Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2013 ПО ДЕЛУ N А39-995/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. по делу N А39-995/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.09.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя Кутового Вячеслава Ивановича (Республика Мордовия, г. Саранск)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.05.2013
по делу N А39-995/2012,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя Кутового Вячеслава Ивановича о признании незаконными действий администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,
при участии в судебном заседании представителей:
- главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя Кутового Вячеслава Ивановича - лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06.03.2012;
- администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия - Абрамова В.В. по доверенности от 05.03.2013,
и
установил:

глава крестьянского фермерского хозяйства индивидуальный предприниматель Кутовой Вячеслав Иванович (далее - Кутовой В.И., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация Берсеневского сельского поселения, орган местного самоуправления) от 13.01.2012 N 14 об отказе в принятии его предложения от 22.09.2011 по проектам Генерального плана и Правилам землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия провести границу населенных пунктов Берсеневского сельского поселения таким образом, чтобы земельные участки с кадастровыми номерами 13:15:0107001:279; 13:15:0107001:843; 13:15:0107001:330; 13:15:0107001:408; 13:15:0107001:406; 13:15:0107001:403; 13:15:0107001:407; 13:15:0107001:332; 13:15:0107001:329; 13:15:0107001:392 оказались в границах населенных пунктов Берсеневского сельского поселения, установив для данных участков территориальную зону "для осуществления малоэтажного жилищного строительства". Одновременно заявитель просил обязать орган местного самоуправления принять его предложение, а также совершить необходимые действия для осуществления изменения границ населенных пунктов Берсеневского сельского поселения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чаиркина Елена Валентиновна, Кутовая Ольга Борисовна, Танькин Александр Иванович, Танькин Владимир Иванович.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.05.2013 Кутовому В.И. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению Кутового В.И., орган местного самоуправления при принятии решения об отказе в рассмотрении его предложений по проекту Генерального плана и Правилам землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не принял во внимание интересы Предпринимателя, как собственника земельных участков, перспективное развитие населенных пунктов и его земельного фонда, а также не учел интересы населения, которое лишено возможности осуществить жилищное строительство.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Мордовия.
В судебном заседании Предприниматель поддержал свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель администрации Берсеневского сельского поселения в судебном заседании выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 13ГА N 333976, N 333975, N 208440, N 305753, N 208327, N 305951, N 246444, N 307752, N 208441, N 299326, N 422101, N 490422, N 490421, N 298806, N 298805, N 298807, N 298802 Кутовому В.И., являющемуся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, принадлежат на праве общей долевой собственности земельные участки с кадастровыми номерами 13:150107001:279; 13:15:0107001:843; 13:15:0107001:330; 13:15:0107001:408; 13:15:0107001:406; 13:15:0107001:403; 13:15:0107001:407; 13:15:0107001:332; 13:15:0107001:329; 13:15:0107001:392, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенные по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, СПК "Пригородный" (в границах Берсеневского сельского поселения).
Из содержащейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06.03.2012 следует, что основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Кутового В.И. является овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников.
Разрешенный вид использования рассматриваемых земельных участков соответствует виду предпринимательской деятельности Кутового В.И. Доказательства иного в материалах дела отсутствуют.
22.09.2011 Кутовой В.И. обратился в администрацию Берсеневского сельского поселения с заявлением, в котором просил учесть его предложения по проекту Генерального плана и Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, и провести границу населенных пунктов Берсеневского сельского поселения таким образом, чтобы принадлежащие ему на праве собственности земельные участки оказались в границах населенных пунктов Берсеневского сельского поселения, установив для обозначенных земельных участков территориальную зону "для осуществления малоэтажного жилищного строительства". Населенный пункт, к которому заявитель хотел бы отнести принадлежащие ему земельные участки, не указывался.
Письмом от 13.01.2012 N 14 орган местного самоуправления уведомил Кутового В.И. об отказе в принятии его предложений, обосновав свое решение отсутствием мотивированного заявления о включении обозначенных земельных участков в границы населенных пунктов Берсеневского сельского поселения; отсутствием указания на конкретный населенный пункт Берсеневского сельского поселения, в который необходимо включить указанные земельные участки, а также нецелесообразностью включения вышеуказанных земельных участков в границы населенных пунктов Берсеневского сельского поселения.
Полагая, что такое решение администрации Берсеневского сельского поселения противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Кутовой В.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 24, 30, 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Закона Республики Мордовия от 13.09.2007 N 84-З "О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов" (в редакции от 12.03.2010, действующей в момент обращения Кутового В.И. в орган местного самоуправления) и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Положения части 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают представление заинтересованными лицами своих предложений по проекту генерального плана.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок подготовки проекта Правил землепользования и застройки, в части 3 которой указано, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 29.12.2005 N 57 утвержден Устав Берсеневского сельского поселения, согласно статье 3 которого территория Берсеневского сельского поселения включает в себя следующие населенные пункты: село Берсеневка, поселок Берсеневские Выселки, поселок Блохинские Выселки, деревня Блохино, поселок Звездный, деревня Русская Свербейка, деревня Старая Чекаевка, село Татарская Свербейка, поселок Чекаевский.
Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства предусматривает деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков обязаны использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Из пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 8 Закона о переводе земель предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Частью 2 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ предусмотрено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
В силу части 4 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью Закона, не допускается.
Согласно статье 1 Закона Республики Мордовия от 13.09.2007 N 84-З "О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов" (в редакции от 12.03.2010, действовавшей на момент обращения Кутового В.И. в орган местного самоуправления, далее - Закон РМ от 13.09.2007 N 84-З) орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти Республики Мордовия, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляют в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка по форме согласно приложению 1.
К вышеуказанному заявлению прилагаются кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.
Статьей 2 Закона РМ от 13.09.2007 N 84-З предусмотрено, что орган местного самоуправления направляет в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия поступившее заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, утвержденное решением представительного органа местного самоуправления соответствующего поселения по форме, согласно приложению 2, а также заключение о результатах публичных слушаний, если их проведение требуется в соответствии с Федеральным законом.
Из всего вышеизложенного следует, что администрация Берсеневского сельского поселения не наделена полномочиями принимать решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов, либо исключении их из границ населенных пунктов. Такие полномочия законодатель предоставил исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления уполномочен выдавать заключение о целесообразности включения в границу населенного пункта, либо исключения земельных участков из границ населенного пункта.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону N 101-ФЗ, Федеральному закону N 191-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом защиты в суде являются именно нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося заинтересованного лица.
Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
По настоящему делу в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Кутовой В.И. не доказал нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Республики Мордовия правомерно отказал Кутовому В.И. в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Предпринимателя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Утверждение заявителя о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права рассмотрено судом апелляционной инстанции и признается несостоятельным.
В силу части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Суд считает, что непринятие судом первой инстанции уточненных требований Кутовойого В.И. от 06.05.2013 не привело и не могло привести к принятию неправильного решения, поскольку установлено, что администрация Берсеневского сельского поселения в принципе не уполномочена принимать решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.05.2013 по делу N А39-995/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.05.2013 по делу N А39-995/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства индивидуального предпринимателя Кутового Вячеслава Ивановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)