Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 29.03.2013 N Ф09-1655/13 ПО ДЕЛУ N А50-11549/12

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. N Ф09-1655/13

Дело N А50-11549/12

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (далее - общество "Пиломатериалы "Красный Октябрь") на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2012 по делу N А50-11549/12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.03.2013 в соответствии с ч. 3, 4 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего Семеновой З.Г. на судью Беляеву Н.Г., и судьи Беляевой Н.Г. на судью Купреенкова В.А.
В судебное заседание, назначенное на 21.03.2013, участвующие в деле лица, явку представителей не обеспечили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, начавшемся 21.03.2013, объявлен перерыв до 25.03.2013, 14 ч. 50 мин.
После перерыва в судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) - Горкунова Л.М. (доверенность от 20.12.2012 N 61),
Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление) - Подпалый Ю.В. (доверенность от 09.01.2013 N 06).

Общество "Пиломатериалы "Красный Октябрь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 11.03.2012 N 652, об обязании осуществить в установленный законом срок государственную регистрацию названного договора аренды.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Пермского края (далее - министерство), территориальное управление, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата").
Решением суда от 04.10.2012 (судья Заляева Л.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пиломатериалы "Красный Октябрь" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 7, 72, 92, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы. По мнению заявителя, в данном случае в силу ст. 4.1 Вводного закона для передачи спорных лесных участков в аренду не требовалось проведения в отношении них государственного кадастрового учета. По мнению заявителя, спорные лесные участки надлежащим образом индивидуализированы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2012 N 2 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" между министерством (арендодатель) и обществом "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (арендатор) подписан договор аренды от 11.03.2012 N 652, согласно условиям которого обществу "Пиломатериалы "Красный Октябрь" переданы в аренду лесные участки общей площадью 51 522,6 га, а именно: лесной участок площадью 37 249,6 га и лесной участок площадью 14 273 га. Срок действия договора установлен сторонами до 11.03.2061 (п. 21 договора).
Согласно письму министерства от 10.05.2012 N СЭД-48-01-24-123 лесной участок общей площадью 37 249,6 га в соответствии со сведениями государственного лесного реестра входит в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 59:20:0000000:100, расположенного по адресу: Пермский край, Ильинский район, Ильинский гослесхоз, и участка лесного фонда с кадастровым номером 59:20:0000000:228, расположенного по адресу: Пермский край, Ильинский район, Ильинский сельский лесхоз, и образован из этих участков лесного фонда. Лесной участок общей площадью 14 273 га в соответствии со сведениями государственного лесного реестра входит в состав участка лесного фонда с кадастровым номером 59:21:0000000:36, расположенного по адресу: Пермский край, Карагайский район, Ильинский лесхоз и образован из этого участка лесного фонда.
Общество "Пиломатериалы "Красный Октябрь" 29.03.2012 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 11.03.2012 N 652. К заявлению обществом "Пиломатериалы "Красный Октябрь" приложены, в том числе, выписки из государственного лесного реестра Пермского края в отношении лесных участков с картами-схемами расположения и границ лесных участков от 11.03.2012.
В сообщении от 03.02.2012 N 35/076/2011-127 Управление Росреестра отказало Управлению муниципальной собственности в государственной регистрации права собственности на указанный объект на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В обоснование отказа Управление Росреестра сослалось на то, что являющиеся предметом договора аренды лесные участки образованы из участков лесного фонда с кадастровыми номерами 59:20:0000000:100, 59:20:0000000:228, 59:16:0000000:36, в связи с этим в отношении спорных участков также должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Общество "Пиломатериалы "Красный Октябрь", полагая, что данный отказ в государственной регистрации договора аренды не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации мотивирован тем, что в нарушение абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесных участков, являющихся предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды.
На основании ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Принимая во внимание, что являющиеся предметом договора аренды лесные участки, образованы из участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, суды пришли к верному выводу о том, что в данном случае предоставление спорных участков не относится к случаям, предусмотренным ст. 4.1 Вводного закона, и при передаче спорных участков в аренду они должны быть поставлены на государственный кадастровый учет.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3 *** ст. 4.1 Вводного закона).
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 N 310.
В соответствии с п. *** 11 Порядка государственный учет проводится в случаях предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда. Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к данному Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в п. 2 Порядка.
Согласно п. 12 Порядка по результатам государственного учета лицам, указанным в п. 5 Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Исходя из п. 2, 3 ст. 26 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13), разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Как следует из письма министерства, являющиеся предметом аренды лесные участки общей площадью 37 249,6 га и 14 273 га, входят в состав участков лесного фонда с кадастровыми номерами 59:20:0000000:100, 59:20:0000000:228, 59:21:0000000:36, и образованы из них.
Доказательств, подтверждающих, что лесные участки с кадастровыми номерами 59:20:0000000:100, 59:20:0000000:228, 59:21:0000000:36 имеют отдельные сформированные части, которые поставлены на государственный кадастровый учет в деле не имеется.
Судами также установлено и следует из материалов дела, что являющиеся предметом договора аренды от 11.03.2012 N 652 лесные участки на момент подписания указанного договора как самостоятельные объекты права в установленном законом порядке не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о законности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды спорных лесных участков, в связи с этим правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права с учетом установленных обстоятельств и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2012 по делу N А50-11549/12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пиломатериалы "Красный Октябрь" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
В.А.КУПРЕЕНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)