Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "23" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии:
- от заявителя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Майснера Виктора Федоровича): Левицкой Т.Д., представителя по доверенности от 04.02.2013;
- от ответчика (администрации Емельяновского района Красноярского края): Власовой А.А., представителя по доверенности от 20.05.2013, Константинова П.С., представителя по доверенности от 26.11.2012;
- от ответчика (Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края"): Константинова П.С., представителя по доверенности от 28.02.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Емельяновского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" июля 2013 года по делу N А33-1612/2013, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Вектор" Майснер Виктор Федорович (далее - заявитель, ИНН 241102573839, ОГРН 310241121600012) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к муниципальному казенному учреждению "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (далее - учреждение) о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" об отказе в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженное в письме от 14.01.2013 N 27, к Администрации Емельяновского района Красноярского края (далее - администрация) об обязании принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу в аренду сроком на 4 года земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 июля 2013 года заявленное требование удовлетворено, признано незаконным решение Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" об отказе в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженное в письме от 14.01.2013 N 27. Суд обязал Администрацию Емельяновского района принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу в аренду сроком на 4 года земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Суд взыскал с Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" в пользу Майснера Виктора Федоровича 5100 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, с Администрации Емельяновского района в пользу Майснера Виктора Федоровича 5100 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, возвратил Майснеру Виктору Федоровичу из федерального бюджета 800 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 01.07.2013 не согласна, ссылается на то, что крестьянское фермерское хозяйство "Вектор" (далее - КФХ "Вектор") на дату подачи Майснером В.Ф. заявления от 23.06.2010 не зарегистрировано в установленном порядке (зарегистрировано 04.08.2010), в связи с чем заявление Майснера В.Ф. не подлежало рассмотрению; заявителем не представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; заключения по согласованию площади земельных участков от 25.02.2011 не соответствуют закону, так как составлены без каких-либо обоснований использования спорных земельных участков; заявитель не представил в администрацию документов, подтверждающих необходимый размер испрашиваемых земельных участков; нарушена процедура публикации сообщения о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленная пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
23.06.2010 (вх. N 100 от 23.06.2010) заявитель обратился к главе Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему для ведения фермерского хозяйства 1000 га земель сельскохозяйственного назначения в районе д. Кубеково.
Согласно заключениям Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" от 25.02.2011 NN 43/1, 44/1, 45/1, 46/1, 47/1 согласована площадь земельных участков по адресу: в районе д. Кубеково, участок N 1 (130 га), участок N 2 (2,5 га), участок N 3 (140,6 га), участок N 4 (169 га), участок N 5 (9,7 га).
В соответствии с предоставленными в материалы дела кадастровыми паспортами от 07.04.2011 N 24ЗУ/11-47534 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:800 площадью 1 304 046 +/- 9 992 кв. м), от 07.02.2012 N 24/12-23179 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:640 площадью 97 162 +/- 2 727 кв. м), от 15.08.2011 N 24ЗУ/11-130459 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:12238 площадью 1 684 633 +/- 11 357 кв. м, от 07.04.2011 N 24ЗУ/11-46941 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:642 площадью 1 406 071 +/- 10 376 кв. м), от 06.04.2011 N 24ЗУ/11-45814 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:639 площадью 248 084 +/- 4 358 кв. м), указанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
12.07.2012 заявитель письменно обратился к главе администрации Емельяновского района с соответствующим заявлением относительно каждого из приведенных выше земельных участков, с просьбой предоставить земельный участок для осуществления деятельности фермерского хозяйства в аренду сроком на 4 года. К заявлению приложены: 1) кадастровый паспорт земельного участка; 2) соглашение о создании КФХ "Вектор"; 3) копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства; 4) заключение о согласовании площади земельного участка; 5) копия заявления о предоставлении земельного участка от 23.06.2010; 6) копия паспорта главы КФХ "Вектор" Майснера В.Ф.
Согласно входящему штампу Администрации Емельяновского района Красноярского края (вх. N 9904) 20.12.2012 заявитель обратился в администрацию с очередным заявлением о предоставлении указанных выше земельных участков в аренду на 4 года. При этом, заявитель указал, что количество членов КФХ "Вектор" - 3 человека; основные виды деятельности КФХ "Вектор": 1) 01.11.1 выращивание зерновых и зернобобовых культур; 2) 01.11.6 выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов; 3) 15.72 производство готовых кормов для домашних животных.
В письме от 14.01.2013 N 27 учреждение сообщило заявителю об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемых земельных участков по причине непредставления заинтересованным лицом обоснования размеров предоставляемых земельных участков (число членов КФХ, виды деятельности фермерского хозяйства).
В обоснование доводов о законности принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков ответчик представил в материалы дела письмо от 01.08.2012 N 2740, в котором учреждение, в ответ на обращения заявителя от 16.07.2012, предложило предоставить обоснование площади испрашиваемых земельных участков, а также письмо от 12.10.2012 N 4071, в котором учреждением со ссылкой на обращения заявителя от 16.07.2012 принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков по причине неподтверждения заинтересованным лицом площади испрашиваемых земельных участков. В качестве доказательства направления в адрес заявителя писем от 01.08.2012 и от 12.10.2012 ответчиком в материалы дела представлены копии журналов исходящих документов за 2012 год. Из пояснений заявителя следует, что указанные выше письма им не получались, об их содержании последнему было не известно до судебного разбирательства по настоящему делу.
Указывая на противоречие закону решения учреждения об отказе в предоставлении главе крестьянского фермерского хозяйства земельных участков в аренду, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ учреждения в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру В.Ф. (далее - глава КФХ) в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 (далее - спорные земельные участки) для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженный в письме от 14.01.2013 N 27, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, по следующим основаниям.
Согласно оспариваемому письму учреждения от 14.01.2013 N 27 (л.д. 67) учреждение отказало заявителю в предоставлении в аренду сроком на 4 года спорных земельных участков для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства по заявлению от 20.12.2012 (л.д. 14) в связи с тем, что заявителем в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в заявлении не указано обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Администрация ссылается на то, что заявителю правомерно отказано в предоставлении в аренду спорных земельных участков, поскольку нарушена процедура публикации сообщения о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленная пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает доводы администрации необоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В пункте 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения не упомянут.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Названная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Таким образом, основанием приобретения земельного участка в собственность либо в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства является совершение заинтересованным лицом всех действий, необходимых в соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Основанием отказа заявителю в предоставлении в аренду сроком на 4 года спорных земельных участков для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства по заявлению от 20.12.2012 (л.д. 14) послужил вывод учреждения о том, что заявителем в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в заявлении не указано обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Частью 2 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Таким образом, статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрен необходимый перечень сведений, которые указываются в соответствующем заявлении, в том числе в обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) (пункт 5 части 1 статьи 12). Данным Законом не предусмотрено, что к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие необходимый размер испрашиваемых земельных участков, в том числе заключения по согласованию площади земельных участков.
С учетом изложенного, доводы администрации о том, что заявителю необходимо представить с заявлением документы, подтверждающие необходимый размер испрашиваемых земельных участков; заключения по согласованию площади земельных участков от 25.02.2011 (л.д. 30-39) не соответствуют закону, так как составлены без каких-либо обоснований использования спорных земельных участков, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции. Кроме того, заключения по согласованию площади земельных участков, составленные с нарушениями ответчиком как уполномоченным органом в соответствующей сфере деятельности, и предоставленные заинтересованному лицу в качестве обоснованных и достоверных, не могут влиять на права заявителя.
Как следует из заявлений от 23.06.2010 (л.д. 29), от 12.07.2012 (л.д. 16-20), от 20.12.2012 (л.д. 14) Майснер В.Ф. указал все необходимые сведения, в том числе обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), а именно: количество членов КФХ - 3 человека, виды деятельности фермерского хозяйства - 01.11.1 выращивание зерновых и зернобобовых культур; 01.11.6 выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов; 15.72 производство готовых кормов для домашних животных, следовательно выполнил требование, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Довод администрации о том, что крестьянское фермерское хозяйство "Вектор" на дату подачи Майснером В.Ф. заявления от 23.06.2010 не зарегистрировано в установленном порядке (зарегистрировано 04.08.2010), в связи с чем заявление Майснера В.Ф. не подлежало рассмотрению, подлежит отклонению, так как статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривает обращение граждан, заинтересованных в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, а не обращения зарегистрированных в установленным порядке КФХ. Согласно части 2 статьи 12 указанного Закона достаточно приложить соглашение, заключенное между членами крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое соглашение представлено заявителем в учреждение вместе с соответствующим заявлением (л.д. 98-102).
Кроме того, данное основание не указано в оспариваемом письме от 14.01.2013 N 27 в качестве основания отказа в предоставлении заявителю в аренду спорных земельных участков.
Таким образом, заявителем представлены все необходимые документы и сведения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в связи с чем учреждение неправомерно в оспариваемом письме от 14.01.2013 N 27 отказало заявителю в предоставлении в аренду сроком на 4 года спорных земельных участком для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
С учетом изложенного, обжалуемое решение учреждения об отказе заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков правомерно признано судом первой инстанции незаконным как противоречащее Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и нарушающее права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно в качестве восстановительной меры обязал администрацию принять решение о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом, указанные требования обосновано заявлены к Администрации Емельяновского района в соответствии с положениями Устава Емельяновского района (пункт 16 статьи 41.2, подпункт 12 пункта 1 статьи 46).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы заявителя по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции составляют 2200 рублей, в том числе за рассмотрение заявления о признании незаконным решения учреждения - 200 рублей, заявления о принятии обеспечительных мер (удовлетворено судом) - 2000 рублей и подлежат взысканию с учреждения в пользу заявителя. Возложение выполнения восстановительной меры на администрацию не является основанием для взыскания государственной пошлины с администрации. При этом, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 8800 рублей (всего уплачено 11 000 рублей - 2200 рублей) подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов следует изменить в связи с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" июля 2013 года по делу N А33-1612/2013 в части распределения судебных расходов изменить.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" в пользу Главы крестьянского фермерского хозяйства Майснера Виктора Федоровича 2200 рублей судебных расходов.
Возвратить Главе крестьянского фермерского хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу из средств федерального бюджета 8800 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" июля 2013 года по делу N А33-1612/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2013 ПО ДЕЛУ N А33-1612/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N А33-1612/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "23" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии:
- от заявителя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Майснера Виктора Федоровича): Левицкой Т.Д., представителя по доверенности от 04.02.2013;
- от ответчика (администрации Емельяновского района Красноярского края): Власовой А.А., представителя по доверенности от 20.05.2013, Константинова П.С., представителя по доверенности от 26.11.2012;
- от ответчика (Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края"): Константинова П.С., представителя по доверенности от 28.02.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Емельяновского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" июля 2013 года по делу N А33-1612/2013, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Вектор" Майснер Виктор Федорович (далее - заявитель, ИНН 241102573839, ОГРН 310241121600012) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к муниципальному казенному учреждению "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (далее - учреждение) о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" об отказе в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженное в письме от 14.01.2013 N 27, к Администрации Емельяновского района Красноярского края (далее - администрация) об обязании принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу в аренду сроком на 4 года земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 июля 2013 года заявленное требование удовлетворено, признано незаконным решение Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" об отказе в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженное в письме от 14.01.2013 N 27. Суд обязал Администрацию Емельяновского района принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу в аренду сроком на 4 года земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Суд взыскал с Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" в пользу Майснера Виктора Федоровича 5100 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, с Администрации Емельяновского района в пользу Майснера Виктора Федоровича 5100 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, возвратил Майснеру Виктору Федоровичу из федерального бюджета 800 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 01.07.2013 не согласна, ссылается на то, что крестьянское фермерское хозяйство "Вектор" (далее - КФХ "Вектор") на дату подачи Майснером В.Ф. заявления от 23.06.2010 не зарегистрировано в установленном порядке (зарегистрировано 04.08.2010), в связи с чем заявление Майснера В.Ф. не подлежало рассмотрению; заявителем не представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; заключения по согласованию площади земельных участков от 25.02.2011 не соответствуют закону, так как составлены без каких-либо обоснований использования спорных земельных участков; заявитель не представил в администрацию документов, подтверждающих необходимый размер испрашиваемых земельных участков; нарушена процедура публикации сообщения о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленная пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
23.06.2010 (вх. N 100 от 23.06.2010) заявитель обратился к главе Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему для ведения фермерского хозяйства 1000 га земель сельскохозяйственного назначения в районе д. Кубеково.
Согласно заключениям Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" от 25.02.2011 NN 43/1, 44/1, 45/1, 46/1, 47/1 согласована площадь земельных участков по адресу: в районе д. Кубеково, участок N 1 (130 га), участок N 2 (2,5 га), участок N 3 (140,6 га), участок N 4 (169 га), участок N 5 (9,7 га).
В соответствии с предоставленными в материалы дела кадастровыми паспортами от 07.04.2011 N 24ЗУ/11-47534 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:800 площадью 1 304 046 +/- 9 992 кв. м), от 07.02.2012 N 24/12-23179 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:640 площадью 97 162 +/- 2 727 кв. м), от 15.08.2011 N 24ЗУ/11-130459 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:12238 площадью 1 684 633 +/- 11 357 кв. м, от 07.04.2011 N 24ЗУ/11-46941 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:642 площадью 1 406 071 +/- 10 376 кв. м), от 06.04.2011 N 24ЗУ/11-45814 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:639 площадью 248 084 +/- 4 358 кв. м), указанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
12.07.2012 заявитель письменно обратился к главе администрации Емельяновского района с соответствующим заявлением относительно каждого из приведенных выше земельных участков, с просьбой предоставить земельный участок для осуществления деятельности фермерского хозяйства в аренду сроком на 4 года. К заявлению приложены: 1) кадастровый паспорт земельного участка; 2) соглашение о создании КФХ "Вектор"; 3) копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства; 4) заключение о согласовании площади земельного участка; 5) копия заявления о предоставлении земельного участка от 23.06.2010; 6) копия паспорта главы КФХ "Вектор" Майснера В.Ф.
Согласно входящему штампу Администрации Емельяновского района Красноярского края (вх. N 9904) 20.12.2012 заявитель обратился в администрацию с очередным заявлением о предоставлении указанных выше земельных участков в аренду на 4 года. При этом, заявитель указал, что количество членов КФХ "Вектор" - 3 человека; основные виды деятельности КФХ "Вектор": 1) 01.11.1 выращивание зерновых и зернобобовых культур; 2) 01.11.6 выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов; 3) 15.72 производство готовых кормов для домашних животных.
В письме от 14.01.2013 N 27 учреждение сообщило заявителю об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемых земельных участков по причине непредставления заинтересованным лицом обоснования размеров предоставляемых земельных участков (число членов КФХ, виды деятельности фермерского хозяйства).
В обоснование доводов о законности принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков ответчик представил в материалы дела письмо от 01.08.2012 N 2740, в котором учреждение, в ответ на обращения заявителя от 16.07.2012, предложило предоставить обоснование площади испрашиваемых земельных участков, а также письмо от 12.10.2012 N 4071, в котором учреждением со ссылкой на обращения заявителя от 16.07.2012 принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков по причине неподтверждения заинтересованным лицом площади испрашиваемых земельных участков. В качестве доказательства направления в адрес заявителя писем от 01.08.2012 и от 12.10.2012 ответчиком в материалы дела представлены копии журналов исходящих документов за 2012 год. Из пояснений заявителя следует, что указанные выше письма им не получались, об их содержании последнему было не известно до судебного разбирательства по настоящему делу.
Указывая на противоречие закону решения учреждения об отказе в предоставлении главе крестьянского фермерского хозяйства земельных участков в аренду, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ учреждения в предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майснеру В.Ф. (далее - глава КФХ) в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 (далее - спорные земельные участки) для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженный в письме от 14.01.2013 N 27, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, по следующим основаниям.
Согласно оспариваемому письму учреждения от 14.01.2013 N 27 (л.д. 67) учреждение отказало заявителю в предоставлении в аренду сроком на 4 года спорных земельных участков для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства по заявлению от 20.12.2012 (л.д. 14) в связи с тем, что заявителем в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в заявлении не указано обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Администрация ссылается на то, что заявителю правомерно отказано в предоставлении в аренду спорных земельных участков, поскольку нарушена процедура публикации сообщения о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленная пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает доводы администрации необоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В пункте 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения не упомянут.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Названная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не требует обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Таким образом, основанием приобретения земельного участка в собственность либо в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства является совершение заинтересованным лицом всех действий, необходимых в соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Основанием отказа заявителю в предоставлении в аренду сроком на 4 года спорных земельных участков для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства по заявлению от 20.12.2012 (л.д. 14) послужил вывод учреждения о том, что заявителем в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в заявлении не указано обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Частью 2 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Таким образом, статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрен необходимый перечень сведений, которые указываются в соответствующем заявлении, в том числе в обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) (пункт 5 части 1 статьи 12). Данным Законом не предусмотрено, что к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие необходимый размер испрашиваемых земельных участков, в том числе заключения по согласованию площади земельных участков.
С учетом изложенного, доводы администрации о том, что заявителю необходимо представить с заявлением документы, подтверждающие необходимый размер испрашиваемых земельных участков; заключения по согласованию площади земельных участков от 25.02.2011 (л.д. 30-39) не соответствуют закону, так как составлены без каких-либо обоснований использования спорных земельных участков, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции. Кроме того, заключения по согласованию площади земельных участков, составленные с нарушениями ответчиком как уполномоченным органом в соответствующей сфере деятельности, и предоставленные заинтересованному лицу в качестве обоснованных и достоверных, не могут влиять на права заявителя.
Как следует из заявлений от 23.06.2010 (л.д. 29), от 12.07.2012 (л.д. 16-20), от 20.12.2012 (л.д. 14) Майснер В.Ф. указал все необходимые сведения, в том числе обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), а именно: количество членов КФХ - 3 человека, виды деятельности фермерского хозяйства - 01.11.1 выращивание зерновых и зернобобовых культур; 01.11.6 выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов; 15.72 производство готовых кормов для домашних животных, следовательно выполнил требование, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Довод администрации о том, что крестьянское фермерское хозяйство "Вектор" на дату подачи Майснером В.Ф. заявления от 23.06.2010 не зарегистрировано в установленном порядке (зарегистрировано 04.08.2010), в связи с чем заявление Майснера В.Ф. не подлежало рассмотрению, подлежит отклонению, так как статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривает обращение граждан, заинтересованных в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, а не обращения зарегистрированных в установленным порядке КФХ. Согласно части 2 статьи 12 указанного Закона достаточно приложить соглашение, заключенное между членами крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое соглашение представлено заявителем в учреждение вместе с соответствующим заявлением (л.д. 98-102).
Кроме того, данное основание не указано в оспариваемом письме от 14.01.2013 N 27 в качестве основания отказа в предоставлении заявителю в аренду спорных земельных участков.
Таким образом, заявителем представлены все необходимые документы и сведения, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в связи с чем учреждение неправомерно в оспариваемом письме от 14.01.2013 N 27 отказало заявителю в предоставлении в аренду сроком на 4 года спорных земельных участком для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
С учетом изложенного, обжалуемое решение учреждения об отказе заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков правомерно признано судом первой инстанции незаконным как противоречащее Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и нарушающее права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно в качестве восстановительной меры обязал администрацию принять решение о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом, указанные требования обосновано заявлены к Администрации Емельяновского района в соответствии с положениями Устава Емельяновского района (пункт 16 статьи 41.2, подпункт 12 пункта 1 статьи 46).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы заявителя по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции составляют 2200 рублей, в том числе за рассмотрение заявления о признании незаконным решения учреждения - 200 рублей, заявления о принятии обеспечительных мер (удовлетворено судом) - 2000 рублей и подлежат взысканию с учреждения в пользу заявителя. Возложение выполнения восстановительной меры на администрацию не является основанием для взыскания государственной пошлины с администрации. При этом, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 8800 рублей (всего уплачено 11 000 рублей - 2200 рублей) подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов следует изменить в связи с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" июля 2013 года по делу N А33-1612/2013 в части распределения судебных расходов изменить.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" в пользу Главы крестьянского фермерского хозяйства Майснера Виктора Федоровича 2200 рублей судебных расходов.
Возвратить Главе крестьянского фермерского хозяйства Майснеру Виктору Федоровичу из средств федерального бюджета 8800 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" июля 2013 года по делу N А33-1612/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)