Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Степановой Т.Г., Савина А.И.
при секретаре П.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителей на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 февраля 2013 г. по заявлению А.И.К., В.Д.В., Ж.Ю.А., К.М.Н., С.С.Г., Х.С.П., Ш.Д.С. об оспаривании схем расположения земельных участков, постановлений администрации Петрозаводского городского округа об утверждении схем расположения земельных участков.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
А.И.К., В.Д.В., Ж.Ю.А., К.М.Н., С.С.Г., Х.С.П., Ш.Д.С. обратились в суд с заявлением по тем основаниям, что распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия заявителям были предоставлены земельные участки ориентировочной площадью <...>. в <...> в районе <...> из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Во исполнение решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 октября 2011 г. администрацией Петрозаводского городского округа (далее в т.ч. администрация) были вынесены постановления об утверждении схем расположения земельных участков, соответствующие схемы были выданы каждому заявителю. Заявители считают данные схемы и постановления об утверждении схем незаконными, поскольку содержащиеся в них сведения о кадастровом квартале <...>, в котором заявителям надлежит сформировать земельные участки, противоречат сведениям, содержащимся в соответствующих распоряжениях Министерства природных ресурсов Республики Карелия, поскольку указанный кадастровый квартал расположен за пределами границы города Петрозаводска и Петрозаводского городского округа, включает в себя земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности и не допускающие жилищного строительства. Утвержденные и выданные администрацией Петрозаводского городского округа схемы расположения земельных участков нарушают права заявителей на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и их формирование в соответствии с распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия. Заявители просят: признать незаконными постановление администрации Петрозаводского городского округа <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению А.И.К.; обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать А.И.К. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению В.Д.В., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать В.Д.В. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению Ж.Ю.А., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать Ж.Ю.А. схему расположения земельного участка по ее заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению К.М.Н., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать К.М.Н. схему расположения земельного участка по ее заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению С.С.Г., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать С.С.Г. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению Х.С.П., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать Х.С.П. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению Ш.Д.С., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать Ш.Д.С. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу заявителей судебные расходы в размере по <...> каждому.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Республике Карелия).
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
С таким решением не согласны заявители. В апелляционной жалобе представители заявителей Р.Д.Б., Е.М.А. просят решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывают, что земельные участки были предоставлены заявителям распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия с указанием местоположения земельных участков, в описании которого не содержалось ссылок на кадастровый квартал. Обязанность утвердить и выдать схему расположения земельных участков была возложена на орган местного самоуправления судебными решениями, которыми не возлагалась обязанность на орган местного самоуправления определить кадастровый квартал, в котором заявителям необходимо сформировать земельные участки и его координаты (далее в т.ч. спорные характеристики).
Согласно позиции Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия по всей площади квартала <...> расположен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, категория земель - земли лесного фонда. Изменение категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов возможно после завершения процедуры перевода земель, а не в результате изменения границ населенного пункта. Исходя из особенностей предоставления земельного участка в аренду в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельный участок как таковой в натуре на первоначальном этапе заявителям не предоставлялся, так как не имел индивидуализирующих признаков в соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, уполномоченным органом на этапе издания распоряжения лишь определялось расположение, площадь, разрешенное использование. До этапа формирования земельного участка и его постановки на кадастровый учет, при которых земельный участок приобретает признаки индивидуально-определенной вещи, преждевременны какие-либо суждения о кадастровом квартале, в котором земельный участок будет расположен. Поскольку местоположение границ земельного участка устанавливается исключительно кадастровым инженером посредством определения координат характерных точек, выводы суда о кадастровом квартале, в котором расположен земельный участок путем сопоставления схем, при отсутствии государственного кадастрового учета, является преждевременным. Указание в оспариваемых постановлениях на номер кадастрового квартала создает препятствия для заявителей сформировать земельные участки в соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия, поскольку кадастровый квартал <...> находится за пределами границы Петрозаводского городского округа, на территории данного квартала располагается земельный участок, находящийся в федеральной собственности, между тем, заявители должны сформировать земельные участки в границах Петрозаводского городского округа и из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Петрозаводского городского округа У.Ю.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отмечает, что оспариваемые постановления изданы в пределах полномочий органа местного самоуправления, спорные характеристики подлежат определению при утверждении органом местного самоуправления схем расположения земельных участков для исключения возможности произвольного выбора гражданами земельного участка в месте, отличном от испрашиваемого ими при обращении в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган. Довод жалобы о том, что весь кадастровый квартал <...> расположен за пределами границ г. Петрозаводска и Петрозаводского городского округа необоснован, поскольку границы Петрозаводского городского округа установлены (описаны в текстовой и графической форме) Законом Республики Карелия N 813-ЗРК от 01.11.2004 "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия". Заявителями не представлено доказательств тому, что указание в схемах расположения земельных участков на кадастровый квартал нарушает права заявителей и создает препятствия в формировании земельных участков, не указано, каким нормам действующего законодательства не соответствуют оспариваемые постановления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителей Р.Д.Б. доводы жалобы поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя заявителей, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия в <...> заявителям были предоставлены из земель населенных пунктов в аренду земельные участки ориентировочной площадью <...> в районе <...> в <...> для индивидуального жилищного строительства. Как следует из вступившего в законную силу решения Петрозаводского городского суда РК от <...>, при обращении в администрацию Петрозаводского городского округа за утверждением и выдачей схем расположения земельных участков заявителям было отказано в выдаче схем земельных участков в связи с тем, что не представлены документы, позволяющие определить местоположение испрашиваемых земельных участков, и документация по планировке территории для идентификации земельных участков.
Решением Петрозаводского городского суда РК от <...> суд обязал администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать заявителям схемы расположения земельных участков согласно их заявлениям. Постановлениями администрации Петрозаводского городского округа от <...> N <...>, <...> по обращениям заявителей и на основании решения Петрозаводского городского суда РК от <...> были утверждены схемы расположения земельных участков, предоставленных каждому из заявителей, на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов в кадастровом квартале <...>, расположенных в Петрозаводском городском округе, в районе <...> для размещения индивидуального жилого дома (строительства жилого дома).
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления и осуществляется с целью проведения кадастровых работ, постановки земельного участка на кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости", указание в оспариваемых постановлениях номера кадастрового квартала не противоречит действующему законодательству, при этом, как установлено, при утверждении схемы были учтены схемы, представленные заявителями как в Министерство природных ресурсов Республики Карелия, так и в администрацию с указанием местоположения испрашиваемых земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Исходя из п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Оценив доводы участвующих в рассмотрении дела лиц, представленные по делу доказательства, суд обоснованно исходил из того, что доводы администрации, ссылающейся в подтверждение своей позиции на Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (с изменениями, внесенными Решениями Петросовета от <...> N XXVI/XXVII-541, от <...> N 26/42-851), о нахождении части кадастрового квартала, где испрашивались заявителями земельные участки, в границах Петрозаводского городского округа, достоверными доказательствами не опровергнуты, при этом, приказ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия от <...>, утверждающий описание прохождения границ кадастровых кварталов Петрозаводского кадастрового района, таковым не может быть признан.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером <...> земельный участок относится к категории земель "земли лесного фонда", имеет разрешенное использование "для ведения лесного хозяйства", находится в собственности Российской Федерации, расположен на территории Прионежского и Онежского кадастровых районов, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая также положения ст. 11.1 ЗК РФ, ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", оценив представленные по делу доказательства, судебная коллегия полагает, что суд сделал правильный вывод об отсутствии достоверных доказательств, свидетельствующих о нахождении земельных участков по данным оспариваемых схем на землях, относящихся к землям лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, не представлено таковых и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Доводы заявителей о том, что по всей площади квартала <...> расположен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, опровергаются данными кадастрового плана территории по указанному кварталу.
Таким образом, заявителями не представлено достоверных доказательств нарушения их прав и свобод оспариваемыми постановлениями администрации Петрозаводского городского округа.
При указанных обстоятельствах иные доводы жалобы не могут повлиять на постановленное решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального, процессуального права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 февраля 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.И.К., В.Д.В., Ж.Ю.А., К.М.Н., С.С.Г., Х.С.П., Ш.Д.С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1304/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N 33-1304/2013
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Степановой Т.Г., Савина А.И.
при секретаре П.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителей на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 февраля 2013 г. по заявлению А.И.К., В.Д.В., Ж.Ю.А., К.М.Н., С.С.Г., Х.С.П., Ш.Д.С. об оспаривании схем расположения земельных участков, постановлений администрации Петрозаводского городского округа об утверждении схем расположения земельных участков.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
А.И.К., В.Д.В., Ж.Ю.А., К.М.Н., С.С.Г., Х.С.П., Ш.Д.С. обратились в суд с заявлением по тем основаниям, что распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия заявителям были предоставлены земельные участки ориентировочной площадью <...>. в <...> в районе <...> из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Во исполнение решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 октября 2011 г. администрацией Петрозаводского городского округа (далее в т.ч. администрация) были вынесены постановления об утверждении схем расположения земельных участков, соответствующие схемы были выданы каждому заявителю. Заявители считают данные схемы и постановления об утверждении схем незаконными, поскольку содержащиеся в них сведения о кадастровом квартале <...>, в котором заявителям надлежит сформировать земельные участки, противоречат сведениям, содержащимся в соответствующих распоряжениях Министерства природных ресурсов Республики Карелия, поскольку указанный кадастровый квартал расположен за пределами границы города Петрозаводска и Петрозаводского городского округа, включает в себя земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности и не допускающие жилищного строительства. Утвержденные и выданные администрацией Петрозаводского городского округа схемы расположения земельных участков нарушают права заявителей на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и их формирование в соответствии с распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия. Заявители просят: признать незаконными постановление администрации Петрозаводского городского округа <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению А.И.К.; обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать А.И.К. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению В.Д.В., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать В.Д.В. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению Ж.Ю.А., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать Ж.Ю.А. схему расположения земельного участка по ее заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению К.М.Н., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать К.М.Н. схему расположения земельного участка по ее заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению С.С.Г., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать С.С.Г. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению Х.С.П., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать Х.С.П. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконными постановление <...> от <...> "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе <...>" и схему расположения земельного участка, изданных по заявлению Ш.Д.С., обязать администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать Ш.Д.С. схему расположения земельного участка по его заявлению в соответствии с распоряжением <...>-р от <...> Министерства природных ресурсов Республики Карелия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу заявителей судебные расходы в размере по <...> каждому.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Республике Карелия).
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
С таким решением не согласны заявители. В апелляционной жалобе представители заявителей Р.Д.Б., Е.М.А. просят решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывают, что земельные участки были предоставлены заявителям распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия с указанием местоположения земельных участков, в описании которого не содержалось ссылок на кадастровый квартал. Обязанность утвердить и выдать схему расположения земельных участков была возложена на орган местного самоуправления судебными решениями, которыми не возлагалась обязанность на орган местного самоуправления определить кадастровый квартал, в котором заявителям необходимо сформировать земельные участки и его координаты (далее в т.ч. спорные характеристики).
Согласно позиции Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия по всей площади квартала <...> расположен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, категория земель - земли лесного фонда. Изменение категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов возможно после завершения процедуры перевода земель, а не в результате изменения границ населенного пункта. Исходя из особенностей предоставления земельного участка в аренду в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельный участок как таковой в натуре на первоначальном этапе заявителям не предоставлялся, так как не имел индивидуализирующих признаков в соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, уполномоченным органом на этапе издания распоряжения лишь определялось расположение, площадь, разрешенное использование. До этапа формирования земельного участка и его постановки на кадастровый учет, при которых земельный участок приобретает признаки индивидуально-определенной вещи, преждевременны какие-либо суждения о кадастровом квартале, в котором земельный участок будет расположен. Поскольку местоположение границ земельного участка устанавливается исключительно кадастровым инженером посредством определения координат характерных точек, выводы суда о кадастровом квартале, в котором расположен земельный участок путем сопоставления схем, при отсутствии государственного кадастрового учета, является преждевременным. Указание в оспариваемых постановлениях на номер кадастрового квартала создает препятствия для заявителей сформировать земельные участки в соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия, поскольку кадастровый квартал <...> находится за пределами границы Петрозаводского городского округа, на территории данного квартала располагается земельный участок, находящийся в федеральной собственности, между тем, заявители должны сформировать земельные участки в границах Петрозаводского городского округа и из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Петрозаводского городского округа У.Ю.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отмечает, что оспариваемые постановления изданы в пределах полномочий органа местного самоуправления, спорные характеристики подлежат определению при утверждении органом местного самоуправления схем расположения земельных участков для исключения возможности произвольного выбора гражданами земельного участка в месте, отличном от испрашиваемого ими при обращении в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган. Довод жалобы о том, что весь кадастровый квартал <...> расположен за пределами границ г. Петрозаводска и Петрозаводского городского округа необоснован, поскольку границы Петрозаводского городского округа установлены (описаны в текстовой и графической форме) Законом Республики Карелия N 813-ЗРК от 01.11.2004 "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия". Заявителями не представлено доказательств тому, что указание в схемах расположения земельных участков на кадастровый квартал нарушает права заявителей и создает препятствия в формировании земельных участков, не указано, каким нормам действующего законодательства не соответствуют оспариваемые постановления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителей Р.Д.Б. доводы жалобы поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя заявителей, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия в <...> заявителям были предоставлены из земель населенных пунктов в аренду земельные участки ориентировочной площадью <...> в районе <...> в <...> для индивидуального жилищного строительства. Как следует из вступившего в законную силу решения Петрозаводского городского суда РК от <...>, при обращении в администрацию Петрозаводского городского округа за утверждением и выдачей схем расположения земельных участков заявителям было отказано в выдаче схем земельных участков в связи с тем, что не представлены документы, позволяющие определить местоположение испрашиваемых земельных участков, и документация по планировке территории для идентификации земельных участков.
Решением Петрозаводского городского суда РК от <...> суд обязал администрацию Петрозаводского городского округа утвердить и выдать заявителям схемы расположения земельных участков согласно их заявлениям. Постановлениями администрации Петрозаводского городского округа от <...> N <...>, <...> по обращениям заявителей и на основании решения Петрозаводского городского суда РК от <...> были утверждены схемы расположения земельных участков, предоставленных каждому из заявителей, на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов в кадастровом квартале <...>, расположенных в Петрозаводском городском округе, в районе <...> для размещения индивидуального жилого дома (строительства жилого дома).
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления и осуществляется с целью проведения кадастровых работ, постановки земельного участка на кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости", указание в оспариваемых постановлениях номера кадастрового квартала не противоречит действующему законодательству, при этом, как установлено, при утверждении схемы были учтены схемы, представленные заявителями как в Министерство природных ресурсов Республики Карелия, так и в администрацию с указанием местоположения испрашиваемых земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Исходя из п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Оценив доводы участвующих в рассмотрении дела лиц, представленные по делу доказательства, суд обоснованно исходил из того, что доводы администрации, ссылающейся в подтверждение своей позиции на Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (с изменениями, внесенными Решениями Петросовета от <...> N XXVI/XXVII-541, от <...> N 26/42-851), о нахождении части кадастрового квартала, где испрашивались заявителями земельные участки, в границах Петрозаводского городского округа, достоверными доказательствами не опровергнуты, при этом, приказ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия от <...>, утверждающий описание прохождения границ кадастровых кварталов Петрозаводского кадастрового района, таковым не может быть признан.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке с кадастровым номером <...> земельный участок относится к категории земель "земли лесного фонда", имеет разрешенное использование "для ведения лесного хозяйства", находится в собственности Российской Федерации, расположен на территории Прионежского и Онежского кадастровых районов, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая также положения ст. 11.1 ЗК РФ, ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", оценив представленные по делу доказательства, судебная коллегия полагает, что суд сделал правильный вывод об отсутствии достоверных доказательств, свидетельствующих о нахождении земельных участков по данным оспариваемых схем на землях, относящихся к землям лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, не представлено таковых и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Доводы заявителей о том, что по всей площади квартала <...> расположен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, опровергаются данными кадастрового плана территории по указанному кварталу.
Таким образом, заявителями не представлено достоверных доказательств нарушения их прав и свобод оспариваемыми постановлениями администрации Петрозаводского городского округа.
При указанных обстоятельствах иные доводы жалобы не могут повлиять на постановленное решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального, процессуального права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 февраля 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.И.К., В.Д.В., Ж.Ю.А., К.М.Н., С.С.Г., Х.С.П., Ш.Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)