Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N А33-18103/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. N А33-18103/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Бурковой О.Н., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бомштейн В.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Красноярского края представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Степанова Ивана Викторовича (доверенность от 14.02.2012 N 24/2012-06), Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Черепахиной Олеси Викторовны (доверенность от 28.12.2012 N 70-55/308), общества с ограниченной ответственностью "Делси-С" Вяловой - Григорьевой Ирины Алексеевны (доверенность от 18.06.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2013 года по делу N А33-18103/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Калашникова К.Г.; суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Магда О.В., Споткай Л.Е.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Делси-С" (ОГРН 1022400556177, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, далее - ответчик, управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка по адресу: г. Сосновоборск, ул. Заводская, 1 с кадастровым номером 24:56:0101001:4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских и производственных помещений, в сумме 4 954 162 рубля - его рыночной стоимости, определенной отчетом N ОК 1247 об оценке рыночной стоимости земельного участка.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик и соответчик обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять в отмененной части новое решение.
По мнению управления, суды, делая вывод о том, что управление является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, не применили нормы Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Выводы судов о том, что управление выступает органом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков, сохраняет статус органа кадастрового учета, имеет обязанность по направлению в орган кадастрового учета результатов рассмотрения судебного спора, необоснованны. Ссылка судов при принятии судебных актов на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 неправомерна.
Из кассационной жалобы учреждения следует, что вывод судов о том, что учреждение является надлежащим ответчиком, неправомерен. Истцом выбран неверный способ защиты права, а требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявлено к ненадлежащему лицу, поскольку учреждение такую стоимость не устанавливает и не пересматривает. Отчет об оценке подготовлен с нарушением положений статьи 11 Закона об оценочной деятельности, которая устанавливает обязательное применение федеральных стандартов оценки. Судам неверно истолкован пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационных жалоб и отсутствии оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.03.2006 серии 24ЕЗ N 059006 истцу на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель - земли поселений, площадью 39 952 кв.м, кадастровый номер 24:56:0101001:0004, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Заводская, 1.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость земельного участка в сумме 36 894 124 рубля 44 копейки.
Истцом представлен отчет N ОК 1247 от 07.08.2012, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Региональный институт оценки и управления недвижимостью" на дату 01.01.2011 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки. Рыночная стоимость земельного участка, согласно указанному отчету, составляет 4 954 162 рубля.
Из экспертного заключения N 683/2012 от 24.09.2012, подготовленного общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" на отчет N ОК 1247 от 07.08.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка, следует, что отчет N ОК 1247 от 07.08.2012 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 (далее - Закон об оценочной деятельности), требованиям федеральных стандартов оценки, ССО-РОО 2010, требованиям технического задания и договора на оценку, сделанные оценщиком выводы при определении рыночной стоимости земельного участка являются обоснованными.
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности, предусматривающих, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/2011 от 28.06.2011.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Предметом исковых требований по существу является требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются правом истца.
В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, является правильным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действующем в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая по существу отличается от рыночной стоимости только методом ее проведения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами, в рассматриваемом случае в отчете от 07.08.2012 N ОК-1247 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:56:0101001:0004 установлена по состоянию на 01.01.2011, то есть на ту же дату, когда была определена кадастровая стоимость указанного земельного участка, что соответствует требованиям законодательства.
Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Судами установлено, что на отчет от 07.08.2012 N ОК-1247 дано положительное экспертное заключение общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 24.09.2012 N 683/2012.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и установили кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:56:0101001:4, расположенного по адресу г. Сосновоборск ул. Заводская, 1, равной его рыночной стоимости в сумме 4 954 162 рубля, определенной в соответствии с отчетом N ОК 1247 от 07.08.2012 по состоянию на 01.01.2011.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2013 года по делу N А33-18103/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:
О.Н.БУРКОВА
А.И.СКУБАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)