Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2012 ПО ДЕЛУ N А55-17601/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. по делу N А55-17601/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Яушевой А.А. (доверенность от 25.06.2012 N 4858),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Билдинг" - Невзоровой О.Ф. (доверенность от 10.04.2012),
представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился; агентство извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2012 года по делу N А55-17601/2012 (судья Щетинина М.Н.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Билдинг" (ОГРН 1106315002826, ИНН 6315631988), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), г. Самара,
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), г. Москва,
о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Билдинг" (далее - заявитель, ООО "Инвест-Билдинг") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета спора) о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению имуществом (Росимущество), Территориального управления Росимущества в Самарской области, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления ООО "Инвест-Билдинг" (исх. N 689 от 22.11.2011); нарушении сроков принятия решения по указанному заявлению о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:033500:28 площадью 45099,5 кв. м и образовании двух земельных участков: площадью 43939 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:876 и площадью 1161 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:877, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ, и просит обязать заинтересованных лиц по вступлении в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения в месячный срок заявления, обязания Росимущество дать поручение территориальному управлению произвести раздел земельного участка, принятия заинтересованными лицами решения о предоставлении в собственность (за выкуп) вновь образованного земельного участка площадью 43939 кв. м, осуществления государственной регистрации права РФ на вновь образованный земельный участок, принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность за выкуп на условиях выкупа земельного участка по цене 2.5% от кадастровой стоимости земельных участков и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи (т. 1 л.д. 4 - 11, 116 - 125).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2012 по делу N А55-17601/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориального управления Росимущества в Самарской области, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления ООО "Инвест-Билдинг" (исх. N 689-юр от 22.11.2011 года); нарушении сроков принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:033500:28 площадью 45099,5 кв. м и образования двух земельных участков площадью 43939 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:876 и площадью 1161 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:877, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ, а также предоставления в собственность ООО "Инвест-Билдинг" на условиях выкупа земельного участка площадью 43939 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:876. Суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориальное управление Росимущества в Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по делу А55-17601/2012 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Инвест-Билдинг" путем: рассмотрения в месячный срок заявления ООО "Инвест-Билдинг": (исх. N 689-юр от 22.11 2011 года) о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:033500:28 площадью 45099,5 кв. м и образования двух земельных участков площадью 43939 кв. м и с кадастровым номером 63:01: 0335005:876 и площадью 1161 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:877, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ; принятия решения о разделе (размежевание) земельного участка с кадастровым номером 63:01:033500:28 площадью 45099,5 кв. м и образования двух земельных участков площадью 43939 кв. м с кадастровым номером 63:01: 0335005:876 и площадью 1161 кв. м с кадастровым номером 63:01:0335005:877, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ; о предоставлении в собственность ООО "Инвест-Билдинг" на условиях выкупа земельного участка площадью 43939 кв. м с кадастровым номером 63:01: 0335005:876 по цене 2.5% от кадастровой стоимости земельных участков; направления в адрес ООО "Инвест-Билдинг" проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 43939 кв. м, с кадастровым номером 63:01: 0335005:876 в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2.5% кадастровой стоимости земельного участка. В остальной части требований отказал (т. 2 л.д. 80 - 83).
В апелляционной жалобе Территориальное управление Росимущества в Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 86 - 94).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Росимущество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Росимущества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Территориальное управление Росимущества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвест-Билдинг" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ.
Право собственности заявителя на объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела:
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 064079 на Цех стеновых панелей, инвентарный номер 4941200, Литера Б, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4941200:Б//0001:04:0791:000:0:0;
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 064080 на Цех стеновых и закладных деталей, инвентарный номер 4941201, Литера В, В1, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4941201:В,В1//0001:04:0791:000:0:0;
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 064073 на Административный корпус, инвентарный номер 36:401:002:000006550:0002, Литера Е, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4932702:Е//0001:04:0791:000:0:0;
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 064067 на Административный корпус, инвентарный номер 36:401:002:000006550:0001, Литера Е1, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4932701:Е 1 //0001:04:0791:000:0:0;
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 064081 на Бытовой корпус, инвентарный номер 36:401:002:000006550:0003, Литера Е2, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4932703:Е2//0001:04:0791:000:0:0;
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 064075 на Компрессорную, инвентарный номер 36:401:002:000006590:0000. Литера Л, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4992800:Л//0001:04:0791.000:0:0;
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 063761 на Сооружение: Железнодорожный путь 1А соединительный протяженностью 344,5 мп по деревянным шпалам (количество шпал 349 шт.), по железнодорожным шпалам (количество 170 шт.) на балластовом щебеночном основании 1516 кв. м, инвентарный номер 0001900, Литера стр 6 стр 1, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:0001900:стр6 стр1 //0001:04:0791:000:0:0;
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 063772 на сооружение: Бетонная площадка, инвентарный номер 5037809, Литера Щ, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:5037809:Щ//0001:04:0791:000:0:0
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 064082 на складское здание: Холодный склад, инвентарный номер 5037808, Литера Э, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:5037808:3//0001:04:0791:000:0:0;
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 064074 на сооружение: Склад готовой продукции, инвентарный номер 4948003, Литера Ж, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4948003:Ж//0001:04:0791:000:0:0;
- - Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 063766 на нежилое здание: главный корпус, инвентарный номер 36:401:002:000006600:0007, литера AAIA2, кадастровый (условный) номер: 63:01:000000:0000 (0)//1:4932702:А,А',А"//0001:04:0791:000:0:0 (т. 1 л.д. 45 - 54).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке, находящемся по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки с кадастровым номером: 63:01:0335005:28 площадью 45099,5 кв. м. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:14 и в силу положений пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 14 - 36).
Исходя из положений части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В целях реализации своего права на выкуп и оформление права собственности на земельный участок, на котором расположены указанные строения, 04.03.2011 заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности (т. 1 л.д. 55).
К заявлению были приложены документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок".
Письмом исх. 24/119 от 05.04.2011 Территориальное управление Росимущества сообщило о направлении запросов в ГУ МЧС России по Самарской области с целью подтверждения оборотоспособности испрашиваемых земельных участков (т. 1 л.д. 62 - 64).
02.06.2011 заявитель самостоятельно обратился в ГУ МЧС РФ с заявлением, в котором просил предоставить информацию о наличии или отсутствии защитных сооружений гражданской обороны на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0335005:28.
30.08.2011 ГУ МЧС России по Самарской области был предоставлен ответ (исх. N 6640-3-1) о наличии на территории указанного земельного участка защитного сооружения ГО N 145, являющегося объектом федеральной собственности (инд. N П 13630002936 в реестре федерального имущества (т. 1 л.д. 65).
Письмом исх. 18229 от 24.10.2011 по результатам рассмотрения обращения от 04.03.2011 (исх. N 88-юр (вх. 24/124 от 04.03.2011) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:28 Территориальное управление Росимущества отказало в приватизации участка на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации по причине наличия на участке объекта федеральной собственности (т. 1 л.д. 69 - 74).
20.09.2011 ООО "Инвест-Билдинг" подана заявка на раздел находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:28, принятие решения об образовании земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:28, на выдачу доверенности на постановку на ГКУ вновь образованных земельных участков (исх. 385-юр от 20.09.2011) (т. 1 л.д. 66 - 68).
Заявитель просил рассмотреть вопрос об образовании из состава земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:28, площадью 45099,50 кв. м, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, двух земельных участков площадью 1161 кв. м и 43 938,5 кв. м в соответствии с прилагаемыми схемами раздела (размежевания), принять положительное решение о разделе (размежевании).
В результате произведенного раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:28 (по доверенности Территориальное управление Росимущества), площадью 45099,50 кв. м на 2 части, земельные участки сформированы и 16.11.2011 на кадастровый учет поставлены земельные участки:
- с кадастровым номером 63:01:0335005:876 площадью 43 939 кв. м,
- с кадастровым номером 63:01:0335005:8777 площадью 1 161 кв. м (т. 1 л.д. 28 - 44).
24.11.2012 заявитель вновь обратился в Территориальное управление Росимущества с заявлением о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:28, площадью 45099,50 кв. м с последующим выкупом образованного участка, занятого объектами недвижимости площадью 43 939 кв. м (т. 1 л.д. 75).
05.12.2012 письмом исх. N 22380 Территориальное управление Росимущества направило в адрес ФАУГИ (г. Москва) пакет документов с заявкой заявителя о выкупе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:876 площадью 43 939 кв. м (т. 1 л.д. 80).
16.02.2012 письмом N ПП-10/4491 государственный орган - Росимущество сообщил заявителю о необходимости предоставления дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выкупе испрашиваемого земельного участка.
Указанным документы представлены заявителем 06.04.2012 (т. 1 л.д. 87 - 89).
Поскольку решения по заявлению ООО "Инвест-Билдинг" от 20.09.2011 заинтересованными лицами не принято, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Из представленных суду документов следует, что обществом выполнены все требования законодательства, представлены в Территориальное управление Росимущества в Самарской области все необходимые документы. Обратного, заинтересованными лицами, суду не представлено.
Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано в установленный статьей 36 ЗК РФ рассмотреть обращения ООО "Инвест-Билдинг" и принять соответствующие решения по заявлению.
Ссылка Территориального Управления Росимущества в Самарской области на отсутствие полномочий необоснованна и не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельных участков, занятых такими объектами.
В результате бездействия Территориального управления Росимущества в Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом не соблюдаются требования статьи 36 ЗК РФ и нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции правильно указал, что при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Из материалов дела видно, что на земельных участках, являющихся предметом настоящего спора, расположены объекты, которые ранее отчуждены из государственной собственности. Указанные объекты проданы заявителю на основании договоров купли-продажи имущества от 21.02.2002, от 21.05.2002, от 21.12.2001, от 19.03.2002.
Документы, подтверждающие право ООО "Инвест-Билдинг" на применение льготной цены, были приложены к заявлениям в адрес руководителя Территориального управления Росимущества в Самарской области.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (с доп. и измен.), Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Территориальное управление Росимущества в Самарской области осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передач) прав собственности на это имущество.
Анализ полномочий Территориального управления Росимущества в Самарской области, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно оно является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Пунктом 4.8 Положения, на который ссылается Территориальное управление Росимущества в Самарской области, не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес территориальных управлений для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений.
Также подобные "поручения" не предусмотрены положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ни один из указанных Территориальным управлением актов не содержит прямого запрета на принятие территориальными органами Росимущества решений о предоставлении прав на земельные участки.
Суд Первой инстанции правомерно отклонил доводы Территориального управления о наличии рекомендательного письма Росимущества от 17.06.2010 года N ПП-10/16812, в котором установлен порядок взаимодействия по решению вопросов, связанных с образованием земельных участков, их переоформлением.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав собственников объектов недвижимости.
Таким образом, Территориальное управление является уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности на территории Самарской области.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод, что поскольку оба заинтересованных лица не рассмотрели обращение заявителя, то они проявили бездействие, которым нарушили исключительное право заявителя на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Ни Территориальное управление, ни Росимущество не представили никаких доказательств, подтверждающих ограничение в обороте испрашиваемого земельного участка.
Предоставление в собственность земельных участков в соответствии с законодательством возможно либо для осуществления застройки, либо в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, но с условием соразмерности земельного участка и объекта недвижимости.
Заявителем представлено градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка, подлежащего выделению. Несоответствие размера испрашиваемого земельного участка земельному участку, необходимому для использования принадлежащих истцу объектов недвижимости, в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиками не доказано.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, за исключением требования в части восстановления его нарушенного права путем обязания Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) направить в адрес территориального органа поручения на осуществление раздела земельного участка.
Суд первой инстанции правильно указал, что в силу вышеназванных норм Территориальное управление Росимущества обязано было в сроки, установленные законодательством, принять решение.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 НК РФ относятся на Территориальное управление Росимущества, но не взыскиваются, в связи с освобождением Территориального управления Росимущества от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2012 года по делу N А55-17601/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)