Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН: 1115902001632; далее - Территориальное управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2012 по делу N А50-15426/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Порт Пермь" (ОГРН: 1025900757904, ИНН: 5903004012; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка из земель населенных пунктов площадью 40 178 кв. м с кадастровым номером 59:01:4510602:45, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, д. 56, об обязании Территориального управления Росимущества устранить допущенные нарушения законных прав и интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность общества названного земельного участка, подготовке и направлению в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с выкупной ценой 381 349 руб. 49 коп. в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 20.09.2012 (судья Батракова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Территориального управления Росимущества, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность общества земельного участка из земель населенных пунктов площадью 40 178 кв. м с кадастровым номером 59:01:4510602:45, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, д. 56. На заинтересованное лицо возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность общества названного земельного участка, подготовке и направлению в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с выкупной ценой 381 349 руб. 49 коп. в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 (судьи Скромова Ю.В., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на отсутствие у него полномочий по самостоятельному принятию решения о предоставлении земельного участка площадью более 1 га в собственность без соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Территориальное управление Росимущества также отмечает, что представленные обществом документы направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для согласования.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- - 1-этажное здание арочного склада площадью 262,6 кв. м, литера Р (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889539);
- - 1-этажное здание арочного склада площадью 263,6 кв. м, литера П (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889538);
- - 1-этажное здание учреждения площадью 31,9 кв. м, литера К (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889536);
- - 1-этажное здание гаража площадью 262,7 кв. м, литера Ж (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889535);
- - 1-этажное здание гаража площадью 366 кв. м, литера Е (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889534);
- - 1-этажное здание механического цеха площадью 1050,2 кв. м, литера Д (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889533);
- - 3-этажное здание управления участка ЗПР площадью 971,6 кв. м, литера Б (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889532);
- - 1-этажное здание бытовых помещений площадью 31,6 кв. м, литера Н (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889537);
- - 1-этажная проходная площадью 11,3 кв. м, литера Ф (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0738486);
- - 1-этажное здание проходной площадью 85,5 кв. м, литеры А, А1 с площадками а, а1, а2, а3 (регистрационное удостоверение от 09.04.1997 N 7-2-39);
- - 1-этажное здание водонапорной башни площадью 56,1 кв. м, литеры О, О1 (регистрационное удостоверение от 09.04.1997 N 7-2-39);
- - 1-этажное здание склада площадью 82,6 кв. м, литера Х (регистрационное удостоверение от 09.04.1997 N 7-2-39).
Данные объекты недвижимости находятся на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 40 178 кв. м с кадастровым номером 59:01:4510602:45, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Фоминская, д. 56, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Общество 31.05.2012 обратилось в Территориальное управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка.
Непринятие Территориальным управлением Росимущества в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка в собственность обществу послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что Территориальным управлением Росимущества как органом, осуществляющим публичные полномочия, допущено бездействие, не соответствующее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить в силе на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 названной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.
Согласно п. 4.1, 4.6, 4.6.1 Типового положения территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше одного гектара, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано заявителем в уполномоченный орган исполнительной власти, поскольку Территориальное управление Росимущества является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления управомоченного лица.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что необходимость соблюдения порядка и процедуры совершения таких действий не должна являться препятствием для реализации собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, права на приобретение этого участка и не исключает обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в срок, установленный законом.
Срок рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении земельного участка установлен в п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и составляет один месяц.
Установив, что при обращении в Территориальное управление Росимущества с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4510602:45 обществом представлены все документы, необходимые для приобретения в собственность данного земельного участка, однако Территориальное управление Росимущества в установленный законом срок заявление не рассмотрело, решение по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность заявителя не приняло, суды сделали обоснованный вывод о том, что непринятие Территориальным управлением Росимущества соответствующего решения в указанный срок является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Довод Территориального управления Росимущества о том, что продажа земельных участков может осуществляться только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, судами рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие направление представленных обществом документов для согласования в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Кроме того, необходимость оформления такого поручения не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Установив, что на момент рассмотрения спора в суде истек не только предусмотренный законом месячный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, но и срок для подготовки проекта договора купли-продажи, суды обоснованно удовлетворили требование общества об обязании Территориального управления Росимущества устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность общества названного земельного участка, подготовке и направлению в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2012 по делу N А50-15426/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Д.И.МЫНДРЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2013 N Ф09-1002/13 ПО ДЕЛУ N А50-15426/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. N Ф09-1002/13
Дело N А50-15426/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН: 1115902001632; далее - Территориальное управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2012 по делу N А50-15426/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Порт Пермь" (ОГРН: 1025900757904, ИНН: 5903004012; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка из земель населенных пунктов площадью 40 178 кв. м с кадастровым номером 59:01:4510602:45, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, д. 56, об обязании Территориального управления Росимущества устранить допущенные нарушения законных прав и интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность общества названного земельного участка, подготовке и направлению в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с выкупной ценой 381 349 руб. 49 коп. в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 20.09.2012 (судья Батракова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Территориального управления Росимущества, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность общества земельного участка из земель населенных пунктов площадью 40 178 кв. м с кадастровым номером 59:01:4510602:45, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, д. 56. На заинтересованное лицо возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность общества названного земельного участка, подготовке и направлению в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с выкупной ценой 381 349 руб. 49 коп. в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 (судьи Скромова Ю.В., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на отсутствие у него полномочий по самостоятельному принятию решения о предоставлении земельного участка площадью более 1 га в собственность без соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Территориальное управление Росимущества также отмечает, что представленные обществом документы направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для согласования.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- - 1-этажное здание арочного склада площадью 262,6 кв. м, литера Р (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889539);
- - 1-этажное здание арочного склада площадью 263,6 кв. м, литера П (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889538);
- - 1-этажное здание учреждения площадью 31,9 кв. м, литера К (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889536);
- - 1-этажное здание гаража площадью 262,7 кв. м, литера Ж (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889535);
- - 1-этажное здание гаража площадью 366 кв. м, литера Е (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889534);
- - 1-этажное здание механического цеха площадью 1050,2 кв. м, литера Д (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889533);
- - 3-этажное здание управления участка ЗПР площадью 971,6 кв. м, литера Б (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889532);
- - 1-этажное здание бытовых помещений площадью 31,6 кв. м, литера Н (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0889537);
- - 1-этажная проходная площадью 11,3 кв. м, литера Ф (свидетельство от 13.05.2008 серии БА N 0738486);
- - 1-этажное здание проходной площадью 85,5 кв. м, литеры А, А1 с площадками а, а1, а2, а3 (регистрационное удостоверение от 09.04.1997 N 7-2-39);
- - 1-этажное здание водонапорной башни площадью 56,1 кв. м, литеры О, О1 (регистрационное удостоверение от 09.04.1997 N 7-2-39);
- - 1-этажное здание склада площадью 82,6 кв. м, литера Х (регистрационное удостоверение от 09.04.1997 N 7-2-39).
Данные объекты недвижимости находятся на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 40 178 кв. м с кадастровым номером 59:01:4510602:45, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Фоминская, д. 56, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Общество 31.05.2012 обратилось в Территориальное управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность названного земельного участка.
Непринятие Территориальным управлением Росимущества в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка в собственность обществу послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что Территориальным управлением Росимущества как органом, осуществляющим публичные полномочия, допущено бездействие, не соответствующее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить в силе на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 названной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.
Согласно п. 4.1, 4.6, 4.6.1 Типового положения территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше одного гектара, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано заявителем в уполномоченный орган исполнительной власти, поскольку Территориальное управление Росимущества является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления управомоченного лица.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что необходимость соблюдения порядка и процедуры совершения таких действий не должна являться препятствием для реализации собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, права на приобретение этого участка и не исключает обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в срок, установленный законом.
Срок рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении земельного участка установлен в п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и составляет один месяц.
Установив, что при обращении в Территориальное управление Росимущества с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4510602:45 обществом представлены все документы, необходимые для приобретения в собственность данного земельного участка, однако Территориальное управление Росимущества в установленный законом срок заявление не рассмотрело, решение по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность заявителя не приняло, суды сделали обоснованный вывод о том, что непринятие Территориальным управлением Росимущества соответствующего решения в указанный срок является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Довод Территориального управления Росимущества о том, что продажа земельных участков может осуществляться только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, судами рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие направление представленных обществом документов для согласования в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Кроме того, необходимость оформления такого поручения не является обстоятельством, влекущим изменение срока принятия решения о предоставлении земельного участка, установленного п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Установив, что на момент рассмотрения спора в суде истек не только предусмотренный законом месячный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, но и срок для подготовки проекта договора купли-продажи, суды обоснованно удовлетворили требование общества об обязании Территориального управления Росимущества устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в собственность общества названного земельного участка, подготовке и направлению в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2012 по делу N А50-15426/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Д.И.МЫНДРЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)