Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2013 N Ф09-14026/12 ПО ДЕЛУ N А76-6588/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. N Ф09-14026/12

Дело N А76-6588/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Белкова Валерия Мансуровича на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А76-6588/2012 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (далее - администрация) - Кульпин Е.В. (доверенность от 15.01.2013 N 41).

Предприниматель Белков В.М. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации от 28.12.2011 N 1387 "Об отмене постановления администрации от 12.08.2011 N 744 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату Белкову В.М., адрес проживания: <...>" (далее - постановление от 28.12.2011 N 1387) и о возложении на администрацию обязанности в течение 7 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу направить предпринимателю Белкову В.М. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 74:06:0000000:467 площадью 99 913 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, на расстоянии 2,6 км юго-восточнее п. Спасский.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 05.06.2012 к участию в деле привлечен прокурор Верхнеуральского района (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2012 (судья Наконечная О.Г.) заявленные требования удовлетворены. Постановление от 28.12.2011 N 1387 признано недействительным, на администрацию возложена обязанность в течение 7 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу направить предпринимателю Белкову В.М. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 74:06:0000000:467 площадью 99 913 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, на расстоянии 2,6 км юго-восточнее п. Спасский.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 (судьи Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю., Карпачева М.И.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Белков В.М. просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ), применение не подлежащей применению ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель указывает на отсутствие необходимости публикации информации о земельных участках сельскохозяйственного назначения, которые предоставляются в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам, поскольку ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ не предусмотрено обязательное информирование населения о предстоящем предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Как следует из материалов дела, Белков В.М., являясь главой крестьянского фермерского хозяйства, обратился в администрацию с заявлением от 23.05.2011 о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 99 000 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", расположенного по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, на расстоянии в 2,6 км юго-восточнее п. Спасский.
Земельный участок с кадастровым номером 74:06:0000000:467 площадью 99 913 кв. м по адресу: Верхнеуральский район, в 2,6 км юго-восточнее п. Спасский, поставлен на кадастровый учет 07.09.2011.
Постановлением администрации от 12.08.2011 N 744 Белкову В.М. в собственность за плату предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 74:06:0000000:467, находящийся по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, земельный участок расположен в 2,6 км юго-восточнее п. Спасский, с разрешенным использованием "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему постановлению, общей площадью 99 913 кв. м.
Прокуратурой Верхнеуральского района вынесен протест от 27.12.2011 на постановление администрации от 12.08.2011 N 744, в котором прокурор требует отменить указанное постановление в связи с тем, что предоставление земельного участка в силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ должно осуществляться на торгах.
Администрацией на основании протеста прокурора принято постановление от 28.12.2011 N 1387.
Полагая, что названное постановление нарушает его права и законные интересы, предприниматель Белков В.М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что предприниматель совершил все действия, необходимые для приобретения земельного участка в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ, и оснований для отмены постановления о предоставлении земельного участка у администрации не имелось.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны среди прочего обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как установлено судами, в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства Белков Н.В. зарегистрирован до подачи соответствующего заявления о предоставлении земельного участка. Таким образом, заявитель как глава крестьянского (фермерского) хозяйства наделен правом на получение земельного участка на основании специального порядка, установленного Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Реализация указанного права в силу ст. 81 Земельного кодекса осуществляется не только в порядке, установленном Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ, но и Земельным кодексом Российской Федерации, которым предусмотрена обязанность органа государственной власти и органа местного самоуправления информировать население о предстоящем предоставлении земельных участков (ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:06:00000000:467 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Таким образом, правила данной нормы применяются к отношениям по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в случае, когда о предоставлении участка в собственность было подано два и более заявлений. В этом случае предоставление соответствующего земельного участка осуществляется на торгах.
Предоставление земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в ином порядке противоречило бы основным принципам земельного законодательства, установленным в Земельном кодексе Российской Федерации, в частности предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, а также ограничивало доступ иных хозяйствующих субъектов к использованию земли.
Следовательно, установленный ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ порядок предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не исключает необходимости соблюдения общих принципов предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 1 и 34 Земельного кодекса.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции сделал вывод о недоказанности надлежащего информирования о предоставлении спорного земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанции необоснованно посчитал установленным обстоятельство публикации информации о предоставлении земельного участка со ссылками на публикацию в газете "Красный Уралец" от 04.06.2011 N 61, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции указанный документ в материалы дела не приобщен, чем нарушен принцип непосредственности исследования судом доказательств (ч. 2 ст. 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, суд отметил, что представленная администрацией в суд апелляционной инстанции копия газеты "Красный Уралец" от 04.06.2011 N 61 не содержит информации о предоставлении спорного земельного участка с местоположением согласно данным кадастрового паспорта: Верхнеуральский район, 2,6 км юго-восточнее п. Спасский. Названная публикация содержит информацию о предоставлении в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка площадью 5 га с местоположением: Верхнеуральский район, 2,8 км юго-западнее от п. Ивановский, что исключает возможность его идентификации со спорным земельным участком как по местоположению, так и по площади.
Представленная в апелляционный суд предпринимателем публикация в газете "Красный Уралец" от 30.04.2011 N 48 содержит сведения о предоставлении земельного участка площадью 10 га с местоположением: Верхнеуральский район, 3 км южнее п. Спасский, в аренду для сельскохозяйственного производства. Данную публикацию также нельзя считать надлежащей и обеспечивающей равный доступ иным хозяйствующим субъектам к использованию земли в силу указания иного местоположения земельного участка, а также целей его предоставления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 74:06:00000000:467 площадью 99 913 кв. м в собственность предпринимателя для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства было произведено с нарушением норм ст. 1, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Учитывая изложенное, постановление от 12.08.2011 было отменено органом местного самоуправления правомерно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии необходимости публикации информации о предоставлении в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков сельскохозяйственного назначения отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А76-6588/2012 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Белкова Валерия Мансуровича - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)