Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 08.05.2013 ПО ДЕЛУ N 4А-113/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2013 г. по делу N 4А-113/2013


Заместитель председателя Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ю.И., рассмотрев надзорную жалобу представителя по доверенности З., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", на постановление судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 сентября 2012 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2012 года, вынесенные в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановление судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 сентября 2012 года, оставленным без изменения решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2012 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подана жалоба З., в которой поставлен вопрос об отмене судебных решений ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятых по делу судебных решений не нахожу по следующим основаниям.
22 мая 2012 года на основании распоряжения заместителя руководителя Службы - начальника Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 мая 2012 года проведено обследование квартала 207 Супринского урочища и кварталов 289, 251 Верхне-Кондинского урочища Верхне-Кондинского участкового лесничества территориального отдела - Урайского лесничества.
По результатам обследования установлено, что в квартале 289 выдела 14 Верхне-Кондинского урочища Верхне-Кондинского участкового лесничества территориального отдела - Урайского лесничества обнаружены следы загрязнения почвенного покрова водонефтяной эмульсией. Загрязненный лесной участок расположен в районе скважин 806 и 835 Мортымья - Тетеревского лицензионного участка ЦДНГ-2 ТПП "Урайнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (л.д. 5 - 6, 7 - 11).
29 мая 2012 года государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры в отношении юридического лица - ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" вынесен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о том, что юридическое лицо нарушило требования санитарной безопасности в лесах: ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон 7-Ф), ч. 1 ст. 51, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 39, 52 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах).
Диспозиция ч. 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает административно-противоправным и наказуемым загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Факт совершения ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью исследованных и оцененных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3 - 4); актом обследования и фото-таблицей (л.д. 5 - 6, 7 - 11).
Изложенные обстоятельства дела и перечисленные доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая законность судебных постановлений, заявитель указывает на то, что Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возбудившая производство по данному делу об административном правонарушении, не обладает полномочиями по федеральному государственному экологическому надзору в силу ч. 3 ст. 65 Федерального закона 7-ФЗ.
Данный довод заявителя был предметом исследования судебных инстанций, и обоснованно отвергнут как несостоятельный.
Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 данного Кодекса.
Пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В соответствии со статьями 23.24 и 23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 6 сентября 2010 года N 177 определено, что служба является исполнительным органом, осуществляющим функции по государственному контролю и надзору в сфере обращения с отходами, экологической экспертизы, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, регулирование отношений недропользования, охраны атмосферного воздуха, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В связи с изложенным, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора.
Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" составлен должностным лицом уполномоченного органа в пределах его полномочий.
Не могут являться основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений доводы надзорной жалобы о том, что судебными инстанциями не приняты во внимание имеющиеся постановления государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 августа 2012 года N 275-ЗК/33 и N 274-ОК/33, которыми прекращены производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 и ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные по итогам натурного осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, и на основании запрошенных документов.
Как указывалось, часть 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в засорении леса, то есть размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан, поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания, или сбросов сточных вод, то есть привнесении, выпуске, сливании их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, то есть устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, то есть размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений.
Статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Объективная сторона указанного правонарушения представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Разновидностью порчи земель является захламление их отходами. Диспозиция данной статьи содержит указание на способы порчи земель в результате нарушения правил обращения с: а) пестицидами и агрохимикатами; б) иными опасными веществами; в) отходами производства и потребления.
В данном случае составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31, ст. 8.1 и ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют разный родовой объект посягательства, более того, правовые нормы ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются специальными по отношению к нормам ст. 8.1 и ч. 2 ст. 8.6 данного Кодекса, поскольку объектом противоправного посягательства в них выступают леса.
Учитывая изложенное, основания для прекращения настоящего производства по пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Так же следует отметить, что в квартале 289 выдела 14 Верхне-Кондинского урочища Верхне-Кондинского участкового лесничества территориального отдела - Урайское лесничество, иных хозяйствующих субъектов, помимо ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", судебными инстанции не установлено.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для снижения наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 сентября 2012 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2012 года, вынесенные в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу З., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", - без удовлетворения.

Заместитель председателя Суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
И.М.ЮРЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)