Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Варакшина Т.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Няшина В.А.
судей Степанова П.В., Позолотиной Н.Г.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 июня 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе И. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 12 февраля 2013 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований И. к Департаменту земельных отношении администрации города Перми, обществу с ограниченной ответственностью "Коммерческая фирма <...>" о признании незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившиеся в отказе от предоставления И. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему земельному участку и дому, а также для выполнения благоустройства; об обязании Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов И., в соответствии с нормами земельного законодательства путем выполнения процедуры, предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставления в аренду И. земельных участков, расположенных по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер <...> площадью 845 +/- 6 кв. м; кадастровый номер <...> площадью 195 +/- 4 кв. м, в том числе утвердить и выдать И. схему расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; об обязании Департамент земельных отношений администрации г. Перми принять в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельных участков, расположенных по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер <...> площадью 845 +/- 6 кв. м; кадастровый номер <...> площадью 195 +/- 4 кв. м, решение о предоставлении этих земельных участков в аренду на 5 лет И., подготовить проект договора аренды и направить его И.; об обязании Департамент земельных отношений администрации г. Перми в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер <...> площадью 845 +/- 6 кв. м; кадастровый номер <...> площадью 195 +/- 4 кв. м, в аренду на 5 лет И.; заключить с И. договор аренды указанных земельных участков сроком на 5 лет; расторжении договоров аренды земельного участка с кадастровым номером <...> для целей, не связанных со строительством, и земельного участка с кадастровым номеров <...> для целей, не связанных со строительством, от 06.12.2012 г. N 150-12д, заключенных между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ООО "КФ <...>", - отказать.
С момента вступления настоящего решения в законную силу отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 20.09.2012 г. в виде наложение ареста на земельный участок, расположенный по адресу: <...> 2 площадью около 700 кв. м, на котором расположена, принадлежащая И. на праве собственности сеть канализации протяженностью 50,6: кв. м и запрета Департаменту земельных отношении администрации г. Перми отчуждать и предоставлять на ином праве (аренды, ссуды и т.д.) земельный участок, расположенный по адресу: <...> площадью около 700 кв. м, на котором расположена, принадлежащая И. на праве собственности сеть канализации протяженностью 50,65 кв. м; а также запрета филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Пермскому краю осуществлять формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м, на котором расположена, принадлежащая на праве собственности И. сеть канализации протяженностью 50,65 кв. м, а также принятые определением суда от 12.12.2012 г. в виде наложения ареста на земельные участки площадью 845 +/- 6 кв. м и 195 +/- 4 кв. м, с кадастровыми номерами <...> и <...> соответственно, расположенные по адресу: <...> и запрета Департаменту земельных отношении администрации г. Перми отчуждать и предоставлять на ином праве (аренды, ссуды и т.д.) указанные земельные участки.
Заслушав доклад судьи Позолотиной Н.Г., пояснения представителя истца С.А.А., настаивавшего на доводах жалобы, возражения на жалобу представителя ДЗО администрации г. Перми С.А.С., представителей ответчика ООО "Коммерческая фирма <...>" М., А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
И. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в отказе предоставления И. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему земельному участку и дому, а также для выполнения благоустройства; об обязании ответчика принять решение о предоставлении в аренду на 5 лет И. земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему участку и дому, а также для выполнения благоустройства в течение 10 дней с момента вступления в силу судебного акта; об обязании ответчика заключить с И. договор аренды сроком на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему участку и дому, а также для выполнения благоустройства в течение 10 дней с момента вступления в силу судебного акта. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником 3-этажного жилого дома, а также земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 984 кв. м, расположенных по адресу: <...>. На земельном участке по адресу: <...> площадью около 700 кв. м расположена, принадлежащая ей сеть канализации протяженностью 50,65 кв. м. Кроме того, данный участок используется ей для проезда к дому. 28.05.2012 г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью 700 кв. м для организации проезда к существующему участку и дому, а также для выполнения благоустройства. Письмом от 04.07.2012 г. ей сообщено, что ответчик обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с просьбой рассмотреть возможность формирования земельного участка для выставления на торги с целью предоставления его для самостоятельного строительства, окончательное решение по заявлению будет принято позднее. Письмом от 25.07.2012 г. ей повторно сообщили, что решение не принято. Истец полагает, что ответчик бездействует, в нарушение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в 30-тидневный срок участок не предоставил, договор аренды не направил. В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточняла заявленные требования, окончательно предъявив их к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, ООО "КФ <...>" просит признать незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившиеся в отказе в предоставлении И. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему земельному участку и дому, а также для выполнения благоустройства; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов И., в соответствии с нормами земельного законодательства путем выполнения процедуры, предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления в аренду И. земельных участков, расположенных по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер <...> площадью 845 +/- 6 кв. м, кадастровый номер <...> площадью 195 +/- 4 кв. м, в том числе утвердить и выдать И. схему расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми принять в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу, решение о предоставлении данных земельных участков в аренду на 5 лет И., подготовить проект договора аренды и направить его И.; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду на 5 лет И., заключить с И. договор аренды земельных участков сроком на 5 лет; расторгнуть договоры аренды земельных участков, заключенные между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ООО "КФ <...>". Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе И., считая его незаконным, необоснованным, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. Так, при вынесении решения суд не учел то, что ДЗО администрации г. Перми нарушена ст. 34 ЗК РФ, так как в месячный срок И. не была выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Тем самым, ДЗО администрации г. Перми допустил бездействие и нарушение прав И. в части соблюдения процедуры предоставления гражданам земельных участков. Из-за бездействия ДЗО администрации г. Перми были нарушены права истца на получение схемы земельного участка, что повлекло за собой бездействие ДЗО г. Перми в принятии решения о предоставления ей земельного участка. Обязанность к заключению договора аренды является способом восстановления нарушенных прав истца, в чем ей необоснованно было отказано, как и в требованиях о расторжении договоров аренды с ООО <...>.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности (статья 67 ГПК Российской Федерации), изложив в мотивировочной части постановленного судебного акта результаты оценки, руководствуясь ст. 34 ЗК РФ суд правильно указал на то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Во исполнение требований Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми правовой основой которого являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Устав города Перми, иные правовые акты, регулирующие вопросы земельных отношений.
Указанный Порядок определяет процедуру предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся до разграничения государственной собственности на землю в ведении муниципального образования город Пермь и в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков.
Согласно данному Порядку уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет заявление в функциональные подразделения, функциональные и территориальные органы администрации города для подготовки заключений о возможности предоставления земельного участка. Подготовка заключений осуществляется в 10-дневный срок со дня регистрации заявления. Перечень функциональных подразделений, функциональных и территориальных органов администрации города и форма заключений определяются Постановлением администрации города Перми (п. 2.5 Порядка).
В Перечень органов администрации г. Перми, уполномоченных давать заключения о возможности предоставления земельного участка, определенный в приложение N 1 к Постановлению администрации города от 07.09.2009 N 586, включены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, Управление по развитию потребительского рынка администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Территориальный орган администрации города Перми по месту нахождение земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что И. на праве собственности принадлежит 3-х этажный жилой дом, назначение: жилое, общая площадь 1418 кв. м, инв. N 3254, лит. Б, 3 теплых пристроя, лит. Б1, Б2, Б3, забор, лит. 2, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.10.2011 г.
28.05.2012 г. И. обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка примерной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: <...> для организации проезда к существующему участку и дому, а также для выполнения благоустройства.
И. получено отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры г. Перми от 15.06.2012 г. N 1031 по основанию не соответствия формирования участка принципам Мастер-плана и Генерального плана г. Перми. Кроме того, получено отрицательное заключение Управления внешнего благоустройства администрации города Перми по причине нарушения п. 6.17 СНиП 2.07.01-89* (проезд является улично-дорожной сетью, т.е. капитальным строением).
Остальными органами администрации г. Перми, уполномоченными давать заключения о возможности предоставления земельного участка, выданы положительные заключения о предоставлении И. спорного земельного участка.
Консультант отдела муниципального земельного контроля К. произвел обследование спорного земельного участка, по результатам которого составил акт обследования от 25.07.2012 г. N 636, согласно которому, в случае формирования и предоставления участка в заявленных границах не будет обеспечен проезд к гаражам расположенным на участке <...>.
10.08.2012 г. Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом от 10.08.2012 г. N И-21-01-09-15018 сообщил И. о том, что принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, так как в случае его предоставления в заявленных границах не будет обеспечен проезд к гаражам, расположенным на смежном земельном участке.
Статья 34 ЗК РФ не предусматривает обязанности органа государственной власти и органа местного самоуправления в безусловном порядке принимать положительные решения о предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством.
Суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы о том, что ДЗО администрации г. Перми нарушены сроки, установленные ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, являются обоснованными, что однако не влечет отмену решения, так как предоставление указанного И. земельного участка для указанной ею цели невозможно, так как не будет обеспечен проезд к гаражам, расположенным на смежном участке.
Проверка законности основания отказа не являлась предметом рассмотрения по настоящему делу, следовательно, нельзя говорить о незаконности решения об отказе в предоставлении И. испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, ДЗО администрации г. Перми с нарушением сроков, установленных ст. 34 ЗК РФ, вынесено решение об отказе в предоставлении И. испрашиваемого земельного участка, основания отказа не оспорены, следовательно, нельзя говорить и о нарушенном праве И., которое не возникло, а следовательно возлагать на ДЗО администрации г. Перми обязанность по заключению с ней договора аренды на данный земельный участок.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований И. о признании незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившиеся в отказе от предоставления И. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему земельному участку и дому, а также для выполнения благоустройства; и последующих производных от первоначальных требованиях.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию И. при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой в решении суда дана надлежащая оценка, выводы суда мотивированы.
Апелляционная жалоба не содержит указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы послужить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу И. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 12 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5376
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу N 33-5376
Судья Варакшина Т.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Няшина В.А.
судей Степанова П.В., Позолотиной Н.Г.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 июня 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе И. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 12 февраля 2013 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований И. к Департаменту земельных отношении администрации города Перми, обществу с ограниченной ответственностью "Коммерческая фирма <...>" о признании незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившиеся в отказе от предоставления И. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему земельному участку и дому, а также для выполнения благоустройства; об обязании Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов И., в соответствии с нормами земельного законодательства путем выполнения процедуры, предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставления в аренду И. земельных участков, расположенных по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер <...> площадью 845 +/- 6 кв. м; кадастровый номер <...> площадью 195 +/- 4 кв. м, в том числе утвердить и выдать И. схему расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; об обязании Департамент земельных отношений администрации г. Перми принять в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельных участков, расположенных по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер <...> площадью 845 +/- 6 кв. м; кадастровый номер <...> площадью 195 +/- 4 кв. м, решение о предоставлении этих земельных участков в аренду на 5 лет И., подготовить проект договора аренды и направить его И.; об обязании Департамент земельных отношений администрации г. Перми в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер <...> площадью 845 +/- 6 кв. м; кадастровый номер <...> площадью 195 +/- 4 кв. м, в аренду на 5 лет И.; заключить с И. договор аренды указанных земельных участков сроком на 5 лет; расторжении договоров аренды земельного участка с кадастровым номером <...> для целей, не связанных со строительством, и земельного участка с кадастровым номеров <...> для целей, не связанных со строительством, от 06.12.2012 г. N 150-12д, заключенных между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ООО "КФ <...>", - отказать.
С момента вступления настоящего решения в законную силу отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 20.09.2012 г. в виде наложение ареста на земельный участок, расположенный по адресу: <...> 2 площадью около 700 кв. м, на котором расположена, принадлежащая И. на праве собственности сеть канализации протяженностью 50,6: кв. м и запрета Департаменту земельных отношении администрации г. Перми отчуждать и предоставлять на ином праве (аренды, ссуды и т.д.) земельный участок, расположенный по адресу: <...> площадью около 700 кв. м, на котором расположена, принадлежащая И. на праве собственности сеть канализации протяженностью 50,65 кв. м; а также запрета филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Пермскому краю осуществлять формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м, на котором расположена, принадлежащая на праве собственности И. сеть канализации протяженностью 50,65 кв. м, а также принятые определением суда от 12.12.2012 г. в виде наложения ареста на земельные участки площадью 845 +/- 6 кв. м и 195 +/- 4 кв. м, с кадастровыми номерами <...> и <...> соответственно, расположенные по адресу: <...> и запрета Департаменту земельных отношении администрации г. Перми отчуждать и предоставлять на ином праве (аренды, ссуды и т.д.) указанные земельные участки.
Заслушав доклад судьи Позолотиной Н.Г., пояснения представителя истца С.А.А., настаивавшего на доводах жалобы, возражения на жалобу представителя ДЗО администрации г. Перми С.А.С., представителей ответчика ООО "Коммерческая фирма <...>" М., А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
И. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в отказе предоставления И. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему земельному участку и дому, а также для выполнения благоустройства; об обязании ответчика принять решение о предоставлении в аренду на 5 лет И. земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему участку и дому, а также для выполнения благоустройства в течение 10 дней с момента вступления в силу судебного акта; об обязании ответчика заключить с И. договор аренды сроком на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему участку и дому, а также для выполнения благоустройства в течение 10 дней с момента вступления в силу судебного акта. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником 3-этажного жилого дома, а также земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 984 кв. м, расположенных по адресу: <...>. На земельном участке по адресу: <...> площадью около 700 кв. м расположена, принадлежащая ей сеть канализации протяженностью 50,65 кв. м. Кроме того, данный участок используется ей для проезда к дому. 28.05.2012 г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью 700 кв. м для организации проезда к существующему участку и дому, а также для выполнения благоустройства. Письмом от 04.07.2012 г. ей сообщено, что ответчик обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с просьбой рассмотреть возможность формирования земельного участка для выставления на торги с целью предоставления его для самостоятельного строительства, окончательное решение по заявлению будет принято позднее. Письмом от 25.07.2012 г. ей повторно сообщили, что решение не принято. Истец полагает, что ответчик бездействует, в нарушение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в 30-тидневный срок участок не предоставил, договор аренды не направил. В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточняла заявленные требования, окончательно предъявив их к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, ООО "КФ <...>" просит признать незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившиеся в отказе в предоставлении И. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему земельному участку и дому, а также для выполнения благоустройства; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов И., в соответствии с нормами земельного законодательства путем выполнения процедуры, предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления в аренду И. земельных участков, расположенных по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер <...> площадью 845 +/- 6 кв. м, кадастровый номер <...> площадью 195 +/- 4 кв. м, в том числе утвердить и выдать И. схему расположения указанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми принять в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу, решение о предоставлении данных земельных участков в аренду на 5 лет И., подготовить проект договора аренды и направить его И.; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду на 5 лет И., заключить с И. договор аренды земельных участков сроком на 5 лет; расторгнуть договоры аренды земельных участков, заключенные между Департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ООО "КФ <...>". Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе И., считая его незаконным, необоснованным, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. Так, при вынесении решения суд не учел то, что ДЗО администрации г. Перми нарушена ст. 34 ЗК РФ, так как в месячный срок И. не была выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Тем самым, ДЗО администрации г. Перми допустил бездействие и нарушение прав И. в части соблюдения процедуры предоставления гражданам земельных участков. Из-за бездействия ДЗО администрации г. Перми были нарушены права истца на получение схемы земельного участка, что повлекло за собой бездействие ДЗО г. Перми в принятии решения о предоставления ей земельного участка. Обязанность к заключению договора аренды является способом восстановления нарушенных прав истца, в чем ей необоснованно было отказано, как и в требованиях о расторжении договоров аренды с ООО <...>.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности (статья 67 ГПК Российской Федерации), изложив в мотивировочной части постановленного судебного акта результаты оценки, руководствуясь ст. 34 ЗК РФ суд правильно указал на то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Во исполнение требований Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми правовой основой которого являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Устав города Перми, иные правовые акты, регулирующие вопросы земельных отношений.
Указанный Порядок определяет процедуру предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся до разграничения государственной собственности на землю в ведении муниципального образования город Пермь и в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков.
Согласно данному Порядку уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет заявление в функциональные подразделения, функциональные и территориальные органы администрации города для подготовки заключений о возможности предоставления земельного участка. Подготовка заключений осуществляется в 10-дневный срок со дня регистрации заявления. Перечень функциональных подразделений, функциональных и территориальных органов администрации города и форма заключений определяются Постановлением администрации города Перми (п. 2.5 Порядка).
В Перечень органов администрации г. Перми, уполномоченных давать заключения о возможности предоставления земельного участка, определенный в приложение N 1 к Постановлению администрации города от 07.09.2009 N 586, включены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, Управление по развитию потребительского рынка администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми, Территориальный орган администрации города Перми по месту нахождение земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что И. на праве собственности принадлежит 3-х этажный жилой дом, назначение: жилое, общая площадь 1418 кв. м, инв. N 3254, лит. Б, 3 теплых пристроя, лит. Б1, Б2, Б3, забор, лит. 2, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.10.2011 г.
28.05.2012 г. И. обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка примерной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: <...> для организации проезда к существующему участку и дому, а также для выполнения благоустройства.
И. получено отрицательное заключение Департамента градостроительства и архитектуры г. Перми от 15.06.2012 г. N 1031 по основанию не соответствия формирования участка принципам Мастер-плана и Генерального плана г. Перми. Кроме того, получено отрицательное заключение Управления внешнего благоустройства администрации города Перми по причине нарушения п. 6.17 СНиП 2.07.01-89* (проезд является улично-дорожной сетью, т.е. капитальным строением).
Остальными органами администрации г. Перми, уполномоченными давать заключения о возможности предоставления земельного участка, выданы положительные заключения о предоставлении И. спорного земельного участка.
Консультант отдела муниципального земельного контроля К. произвел обследование спорного земельного участка, по результатам которого составил акт обследования от 25.07.2012 г. N 636, согласно которому, в случае формирования и предоставления участка в заявленных границах не будет обеспечен проезд к гаражам расположенным на участке <...>.
10.08.2012 г. Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом от 10.08.2012 г. N И-21-01-09-15018 сообщил И. о том, что принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, так как в случае его предоставления в заявленных границах не будет обеспечен проезд к гаражам, расположенным на смежном земельном участке.
Статья 34 ЗК РФ не предусматривает обязанности органа государственной власти и органа местного самоуправления в безусловном порядке принимать положительные решения о предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством.
Суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы о том, что ДЗО администрации г. Перми нарушены сроки, установленные ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, являются обоснованными, что однако не влечет отмену решения, так как предоставление указанного И. земельного участка для указанной ею цели невозможно, так как не будет обеспечен проезд к гаражам, расположенным на смежном участке.
Проверка законности основания отказа не являлась предметом рассмотрения по настоящему делу, следовательно, нельзя говорить о незаконности решения об отказе в предоставлении И. испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, ДЗО администрации г. Перми с нарушением сроков, установленных ст. 34 ЗК РФ, вынесено решение об отказе в предоставлении И. испрашиваемого земельного участка, основания отказа не оспорены, следовательно, нельзя говорить и о нарушенном праве И., которое не возникло, а следовательно возлагать на ДЗО администрации г. Перми обязанность по заключению с ней договора аренды на данный земельный участок.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований И. о признании незаконным бездействие Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившиеся в отказе от предоставления И. в аренду на 5 лет земельного участка по адресу: <...> площадью около 700 кв. м для организации проезда к существующему земельному участку и дому, а также для выполнения благоустройства; и последующих производных от первоначальных требованиях.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию И. при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой в решении суда дана надлежащая оценка, выводы суда мотивированы.
Апелляционная жалоба не содержит указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы послужить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу И. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 12 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)