Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2013 N 17АП-3337/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-23386/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. N 17АП-3337/2013-ГК

Дело N А50-23386/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Бобров О.Л., доверенность от 10.11.2012,
от ответчика - Гимашев Ф.Х., доверенность от 25.12.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации города Березники
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 февраля 2013 года
по делу N А50-23386/2012,
вынесенное судьей Заляевой Л.С.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Гурьянова Ивана Сергеевича (ОГРНИП 310591133700023, ИНН 591113278810)
к Администрации города Березники
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

установил:

индивидуальный предприниматель Гурьянов Иван Николаевич (далее - (заявитель, предприниматель Гурьянов И.Н.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным отказа Администрации города Березники (далее - ответчик, администрация), изложенного в письме от 22.10.2012 N 18-01-11/3328, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:03:0900024:1, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, в районе Новожилово; об обязании ответчика рассмотреть заявление и предоставить предпринимателю Гурьянову И.С. в краткосрочную аренду вышеназванный земельный участок
Решением суда от 12.02.2013 исковые требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации города Березники, выраженный в письме от 22.10.2012 N 18-01-11/3328, в предоставлении земельного участка в аренду; на администрацию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя Гурьянова И.С. путем принятия решения о предоставлении заявителю в краткосрочную аренду земельного участка площадью 1225 кв. м, с кадастровым номером 59:03:0900024:1, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, в районе Новожилово.
Ответчик с решением суда от 12.02.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку спорный земельный участок находится в зоне малоэтажных индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками сельского типа (Ж-6). Указал, что на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта. По мнению ответчика, уточненные требования предпринимателя о предоставлении земельного участка аренду являются новыми, подлежат рассмотрению в порядке искового производства, рассмотрены судом в нарушение статьи 49 АПК РФ. В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, предприниматель Гурьянов И.Н. по договору купли-продажи имущества приобрел вагон-столовую на 12 мест, сооружение и оборудование закусочной, кухонное оборудование, инвентарь, бытовую технику закусочной, расположенные на земельном участке площадью 1225 кв. м по адресу: Усольский район, д. Новожилово (л.д. 20).
16.04.2012 предприниматель Гурьянов И.Н. обратился к ответчику с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов для малого или среднего бизнеса на территории муниципального образования "Город Березники" нестационарного торгового комплекса по адресу: г. Березники, д. Новожилово; о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка сроком на 5 лет для временного размещения торгового павильона (л.д. 8).
Письмом ответчика от 17.05.2012 N 18-01-10/486 в предоставлении земельного участка было отказано, указано, что земельный участок может быть предоставлен в аренду на торгах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-12950/2012 указанное решение ответчика об отказе в предоставлении земельного участка в аренду от 17.05.2012 N 18-01-10/486 признано незаконным, на администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление предпринимателя Гурьянова И.Н. в соответствии со ст. 34 ЗК РФ.
Решением комиссии по продаже земельных участков и прав аренды от 15.10.2012 заявителю отказано в предоставлении земельного участка для размещения кафе в районе д. Новожилово в связи с отсутствием испрашиваемого места размещения нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Березники, утвержденной постановлением Администрации города Березники от 14.07.2011 N 944, заявителю предложено рассмотреть вариант строительства придорожного кафе в районе автодороги Кунгур-Соликамск (л.д. 11).
Ответчик письмом от 22.10.2012 N 18-01-11/3328 сообщил заявителю об отказе в предоставлении земельного участка, довел до сведения заявителя решение комиссии по продаже земельных участков и прав аренды от 15.10.2012 (л.д. 10).
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Березниковской городской Думы от 26.12.2006 N 243 утверждено Положение "О предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Березники, и земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Березники", государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Положение).
Согласно п. 5.1 Положения в краткосрочную (до 5 лет) аренду участки муниципальных земель могут предоставляться юридическим лицам и гражданам, в частности, для установки и размещения объектов и сооружений, не являющихся недвижимостью - киосков и павильонов, являющихся нестационарными торговыми объектами.
Пунктом 6 Положения предусмотрен порядок предоставления земельных участков в краткосрочную аренду (для целей, не связанных со строительством).
В случае принятия решения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для заявленных целей управление имущественных и земельных отношений администрации города в течение пяти дней с момента принятия соответствующего решения направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с приложением выписки из протокола заседания комиссии по продаже земельных участков и прав аренды.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются: несоответствие поданного заявления требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ; требованиям настоящего Положения; иные основания, предусмотренные действующим законодательством (п. 6.1.4 Положения).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Постановлением Администрации города Березники от 14.07.2011 N 944 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Березники, в которую не включен торговый объект, расположенный на спорном земельном участке.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требовании не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене на основании п. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 февраля 2013 года по делу N А50-23386/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Л.А.УСЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)