способ соответствует пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2013 по делу N А51-25101/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)