Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - Обухова Т.А., доверенность от 09.01.2013,
от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Министерства лесного хозяйства Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 февраля 2013 года
по делу N А50-18551/2012,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению Министерства лесного хозяйства Пермского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованные лица ООО "КамаФанЛес" (ОГРН 1105905001070, ИНН 5905276269), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
о признании отказа в государственной регистрации незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию,
установил:
Министерство лесного хозяйства Пермского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Осинский отдел) от 13.07.2012 года N 59-59-12/023/2012-387; обязании ответчика осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 25.03.2012 N 1 к договору аренды лесного участка от 13.01.2011 N 565 в установленный законом срок.
На основании ст. 51, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "КамаФанЛес", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Решением суда от 13.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 4.1, 4.3, 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы. По мнению заявителя, в данном случае в силу ст. 4.1 Вводного закона для передачи спорного лесного участка в аренду не требовалось проведения в отношении него государственного кадастрового учета. По мнению заявителя, спорный лесной участок надлежащим образом индивидуализирован. Министерство в суд апелляционной инстанции не явилось.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в суде апелляционной инстанции просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, поскольку передаваемый в аренду лесной участок не поставлен на кадастровый учет; возможность предоставления лесных участков в составе земель лесного фонда допускается без проведения кадастрового учета только для участков не прошедших государственный кадастровый учет.
Иные лица, участвующих в деле в суд апелляционной инстанции представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона от 22.12.2010 N 2 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом "КамаФанЛес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.01.2011 N 565, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду лесной участок общей площадью 12 050 га, категория земель - земли лесного фонда, с номером учетной записи в государственной лесном реестре Пермского края 1451-2011-01, имеющий местоположение: Пермский край, Бардымский район, Куединское лесничество, Бардымское участковое лесничество квартала 86, 87, 88, 89 (за исключением выделов 4, 9, 10, 12, 14, 15), 90, 91 (за исключением выделов 11, 12), 92 (за исключением выделов 6, 7, 11, 16, 17), 93 (за исключением выделов 4, 8, 12, 14, 15), 94 (за исключением выделов 11, 13), 95, 96 (за исключением выделов 11, 12, 14), 97 (за исключением выделов 2, 6, 7, 22, 23, 25, 26), 98 (за исключением 5, 8, 13), 99 (за исключением 2, 6, 14, 15, 19, 21, 22), 100 (за исключением 11, 15, 27, 28, 33), 101 (за исключением выделов 3, 5, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 20), 102 (за исключением выделов 3, 7, 8, 10, 13, 14, 18, 21, 24, 27, 29), 103 (за исключением выделов 4, 12, 15, 21, 22, 25, 26, 28-35), 104 (за исключением выделов 2, 11-14), 105 (за исключением выделов 6, 11, 12, 17, 18, 19, 21, 22, 30); Бардымское сельское участковое лесничество (колхоз "Имени Ленина") кварталы 19 (за исключением части выдела 3), 20 (за исключением части выдела 9), 21 (за исключением части выделов 6, 7, 9, 14, 15), 23, 28, 29; Бардымское сельское участковое лесничество (КДХ "Шабарский") кварталы 8, 11, 13, 20 (за исключением части выдела 3); Бардымское сельское участковое лесничество (агрофирма "Урал") кварталы 30-33; Бардымское сельское участковое лесничество (колхоз "Правда") кварталы 35, 37-39, 41, 43-45, 47, 48 50, 53, 55; Бардымское сельское участковое лесничество (ТОО "Шермейское") кварталы 1, 2, 5, 6 (за исключением части выдела 3), 7 (за исключением части выделов 1, 3), 17-19, 24-26, 30, 32, 33; Бардымское сельское участковое лесничество (АКХ "Чулпан") кварталы 2, 5 (за исключением части выдела 17), 6 (за исключением части выдела 27), 7 (за исключением части выдела 16), 8 (за исключением части выдела 16, 19); Бардымское сельское участковое лесничество (КДХ "Новая жизнь") кварталы 7, 9, 13, 15 (за исключением части выделов 1, 5), 16, 18 (за исключением части выделов 1, 14), для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов (п.п. 1, 2, 4 договора, л.д. 21-28).
28.01.2011 лесной участок был передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи лесного участка.
21.03.2012 между Министерство лесного хозяйства Пермского края (арендодатель) и обществом "КамаФанЛес" (арендатор) подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 13.01.2011 N 565, в соответствии с п. 2 которого арендодателю передается лесной участок общей площадью 12 011, 9 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 1845-2012-03, имеющий местоположение: Пермский край, Бардымский район, Куединское лесничество, Бардымское участковое лесничество квартала 86 (1-11), 87 (1-14), 88 (1-14), 89 (1-3, 5-8, 11, 13, 16, 17), 90 (1-9), 91 (1-10, 13), 92 (1-5, 8-10. 12-15, 18-20), 93 (1-3, 5-7, 9-11, 13, 16, 17), 94 (1-10, 12, 14-18), 95 (1-20), 96 (l-l6, 13, 15), 97 (1, 3-5, 8-21, 24. 27), 98 (1-4. 6-7. 9-12, 14, 15). 99 (1, 3-5, 7-13, 16-18. 20, 23, 24), 100 (1-10, 12-14, 16-26, 29-32, 54, 35), 101 (1, 2. 4, 6, 8. 9, 11, 14, 15, 18, 19, 21. 22), 102 (1, 2, 4-6, 9, 11, 12, 15-17, 19, 20. 22, 23, 25, 26, 28, 30, 31), 103 (1-3, 5-1 1, 13, 14, 16-20, 23, 24, 27, 36, 37), 104 (1, 3-10, 15, 16), 105 (1-5, 7-10, 13-16, 20, 23-29, 31, 32); Бардымское сельское участковое лесничество (Колхоз имени Ленина) кварталы (выделы) 19 (1, 2, ч. 3, 4-25), 20 (1-8, ч. 9, 10-32), 21 (1-5, ч. 6, ч. 7, 8, ч. 9, 10-13, ч. 14. ч. 15), 23 (1-14), 28 (1-28), 29 (1-10); Бардымское сельское участковое лесничество (КДП "Шабарский"), кварталы (выделы) 8 (1-9). 11 (1-19), 13 (1-13), 20 (1, 2, ч. 3, 4-15); Бардымское сельское участковое лесничество (А/Ф "Урал"), кварталы (выделы) 30 (1-15), 31 (1-25), 32 (1-10), 33 (1-24); Бардымское сельское участковое лесничество (Колхоз "Правда"), кварталы (выделы) 35 (1-9), 37 (1-10), 38 (1-12). 39 (1-5), 41 (1-7), 43 (1-9), 44 (1-6), 45 11-22), 47 (1-19), 48 (1-26), 50 (1-9), 53 (1-21), 55 (1-28); Бардымское сельское участковое лесничество (ТОО "Шермейский"), кварталы (выделы) 1 (1-13). 2 1-8), 5 (1-24), 6 (1, 2, ч. 3, 4-15), 7 (ч. 1, 2, ч. 3, 4-7), 14 (1-22), 18 (1-22), 19 (1-20), 24 (1-24), 25 (1-19), 26 (1-28), 30 (1-10), 32 (1-8), 33 (1-20); Бардымское сельское участковое лесничество (АКХ "Чулпан"), кварталы (выделы) 2 (1-5), 5 (1-16, ч. 17. 18), 6 (1-26, ч. 27), 7 (1-15, ч. 16. 17), 8 (1-15. ч. 1617, 18, ч. 19. 20, 21); Бардымское сельское участковое лесничество (КДХ "Новая жизнь"), кварталы (выделы) 7 (1-7), 9 (1-13), 13 (1-13), 15 (ч. 1, 2-4, ч. 5, 6-22), 16 (1-18), 18 (ч. 1, 2-13, ч. 14, 15, 16) (п. 2 дополнительного соглашения, л.д. 29-31).
01.06.2012 ООО "КамаФанЛес обратилось в Управление с заявлением о проведении государственной регистрации дополнительного соглашения от 21.03.2012 N 1 к договору аренды лесного участка от 13.01.2011 N 565.
Согласно расписке регистрирующего органа от 01.06.2012 на государственную регистрацию заявителем представлены: заявление от 01.06.2012, платежное поручение от 20.04.2012 N 266691, план лесного участка от 10.04.2012, выданный Министерством лесного хозяйства Пермского края, дополнительное соглашение от 21.03.2012 N 1 к договору аренды лесного участка от 21.03.2012 N 13.01.2011, выписка из государственного лесного реестра Пермского края от 10.04.2012, выданная Министерством лесного хозяйства Пермского края (л.д. 115).
15.06.2012 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что лесной участок, являющийся предметом дополнительного соглашения входит в состав других земельных (лесных) участков с кадастровыми номерами 59:13:0000000:1029, 59:13:0000000:1030, 59:13:0000000:1028, 59:13:0000000:1035, 59:13:0000000:1022, 59:13:0000000:1021, 59:13:0000000:1040, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет и проведена государственная регистрация прав (л.д. 107-108).
13.06.2012 ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением решения об образовании земельного (лесного) участка из земельных участков в составе земель лесного фонда, а также в связи с тем, что переданный в аренду лесной участок не поставлен на государственный кадастровый учет (л.д. 14-15).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации мотивирован тем, что в нарушение абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды.
На основании ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и(или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Принимая во внимание, что являющийся предметом дополнительного соглашения к договору аренды лесной участок, образован из участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, суд пришел к верному выводу о том, что в данном случае предоставление спорного участка не относится к случаям, предусмотренным ст. 4.1 Вводного закона, и при передаче спорного участка в аренду он должны быть поставлен на государственный кадастровый учет.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3, п. 5 ст. 4.1. Вводного закона).
В соответствии с п. 4, п. 11. Порядка государственный учет проводится в случаях предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда. Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к данному Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в п. 2 Порядка.
Согласно п. 12 Порядка по результатам государственного учета лицам, указанным в п. 5 Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Исходя из п. 2, 3 ст. 26 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13), разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что дополнительным соглашением объект аренды был фактически заменен другим - лесной участок с учетным номером 1451-2011-01 площадью 12050 га заменен на объект аренды - лесной участок с учетным номером 1845-2012-03 площадью 12011,9 га.
Доказательств, подтверждающих, что лесной участок с учетным номером записи в лесном реестре 1845-2012-03 имеет отдельные сформированные части, которые поставлены на государственный кадастровый учет в деле не имеется.
Судом также установлено и следует из материалов дела, что являющиеся предметом дополнительного соглашения от 21.03.2012 к договору аренды лесной участок на момент подписания указанного соглашения как самостоятельный объект права в установленном законом порядке не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о законности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды спорного лесного участка.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации закону не противоречит, права и законные интересы заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Правовых оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены (изменения) решения суда от 13.02.2013 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство лесного хозяйства Пермского края освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 февраля 2013 года по делу N А50-18551/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2013 N 17АП-3536/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-18551/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. N 17АП-3536/2013-ГК
Дело N А50-18551/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - Обухова Т.А., доверенность от 09.01.2013,
от иных лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Министерства лесного хозяйства Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 февраля 2013 года
по делу N А50-18551/2012,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению Министерства лесного хозяйства Пермского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованные лица ООО "КамаФанЛес" (ОГРН 1105905001070, ИНН 5905276269), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
о признании отказа в государственной регистрации незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию,
установил:
Министерство лесного хозяйства Пермского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Осинский отдел) от 13.07.2012 года N 59-59-12/023/2012-387; обязании ответчика осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 25.03.2012 N 1 к договору аренды лесного участка от 13.01.2011 N 565 в установленный законом срок.
На основании ст. 51, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "КамаФанЛес", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Решением суда от 13.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 4.1, 4.3, 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы. По мнению заявителя, в данном случае в силу ст. 4.1 Вводного закона для передачи спорного лесного участка в аренду не требовалось проведения в отношении него государственного кадастрового учета. По мнению заявителя, спорный лесной участок надлежащим образом индивидуализирован. Министерство в суд апелляционной инстанции не явилось.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в суде апелляционной инстанции просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, поскольку передаваемый в аренду лесной участок не поставлен на кадастровый учет; возможность предоставления лесных участков в составе земель лесного фонда допускается без проведения кадастрового учета только для участков не прошедших государственный кадастровый учет.
Иные лица, участвующих в деле в суд апелляционной инстанции представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона от 22.12.2010 N 2 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом "КамаФанЛес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 13.01.2011 N 565, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду лесной участок общей площадью 12 050 га, категория земель - земли лесного фонда, с номером учетной записи в государственной лесном реестре Пермского края 1451-2011-01, имеющий местоположение: Пермский край, Бардымский район, Куединское лесничество, Бардымское участковое лесничество квартала 86, 87, 88, 89 (за исключением выделов 4, 9, 10, 12, 14, 15), 90, 91 (за исключением выделов 11, 12), 92 (за исключением выделов 6, 7, 11, 16, 17), 93 (за исключением выделов 4, 8, 12, 14, 15), 94 (за исключением выделов 11, 13), 95, 96 (за исключением выделов 11, 12, 14), 97 (за исключением выделов 2, 6, 7, 22, 23, 25, 26), 98 (за исключением 5, 8, 13), 99 (за исключением 2, 6, 14, 15, 19, 21, 22), 100 (за исключением 11, 15, 27, 28, 33), 101 (за исключением выделов 3, 5, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 20), 102 (за исключением выделов 3, 7, 8, 10, 13, 14, 18, 21, 24, 27, 29), 103 (за исключением выделов 4, 12, 15, 21, 22, 25, 26, 28-35), 104 (за исключением выделов 2, 11-14), 105 (за исключением выделов 6, 11, 12, 17, 18, 19, 21, 22, 30); Бардымское сельское участковое лесничество (колхоз "Имени Ленина") кварталы 19 (за исключением части выдела 3), 20 (за исключением части выдела 9), 21 (за исключением части выделов 6, 7, 9, 14, 15), 23, 28, 29; Бардымское сельское участковое лесничество (КДХ "Шабарский") кварталы 8, 11, 13, 20 (за исключением части выдела 3); Бардымское сельское участковое лесничество (агрофирма "Урал") кварталы 30-33; Бардымское сельское участковое лесничество (колхоз "Правда") кварталы 35, 37-39, 41, 43-45, 47, 48 50, 53, 55; Бардымское сельское участковое лесничество (ТОО "Шермейское") кварталы 1, 2, 5, 6 (за исключением части выдела 3), 7 (за исключением части выделов 1, 3), 17-19, 24-26, 30, 32, 33; Бардымское сельское участковое лесничество (АКХ "Чулпан") кварталы 2, 5 (за исключением части выдела 17), 6 (за исключением части выдела 27), 7 (за исключением части выдела 16), 8 (за исключением части выдела 16, 19); Бардымское сельское участковое лесничество (КДХ "Новая жизнь") кварталы 7, 9, 13, 15 (за исключением части выделов 1, 5), 16, 18 (за исключением части выделов 1, 14), для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов (п.п. 1, 2, 4 договора, л.д. 21-28).
28.01.2011 лесной участок был передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи лесного участка.
21.03.2012 между Министерство лесного хозяйства Пермского края (арендодатель) и обществом "КамаФанЛес" (арендатор) подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 13.01.2011 N 565, в соответствии с п. 2 которого арендодателю передается лесной участок общей площадью 12 011, 9 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 1845-2012-03, имеющий местоположение: Пермский край, Бардымский район, Куединское лесничество, Бардымское участковое лесничество квартала 86 (1-11), 87 (1-14), 88 (1-14), 89 (1-3, 5-8, 11, 13, 16, 17), 90 (1-9), 91 (1-10, 13), 92 (1-5, 8-10. 12-15, 18-20), 93 (1-3, 5-7, 9-11, 13, 16, 17), 94 (1-10, 12, 14-18), 95 (1-20), 96 (l-l6, 13, 15), 97 (1, 3-5, 8-21, 24. 27), 98 (1-4. 6-7. 9-12, 14, 15). 99 (1, 3-5, 7-13, 16-18. 20, 23, 24), 100 (1-10, 12-14, 16-26, 29-32, 54, 35), 101 (1, 2. 4, 6, 8. 9, 11, 14, 15, 18, 19, 21. 22), 102 (1, 2, 4-6, 9, 11, 12, 15-17, 19, 20. 22, 23, 25, 26, 28, 30, 31), 103 (1-3, 5-1 1, 13, 14, 16-20, 23, 24, 27, 36, 37), 104 (1, 3-10, 15, 16), 105 (1-5, 7-10, 13-16, 20, 23-29, 31, 32); Бардымское сельское участковое лесничество (Колхоз имени Ленина) кварталы (выделы) 19 (1, 2, ч. 3, 4-25), 20 (1-8, ч. 9, 10-32), 21 (1-5, ч. 6, ч. 7, 8, ч. 9, 10-13, ч. 14. ч. 15), 23 (1-14), 28 (1-28), 29 (1-10); Бардымское сельское участковое лесничество (КДП "Шабарский"), кварталы (выделы) 8 (1-9). 11 (1-19), 13 (1-13), 20 (1, 2, ч. 3, 4-15); Бардымское сельское участковое лесничество (А/Ф "Урал"), кварталы (выделы) 30 (1-15), 31 (1-25), 32 (1-10), 33 (1-24); Бардымское сельское участковое лесничество (Колхоз "Правда"), кварталы (выделы) 35 (1-9), 37 (1-10), 38 (1-12). 39 (1-5), 41 (1-7), 43 (1-9), 44 (1-6), 45 11-22), 47 (1-19), 48 (1-26), 50 (1-9), 53 (1-21), 55 (1-28); Бардымское сельское участковое лесничество (ТОО "Шермейский"), кварталы (выделы) 1 (1-13). 2 1-8), 5 (1-24), 6 (1, 2, ч. 3, 4-15), 7 (ч. 1, 2, ч. 3, 4-7), 14 (1-22), 18 (1-22), 19 (1-20), 24 (1-24), 25 (1-19), 26 (1-28), 30 (1-10), 32 (1-8), 33 (1-20); Бардымское сельское участковое лесничество (АКХ "Чулпан"), кварталы (выделы) 2 (1-5), 5 (1-16, ч. 17. 18), 6 (1-26, ч. 27), 7 (1-15, ч. 16. 17), 8 (1-15. ч. 1617, 18, ч. 19. 20, 21); Бардымское сельское участковое лесничество (КДХ "Новая жизнь"), кварталы (выделы) 7 (1-7), 9 (1-13), 13 (1-13), 15 (ч. 1, 2-4, ч. 5, 6-22), 16 (1-18), 18 (ч. 1, 2-13, ч. 14, 15, 16) (п. 2 дополнительного соглашения, л.д. 29-31).
01.06.2012 ООО "КамаФанЛес обратилось в Управление с заявлением о проведении государственной регистрации дополнительного соглашения от 21.03.2012 N 1 к договору аренды лесного участка от 13.01.2011 N 565.
Согласно расписке регистрирующего органа от 01.06.2012 на государственную регистрацию заявителем представлены: заявление от 01.06.2012, платежное поручение от 20.04.2012 N 266691, план лесного участка от 10.04.2012, выданный Министерством лесного хозяйства Пермского края, дополнительное соглашение от 21.03.2012 N 1 к договору аренды лесного участка от 21.03.2012 N 13.01.2011, выписка из государственного лесного реестра Пермского края от 10.04.2012, выданная Министерством лесного хозяйства Пермского края (л.д. 115).
15.06.2012 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что лесной участок, являющийся предметом дополнительного соглашения входит в состав других земельных (лесных) участков с кадастровыми номерами 59:13:0000000:1029, 59:13:0000000:1030, 59:13:0000000:1028, 59:13:0000000:1035, 59:13:0000000:1022, 59:13:0000000:1021, 59:13:0000000:1040, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет и проведена государственная регистрация прав (л.д. 107-108).
13.06.2012 ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением решения об образовании земельного (лесного) участка из земельных участков в составе земель лесного фонда, а также в связи с тем, что переданный в аренду лесной участок не поставлен на государственный кадастровый учет (л.д. 14-15).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации мотивирован тем, что в нарушение абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды.
На основании ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и(или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Принимая во внимание, что являющийся предметом дополнительного соглашения к договору аренды лесной участок, образован из участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, суд пришел к верному выводу о том, что в данном случае предоставление спорного участка не относится к случаям, предусмотренным ст. 4.1 Вводного закона, и при передаче спорного участка в аренду он должны быть поставлен на государственный кадастровый учет.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3, п. 5 ст. 4.1. Вводного закона).
В соответствии с п. 4, п. 11. Порядка государственный учет проводится в случаях предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда. Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к данному Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в п. 2 Порядка.
Согласно п. 12 Порядка по результатам государственного учета лицам, указанным в п. 5 Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
Пунктом 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
В ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
Исходя из п. 2, 3 ст. 26 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13), разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что дополнительным соглашением объект аренды был фактически заменен другим - лесной участок с учетным номером 1451-2011-01 площадью 12050 га заменен на объект аренды - лесной участок с учетным номером 1845-2012-03 площадью 12011,9 га.
Доказательств, подтверждающих, что лесной участок с учетным номером записи в лесном реестре 1845-2012-03 имеет отдельные сформированные части, которые поставлены на государственный кадастровый учет в деле не имеется.
Судом также установлено и следует из материалов дела, что являющиеся предметом дополнительного соглашения от 21.03.2012 к договору аренды лесной участок на момент подписания указанного соглашения как самостоятельный объект права в установленном законом порядке не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о законности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды спорного лесного участка.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации закону не противоречит, права и законные интересы заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Правовых оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены (изменения) решения суда от 13.02.2013 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство лесного хозяйства Пермского края освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 февраля 2013 года по делу N А50-18551/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)