Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1438

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N 33-1438


Судья Шевцова Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Холиковой Е.А., Ивановой О.А.,
при секретаре: С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Я. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., судебная коллегия

установила:

В.М., В.В. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в черте г. Смоленска, ссылаясь на то, что являются родителями, воспитывающими трех детей в возрасте до 18 лет, в соответствии с Областным законом N 23-з от 10.06.2003 г. имеет право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако Департаментом в этом было необоснованно отказано.
Определением суда от 25.01.2013 г. производство в части требований, заявленных В.М., прекращено в связи с отказом от иска.
Представитель В.В. - С.О. просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что поддерживает заявленные истцом требования.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента, надлежащим образом извещенного о времени месте судебного заседания, который в представленном отзыве возражал относительно удовлетворения требований, указав, что выбор участка должен осуществляться заявителем самостоятельно.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 января 2013 г. требования В.В. удовлетворены. Суд обязал Департамент в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить В.В. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за ее счет работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права. Указывает на необходимость предоставления в соответствии с действующим законом схемы земельного участка, выбор которого должен осуществляться заявителем самостоятельно. Ссылается на то, что земельного участка, как объекта земельных отношений, который Департамент обязан предоставить, не имеется в виду нарушения установленного Генеральным планом г. Смоленска процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуального жилищного строительства и значительного превышения предусмотренного данным документом территориального планирования уровня индивидуальной жилой застройки.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что В.В. является родителем, воспитывающим троих детей в возрасте до 18 лет: ФИО1, (дата) рождения, ФИО2, (дата). рождения и ФИО3, (дата) г. рождения, и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона N 23-з предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
21.07.2011 г. в Департамент им подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в черте г. Смоленска для ИЖС.
Письмом Департамента от 17.08.2011 г. сообщено о необходимости предоставления чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, что предусмотрено Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243. Наличие свободных от прав третьих лиц (но несформированных) земель в черте г. Смоленска, пригодных для целей индивидуального жилищного строительства, Департамент в указанном письме не опроверг.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" ветеранам труда для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки бесплатно. Согласно ст. 2.1 названного закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
- 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
По смыслу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, и проведение работ по формированию земельного участка.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 года N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Из изложенного следует, что само предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и соответствующий субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка.
При этом отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Однако, как установил суд, Департаментом не предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска, то есть по существу возможность принятия решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства не опровергается.
Оценив доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку непредставление В.В. чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности не должно служить препятствием для разрешения соответствующего вопроса по существу, учитывая, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, а требование о предоставлении указанной схемы является допустимым в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок.
Доводы жалобы о нарушении установленным Генеральным планом г. Смоленска процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуального строительства и значительного превышения предусмотренного данным документом территориального планирования уровня индивидуальной жилой застройки (52% вместо 10%) являются несостоятельными ввиду того, что в силу положений п. 4 ст. 28 ЗК РФ подобного рода обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков, Департамент суду не представил, иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа в предоставлении земельного участка из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал требования В.В. подлежащими удовлетворению, возложив на Департамент обязанность, предоставить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Доводы о том, что неконкретность требований, выраженная в отсутствии индивидуализации земельного участка, препятствует его предоставлению, противоречит нормам земельного законодательства. Предметом данного спора являются не права на конкретный участок, а право требовать его предоставления уполномоченным на то органом.
Доводы жалобы сводятся к мотивам, которые проверил суд первой инстанции и обоснованно опроверг, правильно определив обстоятельства, имеющие значение по делу, распределив бремя по доказыванию, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, дав им надлежащую оценку.
С учетом изложенного, решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Я. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)