Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2013 N 18АП-9122/2013 ПО ДЕЛУ N А07-4264/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. N 18АП-9122/2013

Дело N А07-4264/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Соколовой И.Ю., судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2013 по делу N А07-4264/2013 (судья Харисов А.Ф.).
Открытое акционерное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - ОАО "АНК "Башнефть", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Башкортостан (далее -Управление Росреестра, ответчик) в государственной регистрации договора аренды N 3 от 29.02.2012 лесного участка, заключенного между ОАО "АНК "Башнефть" и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан по делу правоустанавливающих документов 02:47:000000:154 за N 01/371/2012-200 от 13.12.2012; признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды N 2 от 29.02.2012 лесного участка, заключенного между ОАО "АНК "Башнефть" и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан по делу правоустанавливающих документов 02:47:000000:154 за N 01/371/2012-199 от 13.12.2012; обязании Управления Росреестра зарегистрировать вышеназванные договоры аренды.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2013 (резолютивная часть объявлена 29.07.2013) заявленные требования удовлетворены. Суд признал отказы Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов - 02:47:000000:154, выраженные в сообщениях от 13.12.2012 N 01/371/2012-199 и N 01/371/2012-200 - незаконными. Обязал Управление Росреестра зарегистрировать договоры аренды лесного участка N 2 от 29.02.2012 и N 3 от 29.02.2012, заключенные между ОАО "АНК "Башнефть" и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение судом норм материального права.
Полагает, что судом не применены подлежащие применению нормы пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которая исключает возможность государственной регистрации сделки в отношении земельного участка, не поставленного на кадастровый учет. Земельный участок, являвшийся объектом заявленной к регистрации сделки, образован в порядке статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0154 и на кадастровый учет в установленном порядке не поставлен, при этом земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154 снят с государственного кадастрового учета. Таким образом, для государственной регистрации сделки должен быть предоставлен кадастровый паспорт на лесной участок, переданный в аренду. По мнению апеллянта правила статей 4.1, 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускающие предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, не подлежат применению к спорным правоотношениям ввиду осуществления кадастрового учета земельного участка из которого образованы земельные участки предоставленные в аренду.
Апеллянт полагает, что ссылка суда на обстоятельства, установленные по делу N А07-18297/2011, противоречит статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как указанный спор рассмотрен между другими лицами, в его рамках оценивались правоотношения, связанные с иными основаниями отказа в государственной регистрации.
До начала судебного заседания ОАО "АНК "Башнефть" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с приведенными в ней доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
ОАО "АНК "Башнефть" через канцелярию суда представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела, в соответствии с распоряжениями Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан N 25/р и 236-р от 21.02.2012 (л.д. 62 т. 1) Между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и ОАО "АНК "Башнефть" 29.02.2012 были заключены договоры аренды лесного участка N 2 и N 3 сроком до 10.02.2061 года (л.д. 22-53 т. 1).
Предметом аренды по договору N 2 от 29.02.2012 являлся лесной участок площадью 0,135 га, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Кировский район городского округа город Уфа, квартал 34, выдел 22. Номер учетной записи в Государственном лесном реестре 11800147-12-13-02, категория земель - земли лесного фонда.
План-схема расположения лесного участка и его границы приведены в приложении N 1 (л.д. 31 т. 1).
Предметом аренды по договору N 3 от 29.02.2012 являлся лесной участок площадью 4,6 га, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Кировский район городского округа город Уфа, квартал 34, выдела 4-10, 12, 14, 16, 19. Номер учетной записи в Государственном лесном реестре 11800147-12-13-03, категория земель - земли лесного фонда.
План-схема расположения лесного участка и его границы приведены в приложении N 1 (л.д. 48 т. 1).
Как видно из материалов дел правоустанавливающих документов 28.11.2012 ОАО "АНК "Башнефть" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о государственной регистрации договоров аренды N 2 и N 3 от 29.02.2012 (расписка на л.д. 7, 60 т. 2).
В числе документов, представленных для государственной регистрации договора аренды, имелись план-схема расположения и границы лесного участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серии 02 АА N 303049 от 20.08.2004, кадастровый номер 02:47:000000:0154, а также письма от 27.11.2012 N 02/7094, N 02/7095 Министерства лесного хозяйства которыми подтверждено, что лесные участки переданные в аренду заявителю, находится в составе земель лесного фонда согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серии 02 АА N 303049 от 20.08.2004, кадастровый номер 02:47:000000:0154 (л.д. 65,66,67 т. 1).
Сообщениями от 13.12.2012 N 01/371/2012-199 и N 01/371/2012-200 Управлением Росреестра отказано заявителю в государственной регистрации договоров аренды лесного участка N 2 от 29.02.2012 и N 3 от 29.02.2012, заключенных между ОАО "АНК "Башнефть" и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (л.д. 56-58 т. 1).
Основаниями отказа послужило отсутствие документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), в случаях, если предоставление таких документов возложено на заявителя. Управлением указано, что осуществление государственной регистрации права не допускается в соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, поскольку объект недвижимого имущества не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Не согласившись с указанными отказами, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации по доводам, изложенным регистрационным органом, не имелось, так как заявителем для государственной регистрации сделки были предоставлены все необходимые документы, договоры аренды лесных участков по содержанию соответствуют требованиям лесного и гражданского законодательства. Наличие плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре, в силу чего предоставление кадастрового паспорта на такой земельный участок не требуется. Земельный участок, являющийся предметом договора, определен в договоре и плане-схеме с указанием признаков, позволяющих идентифицировать объект.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
В соответствии со статьями 131, 164, пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 26 Закона о государственной регистрации, договор аренды земельного участка, заключенный сроком не менее одного года, подлежит государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав).
По смыслу статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации прав, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Как следует из абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При этом, в силу пункта 1.2 указанной статьи Закона о государственной регистрации прав, не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Исходя из пункта 2, 3 статьи 26 Закона о государственной регистрации прав, если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации прав представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 4.1, пункту 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из материалов дела следует, что переданные в аренду заявителю лесные участки входят в состав принадлежащего на праве собственности Российской Федерации участка лесного фонда с кадастровым номером 02:47:000000:0154, в отношении которого был произведен государственный кадастровый учет.
Исходя из приведенного выше обоснования, в отношении предоставленных ОАО АНК "Башнефть" лесных участков, должен быть осуществлен государственный кадастровый учет, доказательств чего в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд также признает обоснованным доводы апелляционной жалобы о неприменении к рассматриваемым отношениям нормы статьи 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", поскольку являющиеся предметом анализируемых договоров аренды лесные участки образованы из участка лесного фонда с кадастровым номером 02:47:000000:0154, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, ввиду чего при передаче в пользование заявителю его частей должны быть поставлены на государственный кадастровый учет.
Наличие у земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0154 статуса "архивный" обусловлено осуществлением его последовательного преобразования, о чем свидетельствуют письменные пояснения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан" (л.д. 10 т. 3), а также размещенные на официальном сайте указанного учреждения общедоступные сведения.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для государственной регистрации договоров аренды противоречат норме пункта 1.2 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав.
В силу положений указанной нормы, представленные заявителем для государственной регистрации сделки планы и схемы лесных участков, а также их описание, приведенное в договорах аренды лесных участков NN 2,3 не соответствуют требованиям действующего законодательства, ввиду чего не могут быть приняты для государственной регистрации договора аренды.
Таким образом, отказы Управления Росреестра в государственной регистрации заключенных 29.02.2012 Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и ОАО "АНК "Башнефть" договоров аренды лесного участка N 2 и N 3 являлись обоснованными в соответствии с требованиями статей 13, 16, 17, 18, 20 Закона о государственной регистрации прав.
С учетом названного, оснований для удовлетворении заявленных ОАО АНК "Башнефть" требований не имелось.
Ссылка суда первой инстанции на обстоятельства, установленные по делу N А07-18297/2011, как исключающие необходимость доказывания обстоятельств обоснованности отказа в государственной регистрации по настоящему делу, противоречит пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В рамках названного дела был рассмотрен спор между другими лицами, в его рамках оценивались правоотношения, связанные с иными основаниями отказа в государственной регистрации. Кроме того, правовые выводы суда не являются установленными по делу обстоятельствами.
Принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норма материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскание государственной пошлины с заявителя за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится, поскольку в силу положений статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2013 по делу N А07-4264/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)