Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23329/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. по делу N А55-23329/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от третьего лица - Зотов П.Н., паспорт, доверенность от 24 марта 2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2012 г. по делу N А55-23329/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо - Онискова Вера Николаевна, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 18,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Физкультурная, в районе дома N 76, под временный металлический гараж, согласно заключению от 18 апреля 2012 г. N СП-2/5823-1-1.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с действующим законодательством Департамент был не вправе утверждать схему расположения на кадастровом плане (кадастровой карте) территории земельного участка под временный металлический гараж в территориальной зоне Ж-3, поскольку цель использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости, предусмотренным для указанной зоны.
Земельный участок был предоставлен Онисковой В.Н. в аренду после введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61.
В судебном заседании представитель третьего лица Онисковой В.Н. считает решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 14 сентября 2011 г. Онискова В.Н. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 18,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Физкультурная, в районе жилого дома N 76, под временный металлический гараж.
Поскольку испрашиваемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, а, следовательно, не сформирован в качестве объекта гражданских и земельных правоотношений, Министерством на основании п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и во исполнение п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (далее - Порядок), в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара было направлено обращение от 06 марта 2012 г. N 12-1/2575/11-а об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара выдал заключение от 18 апреля 2012 г. N СП-2/5823-1-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки 3 - 6 этажей (Ж-3), использование земельного участка под установку временного металлического гаража без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией соответствует сопутствующим видам разрешенного использования недвижимости в указанной зоне. При отсутствии на земельном участке основного вида использования сопутствующий вид использования не считается разрешенным (л.д. 38 - 39).
Полагая заключение Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В силу п. 2.4 Порядка Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исходя из положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ, п. 2.5 и п. 2.6 Порядка, на орган местного самоуправления возложена обязанность в месячный срок с даты поступления обращения Министерства утвердить схему расположения земельного участка с учетом зонирования территорий и направить ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, либо, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, направить в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 (далее - Правила), объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем гаража опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Департаментом не представлено.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными Правилами.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд считает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
В материалы дела Онисковой В.Н. представлен договор от 04 декабря 1996 г. N 1731 передачи квартир в собственность граждан, с отметкой о регистрации от 20 декабря 1996 г., из которого следует, что Онискова В.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Физкультурная, д. 76/8, кв. 68.
Из расчета оценки стоимости квартиры, передаваемой в личную собственность граждан, следует, что квартира Онисковой В.Н. находится в 5-этажном доме.
Распоряжением администрации Советского района г. Самары от 03 сентября 2001 г. N 2228 Онисковой В.Н., проживающей по адресу: г. Самара, ул. Физкультурная, д. 76, кв. 68, предоставлен в аренду земельный участок площадью 18 кв. м под установку временного металлического гаража согласно прилагаемой схеме (л.д. 22, 40).
На данной схеме указан земельный участок площадью 18,0 кв. м, предоставляемый в аренду гражданке Онисковой В.Н. под временный металлический гараж по адресу: ул. Физкультурная, в районе жилого дома N 76 (л.д. 23, 41).
Согласно заключению Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 29 июля 2011 г. N 09/9881 в результате последнего технического обследования по состоянию на 28 июля 2011 г. установлено, что временный металлический гараж, расположенный на земельном участке по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Физкультурная, в районе жилого дома N 76, по своим техническим характеристикам не является объектом капитального строительства. При визуальном обследовании данного объекта установлено отсутствие фундамента (л.д. 34).
Из представленной справки Областной РТЭК N 1 от 29 марта 1993 г. Сер. ВТЭ-121 N 075034 следует, что Онискова В.Н. является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно, не подлежит очередному переосвидетельствованию, нуждается в постоянном постороннем уходе, нетрудоспособна.
В материалы дела Онискова В.Н. представила справку Бюро медико-социальной экспертизы от 02 июня 1997 г. N 206/3184 о том, что годна к управлению а/м с управлением на две руки.
Также в материалы дела представлен паспорт транспортного средства 16 ЕХ 059809 от 04 января 2001 г. (марка, модель ТС - ВАЗ 111130).
При этом в ПТС сделана отметка от 25 апреля 2001 г. об установке ручного управления.
В графе ПТС "Наименование (фио) собственника" указана Онискова Вера Николаевна. В графе "Особые отметки" указано "Выдана бесплатно. Без права продажи и передачи. 23.04.01 г.".
В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Согласно Правилам основными разрешенными видами использования земельных участков в зоне Ж-3 - Зона среднеэтажной жилой застройки 3 - 6 этажей являются, в том числе, многоквартирные дома 2 - 4 этажей в пределах исторической части города, многоквартирные дома 2 - 6 этажей за пределами исторической части города.
К разрешенным видам использования, сопутствующим основным видам использования недвижимости, относятся, в том числе, отдельностоящий или встроенный гараж на 1 - 2 легковые автомашины на земельных участках отдельностоящих и блокированных жилых домов на одну семью, 1 отдельностоящий или встроенный гараж или открытая стоянка для каждых трех жилых единиц на участке многоквартирного дома.
Таким образом, поскольку Онискова В.Н., инвалид 1 группы, является собственником квартиры в многоквартирном доме, что соответствует основному разрешенному виду использования земельного участка, то использование земельного участка под установку временного металлического гаража соответствует разрешенному виду использования, сопутствующему основным видам использования недвижимости в зоне Ж-3.
При таких обстоятельствах отказ в утверждении схемы, содержащийся в заключении Департамента, противоречит вышеназванным нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Решение Министерства о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 18,00 кв. м может быть принято после утверждения органом местного самоуправления схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Поэтому неисполнение Департаментом возложенной на него действующим законодательством обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории препятствует Министерству в проведении процедуры предоставления данного земельного участка в аренду в порядке, установленном действующим законодательством, в рамках компетенции Министерства.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2012 г. по делу N А55-23329/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)