Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2013 N 15АП-14394/2013 ПО ДЕЛУ N А53-36135/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. N 15АП-14394/2013

Дело N А53-36135/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриановой И.Б.,
при участии:
от истца: представитель Атанова Марина Михайловна (доверенность от 11.10.2013),
от ответчика: представитель Ныркова Светлана Александровна (доверенность от 28.01.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Захарченко О.П.)
от 23 июля 2013 года по делу N А53-36135/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" (ИНН 6164002456)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области,
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, администрации г. Ростова-на-Дону,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Горизонт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" (далее - учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 576 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031803:23, вид разрешенного использования - для эксплуатации производственной площадки, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 368, в размере 25 909 000 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области (далее - правительство) и администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2013 заявленные требования удовлетворены, с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" взыскано 4 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины, в пользу Правительства Ростовской области - 25 000 рублей судебных расходов на проведение судебной экспертизы.
Суд пришел к выводу о том, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Требования истца, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО "ГЕО-ДОН", согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена в размере 5 640 000 рублей. Вместе с тем, третьими лицами были заявлены возражения относительно полноты и достоверности указанных в отчете сведений.
Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 относительно рассмотрения спорных вопросов касающихся расхождений между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости назначения экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2007).
В соответствии с представленным заключением эксперта общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр экономических исследований" от 26.04.2013 N Э4-2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0031803:23 по состоянию на 01.01.2007 составляет 23 909 000 рублей. Указанные результаты легли в основу решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение в части взыскания с ответчика судебных расходов в размере 29 000 рублей отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны ходатайствовали об утверждении мирового соглашения на следующих условиях:
"1. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4 576 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031803:23, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 368, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной площадки, равной его рыночной стоимости в размере 25 909 000 рублей.
2. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области вносит в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка площадью 4 576 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031803:23, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 368, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной площадки, в размере 25 909 000 рублей в качестве кадастровой стоимости данного участка с момента вступления в силу решения суда.
3. Общество с ограниченной ответственностью "Горизонт" принимает на себя в полном объеме расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей, оплаченной ранее.".
В тексте мирового соглашения стороны указали, что им известны последствия прекращения производства по делу.
Мировое соглашение соответствует по форме и содержанию требованиям статьи 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.
В силу части 3 статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Горизонт" является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:44:0031803:23, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 368, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 03.10.2005 серии 61 АБ N 150671, а также выпиской из ЕГРП от 15.11.2012.
С 01.01.2009 в связи с вступлением в силу Постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" размер кадастровой стоимости земельного участка составляет 79 529 049 рублей 60 копеек. Изложенные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 30.06.2009 N 61/001/09-321773.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, а значит, мировое соглашение в части внесения в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости земельного участка не противоречит нормам действующего законодательства и соответствует размеру, определенному заключением эксперта.
Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра"). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно статье 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В настоящее время в силу приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 полномочия по кадастровому учету осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", соответственно, именно данное учреждение выступает надлежащим ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Оговоренная сторонами в мировом соглашении стоимость земельного участка была определена при рассмотрении дела в суде первой инстанции посредством проведения экспертизы. В соответствии с заключением эксперта общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр экономических исследований" от 26.04.2013 N Э4-2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0031803:23 по состоянию на 01.01.2007 составляет 23 909 000 рублей.
Заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть, на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Заключение содержит обоснование выбранного оценщиком метода, описание объектов-аналогов, корректировки, примененные оценщиком, им обоснованы надлежащим образом.
Таким образом, мировое соглашение соответствует нормам действующего законодательства также и в части оговоренной стоимости земельного участка.
В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации администрация может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
В соответствии с пунктами 5.1.3 и 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
Согласно приказам Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 полномочия по кадастровому учету осуществляет учреждение, соответственно, именно оно выступает надлежащим ответчиком при оспаривании кадастровой стоимости.
Администрация, как орган местного самоуправления, не является лицом, участвующим в процедуре проведения и утверждения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка.
Таким образом, подписанное сторонами мировое соглашение не нарушает права и законные интересы администрации.
Учитывая, что сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в случае заявления требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не являются, мировое соглашение также не затрагивает права правительства Ростовской области.
В связи с утверждением мирового соглашения истцу надлежит возвратить половину государственной пошлины, уплаченной при подаче иска (пункт 3 части 6 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 140, 141, частью 2 статьи 150, статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

утвердить мировое соглашение, заключенное 14.10.2013 между обществом с ограниченной ответственностью "Горизонт" и федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на следующих условиях:
"1. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4 576 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031803:23, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 368, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной площадки, равной его рыночной стоимости в размере 25 909 000 рублей.
2. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области вносит в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка площадью 4 576 кв. м с кадастровым номером 61:44:0031803:23, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Текучева, 368, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной площадки, в размере 25 909 000 рублей в качестве кадастровой стоимости данного участка с момента вступления в силу решения суда.
3. Общество с ограниченной ответственностью "Горизонт" принимает на себя в полном объеме расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей, оплаченной ранее.".
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23 июля 2013 года по делу N А53-36135/2012 отменить, производство по делу прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Горизонт" из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 237 от 03.12.2012.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий
В.В.ГАЛОВ

Судьи
О.Г.АВДОНИНА
А.А.ПОПОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)