Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПГС-Поставка" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2013 по делу N А07-6218/2013 (судья Харисова А.Ф.).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ПГС-Поставка" (далее - общество "ПГС-Поставка", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо 1) и Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам, заинтересованное лицо 2), в котором просило признать незаконными:
- - решение Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944 о нахождении в зоне рекреационного назначения земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:466 площадью 78096 кв. м по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для добычи строительного грунта, и земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:0226 площадью 25000 кв. м по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для использования в целях разработки карьера;
- - решения Управления по земельным ресурсам от 14.11.2012 N 27715 о прекращении договора аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и договора аренды от 28.02.2008 N 185-08 в отношении указанных земельных участков, а также обязать Администрацию направить в адрес общества "ПГС-Поставка" платежные реквизиты для оплаты арендных платежей по договорам аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и от 28.02.2008 N 185-08 (с учетом изменения заявителем предмета требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 2, л.д. 78-79).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан) (далее также - третьи лица) (т. 1, л.д. 1-4, 66-67, 74-76, т. 2, л.д. 74-76).
Решением от 09.08.2013 (резолютивная часть объявлена 07.08.2013) суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (т. 2, л.д. 109-118).
Не согласившись с принятым решением, общество "ПГС-Поставка" (далее также - апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 09.08.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 129-130).
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение судом норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Апеллянт считает, что обжалуемое решение не содержит мотивов, по которым суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о том, что на момент составления односторонних актов о прекращении договоров аренды у заинтересованного лица уже имелись сведения о передаче прав и обязанностей по договорам аренды на спорные участки от общества с ограниченной ответственностью "Уфимская строительная компания" (далее - общество "Уфимская строительная компания") к обществу "ПГС-Поставка", в связи с чем факт ликвидации общества "Уфимская строительная компания" уже не имел правового значения для разрешения настоящего спора.
Апеллянт указывает, что судом не дана также правовая оценка доводам заявителя о несоблюдении арендодателем требований пунктов 6.6 спорных договоров аренды и статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации о необходимости предварительного уведомления о предстоящем расторжении договора аренды.
По мнению апеллянта, вывод суда о том, что распоряжение спорными земельными участками относится к компетенции Правительства Республики Башкортостан не соответствует положениям пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а выводы суда о том, что оспариваемое письмо от 29.01.2013 N 31944 носит уведомительный характер и о недоказанности заявителем оспаривания решения Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4 не согласуются с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами местного самоуправления оспариваемых решений, возлагается на соответствующие органы.
Со ссылкой на нормы пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта "д" пункта 3 части 9 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, апеллянт отмечает, что наложение обременения на земельный участок (в данном случае в виде отнесения участков к рекреационной зоне) требует соответствующей государственной регистрации и установления перечня земельных участков, на которые наложено обременение. Апеллянт также настаивает на том, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных прав общества "ПГС-Поставка".
Заинтересованные лица и третьи лица в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание 14.10.2013 не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет", следовательно, имели реальную возможность явиться в суд или известить суд о причинах неявки.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей заявителя, заинтересованных лиц и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 28.02.2008 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом "Уфимская строительная компания" (арендатор) подписан договор N 185-08 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:050302:0226, расположенный по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для разработки карьера, общей площадью 25000 кв. м (пункт 1.1 договора) (т. 1, л.д. 24-25). Согласно пункту 3.1 договора срок аренды устанавливается с 23.07.2007 на неопределенный срок.
Во исполнение договора аренды N 185-08 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:050302:0226 передан Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обществу "Уфимская строительная компания" по акту приема-передачи от 28.02.2008 (т. 1, л.д. 28).
01.11.2011 между обществом "Уфимская строительная компания" (арендатор) и обществом "ПГС-Поставка" (новый арендатор) подписан договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка N 185-08 от 28.02.2008, по условиям которого арендатор передает, а новый арендатор принимает все права и обязанности первого и становится стороной по договору N 185-08 от 28.02.2008 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:0226, расположенного по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для разработки карьера, общей площадью 25000 кв. м (т. 1, л.д. 29).
По акту приема-передачи от 01.11.2011 общество "Уфимская строительная компания" передало обществу "ПГС-Поставка" земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:0226 во исполнение договора от 01.11.2011 передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка N 185-08 от 28.02.2008 (т. 1, л.д. 30).
30.12.2010 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом "Уфимская строительная компания" (арендатор) подписан договор N 2306-10 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:050302:466, расположенный по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для добычи строительного грунта, общей площадью 78096 кв. м (пункт 1.1 договора) (т. 1, л.д. 31-32). Согласно пункту 3.1 договора срок аренды устанавливается с 09.04.2010 на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд.
Во исполнение договора аренды N 2306-10 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:050302:466 передан Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обществу "Уфимская строительная компания" по акту приема-передачи от 30.12.2010 (т. 1, л.д. 36).
01.11.2011 между обществом "Уфимская строительная компания" (арендатор) и обществом "ПГС-Поставка" (новый арендатор) подписан договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка N 2306-10 от 30.12.2010, по условиям которого в связи с переоформлением лицензии на добычу строительных грунтов арендатор передает, а новый арендатор принимает все права и обязанности первого и становится стороной по договору N 2306-10 от 30.12.2010 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:466, расположенного по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для добычи строительного грунта, общей площадью 78096 кв. м (т. 1, л.д. 37).
По акту приема-передачи от 01.11.2011 общество "Уфимская строительная компания" передало обществу "ПГС-Поставка" земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:466 во исполнение договора от 01.11.2011 передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка N 2306-10 от 30.12.2010 (т. 1, л.д. 38).
В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 03.04.2013 N 02/13/1-241531 земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:226, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 25.01.2008, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Ленинский, земли населенный пунктов, разрешенное использование: разработка карьера, площадь 25000+/-55 кв. м, сведения о правах: государственная собственность (т. 1, л.д. 18-19).
Лист N 2 кадастрового паспорта от 03.04.2013 N 02/13/1-241531 содержит сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:226:
1) земельный участок входит в территориальную зону: "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000292265, индекс Р-2", 02.55.1.431, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4;
2) земельный участок частично входит в зону: "РБ, г. Уфа. Прибрежные защитные полосы, реестровый номер 02:55:01:000292659", 02.55.2.223, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "РБ, г. Уфа. Прибрежные защитные полосы, реестровый номер 02:55:01:000292659", 02.55.2.223, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4;
3) земельный участок частично входит в зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер 02:55:01:000292510", 02.55.2.95, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер 02:55:01:000292510", 02.55.2.95, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4.
В материалы дела представлен также кадастровый паспорт от 03.04.2013 N 02/13/1-241587 земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:466, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 05.05.2009, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 360 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Респ Башкортостан, г. Уфа, р-н Демский, ул Романовка, д. 61, земли населенный пунктов, разрешенное использование: для добычи строительного грунта, площадь 78096+/-98 кв. м, сведения о правах: отсутствуют (т. 1, л.д. 16-17).
Лист N 2 кадастрового паспорта от 03.04.2013 N 02/13/1-241587 содержит сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:466:
1) земельный участок входит в территориальную зону: "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000292265, индекс Р-2", 02.55.1.431, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4;
2) земельный участок частично входит в зону: "РБ, г. Уфа. Прибрежные защитные полосы, реестровый номер 02:55:01:000292659", 02.55.2.223, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "РБ, г. Уфа. Прибрежные защитные полосы, реестровый номер 02:55:01:000292659", 02.55.2.223, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4;
3) земельный участок частично входит в зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер 02:55:01:000292510", 02.55.2.95, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер 02:55:01:000292510", 02.55.2.95, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 04.04.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:466, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Демский, и на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:226, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Демский, площадь 25000 кв. м (т. 1, л.д. 14, 15).
Из материалов дела усматривается также, что 14.09.2012 Управлением по земельным ресурсам составлены акты о прекращении с 27.06.2012 договоров аренды земельного участка от 28.02.2008 N 185-08 и от 30.12.2010 N 2306-10, заключенных с обществом "Уфимская строительная компания" в связи с ликвидацией последнего (т. 1, л.д. 99, 100).
Общество "ПГС-Поставка" обратилось в Администрацию с письмом от 15.10.2012 N 112, в котором просило согласовать договоры передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельного участка от 28.02.2008 N 185-08 и от 30.12.2010 N 2306-10 в связи с переоформлением лицензии на пользование недрами от общества "Уфимская строительная компания" на общество "ПГС-Поставка" (т. 1, л.д. 11).
Письмом от 14.11.2012 N 27715 Управление по земельным ресурсам сообщило обществу "ПГС-Поставка" о невозможности согласования договоров передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельного участка от 28.02.2008 N 185-08 и от 30.12.2010 N 2306-10 в связи с прекращением указанных договоров (т. 1, л.д. 23).
04.12.2012 общество "ПГС-Поставка" обратилось в Администрацию с письмом от 30.11.2012 N 125, в котором просило в связи с переоформлением лицензии на пользование недрами от общества "Уфимская строительная компания" на общество "ПГС-Поставка" заключить договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050302:466 и 02:55:050302:226 (т. 1, л.д. 20).
Письмом от 29.01.2013 N 31944 Управление по земельным ресурсам сообщило обществу "ПГС-Поставка" о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:050302:466 и 02:55:050302:226 расположены в территориальной зоне рекреационного назначения (Р-2). Кроме того, в письме от 29.01.2013 N 31944 со ссылкой на статью 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 05.01.2004 N 59-з указано, что полномочиями по распоряжению данными земельными участками обладает Правительство Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 22).
Полагая, что решения Управления по земельным ресурсам, выраженные в письмах от 14.11.2012 N 27715 и от 29.01.2013 N 31944, являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "ПГС-Поставка" обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая обществу "ПГС-Поставка" в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ни Администрация, ни Управление по земельным ресурсам не являются компетентными органами по распоряжению и принятию решений о предоставлении в аренду спорных земельных участков. В отсутствие в материалах дела доказательств оспаривания решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан", суд пришел к выводу о том, что указанный нормативный акт является действующим. Суд также указал, что письмо Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944 носит уведомительный характер. Кроме того, суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах удовлетворение требований об обязании Администрации направить в адрес общества "ПГС-Поставка" платежные реквизиты для оплаты арендных платежей по договорам аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и от 28.02.2008 N 185-08 не приведет к восстановлению прав заявителя, поскольку полномочиями по распоряжению спорными земельными участками обладает Правительство Республики Башкортостан.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо само определяет способ защиты его нарушенного права. Как видно из материалов дела и доводов апелляционной жалобы, требования заявлены обществом "ПГС-Поставка" в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
I.В рассматриваемом случае общество "ПГС-Поставка" оспаривает решение Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944, как это сформулировано в заявлении, в части указания на нахождение спорных земельных участков в зоне рекреационного назначения.
Между тем из материалов дела следует, что сведения о территориальной зоне "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000292265, индекс Р-2", в которую согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам входят спорные земельные участки, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан", а не на основании решения Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944.
Однако требований о признании недействительным решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части установления территориальной зоны "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000292265, индекс Р-2" общество "ПГС-Поставка" в рамках настоящего дела не заявляло.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно указал, что письмо Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944 в части указания на нахождение спорных земельных участков в зоне рекреационного назначения не является, по существу, ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, как это следует из содержания заявленных требований, общество "ПГС-Поставка" письмо Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944 как отказ в заключении договоров аренды в отношении спорных земельных участков не оспаривало, исковых требований о понуждении уполномоченных органов местного самоуправления к заключению договоров аренды в отношении данных участков не заявляло.
II.В отношении требований о признании незаконным решения Управления по земельным ресурсам от 14.11.2012 N 27715 о прекращении договора аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и договора аренды от 28.02.2008 N 185-08 судебная коллегия отмечает следующее.
Судебная коллегия приходит к выводу, что материально-правовой интерес заявителя направлен, по существу, на сохранение арендных отношений в рамках названных выше договоров, которые заинтересованные лица считают прекращенными в связи с ликвидацией общества "Уфимская строительная компания", не признавая заявителя как правопреемника последнего на основании соответствующих договоров перенайма.
Стороны спора (Управление по земельным ресурсам, выступающее в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 N 11/23 арендодателем земельных участков, и общество "ПГС-Поставка") являются равноправными субъектами гражданско-правовых отношений.
Уведомляя общество "ПГС-Поставка" о прекращении спорных договоров аренды, в связи с чем отказывая в согласовании договоров перенайма, Управление по земельным ресурсам действовало как сторона договоров, реализуя свои гражданские права, а не властно-распорядительные полномочия.
Закон предусматривает определенный способ защиты для данного случая. Выбор способа защиты зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права. Вместе с тем если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права, вправе применять лишь этот способ.
Однако заявитель просил рассмотреть спор по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве способа восстановления нарушенных прав просил возложить на Администрацию обязанность направить в адрес общества "ПГС-Поставка" платежные реквизиты для оплаты арендных платежей по договорам аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и от 28.02.2008 N 185-08.
Рассмотрение гражданско-правового спора по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ставит Администрацию и Управление по земельным ресурсам в неравное с заявителем положение, возлагая на них дополнительные процессуальные обязанности.
Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих правоприменительных решениях неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на судебное обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 N 450-О-О, от 18.07.2006 N 367-О).
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (пункт "о" статьи 71, часть 1 статьи 76).
Предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя.
В рассматриваемом случае требования заявлены без учета изложенных принципов. Обществом "ПГС-Поставка" выбран ненадлежащий способ защиты, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы в полном объеме как основанные на неправильном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы общество "ПГС-Поставка" уплатило государственную пошлину в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 04.09.2013 N 53 (т. 2, л.д. 138).
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на общество "ПГС-Поставка".
Излишне уплаченная заявителем по платежному поручению от 04.09.2013 N 53 государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возвращению обществу "ПГС-Поставка" из федерального бюджета в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2013 по делу N А07-6218/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПГС-Поставка" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПГС-Поставка" из федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2013 N 18АП-10190/2013 ПО ДЕЛУ N А07-6218/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. N 18АП-10190/2013
Дело N А07-6218/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПГС-Поставка" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2013 по делу N А07-6218/2013 (судья Харисова А.Ф.).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ПГС-Поставка" (далее - общество "ПГС-Поставка", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо 1) и Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам, заинтересованное лицо 2), в котором просило признать незаконными:
- - решение Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944 о нахождении в зоне рекреационного назначения земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:466 площадью 78096 кв. м по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для добычи строительного грунта, и земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:0226 площадью 25000 кв. м по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для использования в целях разработки карьера;
- - решения Управления по земельным ресурсам от 14.11.2012 N 27715 о прекращении договора аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и договора аренды от 28.02.2008 N 185-08 в отношении указанных земельных участков, а также обязать Администрацию направить в адрес общества "ПГС-Поставка" платежные реквизиты для оплаты арендных платежей по договорам аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и от 28.02.2008 N 185-08 (с учетом изменения заявителем предмета требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 2, л.д. 78-79).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан) (далее также - третьи лица) (т. 1, л.д. 1-4, 66-67, 74-76, т. 2, л.д. 74-76).
Решением от 09.08.2013 (резолютивная часть объявлена 07.08.2013) суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (т. 2, л.д. 109-118).
Не согласившись с принятым решением, общество "ПГС-Поставка" (далее также - апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 09.08.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 129-130).
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение судом норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Апеллянт считает, что обжалуемое решение не содержит мотивов, по которым суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о том, что на момент составления односторонних актов о прекращении договоров аренды у заинтересованного лица уже имелись сведения о передаче прав и обязанностей по договорам аренды на спорные участки от общества с ограниченной ответственностью "Уфимская строительная компания" (далее - общество "Уфимская строительная компания") к обществу "ПГС-Поставка", в связи с чем факт ликвидации общества "Уфимская строительная компания" уже не имел правового значения для разрешения настоящего спора.
Апеллянт указывает, что судом не дана также правовая оценка доводам заявителя о несоблюдении арендодателем требований пунктов 6.6 спорных договоров аренды и статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации о необходимости предварительного уведомления о предстоящем расторжении договора аренды.
По мнению апеллянта, вывод суда о том, что распоряжение спорными земельными участками относится к компетенции Правительства Республики Башкортостан не соответствует положениям пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а выводы суда о том, что оспариваемое письмо от 29.01.2013 N 31944 носит уведомительный характер и о недоказанности заявителем оспаривания решения Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4 не согласуются с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами местного самоуправления оспариваемых решений, возлагается на соответствующие органы.
Со ссылкой на нормы пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта "д" пункта 3 части 9 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, апеллянт отмечает, что наложение обременения на земельный участок (в данном случае в виде отнесения участков к рекреационной зоне) требует соответствующей государственной регистрации и установления перечня земельных участков, на которые наложено обременение. Апеллянт также настаивает на том, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных прав общества "ПГС-Поставка".
Заинтересованные лица и третьи лица в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание 14.10.2013 не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет", следовательно, имели реальную возможность явиться в суд или известить суд о причинах неявки.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей заявителя, заинтересованных лиц и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 28.02.2008 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом "Уфимская строительная компания" (арендатор) подписан договор N 185-08 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:050302:0226, расположенный по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для разработки карьера, общей площадью 25000 кв. м (пункт 1.1 договора) (т. 1, л.д. 24-25). Согласно пункту 3.1 договора срок аренды устанавливается с 23.07.2007 на неопределенный срок.
Во исполнение договора аренды N 185-08 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:050302:0226 передан Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обществу "Уфимская строительная компания" по акту приема-передачи от 28.02.2008 (т. 1, л.д. 28).
01.11.2011 между обществом "Уфимская строительная компания" (арендатор) и обществом "ПГС-Поставка" (новый арендатор) подписан договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка N 185-08 от 28.02.2008, по условиям которого арендатор передает, а новый арендатор принимает все права и обязанности первого и становится стороной по договору N 185-08 от 28.02.2008 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:0226, расположенного по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для разработки карьера, общей площадью 25000 кв. м (т. 1, л.д. 29).
По акту приема-передачи от 01.11.2011 общество "Уфимская строительная компания" передало обществу "ПГС-Поставка" земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:0226 во исполнение договора от 01.11.2011 передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка N 185-08 от 28.02.2008 (т. 1, л.д. 30).
30.12.2010 между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом "Уфимская строительная компания" (арендатор) подписан договор N 2306-10 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:050302:466, расположенный по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для добычи строительного грунта, общей площадью 78096 кв. м (пункт 1.1 договора) (т. 1, л.д. 31-32). Согласно пункту 3.1 договора срок аренды устанавливается с 09.04.2010 на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд.
Во исполнение договора аренды N 2306-10 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:050302:466 передан Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обществу "Уфимская строительная компания" по акту приема-передачи от 30.12.2010 (т. 1, л.д. 36).
01.11.2011 между обществом "Уфимская строительная компания" (арендатор) и обществом "ПГС-Поставка" (новый арендатор) подписан договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка N 2306-10 от 30.12.2010, по условиям которого в связи с переоформлением лицензии на добычу строительных грунтов арендатор передает, а новый арендатор принимает все права и обязанности первого и становится стороной по договору N 2306-10 от 30.12.2010 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:466, расположенного по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для добычи строительного грунта, общей площадью 78096 кв. м (т. 1, л.д. 37).
По акту приема-передачи от 01.11.2011 общество "Уфимская строительная компания" передало обществу "ПГС-Поставка" земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:466 во исполнение договора от 01.11.2011 передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка N 2306-10 от 30.12.2010 (т. 1, л.д. 38).
В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 03.04.2013 N 02/13/1-241531 земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:226, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 25.01.2008, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Ленинский, земли населенный пунктов, разрешенное использование: разработка карьера, площадь 25000+/-55 кв. м, сведения о правах: государственная собственность (т. 1, л.д. 18-19).
Лист N 2 кадастрового паспорта от 03.04.2013 N 02/13/1-241531 содержит сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:226:
1) земельный участок входит в территориальную зону: "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000292265, индекс Р-2", 02.55.1.431, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4;
2) земельный участок частично входит в зону: "РБ, г. Уфа. Прибрежные защитные полосы, реестровый номер 02:55:01:000292659", 02.55.2.223, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "РБ, г. Уфа. Прибрежные защитные полосы, реестровый номер 02:55:01:000292659", 02.55.2.223, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4;
3) земельный участок частично входит в зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер 02:55:01:000292510", 02.55.2.95, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер 02:55:01:000292510", 02.55.2.95, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4.
В материалы дела представлен также кадастровый паспорт от 03.04.2013 N 02/13/1-241587 земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:466, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 05.05.2009, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 360 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Респ Башкортостан, г. Уфа, р-н Демский, ул Романовка, д. 61, земли населенный пунктов, разрешенное использование: для добычи строительного грунта, площадь 78096+/-98 кв. м, сведения о правах: отсутствуют (т. 1, л.д. 16-17).
Лист N 2 кадастрового паспорта от 03.04.2013 N 02/13/1-241587 содержит сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:050302:466:
1) земельный участок входит в территориальную зону: "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000292265, индекс Р-2", 02.55.1.431, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4;
2) земельный участок частично входит в зону: "РБ, г. Уфа. Прибрежные защитные полосы, реестровый номер 02:55:01:000292659", 02.55.2.223, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "РБ, г. Уфа. Прибрежные защитные полосы, реестровый номер 02:55:01:000292659", 02.55.2.223, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4;
3) земельный участок частично входит в зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер 02:55:01:000292510", 02.55.2.95, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4; в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер 02:55:01:000292510", 02.55.2.95, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22.08.2008 N 7/4.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 04.04.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:466, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Демский, и на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302:226, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Демский, площадь 25000 кв. м (т. 1, л.д. 14, 15).
Из материалов дела усматривается также, что 14.09.2012 Управлением по земельным ресурсам составлены акты о прекращении с 27.06.2012 договоров аренды земельного участка от 28.02.2008 N 185-08 и от 30.12.2010 N 2306-10, заключенных с обществом "Уфимская строительная компания" в связи с ликвидацией последнего (т. 1, л.д. 99, 100).
Общество "ПГС-Поставка" обратилось в Администрацию с письмом от 15.10.2012 N 112, в котором просило согласовать договоры передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельного участка от 28.02.2008 N 185-08 и от 30.12.2010 N 2306-10 в связи с переоформлением лицензии на пользование недрами от общества "Уфимская строительная компания" на общество "ПГС-Поставка" (т. 1, л.д. 11).
Письмом от 14.11.2012 N 27715 Управление по земельным ресурсам сообщило обществу "ПГС-Поставка" о невозможности согласования договоров передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельного участка от 28.02.2008 N 185-08 и от 30.12.2010 N 2306-10 в связи с прекращением указанных договоров (т. 1, л.д. 23).
04.12.2012 общество "ПГС-Поставка" обратилось в Администрацию с письмом от 30.11.2012 N 125, в котором просило в связи с переоформлением лицензии на пользование недрами от общества "Уфимская строительная компания" на общество "ПГС-Поставка" заключить договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050302:466 и 02:55:050302:226 (т. 1, л.д. 20).
Письмом от 29.01.2013 N 31944 Управление по земельным ресурсам сообщило обществу "ПГС-Поставка" о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:050302:466 и 02:55:050302:226 расположены в территориальной зоне рекреационного назначения (Р-2). Кроме того, в письме от 29.01.2013 N 31944 со ссылкой на статью 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 05.01.2004 N 59-з указано, что полномочиями по распоряжению данными земельными участками обладает Правительство Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 22).
Полагая, что решения Управления по земельным ресурсам, выраженные в письмах от 14.11.2012 N 27715 и от 29.01.2013 N 31944, являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "ПГС-Поставка" обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая обществу "ПГС-Поставка" в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ни Администрация, ни Управление по земельным ресурсам не являются компетентными органами по распоряжению и принятию решений о предоставлении в аренду спорных земельных участков. В отсутствие в материалах дела доказательств оспаривания решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан", суд пришел к выводу о том, что указанный нормативный акт является действующим. Суд также указал, что письмо Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944 носит уведомительный характер. Кроме того, суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах удовлетворение требований об обязании Администрации направить в адрес общества "ПГС-Поставка" платежные реквизиты для оплаты арендных платежей по договорам аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и от 28.02.2008 N 185-08 не приведет к восстановлению прав заявителя, поскольку полномочиями по распоряжению спорными земельными участками обладает Правительство Республики Башкортостан.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо само определяет способ защиты его нарушенного права. Как видно из материалов дела и доводов апелляционной жалобы, требования заявлены обществом "ПГС-Поставка" в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
I.В рассматриваемом случае общество "ПГС-Поставка" оспаривает решение Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944, как это сформулировано в заявлении, в части указания на нахождение спорных земельных участков в зоне рекреационного назначения.
Между тем из материалов дела следует, что сведения о территориальной зоне "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000292265, индекс Р-2", в которую согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам входят спорные земельные участки, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан", а не на основании решения Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944.
Однако требований о признании недействительным решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части установления территориальной зоны "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер 02:55:01:000292265, индекс Р-2" общество "ПГС-Поставка" в рамках настоящего дела не заявляло.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно указал, что письмо Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944 в части указания на нахождение спорных земельных участков в зоне рекреационного назначения не является, по существу, ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, как это следует из содержания заявленных требований, общество "ПГС-Поставка" письмо Управления по земельным ресурсам от 29.01.2013 N 31944 как отказ в заключении договоров аренды в отношении спорных земельных участков не оспаривало, исковых требований о понуждении уполномоченных органов местного самоуправления к заключению договоров аренды в отношении данных участков не заявляло.
II.В отношении требований о признании незаконным решения Управления по земельным ресурсам от 14.11.2012 N 27715 о прекращении договора аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и договора аренды от 28.02.2008 N 185-08 судебная коллегия отмечает следующее.
Судебная коллегия приходит к выводу, что материально-правовой интерес заявителя направлен, по существу, на сохранение арендных отношений в рамках названных выше договоров, которые заинтересованные лица считают прекращенными в связи с ликвидацией общества "Уфимская строительная компания", не признавая заявителя как правопреемника последнего на основании соответствующих договоров перенайма.
Стороны спора (Управление по земельным ресурсам, выступающее в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 N 11/23 арендодателем земельных участков, и общество "ПГС-Поставка") являются равноправными субъектами гражданско-правовых отношений.
Уведомляя общество "ПГС-Поставка" о прекращении спорных договоров аренды, в связи с чем отказывая в согласовании договоров перенайма, Управление по земельным ресурсам действовало как сторона договоров, реализуя свои гражданские права, а не властно-распорядительные полномочия.
Закон предусматривает определенный способ защиты для данного случая. Выбор способа защиты зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права. Вместе с тем если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права, вправе применять лишь этот способ.
Однако заявитель просил рассмотреть спор по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве способа восстановления нарушенных прав просил возложить на Администрацию обязанность направить в адрес общества "ПГС-Поставка" платежные реквизиты для оплаты арендных платежей по договорам аренды от 30.12.2010 N 2306-10 и от 28.02.2008 N 185-08.
Рассмотрение гражданско-правового спора по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ставит Администрацию и Управление по земельным ресурсам в неравное с заявителем положение, возлагая на них дополнительные процессуальные обязанности.
Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих правоприменительных решениях неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на судебное обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 N 450-О-О, от 18.07.2006 N 367-О).
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (пункт "о" статьи 71, часть 1 статьи 76).
Предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя.
В рассматриваемом случае требования заявлены без учета изложенных принципов. Обществом "ПГС-Поставка" выбран ненадлежащий способ защиты, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы в полном объеме как основанные на неправильном толковании закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы общество "ПГС-Поставка" уплатило государственную пошлину в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 04.09.2013 N 53 (т. 2, л.д. 138).
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на общество "ПГС-Поставка".
Излишне уплаченная заявителем по платежному поручению от 04.09.2013 N 53 государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возвращению обществу "ПГС-Поставка" из федерального бюджета в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2013 по делу N А07-6218/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПГС-Поставка" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПГС-Поставка" из федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)