Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-39547/12

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу N А41-39547/12


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" - Стратонов Н.А., доверенность от 15 мая 2013 года N 9/11, Юрченко Н.А., доверенность от 10 января 2013 года
от заинтересованного лица: Администрация Люберецкого муниципального района МО - не явился, извещен,
рассмотрев 16 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 01 марта 2013 года,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 03 июня 2013 года,
принятое судьями Коноваловым С.А., Макаровской Э.П., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" (ОГРН: 1025003211627)
о признании незаконными действий (бездействия) Администрации Люберецкого муниципального района Московской области (ОГРН: 1025003213179),

установил:

Открытое акционерное общество Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента (далее - ОАО "МПО по ВАИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом заявленных и принятых судом уточнений, о признании действий (отказа) Администрации муниципального образования "Люберецкий муниципальный район Московской области" (далее - Администрация Люберецкого муниципального района, заинтересованное лицо) в льготной продаже (за 2,5% от кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:38 по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Космонавтов, д. 20 площадью 8966+/-33 кв. м в собственность заявителя незаконными; об обязании принять решение о продаже ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:38 по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Космонавтов, д. 20 площадью 8966+/-33 кв. м в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ, статьи 2 ФЗ РФ N 137 от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса РФ" по льготной ставке - за 2,5% от кадастровой стоимости, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2013 года, в удовлетворении требований ОАО "МПО по ВАИ" отказано. При этом суды исходили из того, что заявителем при подаче заявления о приобретении права на земельный участок не были представлены документы, подтверждающие факт нахождения нежилого здания, принадлежащего заявителю, на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010309:38.
ОАО "МПО по ВАИ" не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, при разрешении спора судами не учтено то обстоятельство, что ОАО "МПО по ВАИ" обратилось с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования в соответствии с действующим законодательством и спорный земельный участок является ранее сформированным в существующей городской застройке. Заинтересованное лицо не потребовало дополнительные документы ("нотариально заверенную копию устава", "заключение архитектора" и другие) от Заявителя в землеустроительное дело участка, а именно мотивировало их отсутствием свой окончательный отказ в выкупе земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, извещенная о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направила. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия, лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене по основаниям неправильного применения норм материального права.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что ОАО "МПО по ВАИ" в порядке статьи 36 ЗК РФ, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обратилось в Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования и приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:38 по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Космонавтов, д. 20 площадью 8966 +/- 33 кв. м для детского образовательного учреждения, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для детского сада N 39.
Администрация муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области письмом от 21 июня 2012 года отказала в выкупе земельного участка в связи с отсутствием копии устава, документов, удостоверяющих право на здание, кадастрового паспорта, заключения главного архитектора о наличии красных линий и других ограничений (в случаях предусмотренных законодательством), возможности оформления земельного участка в собственность (при отсутствии красных линий или других ограничений), либо оформления только в аренду (при наличии ограничений).
Полагая, что отказ в переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельного участка противоречит закону, ОАО "МПО по ВАИ" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды, исходили из того, что заявителем не соблюдены требования закона при обращении с заявлением о выкупе земельного участка, а именно не представлены истребуемые администрацией дополнительные документы в подтверждение права на выкуп спорного земельного участка. Выводы судов основаны на том, что из содержания Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475, а именно пункта 7, Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, является открытым. В тех случаях, когда из обязательных к представлению документов, указанных в пунктах 1 - 6 Перечня, не следует, что заявитель имеет право приобрести земельный участок, заявителю необходимо представить копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше.
Между тем, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 1 июля 2012 года приобретают указанные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в городах с численностью населения менее 3 миллионов человек, по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Пункт 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса предусматривает, что юридические лица, за исключением названных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на праве аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
При обращении с заявлением о выкупе спорного земельного участка заявителем в подтверждение права на приобретение в собственность указанного земельного участка представлены в администрацию копии: паспорта; свидетельства о внесении записи о заявителе в ЕГРЮЛ; выписок из ЕГРП о праве собственности на здания, расположенных на этом участке; уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений о праве на земельный участок; выписки из плана приватизации, постановлений о предоставлении обществу земельного участка в бессрочное пользование (с учетом уточнения площади участка); свидетельства о праве бессрочного пользования земельным участком; кадастрового паспорта участка.
Заявителем были представлены все необходимые и достаточные документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Спорный земельный участок по ул. Космонавтов, 20 площадью 0.89 га, принадлежащий заявителю на праве бессрочного постоянного пользования на основании Постановления Главы администрации Люберецкого района Московской области от 27 января 1993 года N 37/1, сформирован под размещение детского сада N 39. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, с видом разрешенного использования для детского сада N 39, присвоен кадастровый номер 50:22:0010309:38. Право бессрочного постоянного пользования подтверждено свидетельством. Документы, подтверждающие наличие права бессрочного постоянного пользования, представлены в администрацию в приложении к заявлению о выкупе земельного участка.
Право собственности на детский сад, как установлено судами двух инстанций, возникло в результате приватизации Московского производственного объединения по выпуску алмазного инструмента, в подтверждение указанного обстоятельства как при обращении с заявлением о приватизации спорного земельного участка, так и в суд представлен план приватизации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ОАО "МПО по ВАИ" исключительного права на приобретение земельного участка в собственность в порядке переоформления права бессрочного постоянного пользования.
В связи с указанным, несостоятелен и опровергается имеющимися доказательствами выводы судов, относительно отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что здание детского сада N 39 расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010309:38, и отсутствие обоснований права на выкуп земельного участка по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Вывод судов о правомерности отказа в выкупе земельного участка в связи с непредставлением запрошенных администрацией дополнительных документов, поскольку заявителем не доказано обстоятельство, дающее ему право на приобретение земельного участка в собственность по основаниям, указанным в статье 36 ЗК РФ, основан как на неправильном применении норм материального права, а именно пункта 7 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475, так и противоречит фактическим обстоятельствам по делу и имеющимся доказательствам.
Действительно, согласно пункту 7 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 в тех случаях, когда из обязательных к представлению документов, указанных в пунктах 1 - 6 Перечня, не следует, что заявитель имеет право приобрести земельный участок, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, администрация вправе запросить документы, подтверждающие обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка.
Между тем, истребованные администрацией документы, а именно заключение главного архитектора о наличии красных линий и других ограничений, не относиться к документам, подтверждающим право приобретения земельного участка в собственность. Таким образом, вывод судов о правомерности требования дополнительных документов основан на неправильном применении указанных норм права и противоречит статье 29 Земельного кодекса, запрещающей требовать от заявителя дополнительные документы, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Что касается выводов суда о недоказанности заявителем размеров земельного участка, необходимого для использования детского сада N 39, и проверки его на соответствие нормам предоставления, как того требует статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации, то они также несостоятельны, поскольку в настоящем случае речь идет о переоформлении права постоянного бессрочного пользования в порядке пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, общество, обладающее спорными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на приобретение их в собственность на основании пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса.
Следовательно, у администрации отсутствовали правовые основания для отказа обществу в приобретении в собственность спорных земельных участков.
Кроме того, делая вывод о том, что заявитель обратился с рассматриваемым заявлением к ненадлежащему лицу, основан на неправильном применении пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку в материалах дела не содержится доказательств, что испрашиваемый заявителем участок относится к какой-либо из категорий, перечисленных в названной норме.
Между тем, из материалов дела следует, что данный земельный участок находится в государственной собственности, которая не была разграничена, в связи с чем право распоряжаться земельным участком, находящимся на территории Люберецкого района, право собственности на который не разграничено, принадлежит муниципальному образованию - Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у администрации не имелось оснований для отказа в оформлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
Требование общества относительно обязания устранить допущенные нарушения путем возложения на администрацию обязанности принять соответствующее решение и направить проект договора купли-продажи земельного участка по цене, равной 2,5 процентов кадастровой стоимости подлежит удовлетворению в порядке положений статьи 201 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд при признании незаконным решения органов, осуществляющих публичные полномочия, в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязывает указанный орган совершить действия по предоставлению земельного участка с указанием срока и условий предоставления.
Поскольку на испрашиваемом участке расположены объекты, которые были ранее отчуждены из государственной собственности в порядке приватизации, выкупная цена земельного участка должна быть определена в соответствии с правилами, установленными частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть, в данном случае, в размере, равном 2,5 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку судами установлены все значимые по делу обстоятельства, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об удовлетворении требований общества.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы, понесенные обществом расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной инстанций в сумме 4.000 рублей на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет администрации, а госпошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная обществом за подачу кассационной жалобы, подлежит возврату обществу, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2013 года по делу N А41-39547/12 отменить.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области в предоставлении в собственность ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:38 по адресу Московская область, г. Люберцы, ул. Космонавтов, 20 в порядке переоформления права бессрочного пользования.
Обязать Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области в месячный срок со дня принятия данного постановления принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010309:38 по адресу Московская область. Г. Люберцы, ул. Космонавтов, 20 по льготной ставке 2,5% от кадастровой стоимости в порядке, установленном Федеральным законом N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", подготовить и направить ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Взыскать с Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (ОГРН: 1025003213179) в пользу ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" 4.000 рублей судебных расходов.
Возвратить ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" (ОГРН: 1025003211627) излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Е.Ю.ВОРОНИНА

Судья
А.М.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)