Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод железобетонных изделий" - Жихарев Ю.А.; доверенность от 11.07.2012 года, Ефтимиади Г.И., доверенность от 31.10.2012 года, Брызгалова И.А., доверенность от 11.07.2012 года,
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещен, не явился;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2012 года по делу N А55-20726/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод железобетонных изделий", Самарская область, г. Тольятти,
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва,
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
установил:
Закрытое акционерное общество "Тольяттинский завод железобетонных изделий" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:47, расположенного: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, 136 площадью 190606 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в связи с нахождением на земельном участке градирни, являющимся гидротехническим сооружением, предоставление земельного участка не может быть осуществлено.
Податель жалобы считает, что понятие гидротехнического сооружения, данное в Федеральном законе от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", учитывая специальный характер нормативного акта, не может быть использовано применительно к подпункту 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации без учета иных нормативных положений. Сфера действия данного Закона ограничена и распространяется только на перечисленные в нем сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации; приведенный перечень сооружений не является исчерпывающим.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, градирня по своему назначению является гидротехническим сооружением по использованию водных ресурсов в силу указанных положений.
Податель жалобы считает, что в соответствии с пунктом 48 ГОСТа 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения" гидротехническим сооружением является сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления.
Представители Закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод железобетонных изделий" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Федерального агентства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод железобетонных изделий", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Закрытому акционерному обществу "Тольяттинский завод железобетонных изделий" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, 136, площадью 190 606,00 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0302053:47, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 18 - 66).
Вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 05.08.2011 N 09/019/2011-908 (л.д. 16), и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ЗАО "ТзЖБИ" (свидетельство о государственной регистрации права от 18.09.2001 N 262726 - л.д. 68).
ЗАО "ТзЖБИ" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением от 11.11.2011 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, 136, площадью 190 606,00 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0302053:47, для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений (л.д. 10).
Письмом от 15.05.2012 N 24/804 Территориальное управление уведомило ЗАО "ТзЖБИ" о принятии Росимуществом решения об отказе от 11.04.2012 N 1111-10/10828 в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, 136, площадью 190 606,00 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0302053:47, для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, в связи с нахождением на нем градирни, являющейся, по мнению Росимущества, гидротехническим сооружением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель ЗАО "ТзЖБИ" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Следовательно, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обладает исключительным правом его приватизации.
Заявитель представил в Территориальное управление документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, что подтверждается описью документов, приложенных к заявлению от 11.11.2011 (л.д. 10).
Оспариваемый отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка мотивирован со ссылкой на статью ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнический сооружений" и подпункт 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, нахождением на нем градирни, являющейся, по мнению ответчиков, гидротехническим сооружением.
Подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, ограничены в обороте.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнический сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Градирня, принадлежащая на праве собственности ЗАО "ТзЖБИ" (свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2003 серия 63-АА N 752707 - л.д. 33), представляет собой сооружение для охлаждения воды направленным потоком атмосферного воздуха, используется исключительно для охлаждения технологической воды (воды, циркулирующей в системе охлаждения компрессоров сжатого воздуха), представляет из себя градирню башенного типа, расположенную над металлическим баком с размерами 4,97 x 3,87 x 1,8, V - 34.62 куб. м, открытого сверху, высота конической башни 5 м.
Из имеющихся в материалах дела технического паспорта градирни и схемы ее устройства следует, что спорная градирня не имеет сообщения с искусственными или естественными водными объектами (реки, плотины, пруды, водохранилища и т.п.), используется на конкретном предприятии, для целей производства, а именно для охлаждения технологической воды, циркулирующей в системе охлаждения компрессоров, подающих сжатый воздух, необходимый для системы дозирования инертных материалов при производстве бетона.
Исходя из понятия гидротехнического сооружения, данного в статье 3 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" находящаяся в собственности заявителя градирня в соответствии со своими техническими характеристиками и назначением не может быть отнесена к гидротехническим сооружениям.
Кроме того, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 490 от 23.05.1998 г. "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" Российский регистр гидротехнических сооружений ведется в целях государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений.
Указанным Постановлением Правительства (п. 4) предусмотрено Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта обеспечить формирование и представление в Федеральное агентство водных ресурсов материалов по поднадзорным объектам для ведения соответствующих разделов Регистра.
Согласно заключению Средне - Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.06.2012 N 4277-12 (л.д. 17), т.е. органа, обладающего сведениями (материалами) о гидротехнических сооружениях согласно указанному постановлению Правительства, градирня является сооружением водоподготовки в системе оборотного водоснабжения основного производства, используется для охлаждения технологической воды, и равно как сооружения систем водоснабжения в понятие "гидротехнические сооружения", трактуемое ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", не входит, и, следовательно, положения данной статьи не распространяются на данное сооружение.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что градирня не относится к гидротехническим сооружениям.
Доказательств обратного заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого отказа требованиям статьей 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", а также о нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания указанного отказа незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2012 года по делу N А55-20726/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2012 ПО ДЕЛУ N А55-20726/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. по делу N А55-20726/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод железобетонных изделий" - Жихарев Ю.А.; доверенность от 11.07.2012 года, Ефтимиади Г.И., доверенность от 31.10.2012 года, Брызгалова И.А., доверенность от 11.07.2012 года,
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещен, не явился;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2012 года по делу N А55-20726/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод железобетонных изделий", Самарская область, г. Тольятти,
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва,
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
установил:
Закрытое акционерное общество "Тольяттинский завод железобетонных изделий" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:47, расположенного: Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, 136 площадью 190606 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в связи с нахождением на земельном участке градирни, являющимся гидротехническим сооружением, предоставление земельного участка не может быть осуществлено.
Податель жалобы считает, что понятие гидротехнического сооружения, данное в Федеральном законе от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", учитывая специальный характер нормативного акта, не может быть использовано применительно к подпункту 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации без учета иных нормативных положений. Сфера действия данного Закона ограничена и распространяется только на перечисленные в нем сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации; приведенный перечень сооружений не является исчерпывающим.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, градирня по своему назначению является гидротехническим сооружением по использованию водных ресурсов в силу указанных положений.
Податель жалобы считает, что в соответствии с пунктом 48 ГОСТа 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения" гидротехническим сооружением является сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления.
Представители Закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод железобетонных изделий" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Федерального агентства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Закрытого акционерного общества "Тольяттинский завод железобетонных изделий", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Закрытому акционерному обществу "Тольяттинский завод железобетонных изделий" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, 136, площадью 190 606,00 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0302053:47, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 18 - 66).
Вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 05.08.2011 N 09/019/2011-908 (л.д. 16), и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ЗАО "ТзЖБИ" (свидетельство о государственной регистрации права от 18.09.2001 N 262726 - л.д. 68).
ЗАО "ТзЖБИ" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением от 11.11.2011 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, 136, площадью 190 606,00 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0302053:47, для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений (л.д. 10).
Письмом от 15.05.2012 N 24/804 Территориальное управление уведомило ЗАО "ТзЖБИ" о принятии Росимуществом решения об отказе от 11.04.2012 N 1111-10/10828 в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, 136, площадью 190 606,00 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0302053:47, для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, в связи с нахождением на нем градирни, являющейся, по мнению Росимущества, гидротехническим сооружением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель ЗАО "ТзЖБИ" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Следовательно, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обладает исключительным правом его приватизации.
Заявитель представил в Территориальное управление документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, что подтверждается описью документов, приложенных к заявлению от 11.11.2011 (л.д. 10).
Оспариваемый отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка мотивирован со ссылкой на статью ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнический сооружений" и подпункт 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, нахождением на нем градирни, являющейся, по мнению ответчиков, гидротехническим сооружением.
Подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, ограничены в обороте.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнический сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Градирня, принадлежащая на праве собственности ЗАО "ТзЖБИ" (свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2003 серия 63-АА N 752707 - л.д. 33), представляет собой сооружение для охлаждения воды направленным потоком атмосферного воздуха, используется исключительно для охлаждения технологической воды (воды, циркулирующей в системе охлаждения компрессоров сжатого воздуха), представляет из себя градирню башенного типа, расположенную над металлическим баком с размерами 4,97 x 3,87 x 1,8, V - 34.62 куб. м, открытого сверху, высота конической башни 5 м.
Из имеющихся в материалах дела технического паспорта градирни и схемы ее устройства следует, что спорная градирня не имеет сообщения с искусственными или естественными водными объектами (реки, плотины, пруды, водохранилища и т.п.), используется на конкретном предприятии, для целей производства, а именно для охлаждения технологической воды, циркулирующей в системе охлаждения компрессоров, подающих сжатый воздух, необходимый для системы дозирования инертных материалов при производстве бетона.
Исходя из понятия гидротехнического сооружения, данного в статье 3 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" находящаяся в собственности заявителя градирня в соответствии со своими техническими характеристиками и назначением не может быть отнесена к гидротехническим сооружениям.
Кроме того, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 490 от 23.05.1998 г. "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" Российский регистр гидротехнических сооружений ведется в целях государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений.
Указанным Постановлением Правительства (п. 4) предусмотрено Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта обеспечить формирование и представление в Федеральное агентство водных ресурсов материалов по поднадзорным объектам для ведения соответствующих разделов Регистра.
Согласно заключению Средне - Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.06.2012 N 4277-12 (л.д. 17), т.е. органа, обладающего сведениями (материалами) о гидротехнических сооружениях согласно указанному постановлению Правительства, градирня является сооружением водоподготовки в системе оборотного водоснабжения основного производства, используется для охлаждения технологической воды, и равно как сооружения систем водоснабжения в понятие "гидротехнические сооружения", трактуемое ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", не входит, и, следовательно, положения данной статьи не распространяются на данное сооружение.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что градирня не относится к гидротехническим сооружениям.
Доказательств обратного заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого отказа требованиям статьей 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", а также о нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания указанного отказа незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2012 года по делу N А55-20726/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)